Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Теория государства и права. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
ВЛИЯНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ИДЕОЛОГИЧЕСКИХ И ПРАВОВЫХ ПРОЦЕССОВ НА ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВОСОЗНАНИЯ НАРОДОВ ДАГЕСТАНА
М.А. КАДИЛАЕВ
В условиях построения правового государства все большую значимость приобретают те же задачи, которые были актуальны и сто лет назад и освещались в трудах русских юристов конца XIX - начала XX в., а именно вопросы воздействия правовых норм на сознание и поведение личности. Становится все более очевидным, что переломный характер нашей эпохи как никогда обнажает те проблемы и поднимает те вопросы, которые были актуальны и столетие назад.
В процессе формирования правосознания народов Дагестана под воздействием общественного мнения и многих других объективных и субъективных факторов человек усваивает существующие в обществе правовые нормы, которые, превратившись в его личные убеждения, становятся внутренними мотивами поведения. Это означает, что право оказывает определенное воздействие на формирование ценностных ориентаций личности.
Истоки широко распространенного стереотипа, отождествляющего причины роста преступности с недостатками пропаганды юридических знаний, связаны с бытовавшим в течение нескольких десятилетий в официальной идеологии утверждением о том, что в нашем обществе уже нет социальных корней и причин преступности.
Еще в советское время поднимался вопрос о необходимости разработки целостной концепции использования печати и средств массовой информации в целом как основного средства формирования правосознания населения и необходимости целевых программ данного вида деятельности.
Сначала "огосударствление" гражданского общества в советское время привело к подчинению ценностей личности ценностям правящего класса, затем резкая смена социально-экономической формации, вызвавшая "шаткость законодательства", по мнению Б.Н. Чичерина, являющимся одним из "худших общественных зол", вызывает падение престижа права и закона, которое проникает во все формы жизни нашего общества, что привело к росту преступности, падению нравственных устоев и кризису правосознания населения <1>.
--------------------------------
<1> Ткаченко В.Б. Российский правовой нигилизм: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2000. С. 95.
Все это актуализирует необходимость осмысления правовых явлений, анализ отношения к ним молодого человека и использование теоретического наследия российских юристов для решения проблем формирования правосознания народов Дагестана.
Осмысление проблем психологических аспектов правового воздействия на личность до настоящего времени не нашло должного отражения в современной науке, хотя еще в работах российских юристов подчеркивалась необходимость разработки данного направления.
В связи с этим большое значение имеет всестороннее изучение субъективных факторов, влияющих на личность при формировании ее отношения к праву, в частности исследование социально-психологических аспектов становления правомерного поведения, обусловленности выбора личностью определенного типа поведения, процесса закрепления в сознании людей отношения к праву, побуждающего их действовать в полном соответствии с законом.
Многие правовые ценности, имея основу и происхождение в моральных нормах, усваиваются полностью в процессе разнообразной социальной практики через иные, неправовые, формы и каналы формирования правосознания, специальный инструментарий по донесению до разума и чувств каждого молодого человека правовых ценностей, превращение их в личные убеждения и внутренний ориентир поведения.
Материалы обширных социологических исследований выявили изменение шкалы ценностей в правосознании современных дагестанцев, снижение статуса таких ценностей, как духовность, культура, творчество, трудолюбие и ряда других. В иерархии многочисленных жизненных ценностей на вершины поднялись здоровье, семья, материальная обеспеченность, личная жизнь. Таким образом, ведущее место стали занимать факторы мезо- и микромира. В связи с этим надо отметить, что переориентация сознания с коллективистского на индивидуалистическое - процесс неоднозначный.
Отношение к религии - особенно важный показатель миропонимания и мироощущения индивидов, социальных групп и общества в целом. Оно чутко реагирует на состояние социальных отношений в обществе, экономические и политические перемены в нем, идейный и морально-психологический климат.
Переориентация общественного сознания в отношении религии и атеизма, резкий взлет религиозно-мистических умонастроений - одно из следствий более широкого и обостряющегося процесса ломки всего корпуса прежней официальной идеологии, основа общественного сознания. Значительную роль в подъеме религиозности сыграли дискредитация и слом господствовавших в обществе социалистических идеалов, крах ожиданий и религиозной веры в "светлое будущее".
Немалое значение в этом феномене имела осуществлявшаяся в сознании интеллигенции и других слоев населения перемена самого отношения к религии. Уже с середины 80-х годов XX в. вместе с различными демократическими преобразованиями в массовом сознании ломается расхожий стереотип о религии как о "враге науки и прогресса". Религия начинает восприниматься как органичный компонент мировой и национальной культуры, одна из моральных основ общества <2>.
--------------------------------
<2> Ильинский И. Молодежь и молодежная политика. М., 2001. С. 420.
