Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Административное право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
ТАМОЖЕННАЯ ПРОЦЕДУРА ОТКАЗА В ПОЛЬЗУ ГОСУДАРСТВА ПО ТАМОЖЕННОМУ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ ЕАЭС
А.Н. КОЗЫРИН
...Российской организации ошибочно отправлены по почте иностранные товарные образцы. Не самая редкая ситуация в торговой практике. Ошибка выяснилась, и иностранный отправитель выразил желание подарить российской организации отправленные образцы (а заодно и сэкономить на накладных расходах по возвращению товарных образцов), однако в планы российской компании не входит уплата причитающихся за этот подарок таможенных платежей. Как быть?
...Во время перевозки по таможенной территории ЕАЭС транспортное средство попало в аварию. Перевозимый на нем иностранный товар нуждается в перегрузке и восстановлении упаковки. Предприниматель принимает решение отказаться от иностранных товаров. Что можно предпринять, чтобы он понес в этой ситуации меньше убытков?
В описанных ситуациях одним из выходов может стать помещение иностранного товара под таможенную процедуру отказа в пользу государства. Знакомству с таможенным законодательством ЕАЭС, регламентирующим порядок применения таможенной процедуры отказа в пользу государства, и посвящена настоящая статья.
Понятие таможенной процедуры отказа в пользу государства. Отказ в пользу государства в гражданском праве предстает как действие, которым участник внешнеторговой деятельности реализует свои полномочия собственника товара, передавая его в собственность государству. В таможенном же праве под отказом в пользу государства понимается таможенная процедура, при которой иностранные товары безвозмездно передаются в собственность государства, на таможенной территории которого происходит помещение товара под таможенную процедуру, при этом передача товара в собственность государства не сопровождается уплатой таможенных платежей и применением мер нетарифного регулирования.
В первом случае отказ в пользу государства представляет собой объект гражданско-правового регулирования, а во втором - институт публично-правовой природы, одну из таможенных процедур, предполагающую наступление определенных налоговых и административных последствий после принятого декларантом решения о передаче ввезенных на таможенную территорию товаров в пользу государства, обладающего на этой территории таможенной юрисдикцией. Результатом применения таможенной процедуры отказа в пользу государства становится изменение как гражданско-правового статуса ввезенного товара (происходит смена собственника, и товар переходит в собственность государства, на таможенную территорию которого он был ввезен), так и его таможенно-правового статуса (из иностранного товара он превращается в местный товар, применительно к ЕАЭС - товар Таможенного союза).
Используя таможенную процедуру отказа в пользу государства, декларант, с одной стороны, выводит товар из-под действия таможенного контроля, "натурализует" его, а с другой стороны, получает налоговое освобождение применительно к ввезенному товару и иммунитет от применения к такому товару мер нетарифного регулирования (квотирования, лицензирования и т.д.).
Ключевым принципом использования таможенной процедуры отказа в пользу государства является недопущение никаких финансовых затрат и последствий для государства в связи с обращением товаров в собственность государства:
товары передаются в собственность государства безвозмездно (ст. 310 Таможенного кодекса ТС);
отказ от товаров в пользу государства не должен повлечь для государственных органов какие-либо расходы, которые не могут быть возмещены за счет средств, вырученных от реализации товаров (ст. 301 Федерального закона от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Закон о таможенном регулировании));
таможенные органы не возмещают каких-либо имущественных претензий лиц, обладающих полномочиями в отношении товаров, от которых декларант отказался в пользу государства (ст. 302 Закона о таможенном регулировании).
Для уяснения сути данной таможенной процедуры ключевым становится вопрос: почему декларант, затративший свои средства на то, чтобы стать собственником товара внешнеторговой сделки и транспортировать его на данную таможенную территорию, принимает в конечном итоге решение об отказе от товара в пользу государства?
Похожая "нелогичная" для предпринимательства ситуация возникает и при применении таможенной процедуры уничтожения. Возникает тот же вопрос: почему товар, за который уплачивались определенные денежные средства, включая транспортные и накладные расходы, должен быть уничтожен?
