Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Административное право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
ОБЩЕСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: СОСТОЯНИЕ И ДАЛЬНЕЙШИЕ ШАГИ РАЗВИТИЯ
С.И. ГИРЬКО
Одной из наиболее актуальных проблем, обсуждаемых в научном сообществе, и в частности среди специалистов в сфере административно-правовых проблем, остается вопрос о правовой регламентации общественной безопасности. Обсуждается в этой связи ситуация, сложившаяся вокруг Концепции общественной безопасности Российской Федерации, подписанной 14 ноября 2013 г. Президентом РФ В.В. Путиным и получившей с N ПР-2685 название "Концепция общественной безопасности в Российской Федерации" <1> (далее - Концепция).
--------------------------------
<1> Концепция общественной безопасности Российской Федерации. URL: http://www.kremlin.ru/acts/news/19653 от 19.03.2019.
При этом, как представляется, в своем большинстве специалисты не отрицают тот факт, что с момента принятия и к моменту постановки задачи о пролонгации действия Концепция в значительной степени морально устарела и в такой же степени перестала отвечать на вызовы и угрозы, проявившиеся в сфере внутренней безопасности государства, на нейтрализацию которых она и была направлена.
К положениям Концепции в последние годы, когда уже межведомственным авторским коллективом велась работа над новой редакцией концептуального документа, на страницах специальных изданий высказывались различного рода претензии, нередко вполне обоснованные.
Так, например, по мнению С.Е. Пролетенковой и А.П. Беликова, в целях реализации положений Концепции "не были разработаны комплексные целевые региональные программы обеспечения общественной безопасности, которые, согласно ее тексту, должны были являться частью ее реализации" <2>.
--------------------------------
<2> Пролетенкова С.Е., Беликов А.П. О концептуальных основах обеспечения общественной безопасности в Российской Федерации // Вестник Восточно-Сибирского института МВД России. 2021. N 1(96). С. 251 - 252.
Это обстоятельство в конечном итоге не позволило в полной мере обнаружить влияние положений основополагающего документа на конкретные вызовы и угрозы, возможность эффективного влияния на конкретные кризисные ситуации.
Кроме того, по мнению авторов, "с теоретической точки зрения Концепции так и не удалось нормативно определить границы общественной составляющей в структуре национальной безопасности, четко отмежевать ее от государственной, личной и экономической безопасности, что, безусловно, на всем протяжении действия сказывалось на выполнении провозглашенных ею задач" <3>.
--------------------------------
<3> Там же.
Указанные выше специалисты предложили свою структуру разрабатываемого концептуального документа в сфере общественной безопасности.
По мнению названных авторов, корректировке должны быть подвергнуты принципиальные подходы к критериям выделения современных угроз общественной безопасности.
Авторы полагали, что в основу концептуального документа должен быть положен риск-ориентированный подход. К рискам же ими были отнесены: "снижение уровня правосознания и правовой культуры населения; рост социального и имущественного неравенства населения; неконтролируемые и нежелательные миграционные процессы; гиперболизация региональных интересов и сепаратизм, некоторые другие обстоятельства" <4>.
--------------------------------
<4> Пролетенкова С.Е., Беликов А.П. Указ. соч. С. 254.
С определенными процитированными выше подходами можно согласиться, другие могут вызывать дискуссии или невосприятие, однако очевидно, что в конечном итоге предлагалось подходы к регламентации общественной безопасности сохранить в рамках той же правовой формы - Концепции. Она в данном случае не оспаривалась.
Нами в процессе своих научных исследований также были детализированы отдельные стороны процесса развития Концепции, и в частности исследованы в авторском восприятии вопросы, вставшие перед разработчиками в ходе исполнения отдельных положений концептуального документа <5>, Концепция с разных позиций рассмотрена как один из элементов Стратегии национальной безопасности Российской Федерации <6>, с различных исследовательских позиций проведен анализ различных подходов мотивации продления срока действия концептуального документа <7>, с учетом следующего десятилетнего срока, т.е. на период до 2030 г. <8>
И если в первых своих публикациях мы говорили о совершенствовании Концепции, то в более поздних работах склонились к мысли о том, что Концепция как доктринальный подход к проблеме общественной безопасности себя исчерпала.
