Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Теория государства и права. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
РАСПАД СССР В КОНТЕКСТЕ НОВЕЙШЕЙ ИСТОРИИ
А.А. ТИМОФЕЕВА
Тимофеева Алла Александровна, профессор кафедры теории и истории российского и зарубежного права Института права и управления Владивостокского государственного университета экономики и сервиса, кандидат исторических наук.
19 августа 2013 г. - очередная годовщина попытки государственного переворота, приведшего к радикальным изменениям политической ситуации в стране и предопределившего развал СССР. Эти драматические события - по-прежнему повод для активного, иногда непримиримого исторического спора. Большинство историков и политиков солидарны лишь в том, что распад СССР, оформленный Беловежским соглашением руководителей России, Белоруссии и Украины 8 декабря 1991 г., является одним из важнейших событий мировой истории XX в. Все остальные вопросы, связанные с анализом причин и последствий разрушения Советского Союза, остаются предметом острейших дискуссий. В перечне литературы - и серьезные исследования <1>, и газетные публикации - более эмоциональные, чем научные <2>. Непримиримые и зачастую полярные позиции авторов объясняются нередко политической ангажированностью лица, стремлением отстаивать свою точку зрения в рамках только отдельного аспекта проблемы на неполной документальной основе.
--------------------------------
<1> Станкевич З.А. Историко-правовые аспекты распада Союза ССР: Дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2002.
<2> Прилепин З. "Хочу обвалиться в Беловежскую пущу и бить собравшихся там" // Комсомольская правда. 2012. 7 дек. С. 10 - 11.
Для понимания процессов, приведших к распаду СССР, необходимо обратиться к истории вопроса. Общеизвестно, что большевикам после Октябрьской революции удалось очень быстро, всего за пять лет, восстановить былое территориальное единство государства, так как: во-первых, они нанесли удар по русской великодержавной, националистической идее; во-вторых, радикальный интернационализм большевиков позволил им разоружить национальные движения на окраинах. Даже в названии нового государства не было преемственности: Союз ССР был связан не с Российской империей, а с будущим (имеется в виду - после мировой революции) всемирным государством рабочих и крестьян. В создавшихся условиях федерация могла явиться фактором, способствующим экономическому объединению территорий, к тому же федеративные системы более гибкие и более прочные, чем централизованные. Принципы и институты советской федерации получили закрепление и развитие в Конституции СССР 1923 г. Значение и актуальность этого важнейшего документа не исчерпаны по сей день, а его форма и содержание породили последствия семь десятилетий спустя. С 1922 г. субъектный состав Союза увеличился в несколько раз, но вопрос о корректировке федеративных отношений с участием всех субъектов федерации ни разу не ставился. Союзное руководство закрывало глаза на то, что федерация, построенная по национальному принципу, да еще с весьма условными границами компактного проживания отдельных национальностей, - проблемное и взрывоопасное образование, требующее особой политической деликатности и гибкости. Гораздо спокойней было произносить ничего не значащие речи о дружбе народов и о нерушимости Союза, чем решать трудные межнациональные проблемы и утрясать разногласия. За 25 лет до крушения Союза ССР поэт Н. Рубцов, словно предчувствуя трагедию 1991 г., создал образ поезда, который "мчался с полным напряжением мощных сил, уму непостижимых, перед самым, может быть, крушением посреди миров несокрушимых".
Поезд с литерами "СССР" подошел к месту крушения в малоизвестном белорусском селении Вискули. Здесь 8 декабря 1991 г. и случилось непоправимое. Союза Советских Социалистических Республик не стало. В соответствии с основным тезисом современной западной идеологии СССР, как и советский строй, рухнул в силу своей внутренней несостоятельности, а распад СССР объясняется "порочностью, авантюристичностью самой идеи социализма в ее марксистском варианте".
Несогласных с такой позицией много, но факты неопровержимо свидетельствуют, "что преднамеренное разрушение СССР было следствием целенаправленной политики "демократов", и содеянное в Беловежской пуще "будет осуждено как самая чудовищная ошибка за всю историю Российского государства" <3>.
