Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Теория государства и права. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
К ВОПРОСУ О РЕФЛЕКСИИ ПРАВОСОЗНАНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА
Л.В. ГРИНЕВА
Бесспорно, что нынешние представления о правовом государстве базируются на органичном признании прав и свобод гражданина в их взаимосвязи с требованиями общества; кроме того, такое государство призвано обеспечить справедливый правопорядок, в нем существуют действенные процедуры контроля обществом за эффективностью действий власти, система его органов власти основана на признанной необходимости разделения полномочий.
Правовое государство - это, прежде всего, государственно-организованное общество, в котором основные права и обязанности, свободы и ответственность человека высоко ценятся и защищаются конституцией (законодательством), институты публичной власти легитимны и легализованы, в котором существует разделение властей и независимость суда <1>.
--------------------------------
<1> Мамут Л.С. Социальное государство с точки зрения права // Государство и право. 2001. N 7.
Приведенное высказывание подтверждает и норма, закрепленная во второй статье Конституции РФ, согласно которой человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанностью государства.
Положения Конституции о правах и обязанностях граждан выступают как общеобязательный правовой стандарт и требование к правовому качеству позитивного права в целом, к организации и деятельности всего государства, всех ветвей государственной власти и должностных лиц. По мнению В.С. Нерсесянца, именно в этом "общерегулятивном значении конституционные положения о правах и свободах человека и гражданина являются наиболее важными и в конечном счете единственным настоящим критерием наличия или отсутствия, соблюдения или отрицания права вообще, критерием правового характера действующего законодательства (законов и всех других источников позитивного права) и правового характера государства" <2>.
--------------------------------
<2> Нерсесянц В.С. Современное правопонимание: основные концепции // Центр "Право и средства массовой информации". Серия "Журналистика и право". Вып. 16. 1999.
С рассматриваемым неотъемлемым признаком правового государства теснейшим образом связан вопрос о защите прав, свобод и законных интересов граждан. Вопросы реализации, соблюдения, защиты прав и свобод индивидов представляются актуальными не только для нашей страны, но и для стран, которые общепризнанно приближаются к правовым.
Обозначенные элементы правового государства неотделимы от такого феномена, как правосознание. Правосознание определяется как система правовых чувств, эмоций, идей, взглядов, оценок, установок, представлений и других проявлений, выражающих отношение людей как к действующему праву, к юридической практике, правам, свободам, обязанностям граждан, так и к "желаемому праву" и другим правовым явлениям <3>.
--------------------------------
<3> Баранов П.П. Правосознание и правовое воспитание // Общая теория права / Под ред. В.К. Бабаева. Н. Новгород, 1993.
Интерес к правосознанию в последнее время все больше возрастает, поскольку, во-первых, как писал С.С. Алексеев, идеи правосознания, составляющие его основное содержание, выступают "визитной карточкой права данного общества" и являются критерием оценки развития социума <4>, а во-вторых, актуальность проблемы правосознания обусловлена острой потребностью, необходимостью становления именно развитого правосознания в современном российском обществе, поскольку именно от состояния правосознания зависит реализация прав человека, степень формирования гражданского общества и правового государства в нашей стране.
--------------------------------
<4> Алексеев С.С. Теория права. М., 1995.
Правосознание как сложное структурное явление имеет двойственный характер, обусловливающий его место и роль в процессе создания и реализации норм позитивного права и в конечном счете формирования правового государства.
С одной стороны, правосознание является необходимым созидающим фактором при формировании позитивного права. Во-первых, прежде, чем получить выражение в юридических нормах, результатах деятельности правотворческих органов, определенные интересы и потребности людей проходят через волю и сознание индивидов, создающих правовые нормы. Сама система позитивного права является продуктом творческой реализации правосознания - в первую очередь правовой идеологии, но в определенной степени и правовой психологии законодателя. Законодатель не является обезличенной субстанцией, хотя имена авторов и традиционно скрываются в идеологических соображениях - законодатель является гражданином, обладающим собственным правосознанием, которое и проявляется в результатах его деятельности. Но, во-вторых, на законодателя прямо и косвенно воздействует и правосознание отдельных групп и индивидов, а также общественное правосознание. Как отмечал И.А. Ильин: "для того чтобы нормы положительного права подверглись обновлению и исправлению, необходимо, во-первых, чтобы люди в этом действительно нуждались (потребность в реформе), во-вторых, чтобы эта нужда была осознана (выяснение потребности), в-третьих, чтобы сложилось уверенное знание того, что именно и в какую сторону должно быть изменено (составление проекта реформы) и, наконец, в-четвертых, чтобы эта осознанная потребность могла бы побудить уполномоченных создателей права осуществить реформу (предложение, принятие и утверждение проекта)" <5>.
--------------------------------
<5> Ильин И.А. Собр. соч. (доп. том). Мир перед пропастью. Ч. III. М., 2001.