Применение в практике международной торговли таможенной процедуры отказа в пользу государства свидетельствует о том, что причиной принятия такого решения, как правило, является осознание дальнейшей неэффективности внешнеторговой поставки в изменившихся условиях. Что касается таможенной процедуры уничтожения, то ее использование сигнализирует о том, что ввезенный товар утратил свой товарный вид, испортился, оказался некондиционным и т.п. Причиной помещения ввезенных товаров под таможенную процедуру уничтожения могут стать существенные изменения экономической конъюнктуры, резкие колебания валютных курсов и т.д., приводящие к дальнейшей неэффективности внешнеторговой сделки, но в этом случае товар, не утративший своих свойств, по каким-то причинам не представляет интерес для государства, и значит, он не передается в собственность государства, а уничтожается.
Таким образом, использование таможенной процедуры отказа от товара в пользу государства, так же как и таможенной процедуры уничтожения товаров, напрямую связано с невозможностью или неэффективностью реализации иностранного товара на внутреннем рынке государства-импортера. Внешнеторговая практика чаще всего сталкивается со случаями отказа от товара в пользу государства в связи со значительным повышением ставок таможенных платежей. Резкое увеличение размера таможенных платежей может сделать иностранный товар неконкурентоспособным по сравнению с аналогичной продукцией отечественного производства. К такому же результату могут привести, например, непредвиденные длительные транспортные простои при морских и железнодорожных перевозках. Штрафы, уплачиваемые железной дороге, портовой администрации, ведут к значительному удорожанию товара. Определив рентабельность внешнеторговой сделки в изменившихся условиях (с учетом возросших ставок таможенных тарифов, внушительных сумм штрафов транспортным организациям и т.д.), импортер может посчитать реализацию товара на внутреннем рынке государства-импортера нецелесообразной.
Если вывоз такого товара с таможенной территории государства-импортера также оказывается невыгодным, участник внешнеторговой деятельности, смирившись с потерей товара, стремится свести материальные убытки к минимуму и освободиться от таможенных платежей. Для этого он может выбрать таможенные режимы отказа от товара в пользу государства или уничтожения товара. Первый, как правило, выглядит предпочтительнее. Безвозмездная передача товара в собственность государства может положительно сказаться на деловой репутации импортера. Кроме того, уничтожение товара производится за счет заинтересованного в этом лица и приводит, при прочих равных условиях, к дополнительным для него расходам.
Нормативно-правовое регулирование. В таможенном законодательстве ТС нормативно-правовые основы таможенной процедуры отказа в пользу государства заложены в гл. 43 Таможенного кодекса ТС, в которой определены содержание этой таможенной процедуры и условия помещения под эту процедуру ввезенных товаров.
В установленных Таможенным кодексом ТС случаях нормотворческими полномочиями может наделяться наднациональный регулятор ЕАЭС - Евразийская экономическая комиссия. Так, решением от 20 сентября 2010 г. N 375 "О некоторых вопросах применения таможенных процедур" <1> утвержден, помимо прочего, Перечень товаров, не подлежащих к помещению под таможенную процедуру отказа в пользу государства.
--------------------------------
<1> Официальный сайт Комиссии Таможенного союза http://www.tsouz.ru/, 21 сентября 2010 г.
Не урегулированные таможенным законодательством вопросы применения таможенной процедуры отказа в пользу государства передаются на уровень национального законодательства для их последующей регламентации в законодательстве о таможенном деле государств - членов ЕАЭС.
Применительно к таможенной процедуре отказа в пользу государства такими вопросами являются порядок помещения товаров под данную таможенную процедуру, распоряжение товарами, помещенными под таможенную процедуру, а также ответственность за применение таможенной процедуры отказа в пользу государства. В Законе о таможенном регулировании эти проблемы регулируются нормами ст. ст. 300, 301 и 302 соответственно.
В развитие положений Закона о таможенном регулировании принимаются подзаконные нормативные правовые акты, регулирующие отдельные аспекты таможенной процедуры отказа в пользу государства (например, Приказ ФТС России от 21 февраля 2011 г. N 357 "Об утверждении Порядка осуществления таможенными органами действий, связанных с выдачей разрешения на помещение товаров под таможенную процедуру отказа в пользу государства" <2>).
