Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Теория государства и права. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
ПРАВА ЧЕЛОВЕКА В ПРОГРАММНЫХ ДОКУМЕНТАХ РОССИЙСКИХ ЛИБЕРАЛЬНЫХ ПАРТИЙ НАЧАЛА XX В.
Е.К. ЗОЛОТУХИНА
Изучение программных документов основных либеральных партий России начала XX в. показывает, что они содержали в себе достаточно полный базовый набор основных прав и свобод человека. Однако степень их разработанности, полноты, точности формулировок значительно уступает программатике конституционных демократов.
Для подтверждения данного тезиса необходимо проанализировать соответствующие программные документы либеральных партий. Для анализа в настоящей статье использованы документы либеральных партий, имевших опыт думского законотворчества и по своей идеологии наиболее близких к конституционным демократам - Партии демократических реформ и Партии мирного обновления.
В Программе Партии демократических реформ, принятой в 1906 г., содержится раздел "Права граждан", в который вошли пункты с 9 по 17. Они включали в себя такие права человека, как равенство всех без различия пола, национальности и вероисповедания (п. 9), свобода слова, печати, совести и вероисповедания (п. п. 10 - 11), свобода собраний (п. 12) и передвижения (п. 16), право индивидуальных и коллективных петиций (п. 13), неприкосновенность личности, жилища, переписки, порядок задержания были объединены в один пункт (п. 14). Предусматривалась возможность компенсации гражданину убытков, понесенных им ввиду незаконного задержания. В отдельный пункт было вынесено условие об ограничении прав исключительно в рамках решения, принимаемого судебной властью (п. 15).
Особо следует выделить п. 17 программы Партии демократических реформ, в котором указывалось на необходимость введения всех вышеперечисленных прав в Основной закон Российской империи и их обеспечения судебной защитой <1>.
--------------------------------
<1> Права и свободы человека в программных документах основных политических партий и объединений России. XX век. М., 2002. С. 81.
Вместе с тем было бы методологически неверно ограничиваться при анализе прав и свобод человека, включенных в программатику Партии мирного обновления, исключительно указанным специализированным разделом программы. Ее изучение в целом показывает, что и в ее прочих разделах присутствуют интересующие нас материалы. Так, например, п. 19, относящийся к политике партии в части организации местного самоуправления, содержал общую норму о всеобщем, равном, прямом и закрытом голосовании, распространяющемся на всех, независимо от пола, вероисповедания и национальности, в сочетании с вводимым на уровне местного самоуправления цензом оседлости или, как в данном случае, имущественным цензом. Данное положение следует признать вполне рациональным и могущим быть использованным и в наши дни на всех уровнях представительной власти, обеспечивая реальную, а не формальную связь депутата с населением конкретного муниципалитета.
Полагаем вполне обоснованным увязать раздел "Народное просвещение" с реализацией права на образование, записав соответственно пункты 25 - 27 в соответствующий блок конструируемой общелиберальной модели прав и свобод человека. Тем более что в них речь идет о всеобщем, бесплатном и обязательном образовании (п. 25), свободе создания и открытия учебных заведений (п. 26), законодательном запрете дискриминации при поступлении в учебные заведения по признаку происхождения, веры, пола (п. 27).
Право на труд, а точнее говоря - на справедливые условия труда как в промышленности, так и в сельском хозяйстве разбросано по ряду пунктов, составляющих разделы "Аграрная политика" и "Рабочее законодательство". К ним можно отнести распространение рабочего законодательства на наемных сельхозрабочих (п. 43), введение специализированных институтов (примирительных камер) разрешения трудовых споров в сельском хозяйстве (п. 44). Концептуальные основы защиты права на труд для промышленных рабочих содержались в п. 47, где говорилось о "пересмотре... всего законодательства о найме труда в целях изменения и усовершенствования его согласно принципам (выделено автором. - Е.З.), обеспечивающим защиту интересов рабочего класса" <2>.
--------------------------------
<2> Там же. С. 83.
Анализ последующих статей программы показывает, что к указанным принципам можно отнести принцип юридического равноправия (в т.ч. коллективных) сторон трудовых правоотношений (п. п. 48 - 49, 55), участие в решении трудовых споров третьей стороны (как государственной, так и общественной), введение в необходимых случаях специализированных судов (п. п. 51, 54). Особо следует выделить признание за рабочими права стачек (п. 52) с одновременным указанием на то, что оно не может являться абсолютным в зависимости от общественной значимости конкретного вида производства; отказ в трудовых спорах от принципа коллективной ответственности и переход к принципу индивидуальной ответственности участников за конкретные правонарушения, предусмотренные уголовным и/или административным законодательством (п. 53).
Сходную структуру вплоть до совпадения отдельных пунктов и формулировок имела и программа Партии мирного обновления, возникшей уже в ходе работы Первой Государственной думы. Практически полностью совпадает принципиально важный для нас раздел "Права граждан". Как и у Партии демократических реформ, он состоял из девяти пунктов с 9-го по 17-й, не принципиально отличающихся от них.
Сходными были и разделы в части организации народного просвещения. К значимым отличиям можно отнести указание на необходимость отмены особых прав и преимуществ, получаемых при окончании отдельных учебных заведений (п. 26), а также необходимость введения, а точнее говоря, возрождения университетской автономии и академических свобод (п. 28).
Значительно больше отличий содержит раздел "Аграрная политика", однако в части, нас интересующей, п. 61, где речь идет о распространении на сельскохозяйственных рабочих рабочего законодательства, практически полностью совпадает с п. 43 программы Партии демократических реформ <3>.
--------------------------------
<3> Там же. С. 88.
Значительно более лаконичными, хотя содержательно практически полностью совпадающими, были разделы, связанные с рабочим законодательством. Интересно сохранение в п. 62 требования реализации общих принципов реформирования рабочего законодательства, обеспечивающего защиту интересов рабочего класса <4>. Далее следуют не двенадцать достаточно развернутых пунктов, а всего лишь пять, однако общее содержание и тенденция сохраняются.
--------------------------------
<4> Там же. С. 88.
Таким образом, мы можем констатировать весьма высокий уровень законодательного регулирования института прав и свобод человека, осуществленного в ходе законотворческой деятельности либеральными политическими партиями России начала XX в., а также сделать вывод об опережающем характере их законотворческих разработок, которые не только опередили уровень своего времени, но и до настоящего времени дают нам пример как высокой степени прогнозирования степени правового регулирования общественных отношений в данной сфере, так и высококачественной законодательной техники при подготовке конкретных проектов частных нормативных актов.
В целом вполне обоснованным выступает тезис о том, что права и свободы человека выступали важнейшим базовым пунктом партийной программатики и идеологии исключительно для партий либеральной части российского политического спектра, где они также выступали в качестве базовых положений их парламентской программы законотворчества, реализуемой в деятельности как собственно думских фракций, так и центральных органов руководства партией.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Теория государства и права, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.