Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Теория государства и права. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
ПРАВОВЫЕ ОГРАНИЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ: ПОНЯТИЕ И СИСТЕМА, <1>
А.В. МАЛЬКО, О.С. ВЫРЛЕЕВА-БАЛАЕВА
<1> Работа написана при поддержке Российского гуманитарного научного фонда (проект N 08-03-00418а).
Ограничение, как толкуется в словарях, есть грань, предел, рубеж; удержание в известных рамках, границах; правило, ограничивающее какие-либо права, действия; стеснение определенными условиями; лимитирование сферы деятельности, сужение возможностей и т.п. <2>. Правовое же ограничение есть правовое сдерживание противозаконного деяния, создающее условия для удовлетворения интересов контрсубъекта и общественных интересов в охране и защите; это установленные в праве границы, в пределах которых субъекты должны действовать, исключение определенных возможностей в деятельности лиц <3>. Правовые ограничения могут выражаться в запретах, приостановлениях, обязанностях, мерах наказания и т.д.
--------------------------------
<2> См.: Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. СПб.-М., 1881. Т. 2. С. 647 - 648; Словарь синонимов русского языка. М., 1986. С. 305; Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., 1988. С. 357.
<3> См. подробнее: Малько А.В. Стимулы и ограничения в праве. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2005.
Ограничения используются в области социального управления вместе с возникновением самого управления. Ставить границы активности индивиду, группе лиц или власти, когда они идут во вред обществу, противоречат общим интересам, - это проблема, которую человечество решает уже многие тысячи лет.
Особенно это касается власти. Не зря же говорят, что всякую власть, и прежде всего государственную, необходимо упорядочивать, организовывать. Дело в том, что власть не знает собственных границ, всегда стремится к неограниченному расширению властного пространства, что ведет, как правило, к ущемлению интересов личности. Б. Рассел считал, что "каждый человек изначально наделен двумя связанными, но не тождественными страстями - стремлением к власти и славе. Обе страсти ненасытны и бесконечны" <4>. Вот почему власть весьма часто развращала и развращает людей.
--------------------------------
<4> Власть. Очерки современной политической философии Запада. М., 1989. С. 163.
Противопоставить такой тенденции государственной власти к неограниченному расширению можно право. Идея утверждения права в общественной жизни своими корнями восходит еще к тому периоду в истории человечества, когда возникали первые государства. Памятники письменности отразили процесс имущественного и социального расслоения первобытных коллективов и возросшую вследствие этого потребность в нормативно-властном упорядочении общественных отношений. Они зафиксировали, как на смену первобытной организации власти пришло государство и что само его формирование потребовало проведения законодательных реформ, положивших начало правовой регламентации механизма государственного управления. С момента своего возникновения право, таким образом, выступает не только инструментом воздействия на общественные отношения, но и средством обеспечения нормального функционирования государственной власти. Для того чтобы упорядочить социальные отношения с помощью права, государство должно было конституировать себя законодательным путем <5>.
--------------------------------
<5> См.: Воротилин Е.А. Идеи правового государства в истории политической мысли // Политология. Курс лекций. М., 1993. С. 33 - 34.
Право, бесспорно, как инструмент социального управления может и должно воздействовать на властеотношения, может и должно их упорядочивать в интересах всего гражданского общества.
Прообраз идеи правового государства возник, по сути дела, как противоядие от злоупотреблений политической властью, как реакция на произвол, деспотизм, тиранию. Именно в связывании, ограничении правом государства и заключается сущность правового государства. Право здесь выступает как антипод произвола и как барьер на его пути. Ведь поскольку политическая власть (особенно и главным образом власть исполнительная) имеет склонность к вырождению в различные злоупотребления, для нее необходимы надежные правовые рамки, ограничивающие и сдерживающие подобные склонности, возводящие заслон ее необоснованному и незаконному превышению, попранию прав человека. Правовые ограничения необходимы именно для того, чтобы недостатки властной личности не превратились в пороки государственной власти. Вот почему можно сказать, что правом ограничиваются не собственно управляющие воздействия со стороны государственных структур на личность, а лишь препятствия, вредные, возмущающие факторы, необоснованные и противоправные ущемления интересов граждан.
Между тем в современной России данные идеи пока воплощаются с большим скрипом, высказывается даже справедливое мнение о том, что в сложившихся реалиях у нас в стране складывается кризис конституционализма, который состоит в отсутствии одного из главных его признаков - "наличия действенных норм и процедур, ограничивающих власть" <6>.
--------------------------------
<6> Добрынин Н.М. Деконституционализация - ожидаемое или норма жизни? // Государство и право. 2010. N 5. С. 12; см. также: Авакьян С.А. Конституция России: природа, эволюция, современность. М., 1997. С. 224 - 226.
Наиболее последовательное связывание с помощью права государственной власти можно осуществить с использованием следующих способов и средств.
1. Ограничивать государственную власть (хотя и косвенно) призваны прежде всего сами права и свободы человека и гражданина. Права личности, предоставляя определенные возможности, свободу, позволяют ей реализовать свою власть, составляют в своей основе, собственно, главную часть права вообще. Поэтому следует согласиться с Э.Ю. Соловьевым в том, что "правового регулирования в строгом смысле слова ("права по понятию") просто нет там, где отсутствуют права человека..." <7>.
