Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Теория государства и права. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
ПРАВОПРИМЕНЕНИЕ КАК РАЗНОВИДНОСТЬ ЮРИДИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА
К.И. ЕГОРОВ
Традиционно понятие юридического процесса связывалось с деятельностью суда <1>. Под юридическим процессом подразумевалась урегулированная правом юрисдикционная деятельность, т.е. фактически судебная деятельность по разрешению различных споров о праве и применению принуждения (привлечению к ответственности) <2>.
--------------------------------
<1> Проблемы теории государства и права: Учеб. пособие / Под ред. М.Н. Марченко. М., 1999. С. 486.
<2> Алексеев С.С. Социальная ценность права в советском обществе. М., 1971. С. 123.
В современной литературе по теории права юридический процесс рассматривается в более широком смысле, как общеправовая конструкция.
Так, Н.Н. Вопленко воспринимает юридический процесс как основанную на нормах процессуального права "систему логически взаимосвязанных действий и операций, выражающих государственную деятельность по изданию правовых актов, совершению юридически значимых поступков" <3>. По мнению И.М. Зайцева, юридический процесс образуют нормативно установленные формы упорядочивания юридической деятельности. Ученый включает в него как судебные процессы (судопроизводства), так и различные правовые процедуры <4>. В.И. Леушин трактует юридический процесс как урегулированный процессуальными нормами порядок деятельности компетентных государственных органов, состоящий в подготовке, принятии и документальном закреплении юридических решений общего или индивидуального характера. Автор выделяет два вида юридического процесса в зависимости от характера принимаемых решений: правотворческий и правоприменительный <5>.
--------------------------------
<3> Вопленко Н.Н. Реализация права // Общая теория права. Академический курс: В 3 т. / Под ред. М.Н. Марченко. М., 2002. Т. 2. С. 460.
<4> Зайцев И.М. Понятие и содержание юридического процесса // Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько. М., 2000. С. 441, 446.
<5> Теория государства и права: Учеб. для вузов / Под ред. В.М. Корельского, В.Д. Перевалова. 2-е изд., изм. и доп. М., 2002. С. 411 - 413.
На основе приведенных определений можно выделить характерные признаки юридического процесса: во-первых, это государственная, а следовательно, властная деятельность компетентных органов и должностных лиц; во-вторых, это деятельность, осуществление которой урегулировано процессуальными нормами; в-третьих, это деятельность, направленная на принятие юридических решений общего или индивидуального характера.
Правоприменение обладает всеми указанными признаками юридического процесса.
Прежде всего это деятельность, имеющая начало и окончание и состоящая из ряда последовательных стадий.
По своей сущности применение норм права - это организующая властная деятельность государства, посредством которой упорядочивается общественная жизнь путем сосредоточения функций по решению определенных вопросов в руках компетентных органов. Одна из важнейших особенностей правоприменения, отражающая его властный характер, - возможность применения норм права только компетентными органами. Большинство из них - органы государства. Применение права представляет собой управленческую деятельность - разновидность социального управления. Однако это не управление вообще, а "управление специализированного характера, нацеленное на обеспечение строгого воплощения в жизнь общих программ, закрепленных в нормах права. На основании, в пределах и направлениях, предусмотренных юридическими нормами, правоприменительные органы активно включаются в самый процесс правового регулирования, решают юридические дела, продолжают в конкретной ситуации правовое регулирование данных отношений" <6>.
--------------------------------
<6> Алексеев С.С. Общая теория права: Учеб. 2-е изд. М., 2008. С. 240 - 241.
Упорядочивая общественные отношения посредством правоприменительной деятельности, государство наделяет компетентные органы правом не только выступать от его имени, но и принимать решения в зависимости от фактических обстоятельств юридического дела. Поэтому правоприменение всегда сопровождается вынесением индивидуального правового акта (правоприменительного акта). Одна из особенностей правоприменительных актов состоит в том, что они обладают юридической силой. Главное их свойство - устанавливать в соответствии с нормой права определенные юридические последствия путем издания властного распоряжения компетентного органа. Юридическая сила данных актов обеспечивается их обязательностью, подзаконностью по отношению к нормативно-правовым актам и основывается на властных полномочиях правоприменяющих субъектов.
