Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Теория государства и права. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ (XVIII - НАЧАЛО XX В.)
Е.Д. БЛАГОДЕТЕЛЕВА
В России XVIII - начала XX в. рецепция политико-правовых и культурных установлений являлась основополагающим элементом инициируемой самодержавием модернизации. Форсированный и неорганический характер социально-политического развития породил ряд существенных особенностей отечественной правовой культуры, тесно связанных как со специфической структурой имперского социума, так и с институциональной традицией социального реформирования.
Изменение в начале XVIII в. механизмов легитимации верховной власти происходило на основе заимствования западноевропейской идеи "полицейского государства" (Polizeistaat) и ее согласования с традиционным учением о богоустановленности российской монархии <1>. Это служило закреплению патерналистской модели социальных отношений, обеспечивающей сплоченность российского общества в условиях мобилизационной модели развития. Заложенный в концепции Polizeistaat механизм легитимации, основанием которого выступало утилитаристское понятие "всеобщего блага", предполагал "отеческую" заботу государства (персонифицированного в лице монарха) практически обо всех сторонах жизни подданных, что значительно снижало удельный вес традиции в области социального регулирования.
--------------------------------
<1> Миронов Б.Н. Социальная история России периода империи (XVIII - начало XX в.): Генезис личности, демократической семьи, гражданского общества и правового государства. В 2 т. Т. 2. СПб., 2003. С. 127.
В правовом отношении изменение легитимизирующих политический режим механизмов выразилось в смещении акцентов с обычного на позитивное право. Так, начиная со времен Петра I единственным источником права становится закон <2>, отражающий волю монарха и представляющий собой инструмент социального конструирования и воспитания общества. Дидактическая функция права в этой ситуации оттесняет на второй план его прагматический аспект (правоприменение) <3>. Воспринимаемое в качестве идеологического инструмента позитивное право, таким образом, вовлекается в процесс размежевания социума и закладывает основы функционирования различных типов правосознания, которые входят основным элементом в радикальное противостояние элитарной и народной культуры <4>.
--------------------------------
<2> Там же. С. 137.
<3> Живов В.М. История русского права как лингвосемиотическая проблема // Живов В.М. Разыскания в области истории и предыстории русской культуры. М., 2002. С. 25, 261.
<4> Там же. С. 272 - 273, 277.
Преимущественно культурной функцией права, возможно, объясняется тот факт, что ни одна из многочисленных попыток систематизации и кодификации законодательства, предпринятых правительством на протяжении XVIII - первой четверти XIX в., так и не увенчалась успехом. Подготовка и издание в 1830-х гг. Полного собрания законов Российской империи и систематического Свода законов Российской империи в значительной степени изменили официальную политико-правовую практику. Кодификация законодательства в совокупности с тенденцией повышения роли бюрократии в государственном управлении привела к становлению во второй трети XIX в. правомерной бюрократической монархии <5>.
--------------------------------
<5> Миронов Б.Н. Указ. соч. С. 149.
Великие реформы были следующей после 1830-х гг. значимой вехой на пути развития правовой культуры российского социума. Введение всесословной судебной системы, базирующей на абстрактных нормах правовой теории, способствовало становлению однородного пространства правовой культуры, однако политика правительства по сохранению правовой обособленности крестьянства во многом вела к ослаблению данной тенденции.
Проведение в жизнь положений судебной реформы показало сложную и в высшей степени поляризованную структуру политико-правового пространства империи, полюсами которого выступали правовая культура образованного общества и крестьянская правовая культура. Правовая культура образованного общества в течение XIX в. развивалась в поле напряженного взаимо- и противодействия процессов эволюции политико-правовой идеологии государства, восприятия западноевропейских интеллектуальных течений и становления отечественной юриспруденции.
Либерально ориентированной частью российской общественности середины XIX в. право рассматривалось как универсальный культурный язык, формирующий единое пространство диалога России и Европы <6>. Правовой критерий выступал в качестве ценностной меры социального прогресса и цивилизованности российского социума на фоне общеевропейского контекста. Кроме того, право в форме правовой идеологии выполняло функцию социальной самоидентификации либеральных элементов российской общественности.
--------------------------------
<6> Осипов И.Д. Европейское правосознание в контексте русской философии // Философский век. Альманах. Вып. 25: История философии как философия. Ч. 2 / Отв. ред. Т.В. Артемова, М.И. Микешин. СПб., 2003. С. 29.
На этапе доминирования "старого" либерализма (1860 - 1890-е гг.) <7> основное внимание правовой философии, где безраздельно господствовала "государственная школа" во главе с Б.Н. Чичериным, было обращено к проблемам специфики российской государственности. Сформулированное на этом этапе представление о Российском государстве как движущей силе социального прогресса стало основой для либерально-консервативного синтеза, воплотившегося в концепции эволюционного развития самодержавия путем самоограничения и реформ "сверху" от "правомерного" государства к государству правовому или конституционному (А.Д. Градовский).