--------------------------------
<7> Право, свобода, демократия // Вопросы философии. 1990. N 6. С. 6.
Нужно понять, что государство само себя никогда не ограничит (какое бы оно ни было!), что ограничить власть может только другая власть. То есть власть государства можно ограничить правами человека и гражданина, которые выступают своеобразным проявлением власти личности, волей гражданского общества, составляют главную часть права вообще.
Только осознание необходимости инициативного поведения в правовой сфере, повышения юридической и политической культуры сможет стать настоящей гарантией приоритета прав человека и гражданина как высшей ценности над правами государства. Так же как любой уважающий себя спортсмен должен ежедневно поддерживать соответствующую физическую форму и постоянно подтверждать высокие результаты, точно так же и общество, и каждый индивид ежедневно должны поддерживать свою "правовую форму" бытия, постоянно бороться за свои права, отстаивать справедливость, ибо правовое государство - это не столько результат, сколько процесс. Он не достигается автоматически, раз и навсегда. Данный уровень правовой жизни необходимо систематически поддерживать, отвоевывать у бесправия.
Здесь будет также уместным напомнить известные слова Р. Иеринга, который отмечал, что "кто защищает свое право, тот в узких пределах его защищает право вообще" <8>. Само право как мера свободы должно включать в себя прежде всего права и свободы личности (права человека на жизнь, честь, безопасность, свободу творчества и т.д.). Добиваясь установления в конституции и законах этих прав и их реального осуществления, общество будет тем самым возводить вокруг себя границы от излишнего государственного вмешательства.
--------------------------------
<8> Иеринг Р. Борьба за право. СПб., 1907. С. 44.
Именно права человека и гражданина положены в основу системы сдержек и противовесов, правового режима ограничения для государства. Верно заметил в начале XX в. А. Эсмен, что "индивидуальные права представляют все одну общую черту: они ограничивают права государства... Государство должно воздерживаться от вмешательства в известные области, предоставляя известный простор личной деятельности..." <9>.
--------------------------------
<9> Эсмен А. Общие основания конституционного права. СПб., 1909. С. 398.
2. Среди правоограничивающих мер особое место занимает проблема разделения властей. Ее главное требование, выдвинутое Д. Локком и Ш. Монтескье в период борьбы буржуазии с феодализмом, заключалось в том, что для утверждения политической свободы, обеспечения законности и устранения злоупотреблений властью со стороны какой-либо социальной группы, учреждения или отдельного лица необходимо разделить государственную власть на законодательную, исполнительную и судебную. Причем каждая из этих властей, являясь самостоятельной и сдерживающей друг друга, должна осуществлять свои функции посредством особой системы органов и в специфических формах. Механизм правового ограничения в отношении государства получил практическое воплощение в развитых странах в конституционно-правовой и государственно-политической системе сдержек и противовесов, создавая правовые лимиты произволу.
"Конституция, - подчеркивает А. Шайо, - предназначена для того, чтобы государство и живущие в нем люди ограничивали себя для взаимной пользы. Сама по себе она представляет собой пустые слова или привычку, которой можно пренебречь. Может ли конституция дать защиту, быть барьером, если в нее не верят, если сильнейший заинтересован в том, чтобы перешагнуть через него? Как бы ни была важна, даже необходима вера в конституцию, конституционализм как противоположность произволу нуждается в институциональных гарантиях. Это достигается такой организацией ветвей власти, в которой они ограничивают друг друга" <10>.
--------------------------------
<10> Шайо А. Самоограничение власти. Краткий курс конституционализма. М., 2001. С. 77.
Система сдержек и противовесов, установленная в Конституции РФ, законах, представляет собой совокупность правовых ограничений (запретов, обязанностей, наказаний и т.п.) в отношении конкретной государственной власти: законодательной, исполнительной, судебной. Так, применительно к законодательной власти используется довольно жесткая юридическая процедура законотворческого процесса, которая регламентирует основные его стадии, порядок осуществления. В системе противовесов важную роль призван играть Президент, который имеет право применить отлагательное вето при поспешных решениях законодателя. Деятельность Конституционного Суда РФ также можно рассматривать в качестве правосдерживающей, ибо он имеет право блокировать все антиконституционные акты. Законодатель в своих действиях ограничивается и другими средствами, установленными в Конституции и в других нормативных актах.
В отношении исполнительной власти используются ограничения ведомственного нормотворчества и делегированного законодательства, запреты на принятие ею ведомственных актов, затрагивающие такие отношения, которые должны быть урегулированы только законом. Сюда же можно отнести установленные в законе определенные сроки президентской власти, импичмент, вотум недоверия правительству, запрет ответственным работникам исполнительных органов избираться в состав законодательных органов и т.п.
Для судебной власти тоже есть свои правоограничивающие средства, выражающиеся в Конституции, процессуальном законодательстве, в его гарантиях, принципах: презумпции невиновности, праве на защиту, равенстве граждан перед законом и судом, гласности и состязательности процесса, отводе судьи и т.д.