Сущность правоприменительной деятельности внешне выражается в ее процессуальных формах. Под процессуальной формой следует понимать совокупность однородных процедурных требований, предъявляемых к участникам процесса и направленных на достижение определенного материально-правового результата <7>. Процессуальные действия регулируются нормами процессуального права и осуществляются на основе юридических фактов в рамках процессуальных отношений. Процессуальное законодательство прежде всего закрепляет, какие действия и в какой последовательности могут совершать участники процессуальных отношений, т.е. стадии процесса <8>. Как представляется, процессуальное законодательство также должно включать: а) исчерпывающий перечень всех участников правоприменительного процесса, их прав и обязанностей; б) положения о подведомственности решаемых дел и юридических вопросов; в) сроки совершения процессуальных действий; г) правила документирования; д) порядок принятия, обжалования и исполнения решений (индивидуальных правовых актов).
--------------------------------
<7> Юридическая процессуальная форма / Под ред. П.Е. Недбайло, В.М. Горшенева. М., 1976. С. 13.
<8> Бахрах Д.Н. Юридический процесс и административное судопроизводство // Журн. рос. права. 2000. N 9. С. 10.
Как указывает Д.Н. Бахрах, выделяющееся в последние годы в обособленную отрасль права российское процессуальное законодательство обычно устанавливает и формально закрепляет: 1) перечень действий и последовательности, в которых их могут совершать участники властеотношений; 2) принципы и цели деятельности участников процессуальных отношений; 3) круг участников, их права и обязанности; 4) подведомственность решаемых дел, отдельных вопросов, действий; 5) в каких юридических документах воплощаются властные акты, принимаемые в ходе разрешения юридических дел; 6) сроки совершения процессуальных действий; 7) виды и источники доказательств; 8) гарантии соблюдения процессуальных норм, законности и обоснованности принимаемых актов, в том числе процессуальные и иные санкции за нарушение соответствующих правил; 9) правила возмещения расходов, связанных с осуществлением процессуальных действий <9>.
--------------------------------
<9> Бахрах Д.Н. Административное право России: Учеб. для вузов. М., 2000. С. 306.
Значение процессуальной формы заключается в первую очередь в том, что ее соблюдение гарантирует объективность и оперативность правоприменительной деятельности, а также обоснованность и справедливость выносимых правоприменительных актов.
Процессуальные нормы позволяют упорядочить процесс принятия властных решений и их исполнения, поскольку устанавливают конкретные технологические правила реализации органами государства и их должностными лицами возложенных на них полномочий, что минимизирует возможности субъективистских отклонений от заданных целей деятельности и способствует повышению эффективности управления в целом. Иначе говоря, процессуализация правоприменения позволяет ограничить и предупредить социально нежелательные последствия произвольных действий должностных лиц, повысить степень подконтрольности их деятельности невластным субъектам права. Наконец, процессуализация гарантирует права граждан и организаций на защиту от произвола. Тем самым она способствует более полному и четкому исполнению требований норм материального права, поддержанию режима законности в сфере государственного управления <10>.
--------------------------------
<10> Суворов М.А. Административное производство: понятие, виды, классификация // СибЮрВестник. 2002. N 3.
Кроме того, тщательно прописанная юридическая процедура позволяет разрешать часто повторяющиеся юридические ситуации (задачи, проблемы) в разумные сроки. Решение таких юридических задач требует их алгоритмизации, т.е. наличия четкого однозначного алгоритма совершения юридических операций рассмотрения юридической ситуации, которые должны завершиться в номинальные или нормативные сроки <11>.
--------------------------------
<11> Нестеров А.В. О юридическом процессе // Административное и муниципальное право. 2009. N 12.
Нами была дана общая характеристика правоприменения как юридического процесса. Подводя итог, необходимо отметить, что в качестве основы правоприменения выступают нормы материального права и материальные правоотношения, а процессуальная деятельность правоприменяющих субъектов является реализацией их властных полномочий и гарантией законности и обоснованности применения норм права.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Теория государства и права, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.