--------------------------------
<2> Российская газета. 2011. 30 марта.
Международно-правовые стандарты в отношении таможенной процедуры отказа в пользу государства содержатся в Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур <3> (далее - Киотская конвенция). В гл. 3 Генерального приложения к Киотской конвенции содержится стандартное правило 3.44: "Когда товары еще не были выпущены для внутреннего потребления или были помещены под другую таможенную процедуру и при условии, что не было выявлено никакого правонарушения, заинтересованному лицу не предъявляется требование уплаты пошлин и налогов или уплаченные им пошлины и налоги подлежат возврату в случаях:
если по его просьбе такие товары под таможенным контролем и по решению таможенной службы передаются государству или уничтожаются либо доводятся до состояния утраты коммерческой ценности. При этом все связанные с этим затраты несет заинтересованное лицо...".
--------------------------------
<3> Бюллетень международных договоров. 2012. N 5. С. 12 - 63.
Определение таможенной процедуры отказа в пользу государства, содержащееся в ст. 310 Таможенного кодекса ТС, в основном соответствует правилам, установленным Киотской конвенцией в отношении процедуры отказа в пользу государства.
Условия помещения товаров под таможенную процедуру отказа в пользу государства. Под таможенную процедуру отказа в пользу государства могут помещаться любые иностранные товары, кроме:
1) товаров, запрещенных к ввозу на таможенную территорию ТС;
2) товаров, запрещенных к обороту на территориях государств - членов ТС;
3) товаров, которые не могут быть помещены под таможенную процедуру отказа в пользу государства в соответствии с решением Евразийской экономической комиссии.
Перечень товаров, не подлежащих помещению под таможенную процедуру отказа в пользу государства, установлен решением Комиссии Таможенного союза от 20 сентября 2010 г. N 375 "О некоторых вопросах применения таможенных процедур". В соответствии с этим актом таможенного законодательства таможенная процедура отказа в пользу государства неприменима:
к товарам, в отношении которых применение таможенной процедуры отказа в пользу государства может повлечь для государственных органов государств - членов ТС расходы, которые не могут быть возмещены за счет средств от реализации таких товаров;
к товарам с просроченным сроком годности, потребления или реализации;
к товарам, не соответствующим государственным стандартам, техническим регламентам государств - членов ТС.
Порядок отказа от товаров в пользу государства определяется законодательством государств - членов ТС. В Российской Федерации порядок помещения товаров под таможенную процедуру отказа в пользу государства установлен в ст. 300 Закона о таможенном регулировании.
Законодательно закрепляется разрешительный принцип помещения товаров под таможенную процедуру отказа в пользу государства. Принимая соответствующее решение, таможенные органы стоят на защите интересов государства, в том числе его фискальных интересов. Они как минимум следят за тем, чтобы не получилось так, как в известной пословице: "Вот тебе, Боже, что нам не гоже". До выдачи разрешения на использование таможенной процедуры таможенные органы оценивают неубыточность и, возможно, эффективность передачи товаров в доход государства.
Порядок получения разрешения на помещение товаров под таможенную процедуру отказа в пользу государства. Для получения соответствующего разрешения лицо, которое в соответствии с таможенным законодательством (ст. 186 Таможенного кодекса ТС) может быть декларантом товаров, подает подготовленное в произвольной форме письменное заявление, в котором указываются:
наименование товаров, передаваемых в пользу государства, и их код товаров по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности;
количество таких товаров; их стоимость;
место нахождения передаваемых товаров;
причины, по которым декларант отказывается от товаров в пользу государства.
Такое заявление подписывается декларантом или таможенным представителем, выступающим от имени и по поручению декларанта.
Следует заметить, что перевозчик, обладая полномочиями декларанта только для заявления таможенной процедуры таможенного транзита, не может обращаться с заявлением о помещении товара под таможенную процедуру отказа в пользу государства как декларант. Таможенный орган такое заявление не примет. Мы обращаем внимание на эту ситуацию, поскольку в практике международных транзитных перевозок она встречается довольно часто (транспортное средство попадает в ДТП, в результате которого перевозимый товар утрачивает свои потребительские, товарные свойства; в этой связи перевозчик подает заявление в таможенный орган о помещении товара под таможенную процедуру отказа в пользу государства).
