Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Административное право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
ЗАДАЧИ И ФУНКЦИИ СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ В СФЕРЕ МИГРАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ
А.С. ЗУЕВА, А.Г. ХАБИБУЛИН
Сложно переоценить значение миграционных процессов для социально-экономического и демографического развития России.
В июне 2012 года Президентом Российской Федерации была утверждена Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года. К тому моменту накопился ряд проблем в сфере миграционной политики России.
Во-первых, Российская Федерация имела невысокую миграционную привлекательность среди высококвалифицированных граждан в сравнении с другими странами, которые принимают трудовых мигрантов. Новое поколение мигрантов из стран Содружества Независимых Государств отличалось от предшественников тем, что обладало более низким уровнем образования, знания русского языка и квалификации.
Во-вторых, во внутренних миграционных процессах отмечались неблагоприятные тенденции. Территориальная мобильность населения России на локальном уровне ниже, чем в других странах. Это связано со значительными расходами на переселение, слабым развитием транспортной сети, ограниченным рынком аренды жилых помещений, высокими ценами на покупку жилья, невысоким уровнем доходов большинства населения. Самым распространенным направлением межрегиональной внутренней миграции являлось перемещение в центральные регионы. Это вызывает дисбаланс распределения населения по территории страны.
В-третьих, существенную угрозу безопасности миграционной политики создавали проблемы в законодательстве, которые обуславливались его несоответствием настоящим и будущим потребностям развития экономики и социальной сферы, интересам предпринимателей и инвесторов, а также населения в целом <1>. Текущие нормативные акты больше ориентировались на привлечение работников на время. В них содержалось недостаточное количество мер для обеспечения переезда на постоянное место жительства, адаптации и интеграции мигрантов.
--------------------------------
<1> Хабибулин А.Г., Селиванов А.И. Стратегическая безопасность российского государства: политико-правовое исследование. 2-е изд., доп. М.: Формула права, 2011. 360 с.
В-четвертых, наблюдались тенденции роста незаконной миграции. Каждый год в России незаконно трудились от 3 до 5 млн иностранцев, не имея на это официального разрешения. Из-за этого возникал целый ряд проблем, главные из которых - усиление теневого сектора экономики, подпитываемого дешевой незаконной рабочей силой, и усиление негативного отношения россиян к мигрантам.
Кроме того, практически не использовался потенциал системы образования России для миграционных процессов. Хотя образовательная миграция может обеспечить значительную часть потребности в квалифицированных и интегрированных в стране мигрантах.
Таким образом, государственная миграционная политика Российской Федерации в 2012 году имела ряд первоочередных задач. Таких как реализация условий для адаптации и интеграции мигрантов, защита их прав и свобод, обеспечение социальной защиты. Работа по этим направлениям затруднена слишком сложной системой получения статуса постоянно проживающего в Российской Федерации, а также неурегулированностью правового положения иностранных граждан. В результате отсутствия необходимых программ адаптации и интеграции мигранты изолированы от принимающего общества, а граждане России все более негативно к ним относятся. Чтобы достичь результата, для организации программ интеграции и адаптации целесообразно привлекать представителей всех заинтересованных сторон (правительства государств происхождения мигрантов, самих мигрантов, предпринимателей, неправительственные организации), а также полностью использовать потенциал СМИ.
Необходимо содействовать жилищному обустройству вынужденных переселенцев, совершенствовать процедуру предоставления статуса беженца и временного убежища по гуманитарным обстоятельствам.
По опыту государств, которые активно привлекают трудовых мигрантов, можно сделать вывод о положительном влиянии миграционных процессов на ускорение социально-экономического развития и обеспечения роста благосостояния населения. Необходимо модернизировать всю систему управления миграционными процессами в Российской Федерации, чтобы реализовать заложенный в них положительный потенциал.
При постановке задач по привлечению в Российскую Федерацию мигрантов для компенсации естественной убыли населения, восполнения нехватки рабочей силы и развития инновационного потенциала нужно учесть, что в перспективе прогнозируется снижение количества мигрантов из Содружества Независимых Государств в Российскую Федерацию.