--------------------------------
<3> Россия в XX в.: реформы и революции. М., 2001.
Убедительным может быть только многофакторный анализ причин распада, представления о нем как о результате роста внутренних противоречий и воздействия внешних факторов. Советскому руководству все труднее становилось поддерживать тот геополитический баланс, который сложился после Второй мировой войны. Поддержание неустойчивого равновесия в мире, защита геополитических интересов страны под лозунгами социализма требовали все больших усилий. Одним из первых тревожных явлений стали деградация и распад советского народного хозяйства, начавшиеся с 1987 г. Государственные "закрома", призванные обеспечивать население, стремительно пустели, создавая впечатление полного краха советской экономики и принципов, на которых она зиждилась. Начался процесс постепенной подмены социализма другими ценностями и идеалами. Был сделан вывод, что советская система нереформируема в принципе и заслуживает только разрушения.
Исследователи весьма скромно оценили позитивный результат "перестроечных реформ" горбачевского периода, полагая, что в 1985 - 1991 гг. происходило не движение страны из кризиса, а постепенное сползание в пропасть, приведшее в итоге к обвальному краху всех государственных институтов: во-первых, не была сформирована соответствующая времени новая идеологическая парадигма. Во-вторых, вместо укрепления реально существующих властных институтов было допущено их ослабление. В-третьих, были продемонстрированы безволие и боязнь непопулярных решений. В-четвертых, вместо политики на опережение власть хронически запаздывала с принятием неизбежных решений. В-пятых, в области внешней политики ошибочным оказался курс на "атлантизм". В-шестых, так и не была начата структурная перестройка экономики. В-седьмых, не был предотвращен распад СССР, во всех отношениях отбросивший далеко назад все бывшие "союзные" территории. У выросшей же из "перестройки" новой России вообще практически не оставалось шансов на успех: к 1991 г. был разрушен один из главнейших необходимых рычагов преобразований "догоняющих" модернизаций - сильное государство.
Отмечались и "дары" Горбачева Западу, которые "иногда кажутся чрезмерными" и приводят в замешательство даже западную дипломатию <4>, а ГКЧП, как считает один из активных участников тех событий М. Полторанин, является величайшей провокацией Горбачева.
--------------------------------
<4> Геллер М. Седьмой секретарь: блеск и нищета Михаила Горбачева. Л., 1991. С. 402 - 403.
Справедливости ради надо подчеркнуть: далеко не все, что происходило в федеративных отношениях, было обусловлено их собственными проблемами. Нередкое цитирование Аллена Даллеса, сформулировавшего принципы политики Запада по отношению к СССР-России - не мания и не паранойя <5>. "Для понимания процессов вокруг распада СССР... полезно сравнить сегодняшние очевидные устремления западных держав с их целями и устремлениями в Первой и Второй мировых войнах и в годы русской революции 1917 г. и Гражданской войны. Такое сопоставление покажет удивительную преемственность" <6>. Американский посол Дж. Мэтлок в шифрограммах руководству докладывал: "Нынешний хаос во внутриполитической жизни СССР предоставляет Соединенным Штатам беспрецедентную возможность повлиять на советскую внешнюю и внутреннюю политику. Наши возможности достойны, чтобы изменить в нашу пользу баланс интересов по многим ключевым вопросам" <7>.
--------------------------------
<5> Лукьянова Е.А. Российская государственность и конституционное законодательство в России (1917 - 1993). М., 2000. С. 99 - 100.
<6> Нарочницкая Н.А. Великие войны XX столетия. М., 2007. С. 35.
<7> Сенин А.С. История российской государственности. М., 2002. С. 179.
Большую долю истины содержит и суждение о национальных элитах как могильщиках СССР. Именно в среде национальных элит с готовностью как индульгенция был принят на вооружение сомнительный постулат: "История человечества знает одну истину: империя не перестраивается, а распадается" (А. Акаев).
I Съезд народных депутатов России 12 июня 1990 г. принял Декларацию о суверенитете, которая по своему содержанию не шла дальше заявления о намерении "быть самостоятельной и жить хорошо". За одним исключением - ст. 5, устанавливавшей верховенство российских законов над общесоюзными. Здесь должна жестко соблюдаться "юридическая симметрия", но декларации о суверенитетах прямо противоречили этому признаку федерации.
