Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Теория государства и права. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
НАГРАДА КАК ПРАВОВОЙ СИМВОЛ
А.С. КАПУСТКИН
Капусткин Александр Сергеевич, преподаватель Юридического института Владимирского государственного университета им. А.Г. и Н.Г. Столетовых, член Ассоциации юристов России, член Союза журналистов России.
Ученые-юристы уже давно обратили свое внимание на то, что одним из свойств награды, выделяющим ее среди иных видов поощрений, является символизм. Так, в своей знаменитой работе "Цель в праве" немецкий юрист Рудольф фон Иеринг писал: "...что значат три конских хвоста, павлинье перо, ленточка в петлице сюртука для человека, не знающего их значения, или даже человека, который хотя и знает, что они значат, но в глазах которого подобные почести не имеют никакой цены? Внешние знаки отличия для обладателя ими не могут иметь большего значения, чем то, какое придает им сам он..." <1>.
--------------------------------
<1> Иеринг Р. Цель в праве. СПб.: Изд. Н.В. Муравьева, 1884. С. 143.
Надо отдать должное: и современные авторы в своих работах, посвященных рассмотрению награды как правового явления, указывают на ее символизм, однако не уделяют этому вопросу должного внимания. В.М. Дуэль среди прочих признаков награды называет "конкретное внешнее символическое выражение (орден, медаль, знак отличия)". Е.В. Трофимов считает, что для государства государственные награды являются атрибутом и символом государственной власти. Давая определение наградной системе в Вооруженных Силах Российской Федерации, А.В. Ильин понимает под ней "совокупность официально учрежденных и выстроенных в определенной иерархии государственных и ведомственных поощрений (отличий) в знаково-символической форме" <2>.
--------------------------------
<2> См.: Дуэль В.М. Государственные награды в российском праве: проблемы теории и практики: Дис. ... к.ю.н. М., 2005. 181 с.; Ильин А.В. Наградная система в Вооруженных Силах Российской Федерации: формирование и развитие (1992 - 2007 гг.): Дис. ... к.и.н. М., 2009. 266 с.; Трофимов Е.В. Государственные награды в Российской Федерации (правовые аспекты): Монография. Хабаровск: Магеллан, 2007. 170 с.
Глубокому изучению символизма как важнейшего признака награды, по нашему мнению, должно способствовать применение достижений юридической науки в познании такого явления, как "правовой символ". Здесь стоит отметить, что о символических явлениях в праве в отечественной науке велись дискуссии еще в XIX в. <3>.
--------------------------------
<3> Колмыков П.Д. Символизм права вообще и русского в особенности. СПб., 1839. С. 12 - 19.
Г.Ф. Шершеневич писал, что одной из отличительных черт древнего права является его символизм. Юридические акты должны сопровождаться символами, выражающими в конкретной форме абстрактную идею <4>. И эти черты встречаются всюду, где история сохранила следы. Стоит добавить, что встречаются они и сегодня. П.Д. Колмыков считал символы примитивной формой выражения правовой идеи по сравнению с формулами и изречениями. Он писал, что "в символах, формулах и позднейших формах делопроизводства, в сих трех эпохах истории обрядов юридических видна одна и та же главная основа - необходимость внешнего выражения для понятий юридических; различие проистекает от постепенного развития умственной зрелости народа" <5>.
--------------------------------
<4> См.: Шершеневич Г.Ф. Общая теория права. Т. I - II. М.: Изд. Бр. Башмаковых, 1910. 839 с.
<5> Колмыков П.Д. Указ. соч. С. 19.
В 1999 г. А.В. Никитин защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата юридических наук по теме "Правовые символы". Как пишет в своей работе А.В. Никитин, "в результате качественного и количественного расширения сфер применения правовых регуляторов, активного взаимодействия права с другими видами социальных норм сложились и стали быстро распространяться новые нетрадиционные способы изложения государственно-властных велений... Формирование подобных средств правового регулирования приводит к появлению более совершенных и экономных способов их формального закрепления, чем традиционное текстуальное. Одной из таких нетривиальных форм являются правовые символы. Они были изначально присущи праву и играли важную роль в регулировании поведения людей в период так называемого неписаного предправа. Свое значение они не потеряли до настоящего времени и более или менее широко используются практически во всех отраслях действующего российского права".
