Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Теория государства и права. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
СТРУКТУРА ОБЩЕЙ ЧАСТИ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ СУБЪЕКТОВ ПРАВА
А.С. БОНДАРЕВ
Правовая культура субъектов права имеет двустороннюю структуру, что определяется двусторонностью права (право объективное и право субъективное). Право объективное лежит в основе общей части, а право субъективное в основе статусно-ролевой части правовой культуры субъектов права. Без знания объективного права, без понимания его природы, необходимости и признания его ценности в общественной жизни субъекта права, умения им пользоваться субъект не сможет познать истинную природу и важность своих субъективных прав в разнообразных статусных ролях, определить их меру, способы защиты и т.д.
Общая часть правовой культуры субъектов права носит системный характер. Ее структура представляет собой единство (сплав): а) знания субъектом права объективного права, б) позитивной правовой убежденности субъекта права в нем и в) социально-правовой активности субъекта права по использованию объективного права для достижения правомерных целей. Рассмотрим содержание и значение этих элементов подробнее.
Знание объективного права - первый элемент общей части правовой культуры субъектов права. Он дает начало всей правовой культуре. В науке термин "знание права" имеет несколько значений. В ряде случаев им именуют два тесно взаимосвязанных, но все же, на наш взгляд, относительно самостоятельных правовых явления: процесс познания права и результат этого познания. Процесс познания права находится за пределами знания права. Знание права иногда отождествляют с правосознанием либо его ядром <1>. Представляется, что соотношение знания права и правосознания намного сложнее, эти понятия не тождественны. Во-первых, правосознание существует в форме не только правовых знаний, но и правовых эмоций, правовых чувств и т.д. Во-вторых, не все правовые знания личности постоянно включены в ее правосознание.
--------------------------------
<1> Личность и уважение к закону. Социологический аспект. М., 1979. С. 94.
Знание права порой сводят к знанию конкретных правовых норм. "Знание права, - пишут А.И. Долгова и Г.И. Миньковский, - означает не что иное, как знание правовых норм" <2>. То же утверждает З.Н. Каландарашвили <3>. Такой подход к знанию права весьма ограничивает, по нашему мнению, содержание данного понятия. Хорошо известно, что право это не сумма правовых норм, а система. Истинное глубокое знание права невозможно без понимания его природы, основных принципов, исторического назначения и роли в жизни человека и общества. Это знание не только содержания правовых норм, но и способов их реализации и защиты.
--------------------------------
<2> Правовая культура и вопросы правового воспитания. М., 1974. С. 69.
<3> Каландарашвили З.Н. Деформация правового сознания молодежи и юридические способы ее преодоления: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. СПб., 2004. С. 11.
Правовые знания субъекта права неоднородны, поскольку от общества он приобретает их двумя путями.
Первый путь - через практическую деятельность, посредством вступления субъекта ради своих интересов во взаимосвязи с другими членами общества, урегулированные правовыми нормами. Действуя в сфере права, наблюдая правовые действия окружающих, человек усваивает и перерабатывает правовую информацию в совокупность правовых знаний и правовых установок. В науке их принято называть обыденным уровнем правовых знаний. Такие правовые знания субъекта часто носят довольно ограниченный, хаотичный характер. Подобным путем формируются не только верные, но и ошибочные взгляды на право и представления о нем.
Другой путь через общественные системы правового образования и воспитания, через средства общественной информации. В наше время через прессу, радио, телевидение, кино, художественную литературу и т.д.
Вследствие существования двух источников правовых знаний личности их структура представляет собой двухуровневую систему взаимодействующих практических (обыденных) и научных правовых знаний.
В структуре знания права можно вычленить части и по глубине усвоения знаний, используя для этого существующую шкалу определения глубины знаний. По ней знания субъекта подразделяются на шесть уровней: нулевой (полное отсутствие знания: ответ не получен или получен неверный); знание-узнавание (из нескольких предложенных ответов на поставленный вопрос узнается правильный); знание-воспроизведение (правильный ответ заучивается и механически воспроизводится); знание-понимание (знание вполне осмысленно, но самостоятельно применить его на практике человек не может); знание-умение (отвечающий и понимает усвоенный материал, и способен по его образцу оценивать похожую жизненную ситуацию); знание-убеждение (знание прочно усвоено, отвечает научным требованиям, стало руководством к действию, превратилось в осознанную привычку, безошибочно применяется на практике) <4>. В правовом знании конкретного субъекта различные по глубине правовые знания взаимосвязаны и взаимодействуют. В процессе правовой жизни субъекта происходит изменение, чаще углубление правовых знаний, передвижение их на более высокую ступень.