--------------------------------
<5> Гирько С.И. К вопросу о реализации Концепции общественной безопасности Российской Федерации // Административное право и процесс. 2019. N 9. С. 48 - 52; Гирько С.И. Концепция общественной безопасности как элемент стратегии национальной безопасности Российской Федерации: Материалы межведомственной научно-практической конференции "Актуальные вопросы обеспечения обороноспособности и безопасности государства в новых экономических условиях" (23 апреля 2019 г.) / Под ред. проф. А.М. Кушнира, проф. А.А. Хачатуряна. М.: ВУ МО РФ, 2019. С. 160 - 164.
<6> Гирько С.И. Обоснована ли пролонгация Концепции общественной безопасности в Российской Федерации? // НПЖ "Диалог". 2019. N 2. С. 6 - 15.
<7> Гирько С.И. Перспективы пролонгации Концепции общественной безопасности Российской Федерации на период до 2030 года. Совершенствование системы материально-технического обеспечения служебно-боевой деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации // Опыт, проблемы и пути решения: Сб. науч. ст. по материалам межведомственной научно-практической конференции (3 апреля 2020 г.), часть I. СПб.: ВАМТО, 2020. С. 211 - 215.
<8> Гирько С.И. Современный вектор развития Концепции общественной безопасности Российской Федерации // Административное право и процесс. 2020. N 8. С. 26 - 30.
Цитирование научных источников можно продолжать, при этом в каждом авторском исследовании мы будем сталкиваться с конкретными недостатками, которые, по мнению отдельных авторов, проявились за годы действия Концепции.
Так, Российским союзом промышленников и предпринимателей уже в текущем году на одном из заседаний рабочей группы, в котором автор принимал непосредственное участие, обращено внимание на то, что в Концепции не отражены вызовы и угрозы, связанные с защитой интересов собственности и экономической деятельности субъектов негосударственной сферы. Кроме того, нашло отражение и другое обстоятельство - игнорирование в Концепции усилий и регламентации полномочий негосударственных структур безопасности, хотя совершенно очевидно, что в последние годы указанные объединения и охранные предприятия проявили себя в сфере охраны и защиты частных субъектов предпринимательской деятельности. Инициируется продолжение работы над Концепцией общественной безопасности на новый срок.
Иными словами, стало очевидным, что модель общественной безопасности и ее обеспечения образца 2013 г. и аналогичные подходы к задачам обеспечения безопасности человека и общества с разрывом в десять лет значительно отличаются.
Заметим, что изменение общественных отношений, происшедших в последнее десятилетие, их эволюция и ставшая привычной правовая форма документа - концепция общественной безопасности, в которую был облечен базовый документ в сфере общественной безопасности, призванный ее регламентировать, утратили взаимную адекватность.
Полагаем, что есть и другая причина, по которой вышеуказанная совместимость оказалась утраченной.
В обобщенном виде эта причина была сформулирована авторами коллективной публикации, подготовленной научными специалистами Всероссийского научно-исследовательского института МВД России (далее - ВНИИ МВД России), на базе которого, кстати сказать, в разные периоды последовательно проводилась работа над теоретическими подходами к проблемам общественной безопасности, была завершена подготовка утвержденной Президентом РФ Концепции, начата работа и доведена до уровня межведомственного согласования выработка обновленной ее редакции.
Не случайным в этой связи выглядит тот факт, что теоретическим обоснованием к разработанной и утвержденной Концепции явилась монография под редакцией автора настоящего исследования <9>. Точно так же, как обоснование современных подходов к проблемам администрирования в сфере общественной безопасности содержится в монографии одного из ведущих специалистов ВНИИ МВД России профессора А.М. Воронова <10>.
--------------------------------
<9> Гирько С.И. Об особенностях концептуальных подходов к созданию теории общественной безопасности и стратегии правоохранительной деятельности по обеспечению общественной безопасности в Российской Федерации: актуальные проблемы и основные гипотезы. М., 2009. 237 с.
<10> Воронов А.М., Лапидус Р.Н. Публичное администрирование в сфере обеспечения общественной безопасности современной России: теоретические и правовые концепты: Монография. М.: ЮНИТИ-ДАНА; Закон и право, 2022. 319 с.
