Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Теория государства и права. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО КАК ПАРТНЕР ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА: К 150-ЛЕТИЮ ОПУБЛИКОВАНИЯ КОНЦЕПЦИИ "ГОСУДАРСТВО КАК ПРОИЗВЕДЕНИЕ ИСКУССТВА"
П.Д. БАРЕНБОЙМ
Правовое государство может быть определено не само по себе, а через его взаимоотношения с обществом. Конечно, с гражданским обществом, потому что ни при каком другом правовое государство не может существовать. Так же и гражданское общество не может развиться в полном масштабе, если государство не является правовым.
Поэтому все определения в учебниках, гласящие, что государство является формой организации общества, неверны по отношению к любому современному государству и вдвойне неверны для характеристики правового государства. Гражданское общество является равноправным партнером правового государства, которое не организует его, а дополняет и защищает. Разделение понятий "общество" и "государство" является, может быть, первым шагом к осмыслению того понятия правового государства, которое нам необходимо выработать.
Правовое государство является термином, понятием и основополагающим принципом Конституции Российской Федерации. Статья 1 Конституции РФ гласит: "Россия есть демократическое федеративное правовое государство". В связи с этим Председатель Конституционного Суда РФ В.Д. Зорькин отмечает: "Континентальная система права базируется на понятии "правовое государство" - том, что взято в основу нашей Конституции. Нужно отметить, что это понятие во взаимосвязи с реалиями XXI столетия еще ждет своей доктринально-концептуальной разработки, что потребует тесного сотрудничества юристов и философов. (Философия права в начале XXI столетия через призму конституционализма и конституционной экономики / Сост. П. Баренбойм, А. Захаров. М.: Издание Московско-Петербургского философского клуба, 2010. С. 29.)
Термин "правовое государство" происходит от немецкого Rechtsstaat, обозначившего в конце XVIII в. доктрину, выдвинутую в поздних работах Иммануила Канта, который увязал существование Rechtsstaat с верховенством конституции страны и подчиненности ей действий государства. При этом, по убеждению И. Канта, конституция должна ставить целью государства обеспечение мирной счастливой жизни его граждан при условии защиты их прав собственности. В англосаксонской терминологии аналогом "правового государства" часто называют Rule of Law - "верховенство права", но следует отметить неполное совпадение этих понятий, а также самостоятельность понятия "правовое государство", которое поэтому переводят на английский как the Legal State или Law-Bounded State. ("The Rule of Law: Perspectives from Around the Globe", Editor: Francis Neate, London, 2009.)
Правовое государство требует развития институтов гражданского общества, с которыми оно строит отношения на основе равенства (Зорькин В.Д. Тезисы о правовой реформе в России // Правовая реформа. Судебная реформа. Конституционная экономика / Сост. П. Баренбойм. М., 2004. С. 7.)
Правовое государство и гражданское общество представляют собой разные системы самостоятельных институтов. У России особая ситуация, поскольку правовое государство является здесь принципом и нормой Конституции, принятой в 1993 г., а значит, разработка доктрины и понятия правового государства на уровне XXI столетия - вовсе не благое пожелание, а обязанность государства и общества. В связи с этим необходимо обратить внимание на эстетические концепции государственности, которые могут стать ключом к разработке понятия правового государства, то есть к пониманию того, в каком государстве мы живем, а точнее, какое государство надо строить.
В этом году исполняется 150 лет с момента опубликования концепции Якоба Буркхардта, изложенной в первой главе его книги "Культура Возрождения в Италии: попытка исследования" (на русский язык переведена под названием "Культура Италии в период Возрождения. Опыт исследования").
Название концепции "Государство как произведение искусства" (Der Staat als Kunstwerk) совпадает с названием указанной главы, которую профессор Кембриджского университета Питер Берке считает одной из центральных в книге, поскольку она иллюстрирует "влияние культуры на политику" и концентрируется на "подъеме новой самодостаточной концепции государства("Peter Burke, "Introduction": Jakob Burkchardt "The Civilisation of the Renaissance in Italy". London, 2004. P. 5). Буркхардт представляет ренессансную концепцию государства как произведения искусства в качестве альтернативы современному ему государству: "В государствах того времени впервые проявляется дух современного европейского государства, поглощенного собственными интересами, демонстрирующего свой ужасный и ничем не ограниченный эгоизм, ставящего себя выше права и подавляющего в зародыше любое здоровое начинание; но там, где эта тенденция преодолевается или как-то уравновешивается, на исторической сцене появляется нечто новое: государство как рассчитанное и продуманное творение, государство как произведение искусства".
