Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Теория государства и права. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ В МЕХАНИЗМЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВОСОЗНАНИЯ И СТАНОВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО АКТИВНОЙ ЛИЧНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ОСУЖДЕННЫХ В УСЛОВИЯХ ИЗОЛЯЦИИ ОТ ОБЩЕСТВА
В.М. САПОГОВ
В современном российском обществе несовершеннолетние остаются наиболее уязвимой частью общества, так как особенности несовершеннолетия делают их подверженными влиянию факторов, которым взрослые люди противостоят гораздо успешнее.
Жизненное самоопределение подростка во многом зависит от правового воспитания. Это обусловлено тем, что приобретение знаний в процессе правового воспитания закономерно связано с углублением познания социальной действительности и развитием интереса к нравственным и правовым идеалам современного общества.
В процессе правового воспитания укрепляется способность личности правильно ориентироваться и поступать в сложной (особенно конфликтной) ситуации. Целенаправленное правовое воспитание укрепляет и развивает правосознание несовершеннолетних.
Однако современное российское общество испытывает серьезные трудности в воспитании подрастающего поколения. Уровень преступности в молодежной среде за последние годы не уменьшается. Антиобщественный, паразитический образ жизни значительного числа несовершеннолетних становится нормой. Употребление алкоголя и наркотиков в подростковом возрасте достаточно быстро размывают в сознании личности такие нравственные понятия, как долг, совесть, честность, чувство собственного достоинства; негативно изменяют ценностные ориентации молодежи, обусловливая нарушение законности и правопорядка. Это зачастую становится причиной осуждения несовершеннолетних и направления их в места лишения свободы.
Изоляция несовершеннолетних в исправительных учреждениях является не только карой, но и преследует цель их социальной реабилитации путем формирования социально-правовой активности, адекватных ценностных ориентации и интересов, восстановления их социального статуса, повышения образовательного уровня, содействия овладению профессией, что следует отнести к приоритетным направлениям деятельности воспитательных колоний на современном этапе реформирования уголовно-исполнительной системы <1>.
--------------------------------
<1> См. подробнее: Реймер А.А. Актуальные вопросы реформирования уголовно-исполнительной системы // Безопасность уголовно-исполнительной системы. 2009. N 3(7). С. 10 - 15.
Кроме того, деятельность воспитательных колоний направлена на укрепление законности и правопорядка в учреждениях, обеспечение требований действующего законодательства, а также на проведение профилактических мероприятий, исключающих возможность противоправного поведения несовершеннолетних осужденных, связанного в первую очередь с различными агрессивными проявлениями.
Именно агрессивные проявления среди несовершеннолетних осужденных ведут к негативным последствиям в местах социальной изоляции: ухудшению социально-психологического климата, усложнению оперативной обстановки, неблагополучия в межличностных отношениях подростков, распространению половых извращений, случаев вымогательства, членовредительства, побегов и т.п. <2>. Все эти отрицательные проявления являются результатом упущений в процессе осуществления правового воспитания несовершеннолетних.
--------------------------------
<2> См.: Куликов В. Детский авторитет. В колонии для подростков в Тольятти криминальные лидеры устроили волнения // Российская газета. N 248. 7 ноября 2007 г. и др.
Правосознание человека не возникает с момента рождения. Оно формируется по мере взросления в течение всей жизни. Вначале закладывается фундамент: под влиянием окружающей действительности у человека появляются представления о том, что можно делать, а чего - нельзя, о добре и зле, о необходимых правилах поведения.
Элементами системы, формирующей правовое сознание и поведение личности, являются социальная среда; личность с ее индивидуальными качествами и особенностями; определенная сумма знаний, ценностей и установок, которую общество или социальная группа стремится передать своим членам. Они формируют преимущественно позитивное правосознание, но отдельные элементы социальной среды могут способствовать при определенных условиях формированию антиобщественного правового сознания <3>.
--------------------------------
<3> См.: Башкатов И.П. Психология неформальных подростково-молодежных групп. М.: Юрист, 2000. С. 21.
В общем виде факторы, влияющие на формирование правосознания подростков, можно подразделить на две группы: внутренние (личностные), представляющие собой индивидуальные особенности, и внешние, заключающиеся в деятельности субъектов социально-правовой жизни общества.
К внутренним факторам следует отнести особенности характера: внушаемость, сила воли, темперамент, уровень развития умственных способностей, ценностные представления и жизненные установки, духовный мир, нравственные убеждения и др. Эти факторы определяют выбор того или иного варианта поведения, выступают важными элементами процесса воспитания уважения личности к праву, формирование ее социальной активности.
Все вышеуказанные факторы могут влиять на правосознание подростков по-разному: как положительно, так и отрицательно. Отрицательные факторы способствуют формированию девиантного (отклоняющегося от нормы) поведения несовершеннолетнего <4>.