--------------------------------
<4> Поздняков П.П., Копьев Н.Я., Яковлев А.И. Эффективность идейно-воспитательной работы. М., 1975. С. 107.
В общей части правовой культуры субъектов права речь идет об общем знании ими объективного права. Это не значит, что субъекты права должны знать все нормы объективного права. Во-первых, такое никому не под силу, а во-вторых, не обязательно даже для юристов-профессионалов. Речь идет, прежде всего, о глубоком знании и понимании субъектами права социальной природы, исторической необходимости и большой социальной ценности объективного права не только для общества, в котором они живут, но и для личной цивилизованной жизни каждого из них. Высокая правовая культура субъекта права подразумевает знание им общеправовых и наиболее важных отраслевых принципов права, а также умение с их помощью хорошо ориентироваться в правовом пространстве правоорганизованного общества.
Значимой частью общих правовых знаний личности в современном российском праве должно стать знание ею своих основных конституционных прав и обязанностей, поскольку они являются основой ее правового статуса. Права граждан России согласно Конституции РФ "неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения" (ст. 17). Они действуют непосредственно. Права и свободы человека и гражданина России "определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием" (ст. 18). "В РФ не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина" (ст. 55). Место, которое установила Конституция РФ для прав и свобод человека и гражданина в российской правовой системе, позволяет каждому россиянину не только свободно ориентироваться в правовой сфере общества, но и следить за правомерностью действий властей, а также воздействовать на их неправомерные решения через судебные органы.
Однако юридическая практика свидетельствует, что даже хорошее знание субъектом права не гарантирует его правомерного поведения. Должна быть правовая убежденность в объективном праве.
Правовая убежденность субъектов права - второй необходимый структурный элемент общей части их правовой культуры. Правомерное поведение вызывают только правовые знания, пропущенные через положительные правовые эмоции и чувства субъектов права и сформировавшие у них позитивные правовые убеждения, правовые установки (ПУ). По мысли К. Маркса, идеи, которые "овладевают нашей мыслью, подчиняют себе наши убеждения и к которым разум приковывает нашу совесть, это узы, из которых нельзя вырваться, не разорвав своего сердца, это демоны, которых человек может победить, лишь подчинившись им" <5>.
--------------------------------
<5> Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. М., 1956. Т. 1. С. 118.
В современной науке термин "убеждение" употребляется главным образом в двух значениях: как компонент структуры сознания, именуемый убежденностью, и как способ воздействия на сознание людей, формирования убежденности. Правовое убеждение будет рассматриваться нами в его первом значении: как правовая убежденность субъекта. Она имеет довольно сложное содержание, включающее рациональный, эмоциональный и волевой компоненты. Каждый из названных компонентов занимает особое место в структуре правовой убежденности субъекта, внося необходимый вклад в целостность данного элемента и всей его правовой культуры. Правовая убежденность субъекта права не возникает при дефекте хотя бы одного из его компонентов.
Правовые убеждения отличаются от простого знания права тем, что они всегда носят личный характер. Прав Д.И. Писарев, утверждавший, что "готовых убеждений нельзя ни выпросить у добрых знакомых, ни купить в книжной лавке. Их надо выработать процессом собственного мышления, которое непременно должно совершаться самостоятельно в вашей собственной голове..." <6>. Следовательно, нельзя силой превратить правовые идеи в правовую убежденность субъекта права. Они должны быть выстраданы человеком. Осознать правовые знания - значит, усвоить смысл, содержание и значение права не только для общества, но и для себя, так как глубина восприятия правового знания зависит от личной заинтересованности в нем, обусловленной личным интересом человека, который, в свою очередь, определяется личной потребностью.
--------------------------------
<6> Писарев Д.И. Соч. М., 1956. Т. 4. С. 197.
Правовое убеждение субъекта права не есть просто усвоенное и осознанное знание права. Это знание еще должно приобрести соответствующую эмоциональную окраску, закрепиться в чувственной сфере. "Особо важное значение эмоций и чувств для всей психической деятельности определяется тем, что они находятся как бы между познавательной и волевой деятельностью и, связывая их, имеют самое непосредственное отношение к тому, что называется активностью человеческого сознания" <7>. Какова будет чувственно-эмоциональная "реакция человека на одно или другое явление внешней среды, каков будет его поступок при определенной ситуации, в большей степени зависит от эмоциональной реакции личности на это явление, на эту ситуацию" <8>. Вот мнение крупного американского психолога о значении эмоций: "Эмоция - это нечто, что переживается как чувство (feeling), которое мотивирует, организует и направляет восприятие, мышление и действия человека" <9>. Мотивируя, эмоция мобилизует энергию, и эта энергия ощущается субъектом как стимул к совершению действия. Эмоция руководит мыслительной и физической активностью индивида, направляет ее в определенное русло. Эмоции фильтруют наши восприятия, они "предполагают сотрудничество психического и телесного, задействующее все уровни личности" <10>.
