Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Административное право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
ФОРМА ИЛИ СОДЕРЖАНИЕ (ИЛИ О НАИМЕНОВАНИИ ДОЛЖНОСТЕЙ В НАУЧНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ ВОЕННЫХ ВЕДОМСТВ)
Глухов Евгений Александрович,
кандидат юридических наук, доцент
Современная армия отличается массовостью, широким направлением задействованных военных специалистов, совокупный труд которых направлен на выработку боеготовности военной организации государства. Боевая мощь армии создается не только военнослужащими, применяющими на поле боя различные виды оружия. Среди прочих специальностей трудятся в составе организаций Вооруженных Сил и научные работники, как в статусе военнослужащих, так и в статусе лиц гражданского персонала. В основной своей массе они задействованы в научных и образовательных организациях, подведомственных руководителям военных ведомств: военных вузах и научно-исследовательских институтах. Вместе с тем, некоторая часть научных работников работают в иных военных организациях: в научных управлениях, департаментах, комитетах различной иерархии органов военного управления. Вот о них далее и пойдет речь в настоящей статье.
Согласно информации, размещенной на официальном сайте Минобороны России, в составе центрального аппарата данного военного ведомства функционируют несколько структурных элементов, в чьи функции входит руководство и проведение научных исследований. Так, например, наиболее известным среди указанных органов управления научной работой является Военно-научный комитет Вооруженных Сил Российской Федерации (ВНК), предназначенный для решения задач научного обоснования перспективных направлений строительства, развития, подготовки, применения и обеспечения Вооруженных Сил. Одной из основных задач данного органа военного управления является совершенствование системы планирования научных исследований и координации деятельности научно-исследовательских организаций и вузов Министерства обороны Российской Федерации, научных организаций РАН, других министерств и ведомств, ведущих исследования по оборонной тематике[1]. На уровне родов войск и видов Вооруженных Сил Российской Федерации созданы военно-научные и научно-технические комитеты применительно к структуре и задачам данного рода войск или вида Вооруженных Сил, которые на своем уровне организуют методическое руководство научной работой в нижестоящих органах военного управления и войсках (силах).
Но кроме военно-научного комитета Вооруженных Сил практически все центральные органы военного управления в той или иной степени интенсивности и направленности осуществляют научную деятельность в интересах своего направления. Например, Главное управление инновационного развития Минобороны России сопровождает и организует внедрение перспективных научных разработок и технологий в интересах обороны. Другой орган Минобороны России – Управление перспективных межвидовых исследований и специальных проектов – выполняет роль заказчика-координатора прикладных исследований и разработок по развитию критических военных технологий в интересах видов (родов войск) Вооруженных Сил Российской Федерации. Особое внимание при этом уделяется развитию робототехнических комплексов, беспилотных летательных аппаратов, искусственного интеллекта[2].
Таким образом, в Вооруженных Силах и иных военных ведомствах существуют специально созданные структуры, осуществляющие научную деятельность и руководство ею в подчиненных научных организациях, военных учебных заведениях и иных органах военного управления.
Но означает ли это, что в указанных органах управления военной наукой трудятся военные ученые? Или можно предположить, что орган военного управления осуществляет управление научной деятельностью, но сам не комплектуется сотрудниками из числа научных работников?
Поставленные вопросы актуальны, главным образом, в связи с тем, что для научных работников законодательством установлена система льгот и дополнительных социальных гарантий. Поэтому если человек занимает должность научного работника, то он вправе претендовать на их получение, если же не занимает – то не вправе.
Перечислим некоторые из них:
Так, например, согласно п. 2 ст. 15.2 Федерального закона «О статусе военнослужащих»[3] военнослужащий – научный работник, имеющий ученую степень и (или) ученое звание, при предоставлении им жилого помещения, в том числе служебного жилого помещения, имеет право на дополнительную общую площадь жилого помещения в пределах от 15 до 25 квадратных метров.
Указом Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 г. № 597[4] научным сотрудникам было гарантировано повышение к 2018 году средней заработной платы до 200 процентов от средней заработной платы в соответствующем регионе.
