Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Теория государства и права. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
ВНЕШНИЕ ФУНКЦИИ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ
Н.Н. ВИПРИЦКИЙ
Глобализация, преимущественно в экономической сфере, выдвигает на первый план серьезную проблему, которую так емко выразил Г.В. Мальцев, - проблему "юридического институтогенеза", в рамках которого государство, претендующее на демократизм, хочет оно или нет, объективно выступает в качестве представителя всего гражданского общества. По мнению Г.В. Мальцева, субъектами юридического институтогенеза "могут выступать государство и государственные органы, наделенные специальными полномочиями принимать законы, издавать нормативные правовые акты, содержание которых сводится к установлению того или иного института. Каких-либо теоретических неясностей на этот счет у юристов не существует, но они сегодня не могут оставаться в стороне от развертывающихся во всем мире дискуссий по поводу судьбы государства в эпоху глобализации..." [1. С. 488 - 489].
В условиях глобализации внешние функции государства обусловлены новыми вызовами в области образования (Болонский процесс) и культуры (проблемы сохранения культурной идентичности в условиях мультикультурных процессов), противоречиями развития информационного общества в условиях глобальной сети Интернет, модернизационными процессами, столкновением цивилизационных парадигм, экономических, политических интересов и военных интересов. Наконец, понимание внешних функций невозможно вне осознания важности международного сотрудничества в области транснациональной преступности, прежде всего в сфере борьбы с наркоманией и отмыванием незаконно полученных денежных средств.
Теоретики права в ряде работ высказывают определенную тревогу в связи с деформирующим влиянием глобализации на российскую правовую систему, правосознание, в связи с влиянием глобализации на правотворчество, разнонаправленным влиянием ее на правоприменительную деятельность [4. С. 98 - 99]. В современной правовой науке зафиксировано, что процесс интернационализации в национальном праве протекает неравномерно и весьма противоречиво.
По мнению Ю.А. Тихомирова, международный диктат опасен, предпочтительнее взвешенное восприятие международного права [3. С. 172]. Не секрет, что внутренние приоритеты внешних функций любого государства задаются не только правом общественного интереса, но господствующими цивилизационными парадигмами, доктринами национальной безопасности. Состояние правовой жизни, культурно-образовательная миссия государства формируют способы взаимодействия государства с другими субъектами при решении глобальных проблем человечества совместно с другими государствами и международными организациями. Вместе с тем в реальной плоскости правовые основы внешней политики отражают наличие угроз международного терроризма, проблем глобального потепления, противоречий в экономической, финансовой сфере, в сфере обеспечения национальной безопасности.
Многомерность, противоречивость данной проблематики выдвигают на первый план аспекты, связанные с теоретико-правовым пониманием направлений эффективной деятельности государства в международной сфере, с новыми приоритетами в системе внешних функций Российского государства.
"Россия - это абсолютно новое государство, новое хотя бы потому, что здесь с нуля зарождаются абсолютно новые для этого политического поля институты", - заявил в одном из своих интервью В.В. Путин [2]. На процесс переосмысления сущности и видов внешних функций, их соотношения в новых условиях влияют совершенно новые факторы, связанные с изменившейся общей ситуацией вокруг Российской Федерации.
Прежде всего, это новый спектр субъектов внешних отношений, сформировавшихся в последние годы. Так, в результате распада государств-метрополий в 50 - 90-х гг. прошлого века возникло более 100 новых государств в Азии, в Африке, в Латинской Америке [5. С. 3]. В изменившихся условиях Россия должна четко обозначить систему приоритетов и интересов сотрудничества с новыми государствами, провести соответствующие юридические мероприятия. Проблема актуализируется также динамикой становления и развития новых региональных стратегических союзов, в том числе в военной сфере.
Во-вторых, объем внешних функций объективно усиливается в связи с конституционным уровнем закрепления тезиса о значении норм, общепризнанных принципов международного права для российской правовой системы. Данное правовое положение не может не изменить теоретико-правовые подходы к пониманию роли и значения внешних функций с учетом данного фактора. Как справедливо писал Ю.А. Тихомиров, признавая известную позитивность интернационализации национального права, нельзя ее абсолютизировать и тем самым поощрять "глобализаторские аппетиты" крупных монополий и ряда государств [3. С. 172].
В-третьих, теоретико-правовая наука должна "переработать" эмпирические данные, связанные с возможностью и необходимостью участия России в международных организациях, с нарастанием дискуссий вокруг потенциального вступления России в ВТО и иные международные организации.
В-четвертых, Российское государство вынуждено учитывать не только позитивные тенденции, связанные с углублением международного сотрудничества, но и новые вызовы национальным интересам и национальной безопасности России. Речь идет об усилении тенденции к созданию однополярной системы мира с силовым и экономическим превосходством США, с возрастанием влияния глобализации на жизнь всех государств.