Необходимо отметить, что по мере работы над новой редакцией концепции общественной безопасности на новый период весь комплекс проблем, связанных с современными отношениями в обществе, изменением и уточнением функционала федеральных и региональных органов государственной власти, однозначно отнесенных к числу субъектов системы общественной безопасности, повлек за собой изменение позиции представителей названных федеральных органов исполнительной власти по непосредственному участию в работе межведомственной рабочей группы в широком спектре, начиная от элементарной волокиты поручений координаторов группы вплоть до торможения работы самой межведомственной группы, затягивания процедур согласования и его блокирования. В конечном итоге работа над проектом нового концептуального документа в сфере общественной безопасности была объявлена приостановленной на неопределенный период.
Относительно изменения подходов представителей федеральных ведомств к участию в работе над обновленной концепцией общественной безопасности также можно обнаружить суждения в специальной литературе. Традиционно в материалах подобных исследований авторами высказывались субъективные суждения на предмет торможения работы межведомственной группы.
Так, в коллективной публикации, посвященной стратегическому планированию в сфере обеспечения общественной безопасности, авторами сформулированы выводы о причинах, по которым работа над Концепцией приостановлена <11>.
--------------------------------
<11> Зубова М.В., Калмыков Г.И., Сандугей А.Н., Цоколова О.И. Концептуальные проблемы стратегического планирования в сфере обеспечения общественной безопасности // Научный портал МВД России. 2021. N 3(55). С. 64 - 71.
В частности, ими выделены два обстоятельства, повлиявшие на принятое решение. Прежде всего назван "фактор отсутствия на всех уровнях государственного управления консолидированной позиции относительно предназначения данного документа стратегического планирования, а главное - восприятия сущности категории "общественная безопасность" как отдельного вида безопасности" <12>.
--------------------------------
<12> Зубова М.В., Калмыков Г.И., Сандугей А.Н., Цоколова О.И. Указ. раб. С. 70.
Кроме того, в качестве второй по значимости концептуальной проблемы ими выделена противоречивость в разные периоды работы над Концепцией позиции отдельных субъектов, привлеченных к ее разработке, упомянутых в качестве исполнителей в разделах концептуального документа стратегического планирования в сфере общественной безопасности, юридическая неконкретность полномочий органов публичной власти в сфере общественной безопасности.
Неудивительно, что авторы названной публикации, находящиеся, что называется, в самом эпицентре событий по работе над концептуальным документом, по существу подтвердили наши вышеприведенные суждения.
Вполне возможно, что преимущественно субъективные причины, включая индивидуальные ведомственные интересы, которые отражала и "псевдоактивность" представителей таких ведомств, сыграли свою определенную роль. Однако не получится отрицать и тот факт, что к моменту завершения работы над новой редакцией концепции общественной безопасности общественные отношения также в значительной мере изменились. Заполнить подобного рода пробельность в базовом документе, призванном регламентировать прежде всего научно обоснованные подходы к общественной безопасности, в конечном итоге не удалось.
Следует напомнить, что в самой Концепции говорится о том, что она представляет собой "систему взглядов на обеспечение общественной безопасности", что подчеркивает ее доктринальный характер.
Не случайно в активный период работы над новой редакцией концептуального документа А.М. Воронов и Р.Н. Лапидус в приложении к выше упомянутой монографии включили разработанный ими проект Федерального закона "О содействии институтов гражданского общества обеспечению национальной безопасности" <13>. Авторы предложили нормативно-правовое урегулирование и решение данной проблемы, что вполне характерно для современной ситуации.
--------------------------------
<13> Воронов А.М., Лапидус Р.Н. Указ. соч. С. 305 - 317.
Однако законодательная инициатива, изложенная выше, как представляется, способна заполнить еще один значительный недостаток Концепции - прежде всего нивелировать упор исключительно на государственные органы исполнительной власти и силовые ведомства, подчиненные им региональные структуры. Но с другой - устранить явную недооценку роли негосударственных институтов различной принадлежности и направленности, что невооруженным глазом обнаруживается в Концепции. Наличие в ней подобного перекоса можно наверняка объяснить реалиями и уровнем развития институтов гражданского общества, сложившимися на момент разработки и утверждения Концепции.