Кроме всего прочего, важно более четко зафиксировать правоограничения, которые запрещают осуществлять функции, принадлежащие по закону другому органу. Деятельность государственных структур должна ограничиваться их компетенцией, которая основывается на принципе "Дозволено только то, что прямо разрешено законом".
3. Федерализм тоже может внести свой вклад в дело ограничения государственной власти. Как своеобразное государственное устройство "федерация дополняет горизонтальное разделение власти еще и разделением ее по вертикали и тем самым становится средством ограничения государственной власти, системой сдержек и противовесов" <11>. Это создает своего рода "двойную безопасность" для прав человека и гражданина. При реально действующих федеративных отношениях различные государственные структуры и ветви власти будут контролировать друг друга, уменьшать вероятность злоупотреблений и произвола в отношении личности.
--------------------------------
<11> Федерализм и демократия // Государство и право. 1992. N 4. С. 143.
"Государство расчленяется и по оси "центр - периферия", по которой власть также может ограничиваться. Это обеспечивает разграничение компетенции, вытекающее из принципа федерализма. Представительные органы отдельных территорий (субъектов федерации) могут иметь приоритетные полномочия по сравнению с центральными государственными органами, и это ограничивает центральные ветви власти. Центральные (федеральные) законодательные органы могут принимать законы только по вопросам, определенным в конституции; в других сферах это является привилегией земли, региона, штата. Конкретные решения и здесь весьма разнообразны" <12>.
--------------------------------
<12> Шайо А. Указ. соч. С. 101.
Вместе с тем в условиях сепаратизма, ложно понятой идеи суверенизации, в рамках неустойчивых федеративных отношений и национально-государственной неразберихи "двойная безопасность" может легко превратиться в "двойную опасность" для свободы личности, когда и со стороны центра, и со стороны субъектов федерации происходит покушение на права человека и гражданина.
4. Еще один способ ограничения политической власти - верховенство закона и его господство в общественной жизни. В правовом государстве закон, принятый верховным органом власти при строгом соблюдении всех конституционных процедур, не может быть отменен, изменен или приостановлен актами исполнительной власти. Закон принимается депутатами, которые являются представителями всего народа и которые выражают соответственно общественные интересы, в отличие от инструкций и приказов, принимающихся министерствами и ведомствами в своих узкоотраслевых или даже корпоративных интересах. Поэтому при расхождении ведомственных распоряжений с законом должен действовать последний как обладающий высшей юридической силой.
5. Взаимная ответственность государства и личности тоже может внести свой вклад в дело ограничения политической власти. В условиях правового государства личность и властвующий субъект (как представитель государства) должны выступать в качестве равноправных партнеров, заключивших своеобразное соглашение о сотрудничестве и ответственности.
"Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства", - закреплено в ст. 2 Конституции Российской Федерации. Поэтому в системе обеспечения прав и свобод человека и гражданина важнейшее место должны занимать меры юридической ответственности в отношении органов публичной власти и должностных лиц. Речь идет о "клетке для власти", с помощью которой статус чиновников должен трансформироваться из привилегированного в действительно обслуживающий гражданское общество и личность. Необходимо установить реальную ответственность как для высших органов государственной власти и соответствующих должностных лиц (начиная с полноценных импичмента для президента, вотума недоверия правительству и т.д.), так и для всего остального "служивого люда" <13>. Между тем, как верно подметил И.А. Кравец, "в новой Конституции России принцип ответственности Правительства перед парламентом носит во многом условный характер и поставлен в зависимость от усмотрения Президента" <14>.
--------------------------------
<13> См.: Малько А.В. Конституционная политика как особая разновидность правовой политики // Конституционное и муниципальное право. 2010. N 4. С. 2.
<14> Кравец И.А. Конституционализм и российская государственность в начале XX века. М.; Новосибирск, 2000. С. 345.
Причем "задачи ограничения государственной бюрократии можно решать разными путями, с помощью разных приемов юридической техники. Где-то достаточно провозгласить права граждан, из которых будут вытекать обязанности государства и его должностных лиц, а где-то следует закрепить в статье конституционного акта прямой запрет должностным лицам на какие-то действия, да еще и конкретизировать его... Не соответствующими конституционным требованиям следует признать нормы конституционных текстов, которые вместо закрепления обязанностей должностных лиц повествуют о том, что они якобы делают. Примером является ч. 2 ст. 80 Конституции РФ" <15>.
--------------------------------
<15> Денисов С.А. Неконституционные нормы конституционных актов // Конституционное и муниципальное право. 2010. N 4. С. 6 - 7.
Все названные и некоторые иные правовые ограничения призваны создавать систему сдержек для бюрократии от возможных ее злоупотреблений. Здесь важно также иметь в виду, чтобы выстраивание системы правовых ограничений для государственной власти, с одной стороны, направляло энергию государства на общественные дела, а с другой - не превращалось в препятствие для эффективного управления, не мешало полезной деятельности власти.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Теория государства и права, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.