Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Теория государства и права. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
РЕАЛИЗАЦИЯ ЭЛЕМЕНТОВ СОЦИАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА В СОВЕТСКОЙ РОССИИ (1917 - 1920 ГГ.)
В.А. ИГОЛЬНИКОВА
Идея марксистской социальной государственности, исходящая из принципа всеобщего равенства, была впервые законодательно закреплена в Конституции РСФСР 1918 г. В первом ее разделе, которым стала принятая в январе 1918 г. Декларация прав трудящихся и эксплуатируемого народа, была сформулирована основная социально-политическая задача Советской республики: "Уничтожение всякой эксплуатации человека человеком, полное устранение деления общества на классы, беспощадное подавление эксплуататоров, установление социалистической организации общества" <1>.
--------------------------------
<1> Наумова Е.Н. Социальное государство в России: проблемы теории и практики: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Владимир, 2006. С. 30 - 31.
В октябре 1917 г. советское правительство приняло обращение ко всем трудящимся о подготовке декретов о полном социальном обеспечении рабочих, городской и сельской бедноты.
В целях построения основ централизованной системы управления функции органов управления социальным обеспечением выполняли местные Советы депутатов, а возглавлялась управленческая вертикаль в центре Народным комиссариатом труда и Народным комиссариатом социального обеспечения.
С принятием Положения от 31 октября 1918 г. социальное обеспечение гарантировалось во всех случаях временной и постоянной утраты трудоспособности или по причине безработицы. Оно предоставлялось в таких формах, как пенсии при постоянной утрате трудоспособности, пособие в случае временной нетрудоспособности, пособия по беременности, лечебная помощь, пенсии в связи со смертью кормильца. Источниками финансирования социального обеспечения являлись взносы предприятий, учреждений и других работодателей. Трудящиеся от каких-либо взносов освобождались. Несколько позднее Положение от 31 октября 1918 г. было дополнено правительственным постановлением, согласно которому все предприятия и учреждения, кроме частных работодателей, освобождались от уплаты страховых взносов. Расходы по социальному обеспечению государство полностью взяло на себя.
Тринадцатого ноября 1917 г. Совет Народных Комиссаров включил в число первых мероприятий и декретов советской власти официальное правительственное сообщение "О социальном страховании", согласно которому политика социального страхования строилась на основе таких рабочих страховых лозунгов, как распространение страхования на всех без исключения рабочих, а также городскую и сельскую бедноту, распространение страхования на все виды потери трудоспособности (на случай болезни, увечья, инвалидности, старости, материнства, вдовства и сиротства, а также безработицы), возложение всех расходов по страхованию целиком на предпринимателей и др. <2>.
--------------------------------
<2> Буянова М.О., Гусов К.Н. Право социального обеспечения: Учебник. М.: ТК Велби; Проспект, 2004. С. 129.
Развал экономики и падение производственной дисциплины делали быстрое внедрение новой системы социального страхования исключительно трудным делом, и неудивительно, что в период военного коммунизма многие законы и декреты о социальной поддержке оставались невыполненными <3>.
--------------------------------
<3> Торлопов В.А. Социальное государство в России: анализ социально-политических аспектов: Дис. ... д-ра социол. наук. М.: РГБ, 2002. С. 172.
Условия тяжелого экономического положения государства периода гражданской войны и идеологические установки большевиков на быстрое построение коммунизма обусловили практику натурализации социального обеспечения, а главный источник существования населения лежал уже вне заработной платы. При военном коммунизме была введена карточная система распределения предметов питания в городе и деревне на основе классового принципа. Согласно Декрету от 30 октября 1918 г. предметы питания распределялись по четырем категориям "трудового населения": 1) рабочие физического труда, занятые в советских предприятиях и учреждениях; 2) лица, занятые умственным и конторским трудом на советских предприятиях и учреждениях; 3) лица, занятые в частных предприятиях и хозяйствах, не эксплуатирующие чужого труда; 4) сельское население, для которого устанавливалась твердая норма для личного потребления и хозяйственных надобностей.
Пользование трудящимися общими благами, находящимися в руках государства (жилищем, транспортом, коммунальными услугами, медицинской помощью, услугами школы, театров и др.), было бесплатным и определялось в политико-административном порядке.
Другим необходимым мероприятием в процессе формирования централизованного социального государства стал введенный в апреле 1919 г. новый порядок образования и использования финансовых фондов. Страховые взносы по классам опасности и риска всех предприятий и учреждений всех видов социального обеспечения из государственного бюджета в соответствии со сметой Народного комиссариата труда направлялись не в органы социального обеспечения, а взимались налоговым аппаратом Наркомата финансов и через местное казначейство зачислялись в фонд казны наряду с обычными налоговыми поступлениями. Что касается Всероссийского фонда социального обеспечения, в котором по Положению от 31 октября 1918 г. сосредоточивались средства всех остальных фондов и страховых касс, то при новом порядке финансирования они влились в ресурсы государственного бюджета. В итоге полноправным "хозяином" системы социального обеспечения и монопольным субъектом управления этой системой стало государство. Функции органов управления социальным обслуживанием выполняли местные советы депутатов. В центре управленческая вертикаль возглавлялась Народным комиссариатом труда и Народным комиссариатом социального обеспечения <4>.
--------------------------------
<4> Буянова М.О., Гусов К.Н. Указ. соч. С. 147.