В этой связи было бы вполне обоснованным разделить мнение группы авторов, представляющих ВНИИ МВД России, о том, что решению существующей правовой и организационной неопределенности в сфере обеспечения общественной безопасности могли бы предшествовать разработка и принятие законодательного акта "Об общественной безопасности в Российской Федерации", призванного в условиях современных реалий прийти на смену Концепции, сохранив все ее преимущества и положения, подтвержденные временем. В частности, в таком законодательном акте должны быть сохранены прошедшие проверку временем правовые определения, составляющие глоссарий явления, такие, к примеру, как "общественная безопасность", "обеспечение общественной безопасности", "общественный порядок", "общественный институт", "гражданское общество", "охрана общественного порядка", "правоохранительные органы" и некоторые другие.
В свою очередь, отказ от дальнейшей работы над правовым актом в сфере общественной безопасности способен повлечь за собой не только организационные проблемы, но еще и принести непоправимый ущерб научным достижениям, связанным с уровнем теоретической разработанности правовых институтов национальной и общественной безопасности, вернув их на этап доктринальных споров и дискуссий, что, с нашей точки зрения, недопустимо.
Необходимо также учитывать, что Концепция разрабатывалась в период, когда отсутствовали многие законодательные акты, содержащие основные принципы и детализацию деятельности по обеспечению общественной безопасности в специфических сферах. В этой связи уместно назвать Федеральные законы "О стратегическом планировании в Российской Федерации", "О безопасности", "Об участии граждан в охране общественного порядка", "О полиции", "Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации", "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", "О противодействии терроризму", "О противодействии экстремистской деятельности", "О наркотических средствах и психотропных веществах", "О войсках национальной гвардии Российской Федерации" и некоторые другие, положения которых необходимо учитывать в законодательных установлениях в сфере общественной безопасности.
Между тем нельзя не учитывать и тот факт, что вышеприведенные законодательные акты не охватывают комплексно все аспекты обеспечения общественной безопасности в Российской Федерации. В них отсутствует базовый понятийный аппарат, не определены основные принципы и направления обеспечения общественной безопасности, не разграничены полномочия органов публичной власти в данной сфере, не регламентированы правовые основы участия граждан и организаций в обеспечении общественной безопасности, субъекты деятельности в этой сфере различного уровня, их компетенция и многое другое.
Большинство исследователей разделяет необходимость разработки и принятия Федерального закона "Об обеспечении общественной безопасности в Российской Федерации", что позволит:
- разграничить полномочия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области обеспечения общественной безопасности;
- определить основные угрозы общественной безопасности;
- закрепить основные направления обеспечения общественной безопасности;
- определить механизм мониторинга рисков в области общественной безопасности;
- определить права и обязанности граждан и организаций в области обеспечения общественной безопасности.
Анализируя проблемы правовой регламентации и дальнейшего развития института общественной безопасности, его теоретических основ и юридического оформления, невозможно оставить без внимания современное состояние проблем национальной безопасности государства. Прежде всего по той причине, что в самой Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, являющейся "базовым документом стратегического планирования, определяющего национальные интересы и стратегические национальные приоритеты Российской Федерации, цели и задачи государственной политики в области обеспечения национальной безопасности и устойчивого развития Российской Федерации на долгосрочную перспективу" <14> (далее - Стратегия), государственная и общественная безопасность сведены в единый раздел и в дальнейшем упоминаются исключительно слитно.
--------------------------------
<14> Указ Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г. N 400 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации". URL: https://www.garant.ru/prodakts/ipo/prime/doc/401325792/.
Заметим, что предыдущая редакция Стратегии национальной безопасности Российской Федерации в значительной степени отличается от своей актуальной версии <15>. Сравнительный анализ двух этих документов в задачи настоящего исследования не входит, но необходимо отметить неоспоримый факт того, что современная редакция Стратегии в сравнении со своей предшественницей, претерпев существенные качественные изменения, в то же время не уделила требуемого внимания регламентации как государственной, так и прежде всего исследуемой нами общественной безопасности.
--------------------------------
<15> Стратегия национальной безопасности Российской Федерации (утв. Указом Президента РФ от 31 декабря 2015 г. N 683). URL: https://base.garant.ru/71296054/.