--------------------------------
<4> См.: Социальные отклонения. Введение в общую теорию. М.: Юрид. лит., 1984. С. 110.
Несовершеннолетние осужденные к лишению свободы изолируются от общества и помещаются в исправительные учреждения (воспитательные колонии) с присущими им специальным режимом и условиями труда, особыми формами воспитательной работы, общеобразовательного и профессионального обучения.
Отбывание наказания - процесс весьма сложный, затрагивающий все стороны жизнедеятельности несовершеннолетнего, порождающий множество общественных отношений. В силу своего специфического положения данные лица приобретают или утрачивают некоторые права и обязанности, их реализация и исполнение может осуществляться в особых формах.
Большое влияние на несовершеннолетнего оказывает период адаптации к новым условиям. Попадая в исправительное учреждение, несовершеннолетние оказываются в непривычных, дискомфортных условиях, прерывается начатый процесс социализации личности. В это время в сознании несовершеннолетних происходят различные деформации, как положительные, так и отрицательные. Это выражается в отношении к окружающим (персоналу, другим осужденным), обучению, труду <5>. В течение этого периода несовершеннолетний пытается определить себе достойное место, социальную роль, обусловленную статусом подростка, который он имел до поступления в колонию. Как правило, в данный период происходит увеличение конфликтов в среде воспитанников колонии и возрастание числа совершенных нарушений режима и правонарушений.
--------------------------------
<5> См.: Трутнев А. Зачатки духовности. Записки из Икшанской воспитательной колонии // Казенный дом. 2006. N 7(41). С. 6.
При организации правового воспитания в условиях воспитательной колонии необходимо учитывать особенности подросткового возраста. В этом возрасте изменяется характер отношений со старшими: из позиции подчинения подросток пытается перейти в позицию равенства. Одновременно изменяется и характер взаимоотношений со сверстниками, появляется потребность в общении с целью самоутверждения, которое может иметь социально-полярные основания - от подвига до правонарушения <6>.
--------------------------------
<6> См.: Бадмаев С.А. Психологическая коррекция отклоняющегося поведения школьников / Под ред. А.Л. Гройсмана. М.: Изд-во "Магистр", 1997. С. 8.
Восприимчивость и впечатлительность как к положительным, так и к отрицательным внешним воздействиям являются теми внутренними условиями, которые способствуют формированию у воспитанников колоний правовых или противоправных установок, убеждений и ценностных ориентации.
Одним из средств самоутверждения воспитанников колоний является стремление к лидерству и престижности. Это может оказывать негативное воздействие на состояние правосознания, порождать неадекватность самооценки, провоцировать конфликты в отношениях с окружающими.
На формирование элементов правового сознания воспитанников колоний существенное влияние оказывают особенности взаимоотношений с персоналом пенитенциарного учреждения, их взаимообусловленность и взаимопроникающий характер <7>.
--------------------------------
<7> См.: Гущин А. "Наказание" означает "научение" // Преступление и наказание. 2005. N 2. С. 15.
Воспитатель в отношении воспитанников колонии наделен широким кругом возможностей самым существенным образом влиять на их сегодняшнюю жизнь и на их как ближайшее, так и достаточно отдаленное будущее. Для персонала воспитательной колонии важно, чтобы в основе послушания требованиям взрослых лежало доверие несовершеннолетнего к воспитателю, убежденность в его правоте, готовность разделить с педагогом ответственность за принимаемые им решения.
Существенное влияние на формирование правосознания подростков в условиях воспитательной колонии оказывает правовая информированность несовершеннолетних. Зачастую у них отсутствуют элементарные знания о принципах и важных для несовершеннолетних норм права. Воспитанники знают некоторые нормы права, но не понимают многих принципов права, что осложняет их ориентирование в этой сфере.
Находясь в воспитательной колонии, многие несовершеннолетние продолжают проявлять свою криминогенную направленность. Этому способствуют специфические условия колонии, характеризующиеся тем, что в одном сообществе живут продолжительное время большое число несовершеннолетних правонарушителей, вынужденных общаться друг с другом <8>.
--------------------------------
<8> См.: Борьба с групповыми правонарушениями несовершеннолетних / Под ред. И.П. Лановенко. Киев: Наукова думка, 1982. С. 39 - 41.
Большой ошибкой воспитателей при организации воспитательного процесса с несовершеннолетними осужденными является применение общих приемов и методов воздействия на личность осужденного, если при этом не учитывается образ жизни подростка до поступления в учреждение, его ценностно-мотивационная сфера. И прежде чем приступать к воспитательному воздействию, необходимо изучить по возможности все факторы, которые оказывали влияние на сознание подростков до осуждения к лишению свободы и которые в конечном итоге привели их к совершению противоправного деяния. Необходимо искоренить все отрицательное в сознании подростков, ведь, как известно, воспитывать проще личность несформировавшуюся, подверженную влиянию, впечатлительную и впитывающую информацию, модели поведения и образ мыслей того субъекта, который будет иметь на нее влияние. И если не учитывать эти факторы, то воспитательный процесс "пройдет мимо" несовершеннолетних.
