Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Теория государства и права. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
РОССИЯ, ВПЕРЕД!
А. ОБЛАЧИНСКИЙ
Анатолий Облачинский, юрист, г. Москва.
Мировой экономический кризис, разразившийся в 2008 году, значительно обострил проблемы инновационного развития России. Кризис затронул наиболее важные для будущего страны отрасли, являющиеся основой инновационного роста экономики. Спад в важных отраслях промышленности был значительным, что подчеркивает целый ряд проблем, связанных с активизацией инновационной деятельности в РФ.
Проблемы внутренние, проблемы внешние
Несмотря на определенный рост производства в 2011 году, к настоящему времени этот спад пока не удалось компенсировать. Дальнейшее развертывание кризиса в 2012 году будет определяться сочетанием двух процессов: разрушением прежних экономических структур и становлением новых. По мнению специалистов, "при этом существующие финансовые, хозяйственные и политические институты либо перестроятся в соответствии с потребностями роста новых производственно-технологических систем, либо прекратят свое существование. Кризис окажет различное влияние на разные страны в зависимости от сочетания объективного состояния их научно-технического потенциала и эффективности экономической политики. Он может быть катастрофическим для одних стран и регионов и управляемым для других" <1>.
--------------------------------
<1> Модернизация и экономическая безопасность России / Под ред. акад. Н.Я. Петракова. М.-СПб.: Нестор-История, 2011. Т. 2.
Сегодня перед Россией стоит выбор долгосрочных целей и приоритетов, которые, в свою очередь, зависят от внешних и внутренних проблем. Внешние проблемы определяются глобализацией и несовершенной рыночной системой, что усугубляется мировым финансовым кризисом, сверхвысокой мобильностью финансового капитала, сокращением жизненного цикла инновации (так как они в основном направлены на краткосрочные цели), преимущественным развитием сферы услуг и усложнением научно-технических достижений.
Внутренние проблемы усугубляются чрезвычайно низким уровнем расходов на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (далее - НИОКР) (в три раза ниже уровня 1992 года), недостаточным объемом производства, его резким спадом с начала кризиса, недооценкой человеческого капитала, чрезмерным неравенством, ориентацией на экспорт сырья, очень низким уровнем платежеспособности со стороны сельского хозяйства, высоким процентом миграции профессиональных кадров, низким спросом на многие виды услуг и ориентацией на краткосрочные цели.
В столь непростой ситуации необходимо выработать и прояснить на самом высоком уровне позицию государственной инновационной политики.
Куда пойдем?
Одной из наиболее актуальных проблем российской экономики является повышение конкурентоспособности промышленности за счет ее технологического переоснащения и подъема наукоемких отраслей производства, создающих высокую добавленную стоимость. Таким образом, возникает острая необходимость в получении предприятиями доступа к передовым технологиям.
Для решения данного вопроса теоретически существуют два подхода. Так, можно пойти по пути приобретения лицензий и ноу-хау на известные технологии, виды продукции и торговые марки крупных зарубежных компаний. Но возможен и другой подход: опора на собственный научно-технический потенциал, в значительной мере не востребованный сегодня отечественной промышленностью, что является более перспективным со многих точек зрения, однако требует преодоления целого ряда финансовых и организационно-управленческих барьеров.
В России вплоть до последнего времени инновационная деятельность осуществлялась исключительно в крупных госучреждениях, управляемых посредством волевых решений бюджетного финансирования и планирования, но без учета ее особенностей и закономерностей. Спад деловой активности в научно-технической и производственной сфере, наблюдающийся ныне, подтверждает вывод, что без продуманной государственной поддержки российскому инновационному бизнесу будет крайне сложно встать на ноги.
Даешь перестройку!
Становится очевидным, что необходимо сохранить и даже усилить роль государства для обеспечения конкурентоспособности собственной продукции или технологии на мировом рынке за счет новых знаний путем стимулирования развития сферы НИОКР, системы образования, научно-технической инфраструктуры, информационных технологий <2>. Нужен комплексный подход, сочетающий снижение неравенства в доходах, увеличение оплаты труда всем категориям занятых, особенно работникам бюджетной сферы, укрепление оборонно-промышленного комплекса (далее - ОПК), ускорение развития науки, значительное повышение качества образования и степени престижности труда ученых (которых следует гораздо активнее привлекать к научно-технической разработке инновационных проектов).
--------------------------------
<2> Инновационный менеджмент в России: вопросы стратегического управления и научно-технической безопасности / Рук. авт. колл. В.Л. Макаров, А.Е. Варшавский. М.: Наука, 2004.
Ведь в настоящее время инновационный кризис протекает в условиях общего кризиса, когда происходят принципиальные изменения характера производственных отношений (изменения мотивации к труду). Указанные выше проблемы усугубляются социально-экономической и политической нестабильностью в обществе.
На наш взгляд, единственный выход из сложившейся ситуации - структурная перестройка промышленного производства, основанная на передовых технологиях и смешанных формах собственности. Отметим, что нынешнюю отраслевую структуру российской экономики западные специалисты характеризуют как типичную для развивающейся (а не экономически зрелой) страны. Так, основным признаком отсталости считается высокий удельный вес тяжелой промышленности и низкий удельный вес сферы услуг, современных отраслей машиностроения, приборостроения и других отраслей. Устаревшие производственные мощности, огромные монополизированные государственные предприятия - все это препятствует структурной перестройке <3>. Таким образом, она должна быть направлена на внедрение передовых технологий.
--------------------------------
<3> Инновационный путь развития для новой России / Отв. ред. В.П. Гореглад. Центр социально-экономических проблем федерализма Института экономики РАН. М.: Наука, 2005.
Цели и приоритеты
Ситуацию, сложившуюся сейчас в отечественной инновационной сфере, однозначно следует определить как кризисную.