Заявление сопровождается документами, подтверждающими сведения о товаре, который планируется передать в пользу государства. Такие документы должны подтверждать соблюдение условий помещения товаров под таможенную процедуру отказа в пользу государства.
В этих целях к заявлению прилагаются:
документы, содержащие информацию о сроке годности (потребления, реализации) товаров (например, паспорт производителя товара, в котором указывается срок реализации данного товара);
документы, подтверждающие соответствие товаров государственным стандартам, техническим регламентам государств - членов ТС (декларация о соответствии, сертификат соответствия либо документы об их признании) и т.д. <4>.
--------------------------------
<4> Заметим, что в ряде случаев декларанты, подавая заявление о помещении товаров под таможенную процедуру отказа в пользу государства, ошибочно полагают, что предусмотренный этой таможенной процедурой отказ от применения к товарам нетарифных мер означает, среди прочего, освобождение от представления таможенным органам необходимых документов фитосанитарного и ветеринарного контроля, сертификатов соответствия и т.п.
Нельзя не обратить внимание на противоречие, существующее между только что упомянутыми нормами, содержащимися в актах таможенного законодательства ЕАЭС (ст. 311 Таможенного кодекса ТС, решении Комиссии Таможенного союза от 20 сентября 2010 г. N 375 "О некоторых вопросах применения таможенных процедур"), и положениями Федерального закона от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании" <5>. Если нормами таможенного законодательства предусмотрено предоставление таможенному органу документов, подтверждающих соответствие товаров государственным стандартам, техническим регламентам государств - членов ТС, то в ст. 29 Федерального закона "О техническом регулировании", в которой определены условия ввоза в Российскую Федерацию продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия, установлено прямо противоположное: "Для помещения продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия, под таможенные процедуры, предусматривающие возможность отчуждения или использования этой продукции в соответствии с ее назначением на территории Российской Федерации, в таможенные органы одновременно с таможенной декларацией заявителем либо уполномоченным заявителем лицом представляются декларация о соответствии или сертификат соответствия либо документы об их признании в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона. Представление указанных документов не требуется в случае помещения продукции под таможенную процедуру отказа в пользу государства" (Выделено мною. - А.К.). Отметим, что нами процитирован фрагмент статьи Федерального закона "О техническом регулировании" в редакции, действующей с 9 декабря 2015 г.
--------------------------------
<5> СЗ РФ. 2002. N 52 (ч. 1). Ст. 5140.
Очевидно, что при регулировании таможенных отношений по получению разрешения на помещение товаров под таможенную процедуру отказа в пользу государства из двух коллизирующих норм должна применяться норма таможенного законодательства как норма, имеющая юридическую силу (норма международного договора Российской Федерации). В этом случае норма Федерального закона не может быть применена.
Надеемся, что законодатель обратит внимание на образовавшуюся юридическую коллизию и оперативно устранит ее.
Поданные заявление на помещение товаров под таможенную процедуру отказа в пользу государства и приложенные к нему документы регистрируются в таможенном органе. Таможенный орган рассматривает документы и принимает решение о выдаче разрешения или об отказе в такой выдаче в течение 10 дней со дня принятия заявления (ст. 300 Закона о таможенном регулировании). Решение принимается начальником таможни или лицом, его замещающим.
В течение установленного законодателем 10-дневного срока должностные лица таможенного органа изучают документы и проводят необходимые мероприятия таможенного контроля.
Уполномоченное должностное лицо таможенного органа принимает решение о необходимости проведения таможенного досмотра в рамках системы управления рисками, если необходимость проведения таможенного досмотра установлена профилями рисков (Приказ ФТС России от 21 февраля 2011 г. N 357 "Об утверждении Порядка осуществления таможенными органами действий, связанных с выдачей разрешения на помещение товаров под таможенную процедуру отказа в пользу государства"). По результатам таможенного досмотра составляется акт таможенного досмотра, в котором должны содержаться: полный и подробный перечень товаров; их ассортиментный ряд; количество; описание; сроки годности (потребления, реализации); имеющиеся дефекты.
