Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Теория государства и права. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
РЕЦЕНЗИЯ НА МОНОГРАФИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ: МАЛЫЙ А.Ф., ЦВИЛЬ В.С. ПРАВА И СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА: ПРОБЛЕМЫ ВЕРТИКАЛЬНОГО РАЗГРАНИЧЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ
Г.Б. РОМАНОВСКИЙ
Романовский Георгий Борисович, профессор кафедры государственно-правовых дисциплин Пензенского государственного университета, доктор юридических наук.
Права и свободы человека и гражданина всегда были, есть и будут весьма актуальной темой. Статья 2 Конституции Российской Федерации закрепляет обязанность государства признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина. Это общее правило, находящееся в главе 1 "Основы конституционного строя", обязывает государство различными правовыми средствами обеспечивать защиту конституционных прав и свобод, осуществлять их регулирование, содействовать их реализации. Однако до реализации данного принципа в полном объеме еще далеко. Достаточно просмотреть международные рейтинги. Например, в 2011 г. в рейтинге самых благоприятных для жизни стран Россия занимает 66-е место. Наши ближайшие соседи - Ливия (рейтинг опубликовывался в процессе памятных событий, и неясно, какая именно Ливия, до Каддафи или после, имелась в виду), Ливан, Тринидад и Тобаго. Зато в рейтинге самых опасных стран мира (опубликован в августе 2011 г., в 2012 г. рейтинг пока не опубликовывался) мы занимаем 14-е место, находясь между Филиппинами и Суданом. Хуже нас в Сомали, Ираке, Афганистане и некоторых других обсуждаемых "горячих точках". Понятно, что в такой ситуации на первое место в проблематике российского конституционализма должно выходить содержание принципов правового статуса человека и гражданина, а также правозащитной деятельности на всех уровнях осуществления государственной власти (одним из значимых которых является уровень субъекта Российской Федерации). Именно поэтому монография А.Ф. Малого и В.С. Цвиля, посвященная проблемам вертикального разграничения законодательной компетенции в области регулирования и защиты прав и свобод человека и гражданина, актуальна и востребована в современной юридической науке.
Авторы исследовали обширный круг актуальных проблем, связанных в первую очередь с определением содержания и сущности конституционной компетенции субъекта Российской Федерации в отношении прав и свобод человека и гражданина, путей повышения его эффективности. Об этом свидетельствует структура книги. Первая глава направлена на изучение конституционных основ разграничения компетенции между Российской Федерацией и ее субъектами по вопросам прав и свобод человека и гражданина. Вторая глава посвящена проблемам законотворчества субъекта Российской Федерации по вопросам прав и свобод человека и гражданина. В указанном аспекте проявляется научная новизна рецензируемой монографии.
Традиционно считается, что регулирование прав и свобод российских граждан - предмет федерального ведения. Такому мнению способствует Конституция РФ, относя к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов только вопросы защиты прав и свобод человека и гражданина. Авторами сформулирован свой взгляд на дискуссионный вопрос о возможности регулирования прав и свобод человека и гражданина региональным уровнем государственной власти, что позволило, в свою очередь, уточнить соответствующую составляющую конституционно-правового статуса субъекта Российской Федерации, а именно:
- раскрыть содержание пункта "в" статьи 71 Конституции России (с. 17 - 19 и др.);
- определить сущность разграничения полномочий по регулированию прав и свобод человека и гражданина между Российской Федерацией и ее субъектами (с. 29, 30);
- обозначить конституционную функцию защиты прав и свобод человека и гражданина в аспекте заявленной темы (глава 2.2);
- определить виды допустимого регулирования прав и свобод человека и гражданина субъектом Российской Федерации (глава 2.3);
- выделить комплекс взаимосвязанных условий допустимости регионального правотворчества по вопросам конституционных прав и свобод человека и гражданина;
- представить модели конституционного закрепления и конкретизации полномочий носителей государственной власти по вопросам регулирования прав и свобод человека и гражданина.