Относительно обновленной редакции Стратегии следует отметить, что авторы-разработчики, несомненно, учли многие критические замечания в адрес предыдущей ее редакции, и в частности относительно регламентации общественной безопасности. В этой связи в действующей Стратегии в разделе "Обеспечение национальной безопасности" появился подраздел "Государственная и общественная безопасность", в котором оба этих самостоятельных вида безопасности не разделены, а упоминаются в постоянной связке, слитно, без какого-либо разделения индивидуальных признаков обоих, несомненно, самостоятельных правовых институтов.
Следует заметить, что анализ положений приведенного раздела Стратегии позволяет сделать вывод о том, что многие из положений Концепции в значительной мере текстуально вошли в содержание отдельных угроз и в особенности задач, изложенных в ст. 47 Стратегии. Не будем их перечислять в целях экономии объема публикации и вернемся к отдельным задачам более детально в последующих наших разработках.
В то же время Стратегия, к сожалению, сохранила и ранее присущие недостатки. Мы можем объяснить данный факт одной из основных причин - невозможностью в едином документе совместить хоть и связанные между собой в достаточной мере, но имеющие собственные предметы регулирования: государственную и общественную безопасность.
Стратегия не содержит требуемого в этом случае понятийного аппарата, раскрывающего сущность общественной безопасности и ее обеспечения.
Осмелимся высказать гипотетический взгляд на вышеописанные метаморфозы. Разработчики Стратегии, заимствуя в ее содержание значительное число положений Концепции и, вполне возможно, рассчитывая впоследствии не допускать пролонгацию действия последней, не смогли в требуемой мере перенести в Стратегию основные постулаты, но прежде всего не стали утруждать себя дефинированием раздела, детализирующего общественную безопасность. Причина представляется достаточно очевидной - перенос определений, к примеру, таких, как "общественная безопасность", "угроза общественной безопасности", "обеспечение общественной безопасности", "средства обеспечения общественной безопасности", и некоторых других, прошедших этап доктринальных дискуссий и сохранившихся в своей редакции, не мог быть, с одной стороны, оперативно произведен на иные, схожие по своему содержанию, а с другой - воочию демонстрировал бы такое заимствование.
В конечном итоге в сложившейся ситуации, когда регламентация института общественной безопасности оказалась востребованной даже в большей степени, чем в период времени действия Концепции и в ожидании ее обновленной редакции, научным сообществом вырабатываются и обсуждаются различные концепты правовой регламентации общественной безопасности в Российской Федерации. Отдельные подходы к этому процессу мы рассмотрели в исследовании выше.
В этой связи при выработке нормативного и правового решения по проблеме общественной безопасности вполне уместно осветить и еще один аспект возможного решения данной проблемы.
Парламентской Ассамблеей Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) 30 октября 2018 г. был принят Модельный закон "Об обеспечении национальной безопасности" (далее - Модельный закон), который был направлен в парламенты государств - членов ОДКБ, т.е. и Государственную Думу Российской Федерации <16>.
--------------------------------
<16> Модельный закон ОДКБ "Об обеспечении национальной безопасности". Утвержден Постановлением от 30 октября 2018 г. N 11-3.1. URL: https://paodkb.org/documents/modelnyy-zakonodkb-ob-obespechenii-natsionalnoy-bezopasnosti (дата обращения: 17.04.2023).
Необходимо учитывать, что Модельный закон (model law) - это законодательный акт типового характера, содержащий нормативные рекомендации, а также варианты возможных правовых решений (иногда и пояснения к возможным вариантам, примеры) тех или иных вопросов определенной сферы общественных отношений.
Применительно к нашему исследованию это означает, что российский парламент, начиная с момента принятия вышеуказанного Модельного закона, мог приступить к работе над одноименным национальным законопроектом.
Хотелось бы отразить и причины, по которым внимание автора привлек данный Модельный закон.
Прежде всего в свете изложенного выше нашего концептуального подхода проблемы национальной безопасности Российской Федерации исходя из уровня решаемых задач должны регламентироваться не Стратегией, которая предшествует законодательному решению проблемы, а одноименным законодательным актом. Настоящий Модельный закон разработан при непосредственном участии парламента Российской Федерации.