Он также пишет в следующей главе: "В средние века обе стороны сознания - обращенного человеком к миру и к своей внутренней жизни - пребывали как бы под неким общим покровом, в грезе и полудремоте. Этот покров был соткан из веры, детской робости и иллюзии; сквозь него мир и история представали в странной окраске, а человек познавал себя только как часть расы, народа, партии, корпорации, семьи или какой-либо другой формы общности. В Италии этот покров впервые развеивается; пробуждается объективное видение государства и объективное к нему отношение, как и ко всему миру вообще; вместе с этим с полной силой заявляет о себе субъективное начало, человек становится духовным индивидом и познает себя таковым".
В посмертно опубликованных записях лекций периода 1868 - 1871 гг. Буркхардт утверждал, что существуют три главные власти: государство, культура и религия, находящиеся в постоянном взаимодействии. При этом древние Египет, Мексика и Перу представляют примеры "культуры, определяемой государством", исламские страны - "культуры, определяемой религией", а городские полисы Древней Греции демонстрировали "государство, определяемое культурой". Ренессанс был после городов-государств античной Греции еще одной эпохой, которая "жила для великих целей культуры". Отсюда может быть сформулирована интерпретация Буркхардтом ренессансной концепции: "Государство как произведение искусства - это государство, определяемое культурой". Идеи Я. Бурхардта имеют значение для формирования российской доктрины правового государства, его эстетическая концепция государственности сохраняет свою актуальность: неслучайно именно сейчас, в год стопятидесятилетнего юбилея публикации его книги, она стала предметом дискуссии и темой конкурса работ молодых ученых <1>.
--------------------------------
<1> См.: Государство как произведение искусства: философская дискуссия как насущная необходимость // Законодательство и экономика. 2010. N 7; Положение о конкурсе работ молодых ученых, аспирантов и студентов юридических вузов на тему: "Государство как произведение искусства" // Законодательство и экономика. 2010. N 7.
Небрежное отношение к наследию философско-правовой мысли проявляется и в том, что у нас продолжают недооценивать также Иммануила Канта (1724 - 1804) как автора доктрины правового государства. Особенно ценна его мысль о том, что история будущего созидается сегодня, и не на базе достигнутого опыта, а на базе некоего конституционного идеала, который может восприниматься аксиоматично, априори, ввиду его бесспорности. Например, достижение мирного и благополучного существования всех людей под эгидой единой конституции.
Кант в "Критике чистого разума" вплотную подошел к вопросу, что понятие "счастье" должно найти юридическое определение с тем, чтобы право на счастье (словами Конституции России "благополучие и процветание") рассматривалось как quid juris (вопрос о праве), а не с позиций "всеобщей снисходительности". Эти слова Канта могут быть восприняты не просто как объяснение, а скорее как манифестация идеи правового государства, особенно если принять его правильное и более чем современное выделение плохой законодательной работы в качестве важного препятствия становлению правового государства. Кроме того, конституционно-правовое определение счастья как процветания и благополучия напрямую относится к эстетической концепции государственности, для которой очень важна, в свою очередь, и концепция конституционной экономики.
Следует обратить внимание на размышления современного российского философа Э.Ю. Соловьева, когда он пишет: "Оппозиция "мира" и посюсторонней "райской гармонии" - таково, возможно, самое глубокое, эзотерическое измерение кантовского трактата ("О вечном мире"). Ее можно определить как противостояние идеала и идиллии... . Именно благодаря своему идеализму Кант совершенно свободен от мечтательности и склонности к благим прорицаниям. "Вечный мир, - говорит по этому поводу О. Хоффе, - не нуждается в чьих-либо провидениях; он задан людям в качестве их морального, а точнее - морально-правового долга... Задача утверждать вечный мир имеет статус категорического императива" (Хоффе О. Категорический императив нравственности и права, М.: Прогресс-традиция, 2005. С. 232, 233). Таков и Николай Рерих в своей борьбе за установление мира между цивилизациями, и здесь он более других русских философов близок к Канту. Нет в нем интеллигентской "мечтательности и склонности к благим прорицаниям".
Может быть, из-за отталкивания от Канта и непризнания проявления в жизни "мужества невозможного" пробуксовывает сейчас российская наука философии права, особенно в разработке конституционного понятия правового государства.
