Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Теория государства и права. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
НАГРАДНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО И ОФИЦИАЛЬНАЯ ИДЕОЛОГИЯ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
Е.В. ТРОФИМОВ
Приоритетные национальные проекты "Здоровье", "Образование", "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" и "Развитие агропромышленного комплекса" были публично заявлены Президентом Российской Федерации 5 сентября 2005 г. <1>. Для реализации приоритетных национальных проектов были предусмотрены административные и бюджетные механизмы. Однако идеологическое обеспечение национальных проектов за истекшие 5 лет так и не получило концептуальной проработки.
--------------------------------
<1> Выступление Президента Российской Федерации В. Путина по поводу приоритетных национальных проектов 5 сентября 2005 г., Москва, Большой Кремлевский дворец [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://national.invur.ru/index.php?id=335.
7 сентября 2010 г. был издан Указ Президента Российской Федерации N 1099 "О мерах по совершенствованию государственной наградной системы Российской Федерации" <2>. Этим Указом, в частности, была пересмотрена система государственных наград Российской Федерации, изменены статуты и положения о государственных наградах Российской Федерации.
--------------------------------
<2> Российская газета. 2010. 15 сент.
Вместе с тем не наблюдается идеологического единства приоритетных национальных проектов и законодательства о государственных наградах.
1. Действующая система государственных наград Российской Федерации, в том числе система почетных званий Российской Федерации, не отражает приоритетов развития российского общества и основных направлений внутренней государственной политики, заявленных высшими органами государственной власти.
Указом Президента Российской Федерации от 7 сентября 2010 г. N 1099 были отменены 5 почетных званий, которые ранее присваивались работникам сельского хозяйства ("Заслуженный агроном Российской Федерации", "Заслуженный ветеринарный врач Российской Федерации", "Заслуженный зоотехник Российской Федерации", "Заслуженный мелиоратор Российской Федерации", "Заслуженный механизатор сельского хозяйства Российской Федерации"). Единственное почетное звание Российской Федерации, сохраненное для работников агропромышленного комплекса, - это почетное звание "Заслуженный работник сельского хозяйства Российской Федерации" (его статутная норма была расширена).
Для сравнения можно отметить, что, например, для летного состава Указом Президента Российской Федерации от 7 сентября 2010 г. N 1099 по не вполне понятным причинам предусмотрено целых 7 почетных званий ("Летчик-космонавт Российской Федерации", "Заслуженный военный летчик Российской Федерации", "Заслуженный военный штурман Российской Федерации", "Заслуженный летчик-испытатель Российской Федерации", "Заслуженный пилот Российской Федерации", "Заслуженный штурман Российской Федерации", "Заслуженный штурман-испытатель Российской Федерации").
2. Не менее странные изменения состоялись в наградных цензах при присвоении почетных званий по социально значимым профессиям.
Ранее, в соответствии с Указами Президента Российской Федерации от 30 декабря 1995 г. N 1341 <3> и от 25 января 1996 г. N 88 <4>, для присвоения почетных званий "Заслуженный врач Российской Федерации", "Заслуженный работник высшей школы Российской Федерации", "Заслуженный работник жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации", "Заслуженный работник здравоохранения Российской Федерации", "Заслуженный работник сельского хозяйства Российской Федерации", "Заслуженный учитель Российской Федерации" требовался, наряду с конкретными заслугами, стаж работы по специальности 15 лет. Указ Президента Российской Федерации от 7 сентября 2010 года N 1099 повысил этот наградной ценз профессионального стажа до 20 лет.
--------------------------------
<3> Указ Президента Российской Федерации от 30 декабря 1995 г. N 1341 "Об установлении почетных званий Российской Федерации, утверждении положений о почетных званиях и описания нагрудного знака к почетным званиям Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. N 2. Ст. 64.
<4> Указ Президента Российской Федерации от 25 января 1996 г. N 88 "О внесении дополнения в Указ Президента Российской Федерации от 30 декабря 1995 г. N 1341 "Об установлении почетных званий Российской Федерации, утверждении положений о почетных званиях и описания нагрудного знака к почетным званиям Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. N 5. Ст. 458.
