Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Теория государства и права. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
ГЕНЕЗИС КОМПОНЕНТОВ ЦЕННОСТНОЙ СТРУКТУРЫ В КОНТЕКСТЕ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА
А.Н. ИЛЬЯШЕНКО
Ильяшенко Алексей Николаевич, доктор юридических наук, профессор, заместитель начальника Краснодарского университета МВД России по научной работе.
Общественные изменения в российском обществе, произошедшие за последние десятилетия, свидетельствуют о глобальной трансформации не только общественно-политических, экономических, институциональных и т.п. элементов, но и мировоззренческих, ценностных детерминант. Многие исследователи склонны видеть причину столь глубокой трансформации общества именно в изменении сферы ценностных составляющих. Кризисность и проблемность современного состояния российского общества в контексте ценностных составляющих являются общепризнанными явлениями. Дискуссионным является вопрос о степени трансформации ценностных доминант, глубине поражения мировоззренчески-ценностной структуры российского общества деструктивными элементами. Одной из проблем ценностной ситуации современного российского общества является глубокая ценностная дезинтеграция различных слоев социума, приводящая к состоянию раскола. Дезинтеграция выражается в том, что в обществе существуют локальные социальные группы, исповедующие свои ценностно-мировоззренческие установки, между которыми нет связующего универсального ценностного основания. Ценностное сознание общества сегментировано на замкнутые и зачастую, враждебные друг другу идеологические установки, которые порождают напряженное противостояние на всех сферах общества - в политике, экономике, культуре и т.д.
По мнению Н.И. Лапина, современный кризис, в том числе в ценностном сознании, является следствием предшествующих исторических реалий, сформировавших в российском обществе, во-первых, нерациональную модель власти, опиравшуюся, как правило, на патриархальные традиционалистские элементы, которые внедрялись в жизнь мобилизационно-императивно, во-вторых, национальную ментальность, которая, как правило, определялась коллективистскими представлениями и ценностями, что привело к невозможности появления в российском социальном пространстве индивидуалистически-либерально ориентированного гражданского общества.
Совместными усилиями российских социологов был проведен мониторинг ценностных компонентов общественного сознания. В частности, был сформирован список основных тем - проблем, которые наиболее беспокоили респондентов. В таблице указывается список из 14-ти проблем, распределенных в соответствии с процентом упоминания респондентами (по признакам "очень беспокоит" - ранг 1, и "совсем не беспокоит" - ранг 2).
Вопрос: Насколько Вас беспокоят следующие проблемы [1].
Таблица 1
Ранг |
очень |
беспокоят |
не очень |
совсем Ранг |
Загрязнение 1 |
63,9 |
22,9 |
9,0 |
3,3 13 |
Недостаток 2 |
52,0 |
31,5 |
12,2 |
3,6 12 |
Недостаток 3 |
48,1 |
34,4 |
13,0 |
3,6 11 |
Недостаток 4 |
47,1 |
38,4 |
10,9 |
2,4 14 |
Рост 5 |
43,8 |
30,5 |
10,9 |
12,8 8 |
Угроза 6 |
35,7 |
23,3 |
12,7 |
24,0 6 |
Качество 7 |
35,1 |
34,0 |
11,1 |
12,6 9 |
Алкоголизм 8 |
33,6 |
23,7 |
21,2 |
18,8 7 |
Межнациональные 9 |
28,9 |
22,7 |
12,0 |
35,9 4 |
Наркомания 10 |
24,7 |
20,2 |
17,3 |
32,5 2 |
Проституция 11 |
21,9 |
15,7 |
20,2 |
35,9 1 |
Безработица 12 |
19,6 |
25,0 |
22,1 |
28,5 5 |
Транспортные 13 |
19,4 |
39,5 |
25,6 |
12,5 10 |
Антисемитизм 14 |
12,9 |
13,3 |
18,0 |
31,0 3 |
Примечание. В таблице опущены графы "Не могу сказать точно" и "Не дали ответа", в силу чего сумма процентов в строках меньше 100.
На фоне экологического и экономического кризиса в общественном сознании россиян развиваются упаднические, пессимистические представления о будущем, влияющие на формирование мировоззренчески-ценностных структур общества. Таблица 2 дает представление о процентном соотношении, свидетельствующем не только о кризисе экономики, но и о кризисе мировоззрения, поскольку пессимизм выступает в качестве мировоззренческой психологической реакции на неудовлетворительные условия жизни.