По мнению В.К. Бабаева и В.М. Баранова, правовые символы - это закрепленные законодательством условные образы (замещающие знаки), используемые для выражения определенного юридического содержания и понятные окружающим людям <6>. А.В. Никитин понимает под правовым символом создаваемый или санкционируемый государством условный образ, отличительный знак, представляющий собой видимое либо слышимое культурно-ценностное образование, которому субъект правотворчества придает особый политико-правовой смысл, не связанный с сущностью этого образования, охраняемый государством и используемый в особом процедурном порядке <7>.
--------------------------------
<6> Бабаев В.К., Баранов В.М. Общая теория права: Краткая энциклопедия. Н. Новгород, 1997. С. 74.
<7> Никитин А.В. Правовые символы: Дис. ... к.ю.н. Н. Новгород, 1999. С. 19.
От понятия "правовой символ" следует отграничивать понятие "символизм правовой формы". Как пишет доктор юридических наук И.А. Исаев, "под символизмом правовой формы в данной работе понимаются не внешние символы, которыми на заре становления права сопровождались юридически значимые действия, а нечто более широкое в смысле понятия "философия символических форм" Эрнста Кассирера или марксистской теории права Евгения Пашуканиса, а именно - символизм правовой формы заключается не столько во внешних и материальных знаках, сколько в динамизме и многосмысленности отражения им правовой реальности" <8>.
--------------------------------
<8> Подробнее см.: Исаев И.А. Символизм правовой формы: историческая перспектива // Правоведение. 2002. N 6(245). С. 4 - 10.
Стоит согласиться с М.Л. Давыдовой, резюмировавшей, что целесообразно употреблять понятие "правовой символ" в нескольких значениях. В узком смысле под ним следует подразумевать символ, установленный или санкционированный действующим законодательством. Такие правовые символы могут также носить название нормативных или законодательных символов. Понятие "правовой символ" в широком смысле охватывает все символы, являющиеся частью правовой культуры данного общества, интегрированные в его правовую систему. К ним относятся как символы, закрепленные законодательно, так и те, которые подобного закрепления не имеют, но воспринимаются людьми в качестве правовых, так как символизируют в общественном правосознании определенные правовые ценности. Помимо этого можно, вероятно, выделить и категорию юридически значимых символов, включающую в себя все символы, так или иначе опосредованные позитивным правом: как охраняемые им, так и запрещенные <9>.
--------------------------------
<9> Давыдова М.Л. Юридическая техника: проблемы теории и методологии: Монография / ГОУ ВПО "ВолГУ". Волгоград: Изд-во "ВолГУ", 2009. С. 291.
Как это видно из приведенных определений, к правовым символам следует отнести государственные награды, которые представляют собой символические изделия из металла, изготовленные в строгом соответствии с установленным Указом Президента Российской Федерации описанием, которым Президентом Российской Федерации придается особый символический смысл относительно правового и общественного статуса лиц, удостоенных соответствующей награды, и совершенного ими поступка, а точнее заслуги, в связи с которыми они награждены. Вручение этого правового символа происходит в особом процедурном порядке - в рамках утвержденного нормативными правовыми актами наградного процесса. Награда, в отличие от других видов поощрения, самоценна, как правило, не сопровождается какой-либо денежной выплатой и при должной наградной политике имеет исключительно высокий статус в государстве и обществе, который нельзя измерить материально, является желанной для каждого гражданина.
Награда высоко ценится в связи с тем, что государством ей придана особая ценность, особое смысловое наполнение. Так, видя на груди у человека медаль "Золотая звезда", мы понимаем, что он удостоен высшей степени отличия нашей Родины - звания "Герой России", что он совершил подвиг, имеет особый статус, установленные законодательством привилегии. При этом, увидев на женском платье золотую брошь, украшенную бриллиантами, имеющую большую ювелирную ценность, чем Звезда Героя, мы, однако, ничего не сможем сказать о правовом статусе ее хозяйки, ее заслугах и их оценке государством.