С одной стороны, она характеризуется наличием проблем инфраструктурного обеспечения инновационных процессов с учетом новой экономической ситуации, а с другой - отсутствием механизма стимулирования высокой активности участников этих процессов, инновационной восприимчивости товаропроизводителей, прежде всего ведущих отраслей промышленности, формирования рынка инновационных продуктов, государственных гарантий стабильности в сфере интеллектуального труда и производства.
При выборе приоритетов научно-технологической и инновационной политики основное внимание должно быть уделено не задаче скорейшего получения максимальной прибыли, а целям более высокого порядка: повышению благосостояния людей, созданию условий для максимального раскрытия возможностей, заложенных в каждом человеке, обеспечению национальной безопасности.
Цели и приоритеты должны учитывать интересы страны, основной ее ресурс (у РФ - это территории с недрами, у Китая - население, у США - финансы и технологии). Следовательно, основная цель России - обороноспособность, рациональное использование и эффективное развитие основного ресурса, повышение человеческого капитала.
При разработке научно-технологической и инновационной политики необходимо отказаться от заимствований большинства новейших технологий у зарубежных фирм; строить первоклассные системы за счет новых инженерных решений; обеспечить условия для экспорта инжиниринговых услуг и организаций в РФ подразделений ведущих фирм мира; принять действенные меры по стимулированию инновационной деятельности. Примером подобного стимулирования может являться авиационная промышленность: предприятия авиапрома обеспечиваются государственными заказами, им предоставляются таможенные квоты на воздушные суда иностранного производства, приобретателям российских самолетов предоставляется пятилетняя отсрочка в уплате таможенных пошлин и НДС.
Изменения законодательной базы
Сегодня российские власти, понимая вызовы времени, уделяют большое внимание соответствующим преобразованиям законодательства.
Так, уже сформулированы изменения в Налоговый кодекс РФ, которые включают:
- применение режима ускоренной амортизации для современного отечественного машиностроительного оборудования;
- расширение перечня освобождаемых от уплаты НДС НИОКР вне зависимости от источника финансирования, если эти НИОКР направлены на создание высокотехнологической продукции по Перечню, утвержденному Правительством РФ;
- освобождение от уплаты налога либо установление минимальной ставки на имущество мобилизационного назначения;
- установление пониженной предельной ставки земельного налога в отношении земельных участков, непосредственно используемых по профилю своей деятельности.
Предполагается также внесение в Таможенный кодекс РФ изменений, относящихся к освобождению от уплаты таможенных сборов на импортное технологическое оборудование (ввезенное по планам технического перевооружения, аналогов которого не производится в России). Помимо этого, необходимо усовершенствовать бюджетную классификацию для определения целевых статей расходов, по которым подлежат финансированию работы по сервисному обслуживанию, авторскому надзору и продлению сроков эксплуатации. Планируется разработка положения о порядке кредитования предприятий под утвержденную смету доходов и расходов через уполномоченные государством банки, создание фондов финансирования перспективной продукции, разработка федеральных целевых программ.
Главные критерии
Особое внимание в настоящее время уделяется государственным программам по привлечению молодых кадров в организации ОПК. Эти программы включают контрактную систему подготовки специалистов за счет средств федерального бюджета и их последующее распределение, а также комплекс мер по повышению уровня оплаты труда и социальной защищенности (в частности, выделение средств на приобретение жилья, оплату ипотечного кредита).
Как заявил премьер-министр В. Путин, главным критерием, показателем эффективности стратегии должен стать реальный спрос на российскую наукоемкую продукцию как на нашем внутреннем рынке, так и за рубежом.
"Сегодня наша доля на мировом рынке высокотехнологичной продукции ничтожно мала - 0,3%, - констатировал премьер. - Ситуацию надо менять. Но не только за счет отраслей, где мы традиционно сильны (энергомашиностроение или вооружение), но и благодаря продвижению новых, перспективных направлений (фармацевтика, химия, биотехнологии, нанотехнологии). Развитие этих секторов, в свою очередь, должно существенно увеличить долю инновационной продукции в промышленном производстве страны. С нынешних 4,5 - 5% до 25 - 30% как минимум к 2020 году".
Войти в постиндустриальное общество
Пока ситуация в России действительно далека от идеальной. Это подтверждает доклад "Глобальный индекс инноваций", опубликованный в начале лета 2011 года французской бизнес-школой Insead. Первую строку рейтинга в нем заняла Швейцария, вторую - Швеция, третью - Сингапур. Россия не только не попала в десятку стран, но и оказалась в самом конце списка, на 56-м месте.
Несколькими месяцами ранее (в феврале) подобный рейтинг составила организация Legatum Institute. По ее расчетам, Россия занимает 54-ю строку, что в принципе не сильно меняет ситуацию, - инновациями надо заниматься, и заниматься срочно.
Подводя итоги, необходимо подчеркнуть, что из государственного бюджета должны прежде всего поддерживаться те отрасли промышленности, в которых у России есть потенциальные конкурентные преимущества, чтобы они стали точками роста и могли обеспечить вступление в постиндустриальное общество (как, например, активно развивающийся проект "Сколково").
Однако необходимо развивать и те области, которые не обладают конкурентным преимуществом, но очень важны для обеспечения национальной безопасности. При этом следует иметь в виду, что успешное решение задач в сфере инноваций в национальной экономике потребует корректировки и изменений в понимании всего процесса модернизации. Для того чтобы популяризация модернизации и инноваций не стала хорошим прикрытием для отмывания незаконных доходов и возможностью заполучить из государственной казны незаконные выплаты, необходимо использование антикоррупционных мер и глубокое понимание сущности инновационного развития.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Теория государства и права, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.