--------------------------------
<7> Шингарев Г.Х. Эмоции и чувства как форма отражения действительности. М., 1971. С. 186.
<8> Там же.
<9> Изард К.Э. Психология эмоций. М., 2003. С. 27.
<10> Там же.
Большинство ученых делят эмоции на позитивные (положительные) и негативные (отрицательные) в зависимости от степени желательности или нежелательности вызываемых ими социальных последствий.
"Эмоция возникает как результат нейрофизиологических процессов", которые, в свою очередь, могут быть вызваны как внутренними, так и внешними факторами. Когда эмоция возникает в ответ на мысленный образ, символ, представление, то можно говорить о сформированной связи между мыслью и чувством. "Человеческое поведение зиждется на эмоциях, они активизируют и организуют восприятие, мышление и устремления человека. Эмоции оказывают непосредственное влияние на перцептивные процессы, фильтруют информацию, которую человек получает при помощи органов чувств, активно вмешиваются в процесс ее последующей обработки" <11>. "Переживание эмоции по определению не может быть бессознательным, это всегда в большей или меньшей степени осознаваемый опыт" <12>.
--------------------------------
<11> Там же. С. 40.
<12> Там же. С. 71.
К.Э. Изард считает, что не каждый человек "конструирует" эмоции в зависимости от нужд ситуации и собственных способностей; существуют базовые эмоции, которые "возникли в результате эволюционно-биологических процессов". К ним он причисляет эмоции интереса, радости, удивления, печали, гнева, отвращения, презрения, страха, стыда, вины, смущения. Они являются базовыми, так как в большинстве случаев: а) имеют отчетливые и специфические нервные субстраты; б) проявляют себя при помощи мимики; в) влекут за собой отчетливое и специфическое переживание, которое осознается человеком; г) оказывают организующее и мотивирующее влияние на человека, служат его адаптации <13>. В своей монографии автор подробно анализирует каждую из названных эмоций, их развитие, биологические и психологические основы, функции и роль в социализации человека.
--------------------------------
<13> Там же. С. 63 - 64.
К.Э. Изард среди всех человеческих эмоций особо выделяет эмоцию интереса. "Эмоция интереса, - пишет он, - рассматривается нами как доминирующее мотивационное состояние в повседневной деятельности полноценного, здорового человека. Мы считаем, что в обычном состоянии сознания человек постоянно переживает какую-либо эмоцию и что чаще всего его перцептивно-когнитивная деятельность и поведение направляются эмоцией интереса" <14>. И далее: "Невозможно переоценить то значение, какое имеет эмоция интереса - возбуждения для индивидуального развития, становления личности и социализации человека..." <15>. Исходя из сказанного, видимо, правомерно считать, что среди всех эмоций субъекта права эмоция интереса к праву также занимает "доминирующее мотивационное состояние" в повседневной правовой деятельности. Эмоция интереса к праву, будучи необходимой базовой частью правового убеждения субъекта права, обладающего высокой правовой культурой, постоянно направляет его действия на углубление существующих и приобретение новых правовых знаний, правовых умений и правовых навыков. Кроме того, она способствует совершению правомерных эффективных действий, соответствующих многообразию его социальных ролей.
--------------------------------
<14> Там же. С. 122.
<15> Там же. С. 124.
Эмоциональный компонент правовой убежденности в структуре правовой культуры субъекта права, как описано выше, включает не только правовые эмоции, но и правовые чувства. В психологической науке в определенном смысле их иногда отождествляют. Так, М.В. Гамезо и И.А. Домашенко пишут: "Говоря о переживаниях человека, употребляют два термина: "чувство" и "эмоции". В широком смысле слова это синонимы". В узком же смысле слова "чувства возникают как обобщение многих эмоций, направленных на определенный объект. Чувства влияют, в свою очередь, на эмоции. Чувства и эмоции играют чрезвычайно важную роль в деятельности и во всем поведении человека" <16>.
