Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Административное право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПРОИЗВОДСТВА ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ, СУБЪЕКТАМИ КОТОРЫХ ЯВЛЯЮТСЯ ИНОСТРАННЫЕ ГРАЖДАНЕ И ЛИЦА БЕЗ ГРАЖДАНСТВА
И.В. ПОТАПЕНКОВА
В 2015 году сотрудниками полиции пресечено 854 262 административных правонарушения, совершенных иностранными гражданами и лицами без гражданства. Должностными лицами подразделений полиции, уполномоченными в соответствии с требованиями Приказа МВД России от 5 мая 2012 года N 403 "О полномочиях должностных лиц системы МВД России по составлению протоколов об административных правонарушениях и административному задержанию" <1> возбуждать дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 18.8 (Нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства правил въезда в Российскую Федерацию либо режима пребывания (проживания) в Российской Федерации) Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях составлено 98 314 протоколов по делам об административных правонарушениях <2>.
--------------------------------
<1> Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2012. N 36. 3 сент.
<2> По данным ГУОООП МВД России.
Кроме того, в суды направлено 52 602 дела об административных правонарушениях, совершенных иностранными гражданами и лицами без гражданства, в отношении 45 315 иностранных граждан, вынесены решения об административном выдворении за пределы Российской Федерации.
Следует отметить, что в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства распространяется действие практически всех нормативных правовых актов Российской Федерации. Иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица, совершившие на территории Российской Федерации административные правонарушения, подлежат административной ответственности на общих основаниях. Административной ответственности на общих основаниях с гражданами Российской Федерации подлежат только те иностранные физические лица, которые не пользуются иммунитетом от административной юрисдикции Российской Федерации <3>. На основании федерального законодательства об административной ответственности существуют составы административных правонарушений, субъектом которых может быть только иностранный гражданин или лицо без гражданства.
--------------------------------
<3> См.: Ст. 2.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ // СЗ РФ. 2002. N 1 (ч. 1). Ст. 1.
Кроме того, в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства возможно применение как общих мер административной ответственности, применяемых также к гражданам Российской Федерации (например, административный штраф, административный арест), так и специальных, применяемых исключительно в отношении иностранных граждан, таких как административное выдворение за пределы Российской Федерации, которое заключается в принудительном и контролируемом перемещении указанных граждан и лиц через Государственную границу Российской Федерации за ее пределы <4>.
--------------------------------
<4> См.: Ст. 3.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ // СЗ РФ. 2002. N 1 (ч. 1). Ст. 1.
Основным административным правонарушением, совершаемым исключительно иностранными гражданами и лицами без гражданства, производство по делам которых отнесено к компетенции органов внутренних дел (полиции) <5>, является административное правонарушение, предусмотренное ст. 18.8 КоАП РФ "Нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства правил въезда в Российскую Федерацию либо режима пребывания (проживания) в Российской Федерации".
--------------------------------
<5> См.: Ст. 23.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ // СЗ РФ. 2002. N 1 (ч. 1). Ст. 1.
Необходимо отметить, что правила въезда в Российскую Федерацию и режим пребывания (проживания) установлены нормами Федерального закона от 18 июля 2006 года N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" <6>.
--------------------------------
<6> СЗ РФ. 2006. N 30. 24 июля. Ст. 3285.
Так, диспозиция ч. 3 ст. 18.8 КоАП РФ предусматривает ответственность иностранного гражданина в случае нарушения им требований ст. 16 Федерального закона от 18 июля 2006 года N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" <7>, которое заключается в том, что иностранный гражданин не выполнил обязанность по постановке на миграционный учет по истечении семи рабочих дней со дня прибытия в место пребывания.
--------------------------------
<7> СЗ РФ. 2006. N 30. 24 июля. Ст. 3285.
Следует учитывать, что наличие у иностранного гражданина действующего патента на осуществление трудовой деятельности правового значения для данного события административного правонарушения не имеет, так как патент не освобождает иностранца от обязанности соблюдать иные требования федерального законодательства, регулирующего режим пребывания иностранных граждан в Российской Федерации, в том числе правила миграционного учета, установленные Федеральным законом от 18 июля 2006 года N 109-ФЗ в целях учета перемещений иностранных граждан, а также их передвижения по территории Российской Федерации при выборе и изменении места пребывания или жительства в пределах Российской Федерации.