Для присвоения научному работнику ученого звания доцента (профессора) необходимо не менее 5 лет (10 лет соответственно) стажа научной или педагогической деятельности[5].
Для поступления в докторантуру сотрудник должен занимать научную либо педагогическую должность и иметь научный либо педагогический стаж не менее 5 лет[6].
Возможно установление научным работникам и иных льгот, как на уровне федерального законодательства, так и на уровне ведомственных или локальных правовых актов.
Следовательно, с точки зрения объема льгот и перспектив сотруднику совсем не все равно, занимать ли ему должность научного работника или иную должность. Должность научного работника при прочих равных условиях является более привлекательной для сотрудника.
Для ответа на поставленный вопрос (относительно отнесения должности к научной) необходимо обратиться к нормам законодательства.
Согласно п. 1 ст. 4 Федерального закона «О науке и государственной научно-технической политике» научным работником (исследователем) является гражданин, обладающий необходимой квалификацией и профессионально занимающийся научной и (или) научно-технической деятельностью. Должности научных работников предусматриваются в научных организациях, организациях, осуществляющих образовательную деятельность по реализации образовательных программ высшего образования и дополнительных профессиональных программ, а также в иных организациях, осуществляющих научную и (или) научно-техническую деятельность[7].
Из вышеприведенной нормы закона следует, что к должности научного работника предъявляются следующие требования:
- достаточная для выполнения функций по конкретной научной должности квалификация сотрудника, ее замещающего;
- трудовая функция по данной должности связана с научной или научно-технической деятельностью;
- указанная должность создается в научной организации, вузе либо в иной организации, осуществляющей научную деятельность.
Рассмотрим вышеуказанные составляющие более подробно.
Квалификация здесь – степень годности к научной деятельности по конкретной должности, уровень подготовки замещающего данную должность человека. Как правило, она подтверждается дипломом об образовании и опытом, стажем соответствующей деятельности, а также имеющимися заслугами (в данном случае – ученой степенью, ученым званием, наличием патентов, изобретений, монографий, индексом Хирша и т.п.). Должности научных работников также отличаются разнообразием сфер применения в зависимости от отраслей науки и специфики исследовательской деятельности, соответственно, для конкретной должности необходим нижний порог квалификационной подготовки именно по соответствующему научному направлению.
Научная деятельность направлена на получение и применение новых научных знаний для решения социально-значимых проблем. Результат научной и (или) научно-технической деятельности – объективированная и зафиксированная на любых носителях информация, содержащая новые научные знания (открытия), новые решения прикладных задач в области науки и техники, обладающая новизной, практической целесообразностью и ценностью применения..."[8].
Местом работы научного работника может быть не любая организация, а лишь та, которая среди прочего, осуществляет научную и (или) образовательную деятельность в сфере высшего или послевузовского образования. То есть местом работы научного работника не может быть завод или фабрика, мэрия или лицей, если в уставных документах данных организаций не значится, что они выполняют научную деятельность.
Причем нас не должна вводить в заблуждение используемая дефиниция «работник», поскольку в данном случае она не означает обязательное трудоустройство по трудовому договору и с соблюдением норм Трудового кодекса. Использование в определении понятия "научный работник" терминов "сотрудник", "контракт", "квалификационные требования" может означать, что им охватываются и научные работники – государственные служащие[9], в том числе и военнослужащие.
На практике применение вышеприведенных рассуждений в ряде случаев вызывает существенные разнотолки. И если, например, должности, в названия которых присутствуют словосочетания «научный сотрудник» (главный, ведущий и т.п.) однозначно признаются научными, то для многих должностных лиц их отнесение к категории научных работников вечно вызывает споры. Руководители организаций опасаются предоставлять льготы и социальные гарантии иным лицам (не поименованных научными сотрудниками), поскольку это может повлечь переплату бюджетных средств, выявленную ревизорами либо правоохранительными органами, и негативные последствия для самих руководителей организаций[10].
