Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Теория государства и права. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ РОССИЙСКИХ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ С ОППОЗИЦИОННЫМИ ПАРТИЯМИ: ПОЛИТОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
М.А. МОЛОКОВА
Современный этап в политической истории человечества характеризуется постоянно расширяющимся участием граждан в общественной жизни, множеством и разнообразием субъектов политического процесса, бурным развитием средств массовой информации и коммуникации. Неуклонное возрастание на протяжении XX столетия роли и значения этих факторов внесло качественные изменения во всю систему политических отношений, потребовав как принципиально иных способов легитимации власти, опирающейся не на божественное предназначение или наследственные привилегии, а на волеизъявление народа, так и новых форм политической организации масс в целях обеспечения их поддержки в борьбе за власть. Одной из таких форм сегодня являются политические партии.
Деятельность партий определяется конституцией данного государства или же соответствующими законами о политических партиях. Именно "партии, не индивиды, соперничают по поводу политической власти, контролируют законодательное большинство и продвигают политико-диалогических представителей на посты в государстве" [1, с. 13].
Действующие в современной России политические партии весьма разнообразны по своей социальной базе, структуре, целям и задачам, характеру и методам деятельности. Применительно к отношениям с государственными органами власти партии подразделяются на правящие, оппозиционные и полуоппозиционные.
В Российской Федерации длительное время первоосновой для правовых взаимоотношений между органами власти и политическими партиями, обусловливающей выбор механизмов осуществления взаимодействия, являлись конституционные нормы и ряд федеральных законов, и прежде всего Федеральный закон "Об общественных объединениях".
В течение 90-х годов прошлого века был выработан определенный стиль взаимоотношений оппозиционных партий с федеральными органами исполнительной власти, который предполагал данные взаимодействия посредством участия в работе:
- структур Государственной Думы и в ходе законотворческой деятельности;
- структур Совета Федерации;
- подразделений Правительства;
- различных общественных объединений, созданных в Правительстве.
В данный период политические партии активно направляли своих представителей в организационные структуры, различные советы, комитеты, созданные при Правительстве. В связи с этим многие министерства и ведомства также создавали в своих аппаратах структурные подразделения, обеспечивающие взаимодействие с политическими партиями и общественными объединениями.
Однако эти взаимоотношения в большей степени носили, прямо скажем, рекомендательный характер. Как представляется, социально-исторический фон для перспективы установления политического взаимопонимания в тот период был в целом негативен. Причина тому: Россия переживала глубинный ценностно-ориентационный кризис, сопровождаемый политическим и идеологическим расколом общества. Конечно, жизнь довольно стремительно размывает наиболее архаичные стереотипы массового сознания, но преодолеть в течение нескольких, пусть даже и очень динамичных, лет взаимооппозицию мировоззренческих типов, укладов жизни попросту невозможно.
В сущности, дилемма "государство - партия" всегда имеет противоречия. В истории многих государств есть основные парадигмы решения данной проблемы. С признанием современным конституционным правом политических партий как важнейшего политического правового института положение существенным образом изменилось. Для новых и новейших конституций многих государств характерной чертой стало включение норм, регламентирующих в той или иной форме участие политических партий в процедуре прежде всего формирования правительства.
Правовая регламентация взаимоотношений политических партий с исполнительной властью, особенно признание их решающей роли в процедуре формирования правительства, - несомненно новая тенденция в развитии современного конституционного права многих государств, свидетельствующая о приведении его в соответствие с давно существующей политической практикой, а следовательно, и об упрочнении правовой государственности. Однако ни в Конституции Российской Федерации, ни в законах вообще не затрагиваются политические партии в связи с процедурами формирования Правительства и контроля за ним. Лишь некоторые регламенты палат Государственной Думы косвенно упоминают о них в разделах о предоставлении определенных прав партийным фракциям.
Указывая на разные функции, выполняемые партиями в демократических системах, исследователи не всегда точно указывают различные условия, при которых данные партии взаимодействуют с государственными органами. Так, М. Вебер, противопоставляя "самые современные формы партийной организации" и структуру управления государством, говорит "о создании безусловного влияния партийных масс на властные управленческие решения" [3, с. 674]. Р. Михельс начал свою знаменитую работу о социологии политической партии в условиях демократии с констатации "невозможности прямой демократии" без процесса "взаимовлияния государства, партий, и наоборот" [5, с. 56]. М. Острогорский также связывал деятельность партий с усилением их влияния на власть [6, с. 81 - 90]. В том же направлении излагает свои идеи о партиях и М. Дюверже [7].