Завершая рассмотрение вопроса о понятии правового символа и отнесении к данному понятию наград, приведем выводы, к которым пришла М.Л. Давыдова. По ее мнению, из числа признаков правового символа, выделяемых в литературе, самыми значимыми представляются следующие: 1) символ - это искусственный знак, имеющий условную (конвенциональную) природу, его форма чаще всего не связана сущностно с выражаемым ею содержанием; 2) символ признается государством и поддерживается силой государственного воздействия; 3) символ служит для закрепления и выражения юридически значимого содержания. При этом первый признак является общим для всех символов, второй - отличает правовые символы от неправовых, т.е. противоречащих праву, запрещенных им, а третий - позволяет отграничить собственно-правовые (нормативные) символы от правовых символов в широком смысле, т.е. тех, использование которых не влечет определенных юридических последствий, хотя смысл их, безусловно, носит правовой характер <10>.
--------------------------------
<10> Давыдова М.Л. Указ. соч. С. 293.
Далее нам представляется важным рассмотреть функции государственной награды как правового символа. Н.Н. Вопленко называет три функции правовых символов: предупредительно-ориентационную, функцию усиления регулятивного эффекта и функцию экономии языковых и юридических средств <11>. А.В. Никитин указывает функции идентификации субъектов права, юридического факта, повышения точности, ясности, компактности правовой информации <12>. По мнению М.Л. Давыдовой, целесообразно говорить о регулятивной, правоустанавливающей, идеологической, информационной, ориентирующей, идентификационной, экономической и охранительной функциях правовых символов <13>.
--------------------------------
<11> Вопленко Н.Н. Правовая символика // Правоведение. 1995. N 4, 5. С. 73.
<12> Никитин А.В. Указ. соч. С. 20 - 21.
<13> Давыдова М.Л. Указ. соч. С. 294 - 296.
Учитывая названные достижения ученых-юристов, представляется возможным указать следующие функции наград как правовых символов.
Регулятивная функция награды проявляется в том, что с помощью этого знака отличия государство в символической форме выражает свое признание заслуг награжденного, сообщает о его особом правовом статусе и велит другим субъектам соблюдать его права и выполнять в отношении его обязанности, установленные законом для лиц, удостоенных данной награды. Правовой символ - это специфическая форма выражения правовых велений.
Правоустанавливающая функция награды как правового символа заключается в том, что награждение наградой является юридическим фактом, т.е. основанием возникновения общественных отношений, прав и обязанностей <14>. Правовой статус человека в результате награждения государственной наградой меняется навсегда.
--------------------------------
<14> Подробнее о понятии юридического факта см., напр.: Исаков В.Б. Вопросы теории юридических фактов: Дис. ... д.ю.н. Свердловск, 1985. 360 с.; Мирошникова Ж.Ю. Функции юридических фактов по российскому законодательству: Дис. ... к.ю.н. Ростов-на-Дону, 2005. 185 с.
Награды, безусловно, выполняют и идеологическую функцию <15>. Как правило, награды содержат в себе изображения других символов - четко отражающих идеологию государства: в Российской империи - христианские символы, государственный герб - двуглавый орел; в СССР - форма пятиконечной звезды, "серп и молот", лозунг "Пролетарии всех стран, соединяйтесь!" и пр. С этой точки зрения весьма интересной для исследователя является наградная система Российской Федерации. Среди современных наград России мы можем встретить и возрожденные награды Российской империи, и сохраненные советские награды, и абсолютно новые знаки отличия. Мы встречаем и награды, содержащие христианские символы, и символы богоборческой Советской Республики. Все это, с одной стороны, отражает провозглашенный в ст. 13 Конституции Российской Федерации принцип, что в Российской Федерации признается идеологическое многообразие и никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. И все же мы согласимся с теми исследователями, кто утверждает, что идеологического вакуума не бывает. Одна идеология всегда сменяется другой, которая существует независимо от того, утверждена она властным предписанием или сформировалась стихийно. Анализируя современную наградную систему России, можно сделать вывод, что в идеологию этого государства входит преемственность наследия царской и советской России, их адаптация к современным условиям, при самостоятельном развитии.
--------------------------------
<15> См., напр.: Байков А.Ф. Правовая идеология: сущность и реализация в условиях правового государства: Дис. ... к.ю.н. Екатеринбург, 2006. 176 с.