Производство по делу об административном правонарушении включает в себя действия должностных лиц, уполномоченных осуществлять административно-юрисдикционную деятельность по принятию процессуальных решений, оформляемых в установленной процессуальной форме.
Таким образом, в случае выявления административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 18.8 КоАП РФ, уполномоченное должностное лицо органов внутренних дел (полиции) составляет протокол об административном правонарушении, содержащий сведения о разъяснении иностранному гражданину процессуальных прав, предусмотренных ст. 25.1 КоАП РФ, в том числе право иметь защитника и переводчика. В материалах дела необходимо наличие письменного объяснения иностранного гражданина, а также копии документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина, а при его отсутствии - справку из ЦБД УИГ с фотографией иностранного гражданина и печатью ОУФМС России, дактилоскопическую карту <8> и официальный документ, содержащий сведения о дате въезда иностранного гражданина в РФ (копию миграционной карты, а при ее отсутствии - справка УФМС России).
--------------------------------
<8> В исключительных случаях при невозможности установления личности иностранного гражданина.
Не допускается установление личности иностранного гражданина лишь на основании анкеты, составленной с его слов, либо по справке ЦБД УИГ без фотографии и (или) надлежащим образом незаверенной.
В случаях когда принимающей стороной является организация, в которой иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность, она вправе поставить указанного гражданина на миграционный учет как по месту его фактического проживания, так и по своему юридическому или фактическому адресу. В частности, в качестве места пребывания для целей миграционного учета организация-работодатель может указать нежилое помещение (например, свой офис), в котором иностранный гражданин работает. В таких случаях иностранный гражданин не может быть привлечен к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 18.8 КоАП РФ, за нарушение правил миграционного учета <9>. Во всех других случаях, если иностранный гражданин проживает не по адресу постановки на миграционный учет, его действия будут квалифицироваться по ч. 3 ст. 18.8 КоАП РФ.
--------------------------------
<9> См.: Постановление Московского городского суда от 21 июня 2013 г. N 4а-906/13, N 4а-907/13, N 4а-908/13.
В материалах дела по данному событию административного правонарушения обязательно должны быть следующие документы:
- протокол об административном правонарушении, содержащий сведения о разъяснении иностранному гражданину процессуальных прав, предусмотренных ст. 25.1 КоАП РФ, в том числе права иметь защитника и переводчика;
- письменные объяснения иностранного гражданина;
- документ, удостоверяющий личность иностранного гражданина, а при отсутствии такого документа - справка из ЦБД У ИГ с фотографией и печатью, а также дактилоскопическая карта;
- официальный документ, содержащий сведения о дате въезда иностранного гражданина в Российскую Федерацию (копия миграционной карты, а при ее отсутствии - справка УФМС России по г. Москве).
Факт постановки иностранного гражданина на миграционный учет организацией-работодателем по месту нахождения организации, исключающий возможность привлечения иностранного гражданина к административной ответственности по ч. 3 ст. 18.8 КоАП РФ за нарушения правил миграционного учета, должен подтверждаться:
- отрывным бланком уведомления о прибытии иностранного гражданина в место пребывания с указанием данной организации в качестве принимающей стороны либо официальной справкой УФМС России по г. Москве, содержащей сведения о дате и адресе, по которому иностранный гражданин был поставлен на миграционный учет, а также сведения о его принимающей стороне;
- разрешением на работу в г. Москве;
- трудовым или гражданско-правовым договором иностранного гражданина с организацией, выступающей в качестве его принимающей стороны. При этом указанный в договоре вид деятельности иностранного гражданина должен совпадать с видом деятельности, указанным в выданном ему разрешении на работу;
- отрывной частью бланка уведомления о заключении трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с иностранным работником, направленного его принимающей стороной в УФМС России по г. Москве в соответствии с п. 9 ст. 13.1 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" <10>.
--------------------------------
<10> СЗ РФ. 2002. N 30. 29 июля. Ст. 3032.
В случае если иностранный гражданин уклонился от выезда за пределы Российской Федерации по истечении срока временного пребывания, то это также составляет события административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 18.8 КоАП РФ.