С учетом этого в Концепции-2025 были определены следующие цели государственной миграционной политики России:
а) содействие обеспечению национальной безопасности Российской Федерации, максимальной защищенности, комфортности и благополучия населения России;
б) обеспечение условий для стабилизации и увеличения численности постоянного населения Российской Федерации;
в) обеспечение потребности экономики Российской Федерации в трудовых ресурсах, модернизации, инновационных процессах и увеличение инвестиционной привлекательности ее отраслей.
В соответствии с обозначенными целями государственной миграционной политикой Российской Федерации ставятся следующие задачи:
а) стимулирование переселения в Российскую Федерацию на постоянное место жительства соотечественников, проживающих за рубежом, эмигрантов и отдельных категорий иностранных граждан, создание условий для этого;
б) дифференциация существующих механизмов привлечения, отбора и задействования иностранных работников, разработка новых дифференцированных подходов;
в) развитие механизмов содействия внутренней миграции;
г) способствование образовательной миграции и поддержка мобильности граждан, получающих образование;
д) содействие выполнению гуманитарных обязательств по отношению к вынужденным мигрантам;
е) создание механизмов содействия адаптации и интеграции мигрантов, формирование принципов конструктивного взаимодействия мигрантов и российского общества;
ж) препятствие незаконной миграции.
В Концепции предусмотрено 3 этапа реализации государственной миграционной политики России. Первый этап был рассчитан на период 2012 - 2015 годов и включал в себя следующие пункты:
а) разработку и принятие законодательных и других нормативных актов для обеспечения реализации целей, задач и основных направлений государственной миграционной политики России;
б) работу над формированием и апробацией программ по реализации основных направлений государственной миграционной политики России;
в) создание учреждений, содействующих иммиграции в Россию и проводящих медицинское освидетельствование иммигрантов, в том числе за рубежом;
г) работу над созданием инфраструктуры для расселения трудовых мигрантов на основании государственно-частного партнерства;
д) деятельность по формированию инфраструктуры по интеграции и адаптации иностранцев, пребывающих на постоянное место жительства, в том числе центров информационной и правовой поддержки, курсов изучения языка, истории и культуры России;
е) исследовательскую работу по вопросам внутренней и международной миграции.
Концепция-2025 предусматривает такие основные механизмы реализации государственной миграционной политики России:
а) улучшение существующего в России законодательства в сфере миграции с учетом норм международного права;
б) содействие развитию сотрудничества России с другими государствами по вопросам миграции, уравновешивание миграционного законодательства России и стандартизация статистического учета в сфере миграции в рамках межгосударственных объединений;
в) пересмотр государственных, федеральных и региональных программ с целью включения задач и мероприятий по реализации государственной миграционной политики России;
г) выделение средств на мероприятия государственной миграционной политики России по приоритетным направлениям при формировании бюджетов различных уровней;
д) выделение приоритетных направлений государственной миграционной политики Российской Федерации по различным регионам, учитывая текущую миграционную ситуацию;
е) развитие системы взаимоотношений между федеральными органами государственной власти различных уровней, органами местного самоуправления и институтами гражданского общества по вопросам миграции;
ж) постоянное отслеживание и анализ миграционных процессов на территории России и учет их влияния на развитие страны, а также корректировка существующих мер государственной миграционной политики Российской Федерации в соответствии с актуальной ситуацией;
з) способствование развитию научных исследований по миграции.
Особо следует отметить процессы развития взаимодействия России с другими государствами в миграционной сфере. В Концепции-2025 в качестве основных выделяются следующие направления:
а) сотрудничество с международными организациями по вопросам миграции и задействование их потенциала;
б) создание соответствующих условий для свободного перемещения и устройства на работу граждан по нормам международных соглашений;
в) уравновешивание и стандартизация миграционного законодательства России и содействие применению информационных технологий в сфере миграции в рамках международных организаций;
г) создание законодательной базы сотрудничества с другими государствами для обмена информацией по миграционным вопросам, которые представляют взаимный интерес;
д) разработка стандартного подхода к реадмиссии граждан других государств, в том числе в плане расходных обязательств сторон, в рамках международных организаций;
е) развитие многостороннего и двустороннего взаимодействия в сфере миграции в рамках международных организаций;
ж) разработка международных соглашений по миграционным вопросам для способствования притоку иностранных инвестиций;
з) разработка международных соглашений с соответствующими органами других государств, направленных на сотрудничество в борьбе с незаконной миграцией;
и) разработка международных соглашений по приему, возврату и транзитному проезду иностранцев, которые нелегально находятся на территории России;
к) разработка международных соглашений по организованному привлечению иностранных работников;
л) заключение международных соглашений о взаимном признании медицинских документов.