В соответствии с действовавшим до 6 сентября 2010 г. Указом Президента Российской Федерации от 2 марта 2000 г. N 463 <5> почетное звание "Народный учитель Российской Федерации" могло присваиваться при наличии конкретных заслуг не ранее чем через 5 лет после присвоения почетного звания "Заслуженный учитель Российской Федерации". Указ Президента Российской Федерации от 7 сентября 2010 года N 1099 повысил и этот наградной ценз межнаградного срока до 10 лет. В итоге теперь для присвоения почетного звания "Народный учитель Российской Федерации" необходимы не только конкретные заслуги в области педагогики, но также истечение срока не менее 30 лет с начала осуществления преподавательской деятельности.
--------------------------------
<5> Указ Президента Российской Федерации от 2 марта 2000 г. N 463 "О внесении дополнения в Указ Президента Российской Федерации от 30 декабря 1995 г. N 1341 "Об установлении почетных званий Российской Федерации, утверждении Положений о почетных званиях и описания нагрудного знака к почетным званиям Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации. 2000. N 10. Ст. 1116.
Налицо тенденция к ужесточению наградных цензов и, соответственно, к сокращению масштаба применения государственных наград, в том числе в социально значимых сферах. Хотя публичное признание заслуг нередко служит весомым стимулом для продолжения профессиональной деятельности именно в сферах здравоохранения и педагогики, где преобладает государственный сектор и незначительны возможности для легального улучшения материального положения работников. Кстати, размах наградной деятельности в сфере здравоохранения и образования не так уж велик, чтобы его следовало сокращать. Например, за период с марта 2000 г. по сентябрь 2010 г. почетного звания "Народный учитель Российской Федерации" были удостоены всего лишь 54 человека, то есть в среднем по 5 человек в год. Для сравнения: за период 2000 - 2009 гг. было присвоено 640 почетных званий "Народный артист Российской Федерации", то есть в среднем было награждено 64 человека в год.
3. В наградной системе Российской Федерации, помимо почетных званий по профессиям, отсутствуют специальные государственные награды за заслуги в приоритетных для государства областях. Исключением является только медаль "За труды по сельскому хозяйству", однако награждение этой медалью производится при наличии у награждаемого лица почетного звания "Заслуженный работник сельского хозяйства Российской Федерации". Таким образом, эта медаль представляет собой не альтернативу почетному званию, а следующую степень награждения.
Единственная медаль, которой могут быть награждены работники сферы здравоохранения, образования и сельского хозяйства, - это медаль ордена "За заслуги перед Отечеством" двух степеней. Эта медаль является универсальной, ею награждаются граждане за особые заслуги в различных отраслях промышленности, строительстве, науке, образовании, здравоохранении, культуре, на транспорте и в других областях трудовой деятельности; за большой вклад в дело защиты Отечества, успехи в поддержании высокой боевой готовности центральных органов военного управления, объединений, соединений, воинских частей и организаций, входящих в виды и рода войск Вооруженных Сил Российской Федерации; за укрепление законности и правопорядка, обеспечение государственной безопасности. Однако по сложившейся с 1994 г. практике работников сферы здравоохранения и образования, жилищно-коммунального и сельского хозяйства этой медалью награждают редко, поскольку такое награждение принято производить только в отношении лиц, ранее уже удостоенных почетного звания "заслуженный" по соответствующей профессии, то есть в виде награждения следующей степени.
К числу орденов, которыми могут быть награждены работники сферы здравоохранения и образования, жилищно-коммунального и сельского хозяйства, теперь относится только орден Дружбы, которым награждаются, помимо прочего, за достигнутые большие трудовые успехи (без ограничения сферы заслуг). В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 сентября 2010 г. N 1099 орден Дружбы - это формально единственный орден, которым могут быть награждены гражданские лица, ранее не удостоенные другого ордена или какой-нибудь медали Российской Федерации.