--------------------------------
<7> Шелохаев В.В. Дискуссионные проблемы истории русского либерализма в новейшей отечественной литературе // Вопросы истории. 2007. С. 7.
В 1890-е гг. государственническая концепция развития общества подвергается жесткой критике, свидетельствовавшей не только о кризисе этатистски ориентированной правовой идеологии "старого" либерализма, но и об упадке классической системы либеральных ценностей. Выходом из кризиса было формирование "нового" либерализма, опиравшегося в сфере правовой философии на возрожденную концепцию естественного права <8>.
--------------------------------
<8> Исаев И.А. Политико-правовая утопия в России (конец XIX - начало XX вв.). М., 1991. С. 128.
Рассмотрение права в рамках общей философии человека и общей философии ценностей <9>, с одной стороны, открывало широкие перспективы критики существующего правопорядка с точки зрения абсолютной "идеальной нормы" права. С другой - позволяло преодолеть антиномию принципов "свободы" и "равенства" при помощи их переосмысления в русле "правомерной свободы" и "формального равенства", понятого как равенство исходных возможностей. Залогом равновесия между индивидуальной свободой и всеобщим равенством в "новом" либерализме выступало правовое или социальное государство, предоставляющее правовые, политические и, наконец, экономические гарантии полной самореализации каждого члена данного социума (правовые концепции П.И. Новгородцева и Б.А. Кистяковского).
--------------------------------
<9> Валицкий А. Интеллектуальная традиция дореволюционной России // Общественные науки и современность. 1991. N 1. С. 157.
Создаваемые на рубеже XIX - XX вв. философско-правовые системы обладали всеми чертами, присущими европейской правовой культуре эпохе модерна. Представляя собой одну из движущих сил правовой модернизации, эти системы предлагали некие общие модели изменений политического строя империи, возможность реализации которых в начале XX в. открывала перспективу становления правового государства в России <10>.
--------------------------------
<10> Там же. С. 158.
Реальный же политико-правовой процесс после революционных событий 1905 - 1907 гг. имел весьма противоречивый характер и развивался в направлении образования переходных политико-правовых форм. Несмотря на сохранение ряда существенных прерогатив монарха, превращение Российской империи в 1906 г. в конституционную монархию де-юре имело ряд существенных последствий, в том числе и в области развития правовой культуры общества. Закрепленная в основных законах гарантия публичных прав резко повышала показатель степени вовлеченности населения в общий политико-правовой процесс, что, в свою очередь, изменяло систему правовых установок и правовую психологию различных социальных групп.
Начавшаяся в 1906 г. ликвидация правовой обособленности крестьянства также способствовала становлению однородного правового пространства и правовой культуры социума, однако приоритет обычного права над законом в жизни подавляющего большинства населения страны сохранялся вплоть до 1917 г. <11>. Традиционный характер крестьянских правовых представлений, в основе которых лежали такие слабо подверженные изменениям этнокультурные константы, как уравнительный принцип, принцип коллективизма и приоритет материальных интересов <12>, воспроизводился и в значительной степени консервировался в рамках сохраняемой до начала XX в. сепаратной крестьянской юстиции. Дуализм официального и обычного права оставлял широкое функциональное пространство для административного распоряжения и произвола. Следствием этого становились распространенное среди крестьянства восприятие закона исключительно как атрибута властвующего лица <13>.
--------------------------------
<11> Миронов Б.Н. Социальная история России периода империи (XVIII - начало XX в.): генезис личности, демократической семьи, гражданского общества и правового государства. В 2 т. Т. 2. СПб., 2003. С. 77 - 78.
<12> Шатковская Т.В. Правовая ментальность российских крестьян второй половины XIX в.: опыт юридической антропометрии. Ростов-на-Дону, 2000. С. 209 - 210.
<13> Томсинов В.А. Правовая культура // Очерки русской культуры XIX в. Т. 2. Власть и культура. М., 2000. С. 153.
Крестьянское правосознание и либеральная идеология права второй половины XIX - начала XX в. представляли собой два крайних полюса имперской правовой культуры, между которыми располагался "многослойный" конгломерат политико-правовых представлений, ценностей и ориентаций, присущих различным слоям российского социума. Полярность этих культурно-правовых феноменов особенно рельефно выступала на фоне общей их зависимости от политико-правовой идеологии государства, базировавшейся на патерналистской интенции.
Весьма фрагментированная и поляризированная политико-правовая культура имперского социума в условиях отсутствия институциональной традиции правового урегулирования социальных конфликтов не смогла обеспечить стабильность политической системы империи в период внешне- и внутриполитического кризиса. Отсутствие налаженных институциональных механизмов легитимации власти, а также незначительный удельный вес социальных групп, готовых эти механизмы воспроизводить и поддерживать, во многом предопределило политическую и социальную катастрофу начала XX в.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Теория государства и права, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.