Отстав на двести лет в осмыслении государственно-правовых идей Канта, наша наука может просмотреть и близкие к нам и не требующие перевода эстетические концепции государства, изложенные знаменитым русским мыслителем и художником Николаем Рерихом, который продолжил и развил в глубокую и практически выполнимую доктрину лозунг, выдвинутый Достоевским: "Красота спасет мир!". Отсюда начинается мощное русское направление в развитии концепции эстетической государственности, оставшееся пока за пределами внимания отечественной юридической науки. Изучение философско-правового наследия Рериха важно для разработки доктрины правового государства, в первую очередь в связи с тем, что им выдвинута основополагающая и наиболее характерная черта правового государства, без которой сама возможность разработки доктрины на современном этапе может стать недостижимой.
Эстетическую концепцию государственности Н. Рерих разрабатывал в своих многочисленных статьях еще в начале XX в. Эта концепция основана на примате вопросов развития и защиты культуры и искусства перед всеми остальными направлениями государственной деятельности. По его мнению, такие приоритеты должны быть обязательно учтены в распределении государственного финансирования, что через сто лет совпало с подходами нового научного направления "конституционная экономика". При этом Н. Рерих полагал, что развитие культуры и искусства само по себе приведет к оздоровлению жизни государства и общества, снизит уровень политического, религиозного и межнационального противостояния, а как следствие, снизит уровень насилия как внутри государств, так и в межгосударственных отношениях.
Когда же после войн и революций первого 20-летия XX в. он убедился, что развитие человечества пока не позволяет надеяться на существенное снижение уровня насилия, Рерих выдвинул идею Пакта Мира (впоследствии названного Пактом Рериха), устанавливающего принцип приоритета защиты культурных ценностей перед целями военной необходимости. Кроме того, проект Пакта предусматривал принятие каждым государством внутреннего законодательства, направленного на защиту культурных ценностей и в мирное время. Сам Рерих неоднократно писал, что Пакт является только начальным этапом процессов изменения государственных и общественных приоритетов, которые снизят, а впоследствии и почти полностью устранят опасность войн. Тогда человечество и сможет достигнуть того истинного Возрождения Мысли и Духа, о котором мечтало многие тысячелетия.
Рерих не был ни мечтателем, ни утопистом: он добился принятия своего Пакта в 1935 г. двадцать одним государством (примерно 40 процентов независимых государств того времени), что впоследствии оказало решающее влияние на принятие в 1954 г. Конвенции ООН, одобренной на сегодня ста двадцатью тремя странами (свыше шестидесяти процентов независимых стран). Правда, Конвенция ООН, сохранив положение Пакта Рериха о создании международной защиты культурных ценностей, не восприняла его основную идею о приоритете культуры и оставила главной доминантой "военную необходимость", у которой к тому же нет никакого юридического определения.
Нам представляется, что для выяснения содержания этой доктрины применительно к нашей стране в начале XXI в. концепция Рериха, взаимодополняющая идеи, на которых базируется Пакт Рериха, является весьма важной. Более того, мы считаем Пакт лишь первым этапом в реализации рериховской идеи эстетической государственности, основанной на сохранении, Возрождении (именно с большой буквы) и развитии Культуры как первостепенной (то есть более важной, чем все остальные) задачи и обязанности государства.
Хотелось бы особо подчеркнуть, что в основу наших представлений о содержании вышеупомянутой концепции мы положили идеи Рериха, высказанные в статьях, посвященных разработке и принятию Пакта, а также в его публикациях, непосредственно затрагивающих различные аспекты конкретной государственности того времени. За рамками нашего анализа остались те его работы, где данные проблемы могли быть рассмотрены на более широкой философской и религиозной основе, что, безусловно, обедняет содержание наших разработок, но зато делает их более конкретными и приближенными к основной теме - Пакту Рериха, поскольку образ правового государства должен базироваться на неосуществленных до настоящего времени положениях, принципах и идеях Пакта Рериха, который является, в нашем понимании, не просто международным договором первой половины XX века, а программой действий, направленной на достижение действительно мирного сосуществования стран, народов, религий и цивилизаций.
Поэтому следует сразу же категорически отказаться от любой попытки снисходительно подойти к анализу государственно-правовых взглядов Рериха.
Во-первых, этот известный художник получил юридическое образование в Петербургском университете. Во-вторых, на базе его эстетической концепции государства еще при его жизни и непосредственном участии были в десятках стран приняты новые законы и заключены важные международные соглашения, чем мало кто из мыслителей может похвастаться. В-третьих, его идеи закладывают основы доктрины правового государства, которая, по авторитетному мнению Председателя Конституционного Суда РФ В.Д. Зорькина, пока по-настоящему не разработана вообще и применительно к российским условиям в частности.