Поступки несовершеннолетних, их поведение, не соответствующие общим социальным нормам и ценностям, во многих случаях связаны с процессом их взросления. В связи с этим исправительное воздействие в отношении несовершеннолетних, вопреки распространенному ошибочному представлению, основано вовсе не на "снисхождении" к осужденным, а на таких мерах, которые поощряют процесс изменения поведения, помогая несовершеннолетнему почувствовать ответственность за свои поступки, способствуют социальной интеграции подростка, а не его отчуждению от общества <9>.
--------------------------------
<9> См.: Антонян Е.А. Исполнение наказания в виде лишения свободы в отношении несовершеннолетних // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. 2006. N 6. С. 12 - 13.
При организации воспитательного процесса с несовершеннолетними осужденными необходимо учитывать психофизические особенности, свойственные подростковому возрасту, и индивидуальные особенности подростков с применением передовых форм и методов психолого-педагогического воздействия на несовершеннолетних осужденных <10>.
--------------------------------
<10> См.: п. 1.4 Инструкции об организации воспитательной работы с осужденными в воспитательных колониях УИС Минюста России. Утверждена Приказом Минюста России от 28 февраля 2000 г. N 77.
Основными направлениями, по которым в настоящее время проводится воспитательная работа в воспитательных колониях, являются: нравственное, правовое, трудовое, эстетическое и физическое воспитание.
Правовое воспитание направлено на получение осужденным представления о сущности взаимоотношений между гражданином и государством, убеждение в необходимости соблюдения правовых норм, анализ степени общественной опасности преступления. Кроме того, осужденному необходимо приобрести знания о своих правах и обязанностях в области жилищного и трудового устройства, образования, семьи и брака и быть сориентированным в том, в какое учреждение он может обратиться в необходимом случае <11>.
--------------------------------
<11> См.: п. 3.1, 3.3 Инструкции об организации воспитательной работы с осужденными в воспитательных колониях УИС Минюста России. Утверждена Приказом Минюста России от 28 февраля 2000 г. N 77.
Среди направлений деятельности воспитательных колоний, которые определенным образом соотносятся с правовоспитательной работой, следует выделить: организацию оптимального внутреннего распорядка работы учреждения, включающего в себя систему мероприятий, ориентированных на формирование у осужденных несовершеннолетних законопослушного поведения, добросовестного отношения к труду и учебе, получение начального профессионального образования и подготовки, повышение образовательного и культурного уровня; обеспечение и создание условий для реализации основных прав и обязанностей осужденных.
Эти задачи возлагаются на сотрудников воспитательных колоний, которые должны иметь специфическую профессиональную подготовку, что обусловлено возрастными особенностями несовершеннолетних осужденных.
Проведение правовоспитательной работы с воспитанниками колоний должно осуществляться не без учета следующих обстоятельств. Во-первых, ужесточение изоляции способствует проявлению у несовершеннолетних более устойчивых элементов асоциальной субкультуры, а физическая изоляция превращается в социальную, что препятствует успешной адаптации несовершеннолетнего после его освобождения из мест лишения свободы. Во-вторых, большинство правонарушителей характеризуется глубокой деформацией личности. Более половины осужденных несовершеннолетних даже после двухлетнего пребывания в колонии рассматривают факт совершения ими преступления как естественный выход из ситуации, в которой оказались, и не осознают морального и материального ущерба, причиненного ими, считая меру наказания несправедливой и слишком суровой <12>.
--------------------------------
<12> См.: Журавлев В.Л. Основы, принципы и организация процесса воспитательно-педагогического воздействия на несовершеннолетних осужденных // Актуальные проблемы исполнения уголовных наказаний в отношении несовершеннолетних. М.: Права человека, 2000. С. 52.
Условия пребывания несовершеннолетних в местах лишения свободы определяют среду, которая оказывает влияние на выбор ими образцов поведения, а значит, персонал колонии должен демонстрировать примеры правомерного поведения, достойные для подражания.
Воспитатель в отношении воспитанников колонии наделен широким кругом возможностей, чтобы влиять на их сегодняшнюю жизнь и на их как ближайшее, так и достаточно отдаленное будущее.
К правовоспитательной работе с воспитанниками колоний могут привлекаться родители, к примеру в деятельности попечительских советов, родительских комитетов <13>. Родители для воспитательной колонии выступают не только дополнительными силами в помощь сотрудникам в организации правовоспитательных мероприятий, но и формой общественного контроля за работой администрации, условиями содержания несовершеннолетних осужденных <14>.