Но если мы упомянули Конституцию Российской Федерации, то следует отметить, что существование большого количества знаков отличия, в основе которых заложен христианский символ креста, не вполне соотносится с положением ст. 14 Конституции РФ, согласно которой Российская Федерация является светским государством и никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Здесь следует также отметить, что государственно-правовые символы, в том числе награды, выступают в качестве средства легитимации публичной власти. По мнению А.Ю. Глушакова, государственно-правовой символ - это первое и единственное средство легитимации государственной власти, сопровождающее и оформляющее процесс придания законности существующей публичной власти и ее нормативным предписаниям <16>.
--------------------------------
<16> Подробнее см.: Глушаков А.Ю. Государственно-правовые символы в системе легитимации публичной власти древней и средневековой Руси IX - I половины XV в.: историко-правовое исследование: Автореф. дис. ... к.ю.н. СПб., 2003. 26 с.
Информационная функция наград выражается в передаче информации как на внутригосударственном, так и на международном уровне. Понятность, общеизвестность символов позволяют использовать их в качестве чрезвычайно удобного источника информации, рассчитанной на широкий круг субъектов, разделенных языковыми и территориальными границами. В связи с чем широко распространено награждение государственными наградами лидеров и иных представителей иностранных государств как проявление взаимного уважения и признания заслуг не только самих награжденных, но и населения стран, которые они представляют. На внутригосударственном уровне награды сообщают информацию о том, что поощряется государством и признается в качестве заслуги, информирует о самом свершении поступка, признаваемого заслугой.
Ориентирующая функция, или функция социальной и политико-правовой ориентации, также обусловлена широкой распространенностью, общепринятостью тех знаков, которым придается значение правовых символов. Роль последних заключается и в том, чтобы сделать окружающий мир (в том числе и правовой) понятнее для адресатов правовых велений. Правовые символы обеспечивают связь общей и правовой культуры, переносят в право образы, близкие и понятные людям <17>.
--------------------------------
<17> Давыдова М.Л. Указ. соч. С. 295.
Идентификационная функция. Субъекты права через награды определяют свое место в обществе как для самих себя, так и для других, в символической форме - посредством надетого знака отличия - сообщают окружающим о своем правовом статусе, например статусе кавалера ордена "За заслуги перед Отечеством". Кроме того, государственные награды демонстрируют суверенитет государства, так как только ему предоставлено право на изготовление таких наград и награждение ими на своей территории и никто не вправе изготавливать и вручать награды, даже схожие с государственными.
Экономическая функция наград проявляется в том, что награды как правовые символы позволяют экономить языковые и юридические средства <18>. Мы не совсем согласны с данным утверждением. Данное свойство точнее стоит охарактеризовать как оптимизирующую функцию, либо функцию экономии средств юридической техники.
--------------------------------
<18> Там же. С. 296.
Собственно экономическая функция наград, по нашему мнению, выражается в том, что награды позволяют заменять затраты материального характера. Так, если рассмотреть две формы поощрения: Государственную премию Российской Федерации в области культуры и государственную награду - почетное звание "Заслуженный артист России", то для деятелей культуры и искусства эти награды равно желаемы. Однако размер Государственной премии равен 5 млн. руб., а материальная ценность (если так позволительно выразиться) почетного звания равна серебряному значку и бумажному удостоверению. Более того, многие деятели культуры и искусств даже предпочли бы присвоение звания Государственной премии. Таким образом, экономическая функция наград может выражаться в том, что с их помощью в процессе поощрения, стимулирования граждан при небольших материальных затратах может быть достигнут эффект, равнозначный эффекту больших финансовых вложений.
Кроме изучения награды как правового символа, ряд исследователей уделяют внимание рассмотрению награды как политического символа и ее соответствующих функций. В.А. Попов утверждает, что, как и другие политические символы, награды выполняют три основные функции: номинативную, информативную и коммуникативную <19>. Раскрывая его мысль, Е.В. Трофимов пишет, что в своем овеществленном выражении награды являются символами отличия награжденных лиц, их социальной особенности в обществе (номинативная функция); социально-правовое наполнение этой особенности, или смысловая нагрузка награды как символа, раскрывается в системе общественных отношений, отражает отношение общества к наградам и их носителям (информативная функция); информативная нагрузка награды влияет на характер и степень интеграции награжденного в общественную структуру, воздействует на организацию и регуляцию общения с награжденным лицом, задает формализованные ориентиры и программы поведения участников общения с награжденным (коммуникативная функция) <20>.