Концептуально Модельный закон относит общественную безопасность к основным видам национальной безопасности государства и определяет ее как состояние защищенности интересов общества в политической, экономической и социальной сферах, что также отражает наше восприятие данного социального явления.
Общественной безопасности посвящена специальная норма Модельного закона, в диспозиции которой говорится, что "общественная безопасность является одним из видов национальной безопасности государства и в политической, экономической и социальной сферах обеспечивает реализацию интересов общества".
В контексте тех критических замечаний, которые были высказаны в специальной литературе в адрес Концепции, необходимо отметить, что Модельный закон содержит специальную норму, посвященную негосударственным субъектам обеспечения национальной безопасности, к числу которых относятся службы безопасности (подразделения охраны) предприятий и организаций, частные охранные предприятия и общественные организации правоохранительной направленности.
Кроме того, обеспечение общественной безопасности отнесено к числу основных функций негосударственных субъектов обеспечения национальной безопасности в пределах их компетенции.
Не идеализируя законопроектную деятельность ОДКБ, тем не менее необходимо сделать вывод о том, что в плане законодательной регламентации национальной и общественной безопасности Парламентская Ассамблея демонстрирует парламентам государств - членов ОДКБ, в том числе и прежде всего парламенту Российской Федерации, свой, с нашей точки зрения, вполне адекватный, подход к законодательной регламентации вопросов национальной и общественной безопасности. В этом направлении, как представляется, и предстоит двигаться научному сообществу и законодательным структурам Российской Федерации в ближайшие годы.
Литература
1. Воронов А.М. Публичное администрирование в сфере обеспечения общественной безопасности современной России: теоретические и правовые концепты: Монография / А.М. Воронов, Р.Н. Лапидус. Москва: ЮНИТИ-ДАНА; Закон и право, 2022. 319 с.
2. Гирько С.И. К вопросу о реализации Концепции общественной безопасности Российской Федерации / С.И. Гирько // Административное право и процесс. 2019. N 9. С. 48 - 52.
3. Гирько С.И. Концепция общественной безопасности как элемент стратегии национальной безопасности Российской Федерации / С.И. Гирько // Актуальные вопросы обеспечения обороноспособности и безопасности государства в новых экономических условиях: Материалы межведомственной научно-практической конференции (г. Москва, 23 апреля 2019 г.): Сборник научных статей / Под редакцией А.М. Кушнира, А.А. Хачатуряна. Москва: ВУ МО РФ, 2019. С. 160 - 164.
4. Гирько С.И. Об особенностях концептуальных подходов к созданию теории общественной безопасности и стратегии правоохранительной деятельности по обеспечению общественной безопасности в Российской Федерации: актуальные проблемы и основные гипотезы / С.И. Гирько. Москва: ВНИИ МВД России, 2009. 237 с.
5. Гирько С.И. Обоснована ли пролонгация Концепции общественной безопасности в Российской Федерации? / С.И. Гирько // Диалог. 2019. N 2(14). С. 6 - 15.
6. Гирько С.И. Перспективы пролонгации Концепции общественной безопасности Российской Федерации на период до 2030 года / С.И. Гирько // Совершенствование системы материально-технического обеспечения служебно-боевой деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации. Опыт, проблемы и пути решения: Материалы межведомственной научно-практической конференции (г. Санкт-Петербург, 3 апреля 2020 г.): Сборник научных статей. Ч. 1. Санкт-Петербург: ВАМТО, 2020. С. 211 - 215.
7. Гирько С.И. Современный вектор развития Концепции общественной безопасности Российской Федерации / С.И. Гирько // Административное право и процесс. 2020. N 8. С. 26 - 30.
8. Зубова М.В. Концептуальные проблемы стратегического планирования в сфере обеспечения общественной безопасности / М.В. Зубова, Г.И. Калмыков, А.Н. Сандугей, О.И. Цоколова // Научный портал МВД России. 2021. N 3(55). С. 64 - 71.
9. Пролетенкова С.Е. О концептуальных основах обеспечения общественной безопасности в Российской Федерации / С.Е. Пролетенкова, А.П. Беликов // Вестник Восточно-Сибирского института МВД России. 2021. N 1(96). С. 249 - 259.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Административное право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.