Обратимся к конкретным концептуальным положениям его философско-правовой концепции государства. Она основывается на главном положении, что первой обязанностью государства является поддержание и развитие духовной общности проживающего в нем населения, для чего необходимо бережно сохранять лучшее из имеющегося культурного наследия и поощрять развитие Культуры, духовного роста людей, в первую очередь молодежи. Рерих признавал лидера государства соответствующим занимаемой должности только в том случае, если у него присутствуют качества духовного вождя, то есть если его культурный уровень и духовное развитие позволяют ему успешно выполнять государственные задачи. Духовное развитие народа должно нести в себе положительный, а не разрушительный заряд и не может быть направлено на разрушение других культур и их наиболее значительных культурных памятников. При этом, в отличие от модных после 11 сентября 2001 г. аналитиков, вещающих о "войне цивилизаций", в первую очередь западно-христианской и мусульманской (их было немало и при жизни Рериха), он подчеркивает базовое сходство всех религий и культур, а также их взаимопроникновение и переплетенность с древнейших времен, до сих пор не вполне осознанные и исследованные современной исторической наукой. Развивая и пропагандируя это историческое сходство - синтез культур и религий как внутри, так и за пределами многоконфессиональных и многонациональных стран, государство будет реализовывать свою главную задачу по развитию культурного и духовного единства, что практически само по себе станет предпосылкой для благополучного и мирного развития с соответствующим позитивным экономическим эффектом. При этом большая часть получаемых государственных доходов должна быть направлена на культурное развитие, что обернется и дальнейшим ростом экономического благосостояния.
Таковы вкратце основные положения рериховской философско-правовой концепции государства. Он отлично понимал все трудности ее реализации и в своей книге "Сердце Азии" писал об этом, однако завершил свои размышления так: "Мыслить по правильному направлению - значит уже двигаться по пути к победе".
Между прочим, Рериха сближает с Кантом и делает его продолжателем в том числе и кантовской философии аксиоматичное предположение, что человеческое счастье основано на мирном творческом существовании под защитой государства, и такой подход должен восприниматься априори, то есть не должен нуждаться в доказывании.
Нужно понимать, что знаменитый Пакт Рериха был для его автора не самоцелью, а важным этапом влияния на процессы внутри каждого государства. Его важнейшей частью была апелляция к внутреннему законодательству стран, к внедрению идеи неприкосновенности значительных произведений искусства и культурных памятников в народное общественное сознание. "Мир не может быть установлен правительственными декретами. Реальный мир будет гарантирован только тогда, когда народы осознают бесполезность вражды взаимного уничтожения... "Мир через культуру" - мы никогда не устанем повторять эту правду". И здесь также не спрятан, а открыто на виду лежит ключ к пониманию философско-правового кредо Рериха: "Политика - чистое дело!"
Государство как инструмент сохранения и развития Культуры и защиты своих и чужих культурных ценностей, поддерживающее мирное существование и избегающее войн, строящее новую цивилизацию будущего на базе лучших культурных традиций современности, а значит, тратящее на эти цели максимально возможные в рамках экономической реальности финансовые ресурсы - это государство Возрождения, приоритетом которого является осуществление "возродительных" (Н. Рерих) идей. Такая эстетическая модель государства, подчеркнуто основанная на всех видах основных мировых религий и априорном единстве Запада и Востока, пожалуй, не имеет аналогов в публикациях всех известных мировых философов и может быть названа наиболее полным изложением концепции государства как произведения искусства. Более того, она дает науке конституционного права и философии права необходимые подходы для начала разработки доктрины правового государства, которая, в свою очередь, должна обеспечить конституционную основу Возрождения в России и создании в ней, говоря словами Николая Рериха, "государства будущего" и "цивилизации будущего".
Его эстетическая модель государственности должна быть воспринята как предмет серьезного научного анализа.
Должны быть отвергнуты любые разговоры о невозможности достижения идеи правового государства как государства с высокой эстетической составляющей. Нужно просто работать и конкретизировать условия становления правового государства в конституционно-правовых терминах. Идея правового государства должна стать движущей силой достижения благосостояния и процветания граждан России. Идея первична, а коррумпированная забюрократизированная и "победно" ведущая страну от кризиса к кризису и от войны к войне государственная материя вторична. Конституционализм - это идеализм самого высшего толка. Кроме того, идея правового государства, записанная в тексте Конституции, - это закон, который власть обязана претворять в жизнь. Конституционные идеалы могут и должны быть осуществлены. Разработка российской доктрины правового государства, необходимость которой определена текстом Конституции РФ, может начаться с применения эстетической концепции государства, выдвинутой Николаем Рерихом, который является прямым продолжателем концепции государства как произведения искусства.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Теория государства и права, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.
Звонки бесплатны.
Работаем без выходных