Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Теория государства и права. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
ДЕМОКРАТИЧЕСКИЕ ВЫБОРЫ КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА
Д.Г. СОЛОЦКИЙ
Выборы - это не только существенный признак, обязательный атрибут демократии, но и ее необходимое исходное условие. По сути, это главный политический институт, позволяющий народу выступать в качестве реального источника власти, а гражданскому обществу - контролировать власть. Это положение четко фиксирует ст. 3 Конституции Республики Беларусь, где определено, что единственным источником государственной власти является народ. Народ осуществляет власть непосредственно через республиканский референдум и свободные выборы, а также делегирует осуществление своей власти государственным органам.
Следует указать на важность соответствия норм конституционного права международным стандартам, так как только в этом случае мы можем говорить о возможности выражения своей воли структурами гражданского общества, что указывает на существование истинно демократического государства.
Правовую основу избирательной системы Республики Беларусь составляют Конституция Республики Беларусь, Избирательный кодекс и иные акты законодательства Республики Беларусь, постановления Центральной комиссии Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов.
В основу законодательства Республики Беларусь о выборах и избирательной системы легли принципы таких международных правовых актов, как Всеобщая декларация прав человека (1948 г.), Международный пакт о гражданских и политических правах (1966 г.) и Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод.
Всеобщая декларация прав человека 1948 г. закрепляет: "Каждый человек имеет право принимать участие в управлении своей страной непосредственно или через посредство свободно избираемых представителей. Воля народа должна быть основой власти правительства; эта воля должна находить свое выражение в периодических и нефальсифицированных выборах, которые должны проводиться при всеобщем и равном избирательном праве, путем тайного голосования или же посредством других равнозначных форм, обеспечивающих свободу голосования" (ст. 21). Вышеназванные положения нашли свое юридическое закрепление в Международном пакте "О гражданских и политических правах" (ст. 25), Документе Копенгагенского совещания (конференции) по человеческому измерению СБСЕ (п. 6 и 7) и других международно-правовых документах.
Выборное законодательство страны в целом соответствует общепризнанным международным нормам. Тем не менее некоторые положения избирательного законодательства, с нашей точки зрения, требуют корректировки.
Несмотря на отсутствие конкретных норм, детально устанавливающих стандарты современных выборов, в качестве основополагающего документа в сфере выборов можно указать на Руководящие принципы в сфере выборов, которые были приняты Советом по демократическим выборам - совместной рабочей группой, созданной в соответствии с Резолюцией Парламентской Ассамблеи, - на его втором заседании (3 июля 2002 г.), а затем утверждены Венецианской комиссией на ее 51-й сессии (5 - 6 июля 2002 г.) <1>.
--------------------------------
<1> Свод рекомендуемых норм при проведении выборов [Электронный ресурс]. URL: http://www.venice.coe.int. Дата доступа: 24.09.2008.
Так, например, на наш взгляд, в соответствии с указанными принципами, необходимо пересмотреть вопросы, связанные с лишением права избирать лиц, в отношении которых избрана мера пресечения - содержание под стражей. Содержание под стражей формально не означает, что гражданин совершил преступление. В соответствии с презумпцией невиновности основанием для указания на лицо как преступника является приговор суда. Согласно европейским стандартам, лишить гражданина избирательного права можно только после вынесения уголовного приговора за серьезное правонарушение.
Особое внимание необходимо обратить на нормы, связанные с наблюдателями во время проведения выборов.
Наблюдатели призваны зафиксировать: соответствует ли та или иная избирательная процедура общепринятым международным стандартам и, соответственно, международным обязательствам или нет. Наблюдение организовывается исходя из положений Копенгагенского документа, объясняющего, что процесс доверия избирателей к объявленным результатам выборов и, соответственно, стабильность в государстве и определенное положение на международной арене непосредственно зависят от мнения наблюдателей.
Можно указать на ряд норм, которые требуют уточнения. В частности, в соответствии со ст. 13 Избирательного кодекса наблюдателю запрещается находиться у столов выдачи бюллетеней, у кабин и ящиков для голосования <2>.
--------------------------------
<2> Избирательный кодекс Республики Беларусь. 24 января 2000 г. // Нац. реестр правовых актов Республики Беларусь. 2000. N 64. 2/181.
