Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Теория государства и права. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЦЕННОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ЮРИДИЧЕСКОЙ ТЕХНИКИ
И.И. КОРЯКИН
Рыночная экономика, к которой перешла Россия, потребовала серьезного правового сопровождения, что привело к небывалому увеличению количества нормативных правовых актов. Отсюда и появилась проблема их низкого качества. В последнее время ученые-юристы активизировали свою деятельность в разработке проблем юридической техники.
Перед студентами юридического факультета Якутского государственного университета ставится задача обобщения, систематизации и на основе этого конструирования правил юридической техники. Такие правила, как известно, должны быть научно обоснованы и использоваться законодателями в целях нормативного регулирования. Законодательство является формой нормативного регулирования технических средств и операций правотворчества, которая разнообразна.
Следует учитывать мнение М.Н. Марченко о необходимости выработки единых принципов выделения сфер жизни и отношений, которые должны быть урегулированы только с помощью законов, как на общетеоретическом уровне, так и на уровне отдельных отраслей законодательства <1>.
--------------------------------
<1> Марченко М.Н. Источники права. М., 2005. С. 131.
Исходя из определения юридической техники как совокупности различных правил проведения юридической работы и составления документов, хотелось бы остановиться на законодательстве Российской Федерации в области обеспечения безопасности дорожного движения.
Всем понятно, что в подготовке такого важного законодательства должны быть учтены методические правила, советы, указания, пособия, рекомендации по законопроектной деятельности. С сожалением приходится констатировать в данном случае, что юридическая сила вышеуказанных документов не учитывается.
Толкование законодательства Российской Федерации в области обеспечения безопасности дорожного движения вызывает нарекания, в него часто вносятся изменения и поправки.
Учебный процесс по административному праву в вузах проводится с учетом изменений, произошедших за последние годы в российском государственном управлении, в частности в области обеспечения безопасности дорожного движения.
Обеспечение высокого уровня безопасности дорожного движения - одна из задач Российского государства. Данный вывод следует из основных положений Конституции РФ и Закона РФ "О безопасности" от 5 марта 1992 г., в которых впервые в законодательной практике России закреплены правовые основы обеспечения безопасности в государстве, определена система безопасности и ее функции, установлены силы и средства обеспечения безопасности, а также контроля и надзора за этой деятельностью.
В ноябре 2005 г. проведено заседание Президиума Государственного Совета Российской Федерации по вопросу о состоянии безопасности дорожного движения и мерах по совершенствованию государственного управления в области обеспечения безопасности дорожного движения.
По итогам указанного заседания были даны поручения Президента Российской Федерации, в соответствии с которыми принято решение о разработке проекта Федеральной целевой программы "Повышение безопасности дорожного движения в 2006 - 2012 годах" <2>.
--------------------------------
<2> Антонов С.Н., Кузин В.В., Левченко А.Л., Якимов А.Ю. Законодательство Российской Федерации в области обеспечения безопасности дорожного движения (состояние и перспективы развития) // Административное право и процесс. 2007. N 4. С. 46.
Данная Федеральная целевая программа, утвержденная Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2006 г. N 100 <3>, стала основой национальной стратегии в области обеспечения безопасности дорожного движения. Ее главной целью является сокращение к 2012 г. числа погибших в дорожных происшествиях в полтора раза по отношению к уровню 2004 г. <4>.
--------------------------------
<3> СЗ РФ. 2006. N 9. Ст. 1020.
<4> Антонов С.Н., Кузин В.В., Левченко А.Л., Якимов А.Ю. Указ. соч. С. 47.
Что касается требований по обеспечению безопасности дорожного движения, то сегодня отсутствует единый нормативно-правовой акт федерального значения, который оговаривал бы все детали процедуры временного ограничения или прекращения движения транспортных средств на дорогах (включая обязанности информирования пользователей дорог, обязательное обозначение возможных объездов, начало и окончание сроков введения ограничений и т.п.) и определял основания для реализации ст. 12, 14 Закона. Несмотря на то что в п. 5 ст. 16 ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности..." оговаривается обязанность владельцев дорог информировать участников движения о проводимых работах на автомобильных дорогах, сама процедура регламентируется ведомственными нормативными актами <5>. Содержание ст. 13 "Обустройство дорог объектами сервиса" более детально изложено в ст. 22 ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности...".