В рамках реализации Концепции-2025 отдельное внимание уделяется евразийской экономической интеграции. 22 июня 2015 года в Московском государственном университете имени М.В. Ломоносова Председатель Совета Федерации В.И. Матвиенко провела совместное заседание Интеграционного клуба при Председателе Совета Федерации и Научно-экспертного совета при Председателе Совета Федерации на тему "Научно-техническое сотрудничество - база евразийской экономической интеграции". Участники мероприятия сошлись во мнении, что развитие сотрудничества в условиях евразийского интеграционного процесса имеет серьезный потенциал и требует принятия ряда конкретных организационных и политических мер, объединения усилий представителей органов власти заинтересованных государств, делового и экспертного сообщества <2>.
--------------------------------
<2> Материалы совместного заседания Интеграционного клуба при Председателе Совета Федерации и Научно-экспертного совета при Председателе Совета Федерации на тему "Научно-техническое сотрудничество - база евразийской экономической интеграции" / под общ. ред. В.Д. Кривова // Аналитический вестник Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. 2015. N 24 (577). С. 3.
Реализация данных пунктов отражалась в Плане мероприятий по реализации в 2012 - 2015 годах (первый этап) Концепции-2025 <3>, в основу которого были заложены следующие принципы государственной миграционной политики Российской Федерации:
--------------------------------
<3> Распоряжение Правительства РФ от 21 августа 2012 г. N 1502-р "О плане мероприятий по реализации в 2012 - 2015 годах (первый этап) Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года" // СЗ РФ. 2012. 27 авг. N 35. Ст. 4858.
1) реализация прав и свобод человека и гражданина;
2) всевозможное препятствие любым формам дискриминации;
3) осуществление действий исключительно в рамках национального и международного права;
4) уравновешивание интересов человека, общества и государства;
5) эффективность взаимодействия между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, содействие развитию института социального партнерства и гражданского общества;
6) защита интересов собственных граждан на рынке труда;
7) регулирование миграционных потоков путем разделения их по целям и срокам пребывания, социально-демографическим и профессионально-квалификационным характеристикам мигрантов;
8) принятие во внимание особенностей развития различных регионов РФ;
9) реализация принципов открытости и доступности информации о миграционных процессах и решениях государственных органов по реализации миграционной политики России;
10) соответствие принимаемых решений текущим и перспективным потребностям государства и их научная обоснованность.