--------------------------------
<13> См.: ст. 142 Уголовно-исполнительного кодекса РФ от 8 января 1997 г. N 1-ФЗ.
<14> См.: Перцова Л.В. Исполнение наказания в воспитательных колониях на современном этапе развития пенитенциарной системы // Актуальные проблемы исполнения уголовных наказаний в отношении несовершеннолетних М.: Права человека, 2000. С. 37.
Основой правового воспитания воспитанников колонии является их правовое просвещение, которое дает возможность правильно ориентироваться в окружающей действительности, определять грань между дозволенным и запрещенным, выбирать законные пути и средства защиты личных прав и интересов. Пункт 17 Приказа Минюста России от 6 октября 2006 г. N 311 "Об утверждении Правил внутреннего распорядка воспитательных колоний уголовно-исполнительной системы" предоставляет воспитанникам колонии право на получение юридической помощи как в рамках правового информирования персоналом учреждения, так и от неограниченного круга организаций и лиц, осуществляющих правозащитную деятельность.
Представляется, что комплектование воспитательных колоний юристом, специализирующимся в сфере правовоспитательной работы, позволило бы не только повысить уровень правовой защищенности несовершеннолетних осужденных, но и обеспечить организацию правового воспитания.
Для формирования у воспитанников колоний социально-правового опыта, правовых установок и убеждений не всегда достаточным является использование отдельно взятых методик и технологий правовоспитательной работы. В этой связи считаем важным создание в воспитательных колониях правового пространства как совокупности таких условий, когда обстановка пребывания несовершеннолетних в пенитенциарном учреждении, взаимоотношения персонала и воспитанников, воспитанников между собой, действующие нормы и правила будут основываться на правовых предписаниях и принципах, обеспечивать ресоциализацию воспитанников и способствовать формированию их правового сознания и социально-активного правомерного поведения <15>.
--------------------------------
<15> См. подробнее: Певцова Е.А., Сапогов В.М. Профилактика правонарушений и формирование правомерного поведения воспитанников интернатных учреждений в образовательных правоотношениях: Монография. Псков: Издательство АНО "Логос", 2009. С. 255 - 257.
Организация правового пространства предоставляет персоналу и воспитанникам колонии определенную самостоятельность в выборе форм правовоспитательной и социально-правовой деятельности, управления, способов локального нормативно-правового регулирования, что, в свою очередь, оказывает определенное влияние на формирование и осмысление опыта правового поведения у несовершеннолетних и сотрудников воспитательной колонии. Создание правового пространства воспитательной колонии может быть результатом реализации программы правового воспитания.
В современных условиях функционирования воспитательных колоний особую значимость приобретают открытость правовоспитательного процесса учреждения, его взаимодействие с социальной средой.
Связь с социальным окружением направлена на активное использование потенциальных возможностей социума для расширения правовоспитательного пространства с целью обогащения социально-правового опыта воспитанников и на предотвращение негативного влияния на них факторов социальной среды. Особую актуальность это приобретает после освобождения молодых людей из воспитательной колонии.
В целях совершенствования правовоспитательной деятельности воспитательных колоний полагаем, что п. 174 раздела XXI Приказа может быть дополнен следующими положениями:
"Организация правового воспитания в ВК строится в соответствии с программой правового воспитания, разработка которой осуществляется в соответствии с рекомендованными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, моделями правовоспитательной деятельности, с использованием научно обоснованных инновационных и индивидуализированных правовоспитательных технологий.
В рамках реализации программы правового воспитания в ВК предполагается создание правового пространства учреждения как специальной развивающей среды в процессе правовой социализации несовершеннолетних осужденных, способствующей достижению высокого уровня правовой культуры воспитанников.
Правовое обеспечение деятельности учреждения в области защиты интересов и социальных прав воспитанников, организацию и проведение правового воспитания осуществляет юрист ВК".
Воспитательные колонии на сегодняшний день являются, по существу, не только исправительными учреждениями для несовершеннолетних преступников, но во многом определенной социальной нишей для социально неблагополучных и неустроенных молодых людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. В этой связи решаемые сотрудниками воспитательных колоний задачи выходят за рамки исполнения наказаний.
На повестке дня такие цели деятельности с воспитанниками колоний, как формирование их правосознания, правомерного поведения, позитивного отношения к будущему самостоятельному проживанию после освобождения, обучение адекватным современной социально-правовой и экономической действительности формам и способам жизни в обществе.
Правовоспитательную деятельность воспитательных колоний можно считать эффективной, если после освобождения несовершеннолетние в состоянии адаптироваться в нормальном социальном окружении, активно включаться в жизнь общества, преодолевать отрицательные влияния.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Теория государства и права, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.