Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Административное право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
К ВОПРОСУ О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРАВОВОЙ ПОЛИТИКЕ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ В СФЕРЕ АДМИНИСТРАТИВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА
И.М. ДИВИН
Россия на современном этапе развития переживает весьма непростой период трансформации сложившейся судебной системы, пересматривая меры по ее организации в русле, определенном идеологией судебной реформы 2013 - 2014 гг., выстраивая качественно новую единую национальную судебную систему.
Для нашего государства всегда было характерно стремление к единой судебной системе с высокой степенью централизации судебных полномочий и соответствующих органов, поскольку именно единый суд может гарантировать эффективную защиту прав и свобод на основе общих конституционных требований, правовых стандартов и единой судебной практики <1>.
--------------------------------
<1> См.: Александрова Р. Единство судебной системы - важнейший принцип судоустройства в Российской Федерации // Арбитражный и гражданский процесс. 2006. N 11. С. 10 - 14.
Объединение судов, подчеркнул в предваряющем судебную реформу Послании Федеральному Собранию Президент РФ, направит судебную практику в единое русло, а значит, будет укреплять гарантии реализации важнейшего конституционного принципа - равенства всех перед законом <2>.
--------------------------------
<2> Послание Президента РФ Федеральному Собранию Российской Федерации от 12 декабря 2013 г. // Российская газета. 2013. 13 декабря. С. 2 - 3.
При этом одной из главных целей реформы выступает устранение разночтений в правоприменении судами общей юрисдикции и арбитражными судами аналогичных правовых норм, разработка единых стандартов рассмотрения споров судами.
Состояние перемен требует переосмысления базисных категорий, выявления недостатков нормотворческой и правоприменительной деятельности и определения пути дальнейшего развития отечественной судебной системы. По справедливому утверждению исследователя, одним из главных инструментов повышения уровня эффективности правового регулирования, обеспечения должного качества принимаемых нормативных правовых актов и их реализации призван выступать правовой мониторинг.
По справедливому выводу исследователя <3>, принимается множество противоречивых, "разбалансированных" нормативных правовых актов, не согласованных друг с другом, порождающих коллизии и пробелы в правовом регулировании, что негативно сказывается на правоприменительной практике.
--------------------------------
<3> Горохов Д.Б., Спектор Е.И., Глазкова М.Е. Правовой мониторинг: концепция и организация // Журнал российского права. 2007. N 5.
Системный и комплексный подход к правовому мониторингу предполагает регулярное изучение и анализ правовых норм, определение их значимости в регулировании общественных отношений, а также оценку эффективности применения тех или иных правовых норм для регулирования конкретных правоотношений.
Отметим, что оперирование таким инструментом позволяет не просто подвергнуть анализу конкретные нормативные правовые акты, но и сопоставить различные, определить сферы их применения, выявить сходства и различия в регулировании сходных правоотношений и в правоприменительной деятельности.
Правовой мониторинг должен включать в себя, с одной стороны, мониторинг законодательства, с другой - мониторинг правоприменения.
Мониторинг правового пространства и правоприменительной практики - это осуществляемая на постоянной основе деятельность по обобщению и систематизации информации, необходимой для оценки, анализа и прогноза состояния и динамики законодательства и практики его применения с целью выявления его соответствия планируемому результату правового регулирования, а также ожиданиям участников законодательного процесса, должностных лиц исполнительных, судебных и иных органов всех уровней власти, институтов гражданского общества, граждан <4>.
--------------------------------
<4> Толмачева Н.Н. Мониторинг закона - от практики к теории // Право и экономика. 2006. N 7.
Как представляется, мониторинг законодательства (нормотворческий мониторинг или мониторинг нормативных правовых актов) должен быть ориентирован прежде всего на изучение текущего законодательного массива с целью его корректировки, отмены действующих и принятия новых нормативных правовых актов, адекватных общественно-политической ситуации в отечественной правовой системе.
Мониторинг нормативных актов, в понимании Ю.Г. Арзамасова и Я.Е. Наконечного, - это научно и методически обоснованная система комплексной оценки форм, содержания и реализации нормативных актов, действующая на плановой основе, включающая в себя наблюдение, получение различных видов информации, обеспечивающих правотворческий процесс, анализ, тренинги, прогнозы и иные функции, с целью повышения эффективности нормативных актов <5>.
--------------------------------
<5> Арзамасов Ю.Г., Наконечный Я.Е. Понятие и функции мониторинга нормативных актов // Государственная власть и местное самоуправление. 2007. N 10.