К определенным достоинствам диссертации можно отнести:
- анализ принципа федерализма применительно к заявленной теме (с. 8, 9);
- уточнение таких понятий, как "предметы ведения" (с. 16, 27, 28), "компетенция" (с. 13 - 16), "полномочия" (с. 18 - 19), "права и свободы" (с. 34 - 35), "человек", "гражданин", "личность" (с. 36 - 38), "регулирование" (с. 40), "признание" (с. 43), "соблюдение", "обеспечение" (с. 49, 50), "защита", "охрана" (с. 51, 52), "гарантирование" (с. 54 и др.) и др.;
- формулирование вывода об условности прав и свобод человека и гражданина как самостоятельного предмета ведения по отношению к регулятивным полномочиям (с. 60, 61, 67);
- акцентирование внимания на аспекте, согласно которому полномочия по вопросам прав и свобод человека и гражданина не могут быть абсолютными, т.е. закрепляемыми за одним уровнем государственной власти (с. 63);
- определение сущности регулирования прав и свобод человека и гражданина (с. 62 и др.), их признания (с. 64), пределов осуществления, их защиты (с. 74, 75 - 79 и др.);
- выделение условий возможности ограничений прав и свобод (с. 118, 120 - 121);
- систематизация компетенционных проблем осуществления полномочий регулирования и защиты прав и свобод человека и гражданина на региональном уровне (с. 129, 133, 135);
- анализ правовых позиций Конституционного Суда РФ по основам вертикального разграничения нормотворческих полномочий Федерации и ее субъектов (напр., с. 120 - 124).
А.Ф. Малый и В.С. Цвиль формулируют условие конституционной целесообразности регионального регулирования прав и свобод человека и гражданина (с. 139), систематизируют условия допустимости регионального регулирования прав и свобод человека и гражданина субъектом Российской Федерации, относя к ним: потенциальную свободу регулирования, производность, соблюдение границ производного регулирования, соблюдение компетенции, иерархическую согласованность, конституционную обоснованность, новизну (с. 134 - 136).
Соглашаясь с общей концепцией монографии, на некоторых моментах хотелось бы остановиться подробнее и немного подискутировать.
На с. 32 сформулирован весьма значительный вывод о том, что "права и свободы - это не конкретная сфера общественных отношений, а неотъемлемый элемент содержания любых правоотношений, в том числе производных и от иных конституционных предметов ведения (ст. 71 - 72 Конституции РФ), включающих в свое содержание соответствующие им права и свободы". Как представляется, происходит подмена таких категорий, как "права и свободы человека и гражданина" (что больше тождественно универсальному понятию "права человека") и "права и свободы участников правоотношений". Именно в методологическом разделении категорий "права человека" и "отраслевые права и свободы" кроется смысл Конституции РФ. Поэтому регулирование прав человека, обладающих такими свойствами, как универсальность, неотъемлемость, неотчуждаемость, есть предмет ведения Российской Федерации. В ст. 2 Конституции РФ специально подчеркивается, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. А вот регулирование субъективных прав и свобод в отраслевом законодательстве (которые правами человека могут и не являться) - прерогатива носителей государственной власти как федерального, так и регионального уровней. Следует подчеркнуть, что отождествление прав человека и субъективных отраслевых прав весьма распространенное явление как в юридической науке, так и в правоприменительной практике. К сожалению, такое мнение тиражируется постоянно, хотя не отвечает, как представляется, истинному положению вещей.
На с. 34 - 35 авторы указывают на естественно-правовую природу прав человека, образующую фундаментальную основу правового статуса личности. Происходит повторение заблуждения о естественно-правовой природе прав человека. В России значительное количество ученых-юристов, которые как минимум настороженно относятся к абсолютизации приведенной идеи. Но почему-то их голос не всегда услышан. Права человека приобретают свою ценность именно в государстве и при своем позитивном закреплении, что нисколько не умаляет их неотъемлемость и надгосударственный характер.
Приведенные замечания не умаляют общих достоинств представленной работы. Вне всякого сомнения, монография А.Ф. Малого и В.С. Цвиля "Права и свободы человека и гражданина: проблемы вертикального разграничения законодательной компетенции" - это значительный вклад в науку конституционного права и теорию прав человека.
Богатство правового материала, серьезный разбор судебной и правоприменительной практики, обстоятельность их анализа делают монографию чрезвычайно ценным источником для всех, кто изучает проблемы реализации прав и свобод человека и гражданина в условиях современного российского федерализма. Бесспорно, ее можно порекомендовать как преподавателям, студентам и аспирантам юридических факультетов, так и всем тем, кто интересуется современными вопросами защиты прав человека.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Теория государства и права, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.
Звонки бесплатны.
Работаем без выходных