В современных условиях основными направлениями государственной миграционной политики России являются:
а) создание для соотечественников, которые постоянно проживают за рубежом, эмигрантов и определенных категорий иностранцев стимулирующих условий для переезда в Российскую Федерацию на постоянное место жительства, а именно: способствование добровольному переселению в РФ соотечественников, которые постоянно проживают за рубежом, и возвращению эмигрантов на Родину; принятие мер для содействия миграции в Россию иностранцев, занимающихся предпринимательской и инвестиционной деятельностью; создание стимулов для миграции в Россию молодых людей, которые владеют востребованными на государственном рынке труда профессиями и специальностями, в том числе упрощение условий получения вида на жительство для выпускников образовательных учреждений России из числа иностранных граждан, которые получили востребованную на нашем рынке труда профессию (специальность), и другие;
б) разработка инновационных механизмов привлечения, отбора и задействования иностранных работников, востребованных на российском рынке труда. Данное направление реализуется за счет разработки действенных механизмов оценивания потребностей рынка в иностранных работниках с учетом перспективы развития экономики и интересов граждан России; нейтрализации недочетов механизма квотирования и других инструментов по регулированию привлечения иностранных работников; программы содействия сезонной миграции, а также трудовой миграции иностранных учащихся на время каникул и т.д.;
в) развитие внутренних миграционных процессов в Российской Федерации путем проведения регистрационного учета граждан России по упрощенной процедуре в целях ликвидации административных препятствий смене места пребывания или жительства; ликвидации норм, ограничивающих доступ россиян к социальным, медицинским и иным видам услуг по фактическому месту жительства; обеспечения доступности информации о возможности трудоустройства и льгот при переезде в приоритетные для заселения субъекты государства; содействия развитию транспортной системы, в особенности межрегиональных пассажирских перевозок; выделения субсидий на пассажирские авиаперевозки между западными и восточными регионами страны и реализации иных мер;
г) содействие академической миграции в Россию и поддержка мобильности учащихся граждан;
д) исполнение гуманитарных обязательств по отношению к вынужденным мигрантам: обеспечение необходимых условий для социально-экономической и социокультурной интеграции переселенцев, а также реализации их конституционных прав; выполнение обязательств государства, предусмотренных законодательством, по решению жилищных вопросов иностранцев, являющихся вынужденными переселенцами; улучшение механизма предоставления убежища и т.д.;
е) адаптация и интеграция мигрантов, формирование здоровых взаимоотношений между переселенцами и гражданами принимающего государства;
ж) ужесточение мер ответственности за нарушение миграционного законодательства; закрепление понятия "миграционный контроль" в системе нормативно-правовых актов, определение государственных органов, в чью компетенцию будет входить иммиграционный контроль, и списка связанных с ним полномочий; развитие системы государственного контроля пересечения границы и сроков пребывания иностранцев на территории России; препятствие возникновению каналов для незаконной миграции путем повышения степени защиты паспортов и других документов для удостоверения личности и иные меры, направленные на предупреждение незаконной миграции и преступлений, совершаемых мигрантами <4>.
--------------------------------
<4> Завьялов И.А. Преступления в сфере потребительского рынка, совершаемые мигрантами // Миграционное право. 2012. N 3. С. 5 - 9.
В целом поставленные задачи в рамках первого этапа реализации Концепции-2025 были выполнены, что нашло отражение в аналитических отчетах государственных органов и исследованиях научного сообщества <5>. Так, 1 декабря 2015 года было проведено заседание Научно-экспертного совета при Председателе Совета Федерации на тему "Проблемы миграции внутри и вокруг России", на котором отмечены положительные результаты первого этапа реализации Концепции-2025 <6>. А именно: внесены изменения в ряд законов, усилена ответственность за организацию незаконной миграции, принят ряд мер в целях поддержки легальной миграции.
--------------------------------
<5> См.: Золотарев Л.Л. Нелегальная миграция в Российской Федерации // Юридическая мысль. 2015. N 1 (87). С. 37 - 39; Зуева А.С., Морозкина И.А. О проведении международной научно-практической конференции "Актуальные проблемы борьбы с организованной преступностью экономической направленности" // Вестник экономической безопасности. 2010. N 1. С. 89 - 92.; Рыжкова А.Н. Административно-правовое регулирование трудовой миграции // Административное право и процесс. 2015. N 2. С. 75 - 78; Виноградова П.А. Условия реализации внутренней миграции: правовые аспекты // Журнал российского права. 2015. N 2. С. 35 - 43.
<6> Материалы заседания Научно-экспертного совета при Председателе Совета Федерации на тему "Проблемы миграции внутри и вокруг России" / под общ. ред. В.Д. Кривова // Аналитический вестник Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. 2015. N 39 (592). 105 с.
Таким образом, цели Концепции-2025 касаются обеспечения национальной безопасности, максимальной защищенности, комфортности и благополучия населения России. Основное направление Концепции - стабилизация и рост численности постоянного населения Российской Федерации, а также обеспечение рынка труда необходимой рабочей силой.
Концепция предполагает создание стимулов для соотечественников, проживающих за рубежом, эмигрантов и отдельных категорий иностранных граждан для переселения в Россию на постоянное место жительства.