В случае привлечения к административной ответственности иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в безвизовом порядке, в материалах дела должны быть сведения об отсутствии у него действующего патента, так как согласно ч. 5 ст. 5, ч. 5 и 9 ст. 13.3 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" иностранный гражданин, прибывший в Российскую Федерацию в безвизовом порядке, имеющий патент, срок действия которого не истек, считается законно пребывающим на территории Российской Федерации в течение всего срока действия патента, а также в течение 15 дней по окончании срока его действия. В этом случае обращение в территориальные органы федерального органа исполнительной власти в сфере миграции для продления срока временного пребывания в Российской Федерации, который составляет 90 суток, не требуется.
В то же время наличие у иностранного гражданина разрешения на работу не освобождает его от административной ответственности по ч. 3 ст. 18.8 КоАП РФ за уклонение от выезда из Российской Федерации, так как в отличие от патента на осуществление трудовой деятельности данный документ автоматически не продляет срок временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации.
Административным правонарушением, предусмотренным ч. 3 ст. 18.8 КоАП РФ, будет являться факт отсутствия у иностранного гражданина документов, подтверждающих право на пребывание в Российской Федерации.
Иностранный гражданин, временно пребывающий в Российской Федерации, обязан иметь при себе документ, удостоверяющий личность, и миграционную карту. Отсутствие у него одного из этих документов при себе на момент проверки уже достаточно для квалификации действий иностранного гражданина по ч. 3 ст. 18.8 КоАП РФ. Таким образом, ссылки иностранного гражданина на то, что документ, удостоверяющий личность, или миграционную карту он оставил дома или забыл у друга и т.д., правового значения для правильного разрешения дела не имеют.
Санкцией за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 18.8 КоАП РФ, является наложение административного штрафа в размере от пяти до семи тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.
Однако в связи с принципом индивидуализации ответственности за административные правонарушения <11> административное наказание в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации, предусмотренное санкцией ст. 18.8 КоАП РФ в качестве обязательного, к иностранному гражданину может и не применяться. В некоторых случаях привлечения иностранного гражданина к административной ответственности за указанное правонарушение судья вправе наложить на него только административный штраф, при этом в мотивировочной части постановления данное обстоятельство должно быть оговорено со ссылкой на ст. 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод <12>.
--------------------------------
<11> Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 19 марта 2003 г. N 3-П, от 13 марта 2008 г. N 5-П, от 27 мая 2008 г. N 8-П, от 13 июля 2010 г. N 15-П, от 17 января 2013 г. N 1-П и др.
<12> См.: Постановление Верховного Суда РФ от 5 апреля 2013 г. по делу N 18-АД-13-7.
Так, за 2015 год сотрудниками территориальных органов МВД России выявлено около 43 тыс. нарушений в сфере миграции, из них: нарушений въезда, выезда и пребывания гражданами третьих по отношению к ОДКБ <13> стран (России, Армении, Белоруссии, Казахстану, Киргизии, Таджикистану) - 31,5 тыс.; нарушений установленного порядка осуществления трудовой деятельности - 11,3 тыс.
--------------------------------
<13> Организация договора о коллективной безопасности.
По выявленным сотрудниками органов внутренних дел нарушениям наложено административных штрафов на общую сумму 122,9 млн рублей, взыскано 51,5 млн рублей, выдворено в административном порядке и депортировано за пределы государств-членов ОДКБ 8 434 иностранных гражданина.
Литература
1. Федеральный закон от 18 июля 2006 г. N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации".
2. Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации".
3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ // СЗ РФ. 2002. N 1 (ч. 1). Ст. 1.
4. Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 19 марта 2003 г. N 3-П, от 13 марта 2008 г. N 5-П, от 27 мая 2008 г. N 8-П, от 13 июля 2010 г. N 15-П, от 17 января 2013 г. N 1-П.
5. Постановление Верховного Суда РФ от 5 апреля 2013 г. по делу N 18-АД-13-7.
6. Приказ МВД России от 5 мая 2012 г. N 403 "О полномочиях должностных лиц системы МВД России по составлению протоколов об административных правонарушениях и административному задержанию".
7. Административно-юрисдикционная деятельность органов внутренних дел: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки "юриспруденция". М.: ЮНИТИ-ДАНА; Закон и право, 2016.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Административное право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.