Мониторинг правоприменения предлагается рассматривать как совершение уполномоченными на то государственными органами или должностными лицами особых актов, реализующих норму права в отдельном, конкретном случае: государственные органы или должностные лица, в пределах своей компетенции рассматривающие и разрешающие какой-либо конкретный вопрос, применяют соответствующую норму права к обстоятельствам данного случая и определяют юридические последствия, вытекающие из нормы права для данного случая.
Очевидно, что для целей определения приоритетов государственной политики в определенной отрасли права необходимо эффективное использование всех элементов правового мониторинга.
На современном этапе своего развития правовой мониторинг представляет собой систематическую, комплексную деятельность органов власти, научного сообщества, институтов гражданского общества и общественных организаций по оценке, анализу, обобщению и прогнозу состояния законодательства и практики его применения. Правовой мониторинг как целостная система элементов будет иметь значение для государственной политики, поскольку законодательство является основой для правоприменения, а правоприменительная деятельность является продолжением нормативных правовых актов.
Современная правовая реальность, обусловленная целями и задачами судебной реформы, предопределяет выстраивание государственной политики исходя из целостности нормативного регулирования тех или иных общественных отношений, а следовательно, с построением нормотворческой деятельности на последовательной и унифицированной основе. Другим немаловажным условием обеспечения единства правового пространства в отечественной правовой системе является соблюдение общих для всех субъектов нормотворческой деятельности правил юридической техники, главным правилом которой выступает применение одинаковых терминов во всех нормативных правовых актах. Третьим выступает единообразие правоприменительной деятельности судов, воплощающееся в судебной практике по категориям дел.
Унификация процессуальных порядков, единство терминологии и единообразие судебной практики должны стать целью правового мониторинга в различных сферах процессуального права и судопроизводства в целом и административного судопроизводства в частности.
В последующем результаты правового мониторинга могут быть положены в основу изучения эффективности текущего законодательства, разработки предложений по его совершенствованию и упорядочению правоприменительной практики. Очевидно, что при таком подходе определение вектора развития законодательства выстраивается на совокупных действиях, включающих в себя анализ правоприменительной практики и преобразование правовых норм, обеспечивающих в конечном счете единство правовой системы Российской Федерации.
Безусловно, значение правового мониторинга велико для прогрессивного развития всех отраслей права. Однако реформирование судебной системы открыло новый виток научных изысканий в области процессуальных порядков рассмотрения отдельных категорий дел судами в целях их унификации, предопределив значение правового мониторинга для развития процессуального права.
В статье "Демократия и качество государства" В.В. Путин, рассуждая о развитии судебной системы, подчеркнул необходимость развития системы административного судопроизводства и отметил: "Мы сделаем правосудие доступным для граждан. В том числе введем практику административного судопроизводства не только для бизнеса, но и для специального рассмотрения споров граждан с чиновниками. Дух и смысл практики административного судопроизводства исходят из того, что гражданин уязвимее чиновника, с которым он спорит, что бремя доказывания возлагается на административный орган, а не на человека. И потому практика административного судопроизводства изначально ориентирована на защиту прав граждан" <6>.
--------------------------------
<6> Путин В.В. Демократия и качество государства // http://www.kommersant.ru/doc/1866753.
Рассмотрение судами дел, возникающих из административно-правовых отношений, по справедливому замечанию Н.Г. Канунниковой, - довольно сложная часть правоприменительного процесса <7>.
--------------------------------
<7> Канунникова Н.Г. Теоретические аспекты административного судопроизводства в российской судебной системе // Административное право и процесс. 2015. N. 8.
Это обусловлено, во-первых, многогранностью системы государственной власти, во-вторых, сложностью и многоаспектностью системы общественных отношений с участием государства и его представителей, в-третьих, множественностью нормативно-правовых актов, регламентирующих порядок разрешения споров в рассматриваемой сфере.
С.А. Старостин справедливо указывает: "сегодня мы видим многочисленные процессуальные и компетенционные проблемы, несоответствие многочисленных норм процессуальной части КоАП РФ, АПК РФ, ГПК РФ и КАС РФ" <8>. Согласимся с П.П. Серковым <9>, отмечающим, что правовое регулирование административного судопроизводства вынуждено подстраиваться под объективную реальность.
--------------------------------
<8> Старостин С.А. Перспективы кодификации норм административно-процессуального права // Российский следователь. 2015. N 1.
<9> Серков П.П. Актуальные вопросы совершенствования административного судопроизводства в Российской Федерации // Административное право и процесс. 2015. N 2. С. 31.
В современной России государство ориентируется на поиск эффективных и полноценных механизмов защиты прав и законных интересов субъектов различных правоотношений с участием власти или ее представителей, поскольку прочность государственной власти во многом определяется ее способностью защищать разные интересы своих граждан, удерживать баланс публичных и частных интересов.