При представлении всех документов и сведений, необходимых для принятия решения о возможности помещения товаров под таможенную процедуру отказа в пользу государства, и наличии положительного заключения по результатам проведения таможенного контроля функциональных подразделений таможни заинтересованному лицу выдается письменное разрешение на помещение товаров под таможенную процедуру отказа в пользу государства, подписанное начальником таможни либо лицом, его замещающим.
В случае принятия решения об отказе в выдаче разрешения на помещение товаров под таможенную процедуру отказа в пользу государства заинтересованное лицо незамедлительно уведомляется в письменном виде о принятом решении с указанием причин отказа.
Форма разрешения на помещение товаров под таможенную процедуру отказа в пользу государства содержится в Приложении N 2 к Приказу ФТС России от 21 февраля 2011 г. N 357. В этом документе содержится информация:
о наименовании, адресе и месте государственной регистрации заявителя;
о наименовании товара, который разрешено помещать под таможенную процедуру отказа в пользу государства;
о классификационных кодах по ТН ВЭД на уровне десяти знаков;
о количестве товаров;
об их стоимости;
о фактическом местонахождении товаров на территории Российской Федерации;
о месте, определенном для размещения товаров.
Распоряжение товарами, помещенными под таможенную процедуру отказа в пользу государства. В соответствии со ст. 186 Закона о таможенном регулировании помещение товаров под таможенную процедуру отказа в пользу государства является одним из способов обращения товаров в федеральную собственность в связи с осуществлением таможенного регулирования наряду с обращением в федеральную собственность на основании решения суда по уголовному делу или делу об административном правонарушении при применении конфискации имущества, а также на основании судебного акта по заявлению (иску) таможенного органа или иного уполномоченного органа о признании имущества бесхозяйным.
Обращение товаров, помещенных под таможенную процедуру отказа в пользу государства, в федеральную собственность происходит со дня передачи таможенным органам товаров по акту приема-передачи.
Товары, помещенные под таможенную процедуру отказа в пользу государства, передаются федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному Правительством РФ на организацию реализации, уничтожения или переработки имущества, обращенного в собственность государства. Таким федеральным органом исполнительной власти является Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) (Постановление Правительства РФ от 5 июня 2008 г. N 432 "О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом" <6>). Положение об учете, оценке и распоряжении имуществом, обращенным в собственность государства, утверждено Постановлением Правительства РФ от 29 мая 2003 года N 311 <7>. Нормы данного подзаконного акта распространяются, помимо прочего, на товары, в отношении которых при перемещении через таможенную границу Таможенного союза была заявлена таможенная процедура отказа в пользу государства.
--------------------------------
<6> СЗ РФ. 2008. N 23. Ст. 2721.
<7> СЗ РФ. 2003. N 22. Ст. 2171.
В отношении отдельных видов товаров законодательством Российской Федерации может быть установлен особый порядок распоряжения, например: в отношении имущества, изъятого из оборота, которое передается уполномоченным федеральным органам исполнительной власти или организациям в порядке, установленном законодательством Российской Федерации; в отношении движимого имущества, представляющего культурную ценность, включая движимое имущество религиозного назначения, которое передается Министерству культуры РФ; в отношении государственных ценных бумаг, выпущенных от имени Российской Федерации, драгоценных металлов и драгоценных камней, которые передаются Министерству финансов РФ в установленном им порядке (Приказ Минфина России от 9 февраля 2007 г. N 11н "Об утверждении Порядка передачи государственных ценных бумаг, выпущенных от имени Российской Федерации, номинальная стоимость которых указана в валюте Российской Федерации, обращенных в собственность государства, Министерству финансов Российской Федерации" <8>, Приказ Минфина России от 26 августа 2004 г. N 71н "Об утверждении Порядка передачи драгоценных металлов и драгоценных камней, обращенных в собственность государства, Минфину России" <9>).
--------------------------------
<8> Российская газета. 2007. 6 апр.
<9> Российская газета. 2004. 25 нояб.