По сути, нормативно расстояние не определено, и единственным критерием оценки в конкретной ситуации будет являться мнение председателя избирательной комиссии. В этом случае наблюдатель со своего места не будет иметь возможности наблюдать за соблюдением порядка голосования на избирательном участке, что может привести к массовым нарушениям. Это может быть выдача бюллетеней без предъявления паспортов гражданами или по нескольку штук в одни руки и т.п.
В качестве возможного образца для изменения данной нормы можно взять аналогичную норму российского законодательства. Так, в соответствии со ст. 29 Закона о выборах депутатов Государственной Думы наблюдатель имеет право "наблюдать за подсчетом голосов избирателей на избирательном участке на расстоянии и в условиях, которые обеспечивают обозримость содержания избирательных бюллетеней, а также визуально знакомиться с любым заполненным или незаполненным избирательным бюллетенем при подсчете голосов избирателей" <3>.
--------------------------------
<3> Федеральные законы "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ"; "О государственной автоматизированной системе РФ "Выборы". М.: Книга-сервис, 2003. 208 с.
В ст. 13 Избирательного кодекса также указано, что наблюдателю запрещается "создавать препятствия для нормальной работы комиссии". При этом отсутствует указание в тексте самого Закона, что считать нормальными условиями. Если председатель избирательной комиссии посчитает, что наблюдатель вмешивается в работу комиссии, то он без труда сможет удалить неугодного наблюдателя с заседания комиссии или из помещения для голосования. При этом никакого документа, в котором бы содержалась письменно зафиксированная аргументация действий председателя комиссии, наблюдателю не выдается.
Необходимой коррекции должны быть подвергнуты положения, связанные с контролем за составлением списков избирателей и внесением в них изменений непосредственно при голосовании на избирательном участке. На наш взгляд, данная процедура должна быть детально прописана в законодательстве, так как упрощенный порядок внесения изменений в списки напрямую может быть связан с нарушением конституционных норм.
Также остается открытым вопрос о досрочном голосовании. Согласно ст. 53 Избирательного кодекса, избиратель, не имеющий возможности в день выборов находиться по месту своего жительства, вправе не ранее чем за пять дней до выборов, в условиях, исключающих контроль за его волеизъявлением, проголосовать на своем избирательном участке <4>. Хотя официального подтверждения причин невозможности прийти в помещение для голосования в день выборов не требуется, тем не менее, исходя из сути нормы, члены избирательной комиссии обязаны спросить у избирателя, действительно ли он в день выборов не имеет возможности находиться по месту своего жительства. Если члены комиссии не выполняют это требование, то, по сути, они нарушают закон.
--------------------------------
<4> Избирательный кодекс Республики Беларусь, 24 января 2000 г. // Нац. реестр правовых актов Республики Беларусь. 2000. N 64. 2/181.
На наш взгляд, требуют доработки и нормы, связанные с голосованием с помощью переносного ящика, так как в этом случае значительно снижается уровень контроля за соблюдением процедуры голосования со стороны наблюдателей, а также не гарантирована сохранность самого ящика.
В Избирательном кодексе указано, что официального подтверждения невозможности прийти не требуется, хотя ст. 54 говорит о том, что данная причина должна быть уважительной. Возможно, следует обязать избирателя при получении бюллетеня предъявить документ, подтверждающий причину, например медицинскую справку. Согласно этой же статье, указано, что члены участковой комиссии получают под роспись бюллетени в количестве, соответствующем числу поступивших просьб избирателей, но нет нормы о возможности выдать новый бюллетень взамен испорченного, как это предусмотрено в ст. 52.
Для усиления демократических начал возможно изменить положение о составе избирательной комиссии, с указанием обязательного участия представителей различных общественных структур. Формирование состава сотрудников избирательных участков исходя из принципа сбалансированного представительства различных политических сил затрудняет совершение нарушений.
Таким образом, несмотря на то что избирательное законодательство Республики Беларусь соответствует основным международным нормам, тем не менее следует конкретизировать ряд положений, что значительно усилит демократический элемент в избирательной системе государства.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Теория государства и права, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.