Поэтому и необходимы условия для реального участия партий в гражданском контроле за деятельностью органов государственной власти. Речь идет прежде всего о предоставлении возможности гражданам, партиям и другим общественным объединениям воздействовать на деятельность органов власти, не вмешиваясь, разумеется, в их оперативные функции.
Одним из важнейших инструментов участия партии в органах законодательной власти является их участие в работе Государственной Думы и законодательных органов власти субъектов Федерации.
Во время выборов партии проводят большую работу по выявлению социальных, политических и экономических настроений в обществе, которые впоследствии определяют фракционную деятельность.
Парламентская фракция - одна из важнейших в деятельности политических партий. Посредством ее напрямую реализуется вся деятельность партии в осуществлении политической власти.
Для понимания характера взаимосвязи между политической партией и ее парламентской фракцией важно иметь в виду двойственную природу политической партии, которая зарождается в недрах гражданского общества, но, пройдя через процедуру выборов, легитимируется в качестве государственно-правового начала в форме партийной парламентской фракции. Таким образом, с одной стороны, партия предстает как институт гражданского общества, т.е. как структурный элемент сферы частных отношений, не зависящих от государственной власти, а с другой - она выступает как часть государственно-политической системы. Отсюда и двойственность в поведении партии. Она должна продемонстрировать, с одной стороны, свое частнопартикулярное начало, свою способность отстаивать интересы какого-то социального слоя, класса, группы, а с другой - умение выявить в различных групповых, корпоративных интересах общезначимые характеристики, учесть политический смысл отдельных частных интересов и придать им общегосударственное звучание (ведь только это дает ей основание претендовать на участие в формировании и осуществлении государственной власти). От умения партии найти правильный баланс между частнопартикулярными и общезначимыми составляющими в своих программных установках и в своей практической деятельности во многом зависит ее политическая судьба.
Аналогичную двойственную природу имеет и партийная парламентская фракция. Однако в ее деятельности частнопартикулярное и общегосударственное начала должны быть представлены уже в иной пропорции - общегосударственное должно здесь явно доминировать над партийным.
В целом проблема "партия - фракция - законодательная власть" приводит к глубоким обобщениям. Ведь степень расхождения интересов избирателей и целей, преследуемых партией, выявляется, как правило, лишь со временем. Западные политологи неоднократно отмечали изменения позиций партий в зависимости от общеполитических обстоятельств. Одно дело - хорошо организованная предвыборная кампания, и совершенно другое - участие в государственном управлении [2].
Норвежский ученый С. Роккен предложил комплексный подход к изучению факторов, влияющих как на электоральное решение, так и на партийное поведение.
В этих моделях, подчеркивает С. Роккен, время является центральной величиной. Финальный политический акт, голосование, прослеживается по состояниям и событиям жизненного цикла гражданина и системы, в которой он является ее частью. Но затем партийная система (партия) должна адекватно выражать интересы избирателя. Такая взаимозависимость и определяет перспективу функционирования представителей партий в законодательных органах власти. Не случайно практически во всех программах политических партий декларируется максимальное использование депутатских фракций партий в представительных органах для защиты своего электората. Партийное представительство заключается в парламентском представительстве различных общественно-экономических альтернатив пропорционально той поддержке, которой они пользуются в обществе.
Российская многопартийность в Государственной Думе на первом этапе ее истории не совсем соответствовала агрегированию интересов.
Партийные фракции в Думе стояли на ограниченной позиции и выражали только требования ограниченной части электората, вовсе не стремясь к их гармонизации с требованиями других частей. Интегральная многопартийность не способствовала формированию стабильного парламентского большинства, способного к активной и долгосрочной поддержке правительства. Думское большинство, имеющее мозаичный характер, не могло ни обеспечить должной стабильности, ни изменить общеполитическую и экономическую ситуации. Многопартийная система означает, что ни одна из выступающих в парламенте партий не в состоянии самостоятельно править.
Не менее значимо при формировании общепартийных и общефракционных интересов и то, что электорат в целом состоит из групп, ориентирующихся на разные ценности, т.е. в нем отсутствует сплоченность как осознанная ценность и совместная деятельность, способная опосредовать отношения участников этих групп. Поэтому выход из сложной ситуации видится на пути превращения всенародных массовых выборов в институт действительного, а не мифологизированного или манипулированного волеизъявления суверенитета власти - народа. Суверенитет народа не сводится к дискретным голосованиям, власть им лишь делегируется своим временным представителям, которые отправляют ее в условиях состязательности ветвей власти, баланса полномочий, наличия системы отзыва депутатов и избранных должностных лиц, наконец (что существенно для нашего материала), формирования реальной системы политических партий, регулярно подтверждаемого выборами.