--------------------------------
<16> Гамезо М.В., Домашенко П.А. Атлас по психологии. М., 2001. С. 192.
Чувства (в том числе правовые) по психологической природе - это устойчивые условно-рефлекторные образования в сознании человека, составляющие основу его эффективно-волевых реакций в различных ситуациях. По социальному содержанию правовые чувства представляют собой субъективное отношение человека к разным сторонам правовой жизни общества: праву в целом, его отраслям, институтам, отдельным нормам, субъективным правам и обязанностям (своим и других людей) и т.д. В отличие от ситуативных правовых эмоций, например радости, восторга при реализации своего права на какие-либо блага (жилище, хорошую заработную плату и т.п.), правовые чувства отражают правовые явления, имеющие стабильную мотивационную значимость (необходимость данного права, его справедливость или несправедливость, законность и пр.).
Правовые эмоции и чувства, различаясь между собой, в то же время находятся в тесной генетической и функциональной взаимосвязи. Так, правовые чувства есть не что иное, как результат обобщения правового эмоционального опыта субъекта. Сформировавшись, они становятся ведущими во всей его правовой чувственно-эмоциональной сфере и начинают определять содержание и динамику ситуативных правовых эмоций. Например, сформировавшееся у личности чувство законности будет вызывать удовольствие и радость, если принцип законности будет соблюдаться всеми, и, наоборот, беспокойство, огорчение и даже гнев, если он будет кем-то попираться.
При формировании правовой убежденности субъекта права правовые чувства выстраиваются в сложную иерархическую систему. Одни занимают ведущее положение, другие же конкретизируют их содержание. Ведущие правовые чувства можно назвать всеобщими, так как они выражают отношение субъекта к праву в целом (чувство необходимости права, его справедливости, законности и т.п.). Вместе с тем у субъекта существуют и конкретные чувственные оценки тех или иных институтов и норм права. Эти оценки могут как усиливать его всеобщие правовые чувства, совпадая с ними, так и ослаблять их, не совпадая.
В процессе эмоционально-чувственного переживания субъекта, вызванного правовыми явлениями, происходит как бы слияние осознанного знания права (рациональный элемент ПУ) и правовых эмоций и чувств (эмоциональный элемент ПУ). Их сплав есть непременная предпосылка формирования третьего, волевого, элемента содержания правовой убежденности субъекта права. Волевой элемент придает завершенность, целостность правовой убежденности субъекта права. Воля состоит из двух элементов: а) принятия решения, б) его реализации <17>. Принятие субъектом права достаточно мотивированного волевого решения, соответствующего предоставленным ему правовым возможностям и требованиям, венчает собой формирование правовой убежденности. Это открывает путь к его социально-правовой активности - третьему, завершающему, элементу правовой культуры, также нуждающемуся в волевом сопровождении.
--------------------------------
<17> Там же. С. 97.
Принятие волевого правомерного решения не всегда проходит спокойно. Нередко принятие правомерного решения сопровождается борьбой мотивов. Особенно сложно принять правомерное решение при несовпадении цели правомерного волевого действия и актуальных потребностей субъекта права. В таких случаях только субъект, обладающий глубокими правовыми знаниями, подкрепленными позитивными эмоционально-чувственными правовыми установками, способен принимать правомерные решения и направлять свои волевые усилия на их реализацию. Субъекты права с высокоразвитой правовой культурой, как правило, не способны посредством неправомерных действий бороться с теми или иными недостатками в существующем правовом регулировании, например нарушать правовые нормы, по тем или иным причинам не соответствующие потребностям современной жизни и даже их собственным интересам. Они непременно активизируют все свои правомерные возможности воздействия на компетентного творца таких правовых норм, побуждая его к отмене устаревших или опередивших свое время норм и т.д.
Иное происходит с волей субъектов права с низким уровнем правовой культуры и высоким уровнем правовой антикультуры, принимающих правовое решение. Низкий уровень познания и осознания права, а также несформированность эмоционально-чувственной установки на правомерность поведения в борьбе мотивов часто нацеливают их на противоправные решения и действия. Следует вывод: только благодаря правовой убежденности субъектов права, в которой в полной мере развиты и устойчиво взаимодействуют все три ее элемента: рациональный, эмоциональный и волевой, формируется их качественная социально-правовая активность.
Социально-правовая активность - завершающий элемент общей части правовой культуры субъектов права. Качественные знания субъектом объективного права и сформированная позитивная убежденность в них есть необходимое основание его социально-правовой активности.