Отчасти проясняет ситуацию приказ Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 05 августа 2021 г. № 715 (далее – приказ № 715), которым установлен Перечень должностей научных работников, подлежащих замещению по конкурсу. К такого рода должностям указанным приказом отнесены:
заместитель директора (заведующего, начальника) по научной работе;
главный (генеральный) конструктор;
директор (заведующий, начальник) отделения (института, центра), находящегося в структуре организации;
руководитель научного и (или) научно-технического проекта;
заведующий (начальник) научно-исследовательского отдела (лаборатории);
заведующий (начальник) конструкторского отдела (лаборатории);
заведующий (начальник) центра (отдела) (патентования, научной и (или) научно-технической информации, коллективного пользования научным оборудованием, коммерциализации результатов научной и (или) научно-технической деятельности);
главный научный сотрудник;
ведущий научный сотрудник;
старший научный сотрудник;
научный сотрудник;
младший научный сотрудник;
инженер-исследователь.
Однако здесь стоит обратить внимание, что перечень научных работников не исчерпывается вышеуказанными должностями, поскольку в приказе № 715 указаны только те должности, которые должны замещаться в порядке конкурсного отбора. Вместе с тем, исходя из положений статьи 336.1 Трудового кодекса Российской Федерации, не все должности научных работников должны замещаться на конкурсной основе, а лишь отдельные из них.
Следовательно, к должностям научных работников относятся и иные должности, не поименованные в приказе № 715, на которые претенденты могут быть назначены без конкурса. К сожалению, перечня такого рода должностей законодательство не содержит. В результате, для каждой конкретной должности сотрудника, занятого научной деятельностью, чья должность не приведена в приказе № 715 приходится устанавливать ее отнесение к научной или не научной.
Показательным в данном отношении является судебное дело по заявлению офицера П., проходящего военную службу в должности офицера организации научной деятельности военно-научного управления одного из военных ведомств. При распределении служебной квартиры П. была распределена квартира без учета дополнительных метров общей площади жилого помещения, полагающегося военнослужащим – научным работником, имеющим ученую степень (хотя П. была присвоена ученая степень кандидата наук). В обоснование своей позиции жилищные органы привели довод о том, что из названия занимаемой П. воинской должности следует, что она не научная, в ее наименовании нет слов «научный сотрудник». П. обратился с жалобой в гарнизонный военный суд.
При рассмотрении данного спора суд также вместо установления отнесении должности П. к должности научного работника стал устанавливать, относится ли должность П. к должности научного сотрудника. Применив положения Раздела II Квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих[11] применительно к должностям научных сотрудников, суд пришел к выводу, что замещаемая П. должность к должности научного сотрудника не относится, и на этом основании отказал в удовлетворении его требований. По-видимому, суд не усмотрел разницы в терминах «научный сотрудник» и «научный работник». В решении суда указано, что П. «исполняет в первую очередь управленческие функции», что следует расценивать как «сам не занимается научной деятельностью, а лишь управляет ею». Доводы П. о том, что большая часть его должностных обязанностей так или иначе связаны с научной деятельностью были оставлены судом без внимания[12]. Окружной военный суд оставил решение суда первой инстанции без изменения[13].
Таким образом, отсутствие нормативного регулирования вопроса о том, какие должности относятся к научным, привело к подмене понятий судебными органами и узкой трактовке понятия «научный работник». В результате, заявитель не добился реализации положенных научным работникам социальных гарантий.
Следует отметить, что подобный подход чреват тем, что он отметает из категории научных работников всех офицеров, чьи должности не поименованы в приказе № 715. Меж тем, в центральных органах военного управления военных ведомств традиционно вводились должности офицеров, старших офицеров, начальников отделов, управлений и их заместителей. Это касается любых направлений деятельности, что тыловых, что управленческих, что научных. Офицеры военно-научного управления занимались и научной работой лично, и координацией ее деятельности в подчиненных структурах, при этом занимаемая должность «офицер (старший офицер)» полностью позволяла осуществлять научную деятельность. И, по мнению автора, ранее для офицеров военно-научного управления не требовалось специальных доказательств отнесения их должностей к научным, это подразумевалось по умолчанию, по роду деятельности подразделения, где офицер проходил военную службу.