В-пятых, следует уточнить внутреннюю структуру подсистемы внешних функций в электронном государстве в условиях глобализации с учетом смены парадигмы формационного понимания государства на цивилизационный подход. Необходимо исследование внешних функций, в том числе в аспекте адекватной оценки состояния внешних функций, для выработки дальнейших политико-правовых решений, своеобразного правового мониторинга данного направления деятельности Российского государства. Как емко замечено, Россия и Европа ищут сейчас решение проблемы роли и функций государства. Не меняя качественно правил игры, глобализация заставляет государства искать новые инструменты эффективного осуществления своих функций.
Проблеме глобализации посвящено немало работ. Издаются специализированные журналы, проводятся международные конференции и симпозиумы. Проблемы взаимодействия права и глобализации под разными углами зрения рассматривались в трудах С.С. Алексеева, Д.А. Керимова, С.В. Полениной, Ю.А. Тихомирова, О.И. Цыбулевской и многих других авторов.
Внешние функции государства традиционно занимают второстепенное место в учениях о функциях Российского государства. В условиях закрытости системы общественных отношений при социализме теоретические приоритеты, связанные с изучением внутренних функций государства, были вполне объяснимы. Однако и в этот период активно работали политологи, политэкономы, дипломаты для обоснования внешних функций государства в иных плоскостях.
Становление понятийного аппарата исследования данной проблематики связано с развитием в рамках советского периода учения о функциях социалистического государства. Пространственный элемент в теории функций государства также понимается неоднородно. С одной стороны, присутствует географический ракурс понимания, с другой - попытка отграничить пределы вмешательства государства путем регулирования различных аспектов жизнедеятельности социальной системы. Географический аспект особенно ярко выражается в попытке обоснования правовых форм взаимодействия в рамках реализации внешних функций государства. Понятийный аппарат здесь также отличается неопределенностью, использованием терминологии типа "страны ближнего и дальнего зарубежья", "враждебные блоки" и т.д.
Акцент на правовом регулировании функций по критерию разделения властей приводит к актуализации проблемы систематизации и теоретического осмысления функционирования отдельных звеньев исполнительной, законодательной и судебной власти. Наибольшее развитие данный подход получил на стыке общей теории права и административно-правовой теории.
При примате формационного подхода в объяснении функций превалировал классовый подход, в иерархии функций на первый план выходили функции, сообщающие системе наибольшее свойство не только устойчивости, но и воспроизводства ее классовой сущности (экономическая, политическая, внутренние функции превалируют над внешними направлениями деятельности). В условиях цивилизационного подхода происходит определенная перегруппировка функций, осознается роль функций, направленных на придание цивилизационного качества всей системе отношений. Как следствие, экологическая, информационная и культурная функции перестают играть роль второстепенных, в потенции, детерминируя новое качество системы общественных отношений, образуют поле международного сотрудничества и решения общечеловеческих задач.
Глобализация, на наш взгляд, есть процесс усиления взаимозависимости различных стран и регионов мира и, как следствие, усиления противоречий между национальным и наднациональным по всему спектру проблем экономического, политического, правового, морального, религиозного, культурного, информационного плана. Сложность и неоднозначность глобализационных процессов, глубина развертывающихся преобразований в различных сферах жизнедеятельности человека приводят к появлению многочисленных конфликтов.
В данном контексте объективируется роль не только права как регулятора общественных отношений, но и суверенного государства, обеспечивающего баланс интересов, в том числе на международной арене. В сфере международных отношений главным субъектом выступает именно государство, что обусловливает необходимость формирования нового качества правовой культуры и ответственности самого государства как гаранта стабильности и сохранения мира. Доказано, что динамика внешних функций (внешнеэкономической и внешнеэкологической функций, функции обеспечения национальной безопасности, международного сотрудничества в культурной, образовательной, трудовой сферах и т.д.) современного Российского государства обусловлена не только кардинальными внутренними изменениями, но и динамикой внешних изменений. В результате распада СССР мир столкнулся со сложнейшей проблемой однополюсного развития. Новые вызовы в условиях глобализации (угроза международного терроризма, экспансия военно-политических блоков, динамика внешнеполитической доктрины США) обусловливают необходимость выработки политико-правового арсенала суверенной России в качестве сильного и конкурентоспособного партнера по всем ключевым направлениям функционирования ее государственного механизма.
Литература
1. Мальцев Г.В. Социальные основания права. М., 2007.
2. Путин В.В. Интервью ОРТ, японской телекомпании "ЭН-ЭЙЧ-КЕЙ" и информационному агентству "Рейтер" // Российская газета. 2000. 14 июля.
3. Тихомиров Ю.А. Интернационализация национального права // Глобализация, государство, право, XXI век. М., 2004.
4. Цыбулевская О. Взаимодействие права и морали в условиях глобализации // Глобализация: проблемы международного сотрудничества и решение общечеловеческих задач. Саратов, 2005.
5. Цыцугин А.В. Современные виды объединения государств: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2001.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Теория государства и права, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.