Социально-правовая активность, с одной стороны, выступает результирующим компонентом правовой культуры субъектов права, приводящим в действие ее предыдущие элементы; с другой стороны, обеспечивает субъекту условия для расширения, углубления и совершенствования своих правовых знаний. Она также позволяет субъекту права убеждаться в истинности, справедливости, гуманности (либо наоборот) правовых идей, принципов, институтов и норм объективного права, учит эффективно пользоваться всеми законными правовыми средствами для обеспечения своих интересов и потребностей, не нарушая интересы других людей и общества в целом.
В нашей юридической науке содержание социально-правовой активности понимается неоднозначно. Само понятие появилось сравнительно недавно: в 60-е гг. прошлого века. Считается, что его стали выделять в особую разновидность социальной активности после разоблачения культа личности и восстановления в стране законности, укрепления правовой основы общества и государства. Обновлению подверглось все законодательство. Появилась потребность научно осмыслить эти правовые процессы. Социально-правовая активность стала объектом исследования в научных статьях <18>, диссертациях <19>, несколько позже - в монографиях.
--------------------------------
<18> Покровский И.Ф. О правовой активности личности и формировании ее правосознания // Вестн. МГУ. 1971. Вып. 3. N 17; Сабикенов С.Н. О правовой активности личности при социализме // Актуальные проблемы теории социалистического государства и права. М., 1974; Кожевников С.Н. Социально-правовая активность: содержание и объекты // Правоведение. 1981. N 3 и др.
<19> Одна из ранних: Обозотов Ю.Н. Основные вопросы теории правовой активности личности в социалистическом обществе. Киев, 1979.
Многими исследователями (видимо, даже большинством) правовая активность понимается лишь в позитивном плане: как систематическая, правомерная, общественно полезная и одобряемая государством и обществом деятельность субъекта в правовой сфере. Они категорически возражают против того, что правовая активность может быть и отрицательной, противоправной <20>.
--------------------------------
<20> Матузов Н.И. Правовая система и личность. Саратов, 1987. С. 239.
В специально-юридическом аспекте правовая активность иногда ограничивается сферой реализации права, из-за чего, на наш взгляд, сужается социальная значимость правовой активности субъектов права. Представляется, что не менее существенна в демократическом обществе роль социально-правовой активности субъектов права в сфере познания права, его формирования, правоприменения, правоохранения и т.д.
Следует обратить внимание и на то, что социально-правовая активность в большинстве работ, посвященных анализу социально-правовой активности субъектов права, рассматривается как некое обособленное правовое явление, в силу чего ее содержание часто трактуется весьма широко. Полагаем, что социально-правовую активность субъектов права предпочтительнее анализировать как неотъемлемую часть их правовой культуры. Кроме того, как нами замечено выше, социально-правовая активность - завершающая часть правовой культуры субъекта права, практическое воплощение его правовой убежденности, в ней эта убежденность выражается в многообразных положительных видах общественно-правовых конкретных деяний.
Не стоит рассматривать социально-правовую активность субъектов в отрыве от других частей их правовой культуры. Во-первых, это часто приводит к искажению ее содержания, по сути, отождествлению ее со всей правовой культурой в целом. Так, Н.И. Матузов, опираясь на мнение В.М. Чхиквадзе, утверждает: "Правовая активность не может быть сведена даже только к обычному правомерному поведению, она означает нечто большее (далее автор цитирует В.М. Чхиквадзе. - А.Б.), более высокий уровень правосознания и большую заинтересованность личности в позитивной деятельности в интересах укрепления законности и правопорядка" <21>. Во-вторых, отрыв социально-правовой активности от правовых знаний и правовой убежденности не позволяет выработать научную программу ее развития и совершенствования. Нельзя совершенствовать социально-правовую активность субъектов без совершенствования системы их правовых знаний и тем более правовых убеждений, синтез которых и определяет характер социально-правовой активности данных субъектов права.
--------------------------------
<21> Там же. С. 243.
Именно поверхностность, неполнота, ложность и бессистемность правовых знаний субъектов права дают начало их правовым предубеждениям, правовому неверию (точнее, слепой вере в никчемность права, его бесполезность, а то и вредность для человеческой жизни), а их синтез ведет к правовой пассивности и, что еще хуже, к антиправовой активности субъектов. Таким образом, у них формируется антиправовая культура в различных формах. Ее завершающим элементом становится социально-правовая пассивность либо антиправовая активность.
Особого внимания в общей части правовой культуры субъектов права требует их правовая познавательная активность.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Теория государства и права, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.