Товары легкой промышленности, обращенные в федеральную собственность, перечень которых определяется Правительством РФ, подлежат уничтожению в порядке, установленном Правительством РФ (ст. 187 Федерального закона о таможенном регулировании в Российской Федерации).
В связи с распоряжением товарами, обращенными в федеральную собственность после помещения их под таможенную процедуру отказа в пользу государства, законодательство формулирует важный принцип: отказ от товаров в пользу государства не должен повлечь для государственных органов Российской Федерации какие-либо расходы, которые не могут быть возмещены за счет средств, вырученных от реализации товаров (ст. 301 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации").
Этот принцип соответствует общему принципу, в соответствии с которым деятельность налоговых и таможенных органов нацелена на обеспечение и защиту фискальных интересов государства.
В этом же контексте следует рассматривать норму, закрепленную в ст. 302 Закона о таможенном регулировании, в соответствии с которой ответственность за правомерность распоряжения товарами путем их помещения под таможенную процедуру отказа в пользу государства несет декларант. Таможенные органы не возмещают каких-либо имущественных претензий лиц, обладающих полномочиями в отношении товаров, от которых декларант отказался в пользу государства.
Налоговые правила таможенной процедуры. Как это следует из содержания самой таможенной процедуры отказа в пользу государства (ст. 310 Таможенного кодекса ТС), иностранные товары передаются в собственность государства без уплаты таможенных платежей. Иными словами, применение этой таможенной процедуры предполагает предоставление декларанту полного налогового освобождения.
Полное налоговое освобождение товаров, помещаемых под таможенную процедуру отказа в пользу государства, является обязательным последствием предоставления таможенной процедуры отказа в пользу государства в соответствии с международными правилами, закрепленными в Киотской конвенции.
Нормы Налогового кодекса РФ подтверждают освобождение товаров, помещаемых под таможенную процедуру отказа в пользу государства, от уплаты НДС и акцизов (п. 1 ст. 151 и п. 1 ст. 185 Налогового кодекса РФ).
Выводы. Отказ в пользу государства - таможенная процедура, используемая в мировой торговой практике с целью минимизации негативных экономических последствий в случае возникновения различного рода нестандартных ситуаций - когда что-то в запланированной внешнеторговой сделке пошло не так, например, из-за аварии, утраты товаром его потребительских свойств, логистической ошибки, резких колебаний экономической конъюнктуры и т.п.
При соблюдении установленных таможенным законодательством условий помещения товаров под таможенную процедуру отказа в пользу государства участник внешнеэкономической деятельности получает возможность освободиться от применения к уже ввезенным на таможенную территорию товарам мер нетарифного регулирования и, самое главное, снять с себя обязанность по уплате таможенных пошлин и налогов.
Будучи "нетипичной" таможенной процедурой, отказ в пользу государства становится весьма востребованным инструментом налогового планирования в экстренных ситуациях, коими изобилует внешнеторговая практика.
Библиографический список
1. Гражданин и таможня: порядок перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу / под ред. А.Н. Козырина. М.: Библиотечка "Российской газеты", 2013 (вып. 13).
2. Кожанков А.Ю. Международная конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур - международный стандарт таможенного регулирования. Принципы и содержание // Международное публичное и частное право. 2010. N 6.
3. Козырин А.Н. Организационно-правовые основы таможенного регулирования в Таможенном союзе ЕврАзЭС // Реформы и право. 2012. N 1.
4. Козырин А.Н. Таможенные режимы. М.: Статут, 2000.
5. Козырин А.Н. Таможенный режим уничтожения: постатейный комментарий к § 3 главы 20 Таможенного кодекса РФ // Реформы и право. 2008. N 2.
6. Малиновская В.М. Таможенные режимы: проблемы классификации // Таможенное дело. 2006. N 3.
7. Таможенный кодекс Таможенного союза: научно-практический комментарий / под ред. А.Н. Козырина. М.: Библиотечка "Российской газеты", 2011.
8. Трошкина Т.Н. Финансово-правовые инструменты в системе государственного регулирования внешнеторговой деятельности // Реформы и право. 2014. N 4.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Административное право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.