--------------------------------
<19> Попов В.А. Символы власти и власть символов // Символы и атрибуты власти: генезис, семантика, функции / Отв. ред. В.А. Попов. СПб., 1996. С. 11 - 12.
<20> Трофимов Е.В. Роль наград в правовой деятельности органов государственной власти // Спорт: экономика, право, управление. 2007. N 4.
А.Ю. Глушаков выделяет не только функции, но и свойства, присущие государственно-правовым символам: 1) динамизм, под которым понимается постоянное изменение государственно-правовых символов в ходе совершенствования механизма легитимации; 2) системность, в которой отражается структурный состав и внутреннее строение государственно-правовых символов; 3) конкретность, указывающая на то, что в реальности государственно-правовой символ - явление определенное, существующее в конкретной цивилизации; 4) целостность, придающая единство различным формам государственно-правовых символов и позволяющая оценивать их как гармоничное и целое явление правовой действительности <21>. Эти свойства вполне относимы к награде.
--------------------------------
<21> Глушаков А.Ю. Государственно-правовые символы в системе легитимации публичной власти древней и средневековой Руси IX - I половины XV в.: историко-правовое исследование: Автореф. дис. ... к.ю.н. СПб., 2003. С. 6.
Исаев указывает на символичность самих писаных текстов нормативных предписаний: "не только содержание, но и их внешние формы приобретали известный сакральный смысл, им пронизывались каждое слово, каждая буква этих текстов". Такого "внешнего символизма", "символизма формы" не занимать правовым актам законодательства о наградах. Ярким примером сохранения традиции, символичности является сохранение наименования нормативного акта, устанавливающего правовой статус ордена (речь идет о "статуте"), сохранение и правовое закрепление девизов орденов, большое количество прилагательных в превосходной степени "видный", "выдающийся", "высший" и т.п.
Подводя итоги нашего исследования, представляется возможным сделать следующие выводы. С точки зрения современной науки теории государства и права награда является правовым символом, т.е. созданным или санкционированным государством отличительным знаком, представляющим собой видимое культурно-ценностное образование, которому субъектом правотворчества придан особый политико-правовой смысл, никак не связанный с сущностью этого образования, заключающийся во внешнем, экономичном с точки зрения средств, выражении волевого решения о применении высшего государственного поощрения и наделении соответствующим особым правовым статусом (статусом награжденного, статусом кавалера награды), охраняемый государством и используемый в особом процедурном порядке наградного процесса.
Награды обладают рядом свойств, присущих правовым символам (динамизм, системность, конкретность, целостность), и выполняют соответствующие функции (регулятивную, правоустанавливающую, идеологическую, информационную, ориентирующую, идентификационную, оптимизирующую и экономическую).
Нельзя не обратить внимание, что большинство современных научных работ посвящены изучению государственных наград, актуальный перечень которых содержится в Указе Президента Российской Федерации от 07.09.2010 N 1099 "О мерах по совершенствованию государственной наградной системы Российской Федерации" <22>, и их историческим предшественникам. По мнению автора настоящей публикации, такие награды и складывающиеся по поводу них общественные отношения составляют наградную систему Российской Федерации в узком смысле понимания такой системы. В широком смысле в наградную систему Российской Федерации кроме государственных наград и складывающихся по поводу них общественных отношений следует включать ведомственные и региональные награды, награды муниципальных образований, корпоративные (общественные) награды и складывающиеся по поводу них общественные отношения. Эти награды также следует рассматривать в качестве правовых символов на соответствующих уровнях в иерархии источников права (федеральных законов, подзаконных нормативных правовых актов органов федеральной власти, региональных законов и подзаконных нормативных правовых актов, муниципальных нормативных правовых актов, корпоративных правовых актов).
--------------------------------
<22> Российская газета. N 207. 15.09.2010.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Теория государства и права, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.