Гражданская война и политика "военного коммунизма" принципиально изменили социально-экономическое положение трудящихся. Промышленность была национализирована, власть и ресурсы сконцентрированы в руках государства, ликвидированы товарно-денежные обращения, введена уравнительность в распределении предметов потребления, работники превращены в "бойцов трудовой армии" <5>.
--------------------------------
<5> Там же. С. 145 - 146.
Поэтому в период второй инновации в сфере социальной помощи 1918 - 1920 гг. трудящиеся уже не были наемными работниками в строгом смысле этого понятия, рынок труда был ликвидирован и в РСФСР остался единственный работодатель - государство. Именно государственные органы определяли потребности в рабочей силе, сферы положения труда, его условия и размеры оплаты. Такого рода изменения хозяйственной жизни повлекли и соответствующие изменения социальных рисков и способов защиты от них. Тогда-то и было трансформировано социальное страхование в социальное обеспечение, что во многом было связано с тезисом большевистской идеологической доктрины о возможности скорой реализации коммунистического идеала. Считалось, что социальное обеспечение является стадией полного коммунистического обеспечения, а от социального страхования как института "буржуазного права" можно отказаться <6>.
--------------------------------
<6> Мельников В.П., Холостова Е.И. История социальной работы в России. М.: Маркетинг, 2001. С. 284.
Натурализация социального обеспечения и карточная система распределения продуктов питания предопределили во многом отсутствие стимулов к труду рабочих. Это вызвало вал симуляций болезней, с которым малочисленный врачебный состав не был в состоянии справиться. Самоуправление страховых фондов было фактически свернуто, хотя их первые лица формально утверждались советами на местах. Недоимки по страховым платежам катастрофически росли, причем наиболее злостными неплательщиками были крупные национализированные, а не частные предприятия. Ситуацию усугубила ликвидация в феврале 1919 г. кассовой медицины, которая имела многие преимущества перед общегражданской и была максимально приближена к работникам. Застрахованные теперь лечились на "общих основаниях", которые были существенно хуже. В соответствии с Декретом СНК от 17 апреля 1919 г. все страховые фонды передавались во Всероссийский фонд социального обеспечения, а организации, владевшие этими фондами, подлежали ликвидации. С мая 1919 г. выдача пособий больным, беременным и роженицам была возложена непосредственно на предприятия и учреждения, которые данным лицам сохраняли заработную плату в течение двух месяцев. Постепенно вал неплатежей при полной бесконтрольности расходования средств привел к фиаско всей системы сбора страховых взносов. Средств на выплаты тратилось не столько, сколько было собрано, а сколько требовалось.
К концу 1918 г. дело социальной помощи приходит в упадок, и к началу 1921 г. положение становится тягостным. Как отмечали современники, в рассматриваемый период обнаружилось, что социальное законодательство значительно опережало экономические возможности молодого Советского государства и не было достаточно увязано с народнохозяйственной жизнью. Более того, вне системы социальной поддержки вопреки закону оказался большой пласт населения: подмастерья, домашняя прислуга, приказчики, наемные работники в крестьянских хозяйствах, самостоятельные производители и др. Это же касалось неработающих жен трудящихся, которые должны были страховаться за счет главы семьи, но таких случаев не было.
Это было колоссальное количество беспрерывно длящихся нарушений. Несмотря на все блага полного социального обеспечения, население чувствовало себя гораздо менее обеспеченным, чем когда-либо раньше, и возможность потери работоспособности была для всякого человека теперь неизмеримо страшнее, чем в прежнее время. Банкротство военно-коммунистической модели социальной деятельности государства было вызвано как утопичностью ее теоретических основ, так и чрезвычайными условиями войны и разрухи.
Характеризуя социальное государство 1918 - 1920 гг. в целом, важно отметить, что политика Советского государства носила патерналистский характер, находящий свое выражение многообразно - в виде многочисленных льгот; обеспечения низкого, контролируемого, но гарантированного дохода (заработной платы, пенсии); жесткого административного контроля социально-негативных явлений; государство - ведущий регулятор социальной политики <7>.
--------------------------------
<7> Сересова У.И. Социальное развитие как детерминанта регионального политического процесса: на материалах Приволжского федерального округа: Дис. ... канд. полит. наук. Казань, 2004. С. 71.
Идея о справедливом обществе за счет максимального увеличения объема социальной функции государства стала, по сути, лозунгом социалистической парадигмы <8>.
--------------------------------
<8> Наумова Е.Н. Указ. соч. С. 13.
Многими учеными высказывается мнение о том, что государственная система социального обеспечения в Советской России была самой прогрессивной системой социального обеспечения своего времени <9>.
--------------------------------
<9> Бароцкая К.Б. Конституционное право на социальное обеспечение в системе прав человека и гражданина: Дис. ... канд. юрид. наук. Челябинск, 2006.
Однако, по нашему мнению, реальная действительность была такова, что государство советского периода не только не смогло обеспечить социальные потребности своих граждан, но и, действуя в угоду своим социалистическим интересам, наоборот, значительно ограничивало социальные права и свободы граждан. При таких условиях все провозглашенные Советским государством права и свободы граждан в области социального обеспечения не получили на практике своей практической реализации, а носили чисто декларативный характер.
Следует согласиться с мнением И.В. Леонова, что статус человека в таком государстве был сведен до "винтика" огромной государственной машины, послушного исполнителя приказов и команд. В России безраздельно господствовала система, которая, по существу, игнорировала индивида, личность и ее интересы в угоду интересам системы <10>.
--------------------------------
<10> Леонов И.В. Социальное государство как предмет теоретико-правового исследования: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2006. С. 153.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Теория государства и права, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.