В настоящее время торжествует более формальный подход. В этом плане следует полностью согласиться с мнением Д.Е. Зайкова о том, что наименование должности не может и не должна превалировать над ее содержанием (трудовой функцией и выполняемыми обязанностями научного работника)[14]. Однако именно выполняемая сотрудником функция, а не наименование его должности должно быть превалирующем в вопросе отнесения должности к научной.
В некоторых нормативных правовых актах встречаются положения об отнесении тех или иных должностей к должностям научных работников. Так, приказом Минздравсоцразвития России от 03.07.2008 № 305н[15] к такого рода должностям отнесены должности архитектора проекта, дизайнера проекта, конструктора проекта, инженера проекта, переводчика технической литературы, государственного эксперта по интеллектуальной собственности и др. Однако данный нормативный акт издан в целях реализации ст. 144 Трудового кодекса РФ, т.е. для установления классификации оплаты труда работников органов публичной власти, а не для систематизации всех должностей научных работников.
Учитывая изложенное, полагаю, что назрела потребность на уровне руководителей военных ведомств определить Перечень должностей в подведомственных организациях, которые относятся к должностям научных работников. Подобное требование было предложено Минобрнауки России в разработанном им проекте Федерального закона «О научной, научно-технической и инновационной деятельности в Российской Федерации»[16], но так и не было реализовано.
Здесь же следует определить и правовой статус докторантов военных вузов из числа офицеров. До поступления в докторантуру указанные лица занимали научные либо педагогические должности, однако при нахождении в докторантуре объем их социальных гарантий существенно сокращается, поскольку они ни одним правовым актом не отнесены к научным работникам[17]. Между тем, докторанты из числа офицеров, по мнению автора, также могут быть отнесены к научным работникам, поскольку:
а) их деятельность регламентируется законодательство о научной деятельности, а не законодательством об образовании (докторанты не являются обучающимися, не сдают экзаменов и зачетов);
б) они имеют ученые степени кандидата наук и, в ряде случаев, ученое звание доцента, поскольку для поступления в докторантуру должны обладать соответствующей квалификацией и стажем;
в) их деятельность, закрепленная в должностных обязанностях, в большей части связана именно с получением научных результатов, т.е. относится к научной.
Поэтому следует согласиться с Л.А. Ломакиной, что лицо, которое занимается научной и (или) научно-технической деятельностью и имеет ученую степень доктора наук или кандидата наук и (или) ученое звание профессора или доцента, признается научным работником[18].
В заключение необходимо напомнить, что повышение престижности научного труда, создание достойных условий жизни и работы ученых и специалистов в области научной деятельности было заявлено в качестве одного из важнейших принципов государственной научной политики[19]. В этой связи хотелось бы, чтобы государство и правоприменителя претворяли этот принцип в жизнь, а не оставляли его в виде красивого лозунга.
Список литературы:
1. Глухов, Е.А. Влияние бюрократических процедур на управленческие решения [Текст] / Е.А.Глухов // Военное право. 2018. № 3. С. 84 – 91.
2. Глухов, Е.А. Военные докторанты: проблемы правового регламентирования поступления в докторантуру и прохождения в ней военной службы [Текст] / Е.А.Глухов, Д.В.Новокшонов // Право в Вооруженных Силах – военно-правовое обозрение. 2020. № 7. С. 85 – 91.
3. Зайков, Д.Е. Научные сотрудники или научные работники: проблема терминологии [Текст] / Д.Е.Зайков // Право в Вооруженных Силах - военно-правовое обозрение. 2015. № 6. С. 117 – 124.
4. Ломакина, Л.А. Научный потенциал страны и некоторые проблемы правового регулирования труда научных работников [Текст] / Л.А.Ломакина // Журнал Российского права. 2020. № 8. С. 84 – 93.
5. Степаненко, Ю.В. Правовой статус научного работника: ключевые понятия [Текст] / Ю.В.Степаненко // Административное право и процесс. 2019. № 5. С. 26 – 32.