--------------------------------
<5> ГОСТ Р 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения" (введен в действие с 1 июля 1994 г.). Приказ Минавтодора РСФСР от 29 сентября 1988 г. ВСН 24-88 "Технические правила ремонта и содержания автомобильных дорог".
Не в полном объеме выполняется положение ч. 4 ст. 18 "Основные требования по обеспечению безопасности дорожного движения при техническом обслуживании и ремонте транспортных средств", согласно которой транспортные средства, прошедшие техническое обслуживание и ремонт, должны отвечать требованиям нормативов, регламентирующих техническое состояние и оборудование транспортных средств, участвующих в дорожном движении. Необходимо нормативно закрепить ответственность исполнителя ремонтных работ в случае, если прошедшее обслуживание транспортное средство попадает в ДТП из-за неисправности <6>.
--------------------------------
<6> Кашкина Е.В. Федеральный закон "О безопасности дорожного движения" и проблемы его реализации // Административное и муниципальное право. 2008. N 7. С. 67.
Проведенный комплексный анализ существующей системы нормативно-правового регулирования в области обеспечения безопасности дорожного движения позволяет выявить наиболее характерные недостатки. К их числу, по нашему мнению, можно отнести следующие:
- нормативная правовая база не в полной мере регулирует общественные отношения в этой области и характеризуется наличием целого ряда противоречий;
- отсутствует четкое нормативное правовое закрепление предметов ведения, полномочий и ответственности субъектов управления на всех уровнях;
- имеются пробелы в нормативном правовом регулировании координации деятельности органов исполнительной власти, как на федеральном, так и на региональном уровне;
- недостаточно детально определен порядок финансирования необходимых мероприятий в рассматриваемой области;
- недостаточно строго регламентированы формы и методы контроля за соблюдением требований безопасности дорожного движения;
- законодательство об административных правонарушениях в области обеспечения безопасности дорожного движения не обеспечивает в полной мере реализацию главной задачи - предупреждения правонарушений;
- практически отсутствуют нормы, стимулирующие участие институтов гражданского общества и средств массовой информации в деятельности по предупреждению аварийности.
Анализ норм Закона показывает, что из 24 статей, определяющих требования по обеспечению безопасности дорожного движения, 18 носят бланкетный характер. Их реализация предполагает принятие дополнительных нормативных правовых актов различной юридической силы.
В частности, ст. 9 предусматривается, что "порядок ведения государственного учета, использования учетных сведений и формирования отчетных данных в области обеспечения безопасности дорожного движения устанавливается Правительством Российской Федерации". Статья 14 содержит норму, согласно которой "основания временного ограничения или прекращения движения транспортных средств на дорогах устанавливаются законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о безопасности дорожного движения" <7>.
--------------------------------
<7> Головко В.В. Новое об административной ответственности в сфере дорожного движения // Транспортное право. 2002. N 4. С. 78.
Статья 15 устанавливает, что допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации. В ст. 22 определяется, что "единый порядок дорожного движения на всей территории Российской Федерации устанавливается правилами дорожного движения, утверждаемыми Правительством Российской Федерации". В ст. 23 говорится о том, что вопросы медицинского обеспечения безопасности дорожного движения устанавливаются федеральным законом.
Отсылочные нормы, предусматривающие необходимость наличия законодательных или иных нормативных правовых актов, имеются и в ряде других статей.
Нормы прямого действия, содержащиеся в законе, как правило, посвящены разрешению узких, специфических вопросов, связанных с обеспечением безопасности дорожного движения. Так, ст. 12 определяет, что "обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог после ремонта и в процессе эксплуатации установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на орган исполнительной власти, в ведении которого находятся дороги". Согласно ст. 19 запрещается эксплуатация транспортных средств, владельцами которых не исполнена установленная федеральным законом обязанность по страхованию своей гражданской ответственности. Статья 22 устанавливает правостороннее движение на дорогах страны <8>.
--------------------------------
<8> Там же. С. 79.
Таким образом, приведенные данные позволяют сделать вывод о том, что Закон носит рамочный характер и не может быть отнесен к законам прямого действия.
За время действия Закона социально-экономическая ситуация в стране кардинально изменилась. Разработан и введен в действие ряд законодательных актов, в том числе регламентирующих компетенцию органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления муниципальных образований. Однако, к сожалению, в принятых законодательных актах вопросы обеспечения безопасности дорожного движения не получили должного нормативного отражения <9>.