Правовое упорядочение общественных отношений с участием публичной власти и ее представителей стало одним из стратегических направлений государственной правовой политики в современной России как демократического правового государства, высшей ценностью которого является человек, его права, свободы и законные интересы.
В Проекте концепции правовой политики в Российской Федерации до 2020 года под правовой политикой понимается целенаправленная планомерная деятельность государства в сфере правового регулирования социальных отношений, сущность которой заключается в выработке и практической реализации правовых идей и целей стратегического характера <10>.
--------------------------------
<10> Проект концепции правовой политики в Российской Федерации до 2020 года / Под ред. А.В. Малько. Саратов, 2010.
Отметим позицию, согласно которой правовая политика есть разновидность государственной политики в области создания и применения норм права, - это политика правового развития государства, его юридический облик <11>. Однако, учитывая, что Россия - это демократическое правовое государство, правовую политику следует рассматривать именно как государственно-правовую.
--------------------------------
<11> Правовая политика как научная теория в историко-правовых исследованиях / Под ред. О.Ю. Рыбакова. М., 2011.
Согласимся с А.С. Еременко, подчеркивающим, что государственная правовая политика - это конституционно-правовая форма правомерного выражения публичной воли правового государства в отношении законов, их действия и применения, которое основано на верховенстве права и непосредственности прав и свобод человека и гражданина, организующая системную научно-правовую, правотворческую и правоприменительную деятельность правомочных субъектов, которая осуществляется в целях установления, поддержания и сохранения правопорядка в данной конкретной правовой системе <12>.
--------------------------------
<12> Еременко А.С. Теоретические вопросы государственной правовой политики в области гражданского оборота // Российская юстиция. 2013. N 5. С. 6.
Очевидно, что все направления государственно-правовой политики исходят из приоритета прав и свобод человека в правовом государстве и основываются на праве.
Государственно-правовая политика в области административного судопроизводства - это система условий, обеспечивающих нормативно-правовое и иное регулирование общественных отношений с участием публичной власти, направленных на обеспечение эффективной защиты нарушенных и оспариваемых прав, свобод и законных интересов субъектов указанных отношений.
Государственно-правовая политика в рассматриваемой сфере, преломляющаяся в административной и судебной реформе, должна способствовать становлению и развитию административного судопроизводства в целом и по экономическим спорам в частности.
Согласимся с исследователями <13>, отмечающими, что правовая политика является особой формой выражения государственной политики, средством закрепления воли руководителей государства, реализации ее в праве. Очевидно, что в разработке и реализации государственно-правовой политики в России приоритетное место принадлежит государству, что обусловлено, с одной стороны, его огромными возможностями как официального представителя общества, а с другой - особенностями развития страны, недостаточной развитостью институтов гражданского общества и отсутствием действенного механизма взаимодействия гражданского общества и государства.
--------------------------------
<13> Прокопенко А.Н., Кривоухов А.А. Правовая политика Российской Федерации в сфере государственных информационных ресурсов // Научные ведомости БелГУ. Серия: Философия. Социология. Право. 2007. N 9.
Собственно, система условий, характеризующая государственно-правовую политику в сфере административного судопроизводства, - это одновременно и основание, и результат деятельности государства в рассматриваемой системе отношений. Во многом рассматриваемое направление государственно-правовой политики ориентировано на развитие комплекса правовых средств, обеспечивающих реализацию целей судебной реформы 2013 - 2014 гг. и программных идей Президента РФ, в перспективе направленных на использование законодательно закрепленных ресурсов в весьма сложной сфере правовых отношений с участием государства.
По справедливому утверждению Н.В. Исакова, А.П. Мазуренко, важнейшей составной частью теории правовой политики выступают знания о ее целях, приоритетах и функциях, а также о средствах достижения поставленных целей. Подобных средств довольно много... искусство правотворческих и правоприменительных органов, а также иных субъектов формирования и осуществления правовой политики <14>.
--------------------------------
<14> Исаков Н.В., Мазуренко А.П. Теория правовой политики // Журнал российского права. 2013. N 1. С. 130.
Однако использование предлагаемых средств в государственно-правовой политике не может быть бессистемным, особенно в правовом государстве. В основу выстраивания системы должен быть положен "правовой мониторинг, включающий оценку качества и эффективности нормотворческого процесса, действующих нормативных правовых актов и правоприменительной практики" <15>.
--------------------------------
<15> Черепанова Е.В. Формирование модели отраслевого правового мониторинга // Журнал российского права. 2011. N 3 (71). С. 124; Горохов Д.Б. Современное нормативное обеспечение мониторинга в сфере права и статус его результатов // Журнал российского права. 2012. N 9 (189). С. 83 - 84.