Гениальный М.Е. Салтыков-Щедрин задолго до описываемых событий сформулировал возможное правовое регулирование аналогичных ситуаций. В его "Истории одного города" градоначальник города Глупова Василиск Семенович Бородавкин написал Устав "О нестеснении градоначальников законами", первый и единственный параграф которого гласил: "Ежели чувствуешь, что закон полагает тебе препятствие, то, сняв оный со стола, положи его под себя. И тогда все сие, сделавшись невидимым, много тебя в действии облегчит" <8>.
--------------------------------
<8> Салтыков-Щедрин М.Е. Избр. соч. М., 1996. С. 401.
Пример России имел последствия разрушительные: "парад суверенитетов" активно продолжался, летом 1990 г., кроме России, суверенитеты провозгласили еще семь республик, а затем присоединились и республики автономные. Но судьба Союза была далеко не безразлична людям: из 148,5 млн. граждан, участвовавших в референдуме 17 марта 1991 г., за сохранение СССР высказалось 76,4% списочного состава избирателей, т.е. почти 2/3 взрослого населения страны. Казалось бы, все встало на свои места. Решение, принятое референдумом, может быть отменено только другим референдумом. Однако руководители ряда республик открыто призывали не считаться с его результатами. Еще в январе 1991 г. представители "Демократической России", собравшись на Демократический конгресс в Харькове, приняли решение об упразднении Союза и замене Федерации на Содружество государств. Иными словами, идея создания СНГ возникла до августа 1991 г.
В процесс разрушения Союза прочно вплелась личная конфронтация и борьба за лидерство между президентами Союза и Российской Федерации. Если же назвать все своими именами без пышных фраз и демагогии, то противостояние с центром заключалось в отчаянной борьбе за власть, в которой подлинные интересы населения страны отходили на последний план. Так к объективным факторам разрушения Союза добавился мощный субъективный - личный интерес.
Нельзя не согласиться со следующими фактами:
Во-первых, как показал мартовский референдум, большинство населения СССР высказывалось за его сохранение. Во-вторых, тенденция к обособлению отдельных республик, безусловно, существовала и в какой-то мере отражала особенности роста их внутренних потенций и возможностей. В-третьих, на территории СССР к моменту его ликвидации существовало немало очагов национальных конфликтов. В-четвертых, Россия во многом спровоцировала распад союзного государства. В-пятых, действия Президента России Б.Н. Ельцина были продиктованы стремлением отстранить от власти М.С. Горбачева - первого и последнего Президента СССР. В-шестых, осложнение экономического положения, ослабление политической роли государства, разложение центральных органов власти способствовали нарастанию центробежных тенденций. И, наконец, в-седьмых, нельзя не согласиться с тем, что СССР потерпел поражение в "холодной войне".
Советскую власть как комплексное понятие "социализм - федерация - советы" было очень трудно разрушить. Несмотря на все свои проблемы и недостатки, такой государственный строй был наиболее близок ментальности населения огромной евразийской страны. Тем не менее, как форма правления она была разрушена. За идеологическим противостоянием были потеряны интересы огромного государства, игравшего стабилизирующую роль в мире. Как деликатно рассуждает С. Марков, директор Института политических исследований, "и М. Горбачев, и политперсонажи "лихих 90-х" знали, куда идти - к более цивилизованному, развитому обществу, но не имели карты местности. Вот и срывались с кручи" <9>.
--------------------------------
<9> Колесниченко А., Кожемякин В. Мечемся по истории // Аргументы и факты. 2011. N 34.
Судя по опросам Левада-центра, 36% россиян в январе 2013 г. отдали предпочтение советской политической системе <10>, и объективное, добросовестное и честное изучение нашего недавнего прошлого позволит снизить уровень нигилизма в социуме, станет условием сохранения России как значимого субъекта международных отношений.
--------------------------------
<10> Комсомольская правда. 2013. 12 янв. С. 3.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Теория государства и права, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.