По всем прочим орденам, которые могут вручаться за трудовые достижения гражданским лицам, официально установлены цензы в виде наличия ордена и (или) медали Российской Федерации (орден "За заслуги перед Отечеством" четырех степеней, орден Александра Невского, орден Почета). Как следствие, к работникам сферы здравоохранения и образования, жилищно-коммунального и сельского хозяйства эти ордена применяться не будут. Дело в том, что Указом Президента Российской Федерации от 7 сентября 2010 г. N 1099 не только ужесточены правила о постепенности награждения, но и увеличен с 3 до 5 лет общий межнаградной срок. Отныне даже если награждения будут производиться без каких-либо задержек (чего не бывает никогда), то по логике реформированного наградного законодательства для получения ордена Почета, например, работник сферы общего образования должен будет: отработать в школе 20 лет и, как следствие, достичь возраста 42 лет для получения почетного звания "Заслуженный учитель Российской Федерации"; затем в 47 лет получить медаль ордена "За заслуги перед Отечеством" II степени; потом в 52 года получить медаль ордена "За заслуги перед Отечеством" I степени; только после этого в 57 лет - орден Почета. Естественно, что получение ордена Почета для работников сферы образования и здравоохранения, жилищно-коммунального и сельского хозяйства отныне становится проблематичным. Получение же ордена "За заслуги перед Отечеством" IV степени (минимум в 62 года) переходит в разряд фантастики.
Между прочим ранее, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 2 марта 1994 г. N 442 <6>, граждане могли без всяких цензов награждаться орденом Почета за высокие достижения в государственной, производственной, научно-исследовательской, социально-культурной, общественной и благотворительной деятельности, позволившей существенным образом улучшить условия жизни людей, за заслуги в подготовке высококвалифицированных кадров, воспитании подрастающего поколения. Орден Почета с конца 1994 г. и до сентября 2010 г. довольно активно применялся к работникам сфер здравоохранения и образования.
--------------------------------
<6> Указ Президента Российской Федерации от 2 марта 1994 г. N 442 "О государственных наградах Российской Федерации" (в редакции Указа Президента Российской Федерации от 6 января 1999 г. N 19) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1999. N 2. Ст. 269.
Результатом непродуманной реформы наградного дела явилась парадоксальная ситуация, при которой в наградной системе Российской Федерации установлено 15 орденов и 15 медалей, но без нарушения статутных норм только 3 из них могут - хотя бы гипотетически - применяться к работникам приоритетных сфер государственной политики. Причем только одна медаль специально предназначена для одной из этих сфер (сельского хозяйства).
На практике же в условиях нового правового регулирования к работникам приоритетных сфер здравоохранения, образования, жилищно-коммунального и сельского хозяйства могут применяться:
в виде первой государственной награды Российской Федерации - почетные звания "заслуженный" по соответствующей профессии;
в виде второй награды - либо почетное звание "народный" (для работников сферы образования), либо медаль "За труды по сельскому хозяйству" (для работников сельского хозяйства), либо медаль "За заслуги перед Отечеством" (для работников всех названных сфер).
На этом награды, разрешенные к применению в отношении работников приоритетных отраслей, по существу, заканчиваются. Хотя в советское время, когда престиж социально значимых профессий поддерживался официально, врачи и учителя могли получить целый набор государственных наград. К ним относились почетное звание "Заслуженный врач (учитель) РСФСР", почетное звание "Народный врач (учитель) СССР", медаль "За трудовое отличие", медаль "За трудовую доблесть", медаль "Ветеран труда", орден "Знак Почета", орден Трудового Красного Знамени, орден Октябрьской Революции, орден Ленина и даже звание Героя Социалистического Труда.
Подводя итог, следует отметить, что реформа наградного дела была проведена не только без публичного обсуждения, но и без учета приоритетов развития общества, официально заявленных самим же Президентом Российской Федерации. Поэтому вряд ли следует ожидать позитивных изменений в системе государственных наград Российской Федерации в ближайшие годы и ожидать создания четкой официальной идеологии, подобающей четырем приоритетным национальным проектам.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Теория государства и права, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.