К таким категориям иностранцев относятся высококвалифицированные специалисты, необходимые для развития экономики. Важным пунктом Концепции является создание для них нормальных условий жизни. Предложена балльная система по отбору мигрантов для получения ими вида на жительство. Рассматривается упрощение порядка получения российского гражданства для иностранцев, чья квалификация, профессиональная и бизнес-деятельность соответствуют текущим потребностям экономики России.
Также предполагается упрощение правил въезда и пребывания на территории России иностранцев, въезжающих в деловых целях. Как одно из основных направлений государственной политики по миграции выделено совершенствование системы выдачи разрешительных документов для осуществления трудовой деятельности. Также важно осуществлять содействие внутренним миграционным процессам, прежде всего между региональными центрами, небольшими городами и селами.
Уделяется значительное внимание сотрудничеству с другими государствами в сфере миграции.
За счет переселения мигрантов на постоянное место жительства в Российскую Федерацию увеличивается численность населения как страны в целом, так и отдельных регионов, что ставит перед государством новые задачи. В обеспечении поступательного развития экономики России важно привлечение иностранных работников, поэтому создаются приоритетные профессионально-квалификационные группы соответственно потребностям государства.
Необходимо и дальше совершенствовать систему привлечения временных трудовых мигрантов, а также более точно определять потребность в иностранных работниках. До сих пор не сформированы действенные механизмы набора на работу иностранцев, разделенных по профессионально-квалификационным запросам работодателей России. Эти механизмы действуют только лишь для узкой категории высококвалифицированных специалистов. Нет спецпрограмм по сезонной и каникулярной трудовой миграции. Несовершенство существующей системы квот проявляется в слишком длительных сроках рассмотрения заявок работодателей. В соответствии с ней обеспечивается лишь малая часть заявленной потребности работодателей в иностранных работниках.
Для увеличения человеческого капитала, который обеспечивает рост экономики и благосостояния страны, в текущих условиях мигрирующие в Россию высококвалифицированные работники играют важную роль. Сегодня существует конкуренция между государствами за привлечение таких специалистов. Поэтому важная стратегическая задача - создать условия и механизмы привлечения квалифицированных и высококвалифицированных работников различных профилей, востребованных экономикой страны. Также важно привлекать предпринимателей и инвесторов, главным образом планирующих деятельность в долгосрочной перспективе.
Литература
1. Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года.
2. Распоряжение Правительства РФ от 21 августа 2012 г. N 1502-р "О плане мероприятий по реализации в 2012 - 2015 годах (первый этап) Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года" // СЗ РФ. 2012. 27 авг. N 35. Ст. 4858.
3. Виноградова П.А. Условия реализации внутренней миграции: правовые аспекты // Журнал российского права. 2015. N 2. С. 35 - 43.
4. Завьялов И.А. Преступления в сфере потребительского рынка, совершаемые мигрантами // Миграционное право. 2012. N 3. С. 5 - 9.
5. Золотарев Л.Л. Нелегальная миграция в Российской Федерации // Юридическая мысль. 2015. N 1 (87). С. 37 - 39.
6. Зуева А.С., Морозкина И.А. О проведении международной научно-практической конференции "Актуальные проблемы борьбы с организованной преступностью экономической направленности" // Вестник экономической безопасности. 2010. N 1. С. 89 - 92.
7. Материалы заседания Научно-экспертного совета при Председателе Совета Федерации на тему "Проблемы миграции внутри и вокруг России" под общей ред. В.Д. Кривова // Аналитический вестник Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. 2015. N 39 (592). 105 с.
8. Материалы совместного заседания Интеграционного клуба при Председателе Совета Федерации и Научно-экспертного совета при Председателе Совета Федерации на тему "Научно-техническое сотрудничество - база евразийской экономической интеграции" под общей ред. В.Д. Кривова // Аналитический вестник Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. 2015. N 24 (577). 85 с.
9. Рыжкова А.Н. Административно-правовое регулирование трудовой миграции // Административное право и процесс. 2015. N 2. С. 75 - 78.
10. Хабибулин А.Г., Селиванов А.И. Стратегическая безопасность российского государства: политико-правовое исследование. 2-е изд., доп. М.: Формула права, 2011. 360 с.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Административное право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.