Поэтому можно сделать вывод, что в уровне связи правосознания законодателя и общества и состоит потенциал эффективности позитивного права, уровень качества правовых норм, их соответствие потребностям общественного развития.
Правосознание тесно связано с отдельными формами общественного сознания - с моральными воззрениями, политическими взглядами, философскими концепциями, идеологическими теориями, кроме того, оно отражает национальные, религиозные, бытовые и психологические особенности личности. Сознательное же осуществление гражданских прав и выполнение правовых обязанностей отдельного гражданина связано с наличием у него определенного уровня рефлексии правового сознания. Рефлексия (в переводе с лат. - "обращение назад, на себя") - обращение сознания на себя, мысль о мысли <6>. И.А. Ильин писал, что "человеку невозможно не иметь правосознания, его имеет каждый, кто сознает, что, кроме него, на свете есть другие люди. Человек имеет правосознание независимо от того, знает он об этом или не знает, дорожит этим достоянием или относится к нему с пренебрежением. Вся жизнь человека и вся судьба его слагаются при участии правосознания и под его руководством" <7>. Проведя психолого-правовой анализ данного высказывания, представляется целесообразным выделить отдельные аспекты рефлексии правосознания.
--------------------------------
<6> Краткий словарь по философии / Под общ. ред. И.В. Блауберга, И.К. Пантина. 3-е изд., дораб. и доп. М.: Политиздат, 1979. 413 с.
<7> Ильин И.А. О сущности правосознания. Собр. соч.: В 2 т. М., 1993. Т. 1. С. 127.
Во-первых, рефлексия правосознания есть специфическая форма общественного сознания. Оно включает в себя правовые знания людей, их мышление, чувства и эмоции, а также определяет их отношение к окружающим правовым явлениям.
Во-вторых, правосознание само по себе порождено объективными условиями жизни людей, оно на всех этапах исторического развития является продуктом отражения их общественного бытия.
В-третьих, рефлексивное правосознание является важнейшим регулятором поведения человека в обществе. Изучая поведение отдельного человека, социальных групп, общества в целом, мы так или иначе сталкиваемся с явлениями правового осознания различного рода социальных отношений (власти и подчинения, бедности и богатства и т.п.).
В-четвертых, отражая объективные потребности общественного развития, правосознание придает человеческой деятельности в сфере действия права и общественных отношений целенаправленный характер, что позволяет направлять поведение людей в целях достижения поставленных обществом и конкретной личностью задач.
Ни один из видов человеческой деятельности немыслим без ее оценки сознанием личности. Никакая деятельность немыслима вне сознания. Безусловно, само сознание подвержено влиянию (и очень сильному) со стороны социальной действительности, но и сама действительность является воплощением мыслей и идей тех же личностей. Аккумулируя характеристики правосознания, можно сказать, что наличие рефлексии правосознания в многообразии форм своего проявления оказывает регулятивное влияние на функционирование всей социальной системы в целом. В этом ключе чрезвычайно важно осуществление правосознания рефлексирующим индивидом. Категория рефлексии, как отмечает В.И. Слободчиков, является исходной в анализе проблемы сознания. В сфере индивидуального сознания рефлексия выступает кардинальным способом разрешения центрального противоречия "сознания вообще" <8>.
--------------------------------
<8> Слободчиков В.И. Становление рефлексивного сознания в раннем онтогенезе // Проблемы рефлексии: современные комплексные исследования / Отв. ред. И.С. Ладенко. Новосибирск, 1987.
Широкое толкование норм в современной методологии открывает дополнительные возможности рефлексивного обоснования правосознательной деятельности. Владение приемами рефлексивного мышления - показатель высокого уровня развития мышления и деятельности индивида. Именно поэтому рефлексия естественного правосознания как предмет знания о "самом", "настоящем", едином праве должно лежать в основании всякого суждения о "праве" и всякого правового и судебного решения, а потому и в основании тех "законов", которые устанавливаются в различных общинах и государствах уполномоченными людьми под названием "позитивное право". Чем развитее, зрелее и глубже рефлексия естественного правосознания, тем совершеннее будет в таком случае и "позитивное право", и руководимая им внешняя жизнь людей; и обратно: смутность, сбивчивость, непредметность и слабость рефлексии правосознания будут создавать "непредметное", т.е. дурное, неверное, несправедливое, не соответствующее своему прообразу, "позитивное право".
В современных условиях российской действительности необходима кардинальная переоценка ценностей, установок сознания. Однако теперь основное внимание должно быть направлено на смену приоритетов: от прежней системы "государство - общество - личность" к новой системе отношений "личность - общество - государство". Таким образом, во главу угла должны быть поставлены личность, реализация и защита ее прав и свобод. А для этого необходимо формирование и воспитание личностей, которые ощущали бы необходимость главенства права, осознавали потребность в создании развитой системы законодательства, соотносили правовые ценности с нормами морали и политики. Ведь от уровня и состояния правового сознания зависит характер поведения людей в правовой сфере, и в итоге степень достижения цели - формирование правового государства.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Теория государства и права, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.