Таблица 2
Процент |
Восприятие настоящего/будущего |
50% |
они и их семьи стали жить хуже, чем год назад |
более 30% |
в следующем году будут жить еще хуже |
14% |
значительно хуже |
Пессимизм как ключевое организующее целое (согласно таблице) мировоззренчески-ценностной структуры дополнялся чувством опасности и угрозы. Процентное соотношение основных причин, вызывающих чувство незащищенности и угрозы, демонстрирует следующая таблица:
Таблица 3
Процент |
Причины угрозы и незащищенности |
15% |
политические убеждения |
12% |
по национальному признаку |
25% |
чувства одиночества и заброшенности, |
30% |
незащищенность от бедности и бездомности, |
40% |
опасности на территории проживания |
Процесс ценностной дезориентации в современном российском обществе отмечается многими исследователями: социологами, политологами, культурологами и т.д. Как полагает Л. Никовская, "развитие капиталистических отношений в современном российском обществе происходит без соответствующей системы ценностей и определенной духовной мотивации. Более того, специалисты утверждают, что мы наблюдаем сегодня системную деградацию общества, в котором размыты социально-этические нормы, то есть представление о том, что законно, справедливо и нравственно. Апатия, разочарование, нравственная дезориентация сознания зашкаливают сегодня за критическую точку, когда происходит утрата ценностных ориентиров жизни" [2].
Как показал М. Вебер, становление капиталистических и отношений на Западе было следствием развития определенной ценностной среды, основанной на протестантской этике, которая включала в себя развитое мировоззренчески-ценностное пространство, характеризующееся такими элементами, как "трудолюбие, бережливость, честность, расчетливость" [3]. Как известно, по Веберу, комплекс указанных качеств формирует "мирской аскетизм", т.е. мировоззренческую среду, без которой успешная предпринимательская деятельность была бы невозможной. Капиталистические отношения в западных обществах - это "не только экономическое явление, но и социальное и этическое образование, не свободное от ценностных измерений" [4]. В современной российской ситуации, по мнению Л. Никовской, обнаруживается совершенно иная ситуация: капиталистические отношения наслаиваются на ценностно-фрустрированное общество в результате радикальных трансформаций общественно-политической и экономической системы страны. Как следствие, происходит ценностная деградация общества, характеризующаяся заменой духовных ценностей на "первичные инстинкты". Примечательно, что в этой ценностной среде даже экономические отношения являются неустойчивыми и малоэффективными, поскольку рыночные отношения требуют определенной веберовской "светской аскезы". "Любая цивилизация строилась на гуманистических идеалах, а не на основе инстинктов "жадности", "выгоды", "жесткого прагматизма". Так, в основе успехов западноевропейского капитализма лежала протестантская мораль, в США культивировали на самом деле не "дикий капитализм" (как это представляют в России идеологи "новых русских"), а культуру деловых и экономических отношений, основанную на Великой американской хартии, японское "экономическое чудо" базировалось на традиционном для жителей страны понимании японского патриотизма, гражданского долга и ценностей "синто-буддистско-конфуцианского" синтеза" [5]. Вышесказанное означает, что в основе социально-экономических практик всегда лежит ценностная система, предопределяющая их реализацию и развитие. Именно эта система не сформировалась в российском обществе в качестве предпосылки для социально-экономических потребительских отношений. На уровне политико-управленческой системы ценностная дезориентация выражается в том, что "в основе управления лежат не те или иные социальные идеи, отражающие интересы большинства населения страны, а конъюнктурные, эгоистические интересы борющихся политических кланов. Индикатором ценностного вакуума на уровне государства являются закрытость политики, ее противоречивость и непоследовательность, беспринципность и безответственность высших чиновников, их коррумпированность" [6].
Аналогично вышесказанному понимают современное ценностное состояние и Н. Власюк и О. Михалина, рассматривая ценностные дезориентации в контексте социологического анализа образовательной системы. Выводы авторов идентичны: "Разрушение ценностной основы неминуемо ведет к кризису (это относится как к личности, так и к обществу), а выход из него возможен только на пути обретения новых ценностей. В сегодняшней ситуации в российском обществе ценностный кризис является следствием крушения тоталитарной идеологии, успешно формировавшей единообразные ценности через общегосударственную систему идейного воспитания и пропаганды. Разрушение ценностных ориентиров не сопровождалось появлением сколько-нибудь равноценных новых. Отсюда берут начало многие социальные проблемы, с которыми мы сегодня сталкиваемся: кризис нравственности и правосознания, социальная нестабильность, политическая дезориентация и деморализация населения, падение ценности человеческой жизни. Налицо ценностный нигилизм, цинизм, метание от одних ценностей к другим, экзистенциальный вакуум и др. [7].
Таким образом, ценностная дезориентация в современном российском обществе выражается в ценностном вакууме духовных элементов, в росте меркантилизма и прагматизма. В контексте повышения значимости инструментальных (в терминах Рокича), или материальных (в терминологии Инглехарта) ценностных структур, все более проявляется тенденция деформации фрустрированного ценностного сознания в сторону материально-потребительской культуры.
Литература
1. Данные получены из исследования: Кризисный социум. Наше общество в трех измерениях. М., 2004. 245 с.
2. Никовская Л. Бизнес и этика // Меценат. 2003. N 7 - 8.
3. Там же.
4. Скворцов Л. В. Диалог или столкновение цивилизаций? // Глобализация. Конфликт или диалог цивилизаций? М., 2002.
5. Окулова-Микешина Т. Союз писателей России. Публицистика Герои и битвы за них. М., 2005.
6. Там же.
7. Власюк Н.Н., Михалина О.А. Социокультурные условия образования и образование как социокультурное явление. М., 2006.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Теория государства и права, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.