--------------------------------
<9> Головко В.В. Новое об административной ответственности в сфере дорожного движения // Транспортное право. 2008. N 4. С. 80.
Совершенствование законодательства в рассматриваемой области представляет собой весьма сложный, требующий системного подхода процесс, в связи с чем представляется целесообразным сосредоточить основные усилия на решении следующих первоочередных задач:
- разработка предложений по внесению изменений в рассматриваемый Закон, а также другие законодательные акты;
- разработка законодательных актов, предусмотренных Законом;
- подготовка иных нормативных правовых актов в развитие Закона.
Анализ отдельных норм Закона свидетельствует о необходимости уточнения ряда его положений, что в некоторых случаях имеет достаточно принципиальный характер.
Сопоставление основной задачи Закона (абзац 2 ст. 1) и определение термина "безопасность дорожного движения" (абзац 3 ст. 2) позволяют сделать вывод о наличии определенного противоречия. Основной задачей Закона является "охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства" от дорожно-транспортных происшествий и их последствий. В то же время в ст. 2 (абзац 3) указывается более узкий круг лиц - "участники дорожного движения", правам и законным интересам которых по смыслу данной нормы может быть причинен ущерб в результате ДТП.
Представляется очевидным, что в результате ДТП фактически причиняется материальный и иной ущерб не только участникам дорожного движения, но и юридическим лицам (владельцам транспортных средств, собственникам перевозимых автотранспортом грузов), владельцам дорог и иным субъектам деятельности в рассматриваемой сфере, а также лицам, не имеющим непосредственного отношения к процессу дорожного движения, - собственникам расположенных на прилегающих к дорогам территориях объектов, принадлежащих предприятиям, учреждениям, организациям и гражданам <10>.
--------------------------------
<10> Федоров Г., Захария С. Административная ответственность за нарушение Правил дорожного движения // Транспортное право. 2008. N 2. С. 56.
Нуждается в четком определении термин "водительская деятельность" (п. 1 ст. 25). Требуют детального законодательного урегулирования сформулированные в Законе (ст. 20) в самом общем виде положения, связанные с установлением безопасного для движения режима труда и отдыха водителей.
Актуальной является подготовка предложений по внесению изменений в ФЗ от 6 окт. 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и ФЗ от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в части уточнения компетенции указанных органов в области обеспечения безопасности дорожного движения.
Актуальной остается также проблема совершенствования ряда других законодательных актов. Прежде всего, необходимо внести изменения в следующие законы:
- Земельный кодекс РФ (уточнение правового статуса земель, входящих в понятие "полоса отвода", обязательное выделение земель для организации стоянок и парковок транспортных средств и др.);
- Градостроительный кодекс РФ (установление требований об обязательном включении в генпланы развития городов и других населенных пунктов вопросов организации дорожного движения);
- ФЗ от 10 января 2003 г. N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" (дополнительное регулирование вопросов обеспечения безопасности дорожного движения при организации движения на железнодорожных переездах);
- Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 г. N 3266-1 "Об образовании" (совершенствование правового регулирования системы подготовки кандидатов в водители, организационных и методических аспектов указанной деятельности, введение в школьную программу курса знаний основ Правил дорожного движения и др.);
- Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (уточнение порядка лицензирования деятельности по перевозке пассажиров и грузов автомобильным транспортом с учетом современных требований);
- Федеральный закон от 25 апреля 2002 г. N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (совершенствование механизмов экономического стимулирования безаварийной эксплуатации транспортных средств и др.).
Внесение соответствующих изменений в федеральное законодательство позволит создать необходимую правовую основу для кардинального повышения эффективности государственного управления.
Сфера юриспруденции требует письменного регулирования таких важнейших вопросов, как обеспечение безопасности дорожного движения. Целью предполагается реализация изданного нормативно-правового акта на практике. Необходимо устранить правовой пробел - отсутствие в действующей системе законодательства нормы права, в соответствии с которой должен решаться вопрос, требующий правового регулирования.
Известны причины наличия пробела в праве:
- законодатель не может охватить правовыми формулировками нормативного акта все жизненные обстоятельства, требующие правового воздействия;
- недостатки техники юридического письма;
- постоянное развитие, изменение общественных отношений.
Таким образом, важным направлением совершенствования законодательства является его нормативное построение, а также устранение пробелов в праве, используя определенные приемы, правила, методы, применяемые в разработке содержания и структуры правовых актов.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Теория государства и права, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.