[1] Официальный сайт Минобороны России URL: https://ens.mil.ru/science/military_scientific_committee.htm (дата обращения: 08.05.2023).
[2] Международный военно-технический форум «Армия – 2021» // URL: https://mil.ru/army2021/statements/more.htm?id=12366169@egNews (дата обращения: 09.05.2023).
[3] Федеральный закон от 27.05.1998 № 76-ФЗ (ред. от 29.12.2022) "О статусе военнослужащих" // СЗ РФ. 1998. № 22. Ст. 2331.
[4] Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" // СЗ РФ. 2012. № 19. Ст. 2334
[5] Пункт 11 Положения о присвоении ученых званий, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2013 г. № 1139 (ред. от 18.03.2023) // СЗ РФ. 2013. № 50. Ст. 6605.
[6] Пункты 3 и 4 Положения о докторантуре, утв. Постановлением Правительства РФ от 04.04.2014 № 267 (ред. от 01.10.2018) // СЗ РФ. 2014. № 15. Ст. 1759.
[7] Федеральный закон от 23.08.1996 № 127-ФЗ (ред. от 17.02.2023) "О науке и государственной научно-технической политике" // СЗ РФ. 1996. № 35. Ст. 4137.
[8] Модельный закон о статусе ученого и научного работника. Принят в г. Санкт-Петербурге 25.11.2008 Постановлением 31-14 на 31-ом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ // Информационный бюллетень. Межпарламентская Ассамблея государств-участников Содружества Независимых Государств. 2009. № 43. С. 337 – 358.
[9] Степаненко Ю.В. Правовой статус научного работника: ключевые понятия // Административное право и процесс. 2019. № 5. С. 26 – 32.
[10] Глухов Е.А. Влияние бюрократических процедур на управленческие решения // Военное право. 2018. № 3. С. 84 – 91.
[11] Утв. Постановлением Минтруда России от 21.08.1998 № 37 (ред. от 27.03.2018) // URL: https://profstandart.rosmintrud.ru/obshchiy-informatsionnyy-blok/spravochniki-i-klassifikatory-i-bazy-dannykh/eksd/index.php?EKSD_SECTION_ID=5290 (дата обращения: 05.04.2023).
[12] Московский гарнизонный военный суд // URL: https://moskovskygvs--msk.sudrf.ru/modules.php?name=sud_delo&srv_num=1&name_op=case&case_id=15483314&case_uid=6ca009d3-1bad-4b03-b830-04cf2d4791bc&delo_id=41 (дата обращения: 14.05.2023).
[13] 2-ой Западный окружной военный суд URL: https://2zovs--msk.sudrf.ru/modules.php?name=sud_delo&srv_num=1&name_op=case&case_id=1766566&case_uid=487d577a-9e9a-42b0-9e95-87b0045311cc&delo_id=42 (дата обращения: 14.05.2023).
[14] Зайков Д.Е. Научные сотрудники или научные работники: проблема терминологии // Право в Вооруженных Силах - военно-правовое обозрение. 2015. № 6. С. 117 – 124.
[15] Приказ Минздравсоцразвития России от 03.07.2008 № 305н (ред. от 19.12.2008) "Об утверждении профессиональных квалификационных групп должностей работников сферы научных исследований и разработок" // Рос. газ. 2008. 05 августа.
[16] Данный законопроект не был внесен в Государственную Думу // СПС КонсультантПлюс.
[17] Глухов Е.А., Новокшонов Д.В. Военные докторанты: проблемы правового регламентирования поступления в докторантуру и прохождения в ней военной службы // Право в Вооруженных Силах – военно-правовое обозрение. 2020. № 7. С. 85 – 91.
[18] Ломакина Л.А. Научный потенциал страны и некоторые проблемы правового регулирования труда научных работников // Журнал Российского права. 2020. № 8. С. 84 – 93.
[19] Указ Президента Российской Федерации от 13.06.1996 № 884 (ред. от 23.02.2006) "О доктрине развития российской науки" // СЗ РФ. 1996. № 25. Ст. 3005.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Административное право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.