А с другой стороны, любой парламент должен иметь определенный круг неотъемлемых от этого представительного органа государственной власти полномочий. Парламентариум как укоренение парламентских прерогатив в повседневной деятельности государственных органов есть важнейшее проявление общественной свободы.
Традиционно к прерогативам парламента относят принятие бюджета и законов, парламентский контроль. Но отсутствие в Конституции достаточно определенных положений о парламентском контроле ограничивает возможности законодательного регулирования тех полномочий депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации, которые имеют контрольный характер.
Постоянное деление Государственной Думы на два лагеря: оппозиция и "партия власти", связано с наличием у российских партий различных представлений о путях модернизации страны.
С 1993 по 1999 г. в стране шло определение основных форм методов таких взаимоотношений партий с федеральными органами власти. Оппозиционные партии определяли технологии своего влияния на власть.
С 1995 по 1999 г. доминирующее положение в Думе имела КПРФ (164 депутата), это больше, чем вместе взятые депутаты от избирательных блоков, преодолевшие 5-процентный барьер. С 1999 по 2004 г. данная партия имела 113 мандатов, тогда как "Единство" - 73, "Отечество - Вся Россия" - 68, "Союз правых сил" - 29, "Блок Жириновского" - 17, "Яблоко" - 20, "Наш дом - Россия" - 4.
В последнее время взаимоотношения оппозиционных политических партий с исполнительной и законодательной властью, пройдя через горнило выборов, приобрели достаточно стабильный характер и демократические формы. Более того, возможность соблюдения демократических процедур в отношениях власти и российской многопартийности доказывает, что демократизация российской общественно-политической жизни является необходимым условием, на основе которого и на перспективу будут проходить изменения.
Сегодня очевидно главное - партии по-прежнему остаются одним из субъектов политического процесса в России, хотя заметно избавление политической системы и в центре, и в регионах от значительного количества маловлиятельных образований. Ключевую роль в политической жизни все более начинают играть определившиеся системные силы - "партия власти" и оппозиция, на основе взаимодействия которых и происходит в последнее время формирование некоего подобия "двухпартийной" системы, в орбиту которой оказываются вовлеченными не только партийные, но и корпоративные (отраслевые, региональные и прочие) интересы. За очень короткий по историческим меркам срок сделан принципиальный рывок к установлению определенных демократических взаимоотношений российской партии и федеральных органов исполнительной и законодательной власти.
На данном этапе стоит задача закрепить достигнутое путем надлежащей правовой институализации политического процесса, преодоления серьезных правовых пробелов в сфере регулирования вопросов этих взаимоотношений, разработки и внедрения в политическую практику правовых норм, способных направить развитие многопартийности в парламентское русло, подчинить деятельность партий и органов власти нормам и принципам демократии.
Значимые аспекты взаимоотношений лежат в различных плоскостях. Прежде всего это, безусловно, связано с реальными отношениями в рамках политической структуры общества, практического участия в органах власти. В последние годы заметно усилились тенденции к объединению усилий политических партий, общественных организаций и государственных структур в решении общественно полезных задач на федеральном уровне, появилась потребность взаимного информирования, совместного приложения сил в различных сферах. Приобрел новое звучание вопрос о взаимодействии института власти различных уровней с политическими партиями.
С одной стороны, власть, как показывает практика, не расположена активно содействовать формированию полноценной партийной системы, которая, как это делается в цивилизованных демократических странах, обеспечивала бы партийный контроль над властными структурами. С другой - именно властные структуры прилагают немалые усилия, чтобы "прибрать к рукам" еще не окрепшие в ущербной российской демократии политические партии. В этом плане, как показывают результаты изучения проблемы, российские власти как на федеральном, так и на региональном уровнях действуют довольно активно.
Безусловно, стала более значимой роль фракций. Сохранились полномочия лидеров в формировании списка, а следовательно, сохранилось решающее влияние в определении политической позиции, инструкций по голосованию, распределению депутатов по комитетам и т.д. Фракционный механизм обеспечивает сплоченность фракции при голосовании, позволяет заблаговременно выработать и согласовать позиции. Принадлежность депутата к фракции предопределяет модель его поведения, отличающуюся гораздо большей организованностью и предсказуемостью.
В настоящее время партии и власть имеют большие возможности для постепенной трансформации в более ответственную модель функционирования.
Для этого необходимо сочетание нескольких факторов: прежде всего желание и политическая воля власти работать со всеми партиями как элементом гражданского общества и реальная деятельность партий не ради самосуществования, а для разрешения существующих проблем в обществе.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Теория государства и права, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.
Звонки бесплатны.
Работаем без выходных