Применительно к сфере административного судопроизводства использование правового мониторинга выявило сложность, "многоликость" и противоречивость нормативного правового регулирования сходных правоотношений.
Обозначенная ситуация с учетом целей судебной реформы и правовой позиции, выраженной в Постановлении Конституционного Суда РФ от 1 марта 2012 г. N 5-П, в контексте определения основных направлений государственно-правовой политики предопределяет пересмотр нормативных правовых актов. Очевидно, что нормативно-правовая регламентация порядка рассмотрения дел с участием публично-правовых субъектов судами объединенной системы требует упорядочения и выстраивания такой системы, в которой однородные по своей юридической природе отношения должны регулироваться одинаковым образом. При этом весьма важным является не только выработка общих положений по тем или иным сходным процессуальным элементам (унификация), но и их грамотная технико-формализованная обработка (систематизация).
В контексте рассматриваемой проблематики особое значение отводится прежде всего деятельности правотворческих органов, воплощение которой видится в преодолении множественности нормативных правовых актов, содержащих правовые нормы, регламентирующие административные и иные правоотношения, споры по которым разрешаются в порядке административного судопроизводства, равно как и содержащие нормы, регулирующие собственно процессуальный порядок рассмотрения таких споров судами. Право как ядро правовой системы принимает на себя центральную роль в развитии и модернизации общественных отношений. Именно поэтому систематизация и унификация правовых норм, так или иначе касающихся административного судопроизводства, является одним из условий его развития в целом и по экономическим спорам в частности.
Процесс совершенствования отечественного законодательства в сфере административного судопроизводства должен включать в себя не только разрешение вопросов нормотворчества (корректировку или отмену действующих, принятие новых нормативных правовых актов).
В. Зорькин подчеркивает, что "только системный анализ опыта правоприменения и правотворчества способен дать нам представление о наиболее острых точках конфликтов между создаваемыми нормами сознательного, рационального порядка и укорененными в обществе нормами спонтанных порядков. Именно сглаживание и преодоление этих конфликтов могут и должны привести к стратегическим результатам в борьбе с такими проблемами в нашем обществе, как экстремистское правосознание, попытки влияния на правотворчество и правосудие, непотизм и коррупция. И только такие результаты могут обеспечить то, что юристы называют эффективностью права" <16>.
--------------------------------
<16> Зорькин В.Д. Право эпохи модерна. О том, каковы юридические уроки предыдущих попыток модернизации России // Российская газета. 2010. Июнь. N 5217.
Правовой мониторинг - это и мониторинг правоприменительной деятельности, имеющий не меньшее значение для развития исследуемой процессуальной формы. Правоприменительная деятельность судов воплощается в судебной практике по рассмотрению споров, возникающих из административных и иных публичных правоотношений. Анализ проблем правоприменения и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации дореформенного периода выявил различия в разъяснении сходных правовых норм, имеющих значение для разрешения дел, рассматриваемых в порядке административного судопроизводства. Для государственно-правовой политики в сфере административного судопроизводства существенное значение имеет преодоление различия в подходах к правоприменению и достижения единообразия судебной практики по сходным правовым ситуациям. Такой подход будет способствовать выстраиванию оптимального механизма защиты прав и законных интересов участников административных и иных публичных правоотношений на основе правовой определенности.
Судебная реформа 2013 - 2014 гг. предопределила значение правового мониторинга в области процессуальных порядков рассмотрения отдельных категорий дел судами и целесообразность выявления условий, имеющих значение для развития административного судопроизводства в масштабах современной национальной правовой системы.
Очевидно, что для выстраивания государственно-правовой политики современной России в сфере административного судопроизводства в целом и для развития исследуемого административного судопроизводства по экономическим спорам имеют значение такие правовые условия, как:
- единообразие судебной практики как основной правоприменительной деятельности в разрешении споров, возникающих из административных и иных публичных правоотношений;
- унификация процессуального законодательства, регламентирующего порядок рассмотрения споров, возникающих из административных и иных публичных правоотношений.
Целостный процессуальный порядок деятельности судов в условиях реформирования судебной власти, обеспеченный государственно-правовой политикой в сфере административного судопроизводства, будет в максимальной степени способствовать скорейшему и правильному отправлению правосудия, а также гарантировать доступность и полноту судебной защиты всех обратившихся за ней в органы правосудия России.
Список использованной литературы
1. Проект концепции правовой политики в Российской Федерации до 2020 года / Под ред. А.В. Малько. Саратов, 2010.
2. Правовая политика как научная теория в историко-правовых исследованиях / Под ред. О.Ю. Рыбакова. М., 2011.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Административное право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.