С конца 80-х годов XX в. в СМИ все громче стали звучать голоса религиозных деятелей, постепенно монополизировавших тему нравственности, исторической преемственности отечественной культуры. Массовое сознание решительно развернулось к признанию религиозной веры в качестве едва ли не панацеи от всякой бездуховности и цинизма. Возросший авторитет религии сделал ее зачастую козырной картой и в политической борьбе.
В социально-правовом анализе кризисных проявлений правосознания населения нам представляется особенно информативным логический срез ориентации в отношении к религии. Этот срез фиксирует сущностные показатели не только правосознания, но и социального и идейно-нравственного самоопределения дагестанцев. В этом смысле отношение к религии - по-своему интегральный индикатор.
Как только общество отказалось от авторитарных методов неправового государственного управления и попыталось встать на путь правового государства, как только скованные ранее в политическом и экономическом плане люди получили более или менее реальную возможность пользоваться правами и свободами, так тотчас же дал о себе знать низкий уровень правосознания общества, десятилетиями царившие в нем пренебрежение к праву, его недооценка. Юридический нигилизм при востребованном праве оказался куда более заметен и опасен, чем при праве невостребованном. И здесь мы, как и во многих других отношениях, расплачиваемся за прошлое. Это, прежде всего, ближайшее прошлое - 70 лет режима, который, мягко говоря, не жаловал право, нанес по нему немало ударов. Вся совокупность современных и исторических фактов, обусловливающих юридический нигилизм в ее системном обобщении, еще не исследована. В целом нигилизм воспринимается в большинстве случаев как явление деструктивное, социально вредное, особенно в наше время. Особенно социально вредны нигилистические настроения молодежи как особой социально-демографической группы. Правовой нигилизм сегодня принимает разрушительные формы. В крайних своих проявлениях он смыкается с различными анархическими, лево- и праворадикальными устремлениями, максимализмом, политическим экстремизмом <3>. Нигилизм - стереотип мышления любого радикалиста, даже если он этого не осознает.
--------------------------------
<3> Демидов А.И. Политический радикализм как источник правового нигилизма // Государство и право. 1992. N 4. С. 35.
В обществе действуют и такие варианты поведения людей, которые, хотя и не затрагивают существенных интересов всех и каждого, не приносят ощутимой пользы или вреда для всего общества, удовлетворяют не противоречащие общественным частные интересы весьма значительных социальных групп. И государство с помощью права обеспечивает возможность удовлетворения этих специфических интересов. Для иллюстрации данного вида правомерного поведения можно сослаться на отправление религиозных культов <4>.
--------------------------------
<4> Ткаченко В.Б. Российский правовой нигилизм: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2000. С. 99.
Правовой нигилизм, основанный на политическом и религиозном экстремизме, проявляется в разжигании социальной, расовой, национальной и религиозной розни, распространении идей фашизма, создании незаконных вооруженных и военизированных формирований, терроризме, угрожающем основам конституционного строя.
Политический и религиозный экстремизм, набравший в России силу в начале 90-х годов, в настоящие время проявляется в деятельности целого ряда организаций экстремистской направленности <5>. Все эти организации и группы не имеют существенного представительства в органах власти и управления, не способны оказывать влияние на их решения, однако их деятельность носит вызывающий, а зачастую - откровенно противоправный характер.
--------------------------------
<5> О соблюдении прав человека и гражданина в Российской Федерации в 1996 - 1997 годах // Доклад Комиссии по правам человека при Президенте Российской Федерации. М., 1998. С. 10.
Многие из экстремистских организаций имеют собственные газеты и журналы, где открыто пропагандируются идеи расового превосходства, насаждаются настроения ксенофобии и звучат призывы к антиконституционным действиям. Наиболее характерными общими чертами их идеологии являются откровенный антисемитизм, крайне неприязненные отношения к людям других национальностей. Ряд экстремистских организаций имеют военизированные формирования, замаскированные под спортивные клубы, военно-патриотические кружки, стрелковые секции, охранные фирмы. Зафиксировано наличие у членов экстремистских вооруженных формирований большого количества оружия и боеприпасов.
Правовой нигилизм в деятельности экстремистских групп и их представителей проявляется в осуществлении хулиганских нападений на лиц "неугодной" национальности, в осквернении надгробий на кладбищах и т.д. <6>.
--------------------------------
<6> Ткаченко В.Б. Российский правовой нигилизм: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2000. С. 101.
Отношение к религии не определяет социально-политических и других позиций личности: религиозно окрашенная правовая ориентация относительно автономна по отношению к другим. Вместе с тем ориентация на гуманистический потенциал морально-этических ценностей религии позволяет, как нам думается, преодолеть возникший раскол общества. Очевидно, что подлинный духовный прогресс не разрушает завоевания религиозной морали, он опирается на них и стремится осознать общечеловеческое содержание нравственных ценностей. Вот почему религиозная этика - этика, опирающаяся на веру в Бога, - и безрелигиозная этика светского гуманизма стоят вместе в своем противодействии аморализму, бесчеловечности, нравственному распаду и помогают найти основания для диалога различных правовых позиций.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Теория государства и права, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.