Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Административное право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В СТАНОВЛЕНИИ НАУКИ В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ
А.А. СВИСТУНОВ
Наука как область человеческой деятельности по формированию и систематизации объективных знаний о природе, человеке и обществе в России стала формироваться в конце XVII - начале XVIII вв. Ее институциональное оформление связывается с именем Петра I, который 8 февраля 1724 г. подписал Указ об учреждении в Санкт-Петербурге Академии наук и художеств. По его проекту Академия существенно отличалась от всех родственных ей зарубежных организаций. Она была государственным учреждением; ее члены, получая жалование, должны были обеспечивать научно-техническое обслуживание государства. Академия соединила функции научного исследования и обучения, имея в своем составе университет и гимназию <1>.
--------------------------------
<1> См.: Осипов Ю.С. Академия наук в истории Российского государства. М.: Наука, 1999.
Именно с петровской эпохи государство начинает формировать систему управления в области науки и определять направления ее развития в зависимости от приоритетов внутренней и внешней политики. В дальнейшем, как в царской России, так и в СССР, научная сфера функционировала "как подсистема государства и была сосредоточена в государственных структурах, что определило ее высокий общественный статус" <2>.
--------------------------------
<2> Отечественная наука и научная политика в конце XX в.: тенденции и особенности развития (1985 - 1999) / под общ. ред. Л.М. Гохберга (Л.М. Гохберг, Н.В. Городникова, Г.А. Китова и др.). М., 2011. С. 11.
Изначально структура и численность Академии устанавливались императором исходя из стоящих перед государством задач. По проекту положения 1724 г. Академия делилась на следующие классы: математический, физический и гуманитарный, в которых работали 12 академиков <3>. В ведение Академии передавались Кунсткамера и библиотека книг и рукописей, возникшая до основания Академии наук.
--------------------------------
<3> См.: Проект положения об учреждении Академии наук и художеств, 1724 г. // Уставы Академии наук / отв. ред. Г.К. Скрябин. М., 1975. С. 31 - 39.
Согласно первому Уставу - Регламенту Академии наук и художеств в Санкт-Петербурге, утвержденному императрицей Елизаветой Петровной в 1747 г. <4>, академики должны были каждый год публично заявлять научную проблему в определенной отрасли наук и затем ежеквартально отчитываться о ходе ее решения (ст. 14, 21). Полученные научные результаты (изобретения) должны были быть опубликованы на латинском и русском языках (ст. 19). В соответствии со ст. 34 Регламента на академиков была возложена обязанность по выполнению научных работ по запросам правительственных органов. Руководство деятельностью Академии осуществляла императрица.
--------------------------------
<4> См.: Регламент Академии наук и художеств в Санкт-Петербурге, 1747 г. // Уставы Академии наук / отв. ред. Г.К. Скрябин. М., 1975. С. 40 - 61.
С открытием в 1755 г. Московского университета и последовавшим созданием высших учебных заведений в других российских городах научные исследования стали проводиться и в них. На Академию как "на первое ученое общество в империи" в соответствии с Регламентом Академии наук 1803 г. <5> была возложена функция контролера (§ 6) и координатора (§ 8) научных исследований, проводимых в стране. По-прежнему одной из главных задач перед Академией оставалось обращение научных достижений "в пользу России" (§ 2). Для этого в обязанность Академии входило информирование правительства об открытиях и изобретениях, которые могли быть полезными для развития государства, сделанными российскими и иностранными учеными (§ 7).
--------------------------------
<5> См.: Регламент Академии наук, 1803 г. // Уставы Академии наук / отв. ред. Г.К. Скрябин. М., 1975. С. 62 - 90.
Регламент 1803 г. устанавливал новый порядок управления Академией. В § 13 была закреплена ее ведомственная подчиненность министру народного просвещения при сохранении "особенного покровительства" императора. Министр был обязан "непосредственно и без замедления" представлять главе государства все дела Академии, требующие решения монарха. В частности, по представлению министра утверждались в должности академики и адъюнкты, а также им присваивались классные чины (§ 25).
При этом сохранялась финансовая (§ 14) и организационная (§ 15) самостоятельность, а в отдельных вопросах автономность Академии была усилена. В частности, введена процедура выборов на вакантное место академика или адъюнкта (§ 23): "Мы предоставляем Академии право избрания на открывшееся место академика или адъюнкта, будучи уверены, что собственная честь побудит академиков делать выбор, достойный их самих и первого ученого общества в империи. При равных достоинствах ученый российский предпочитается иноземцу". В § 63 Регламента также установлена возможность исключения из Академии по предложению Академического собрания.
Кроме того, закреплялась обязанность всех государственных органов (за исключением Священного синода и Правительствующего сената) незамедлительно отвечать на запросы Академии о помощи или содействии (§ 16).
По Регламенту органами управления в Академии являлись президент, непременный секретарь и комитет правления (§ 4). Решение общеакадемических научных вопросов, а также выборы (исключение) академиков и адъюнктов производились на Академическом собрании (конференции).
Президент Академии назначался императором из числа высших сановников, "обладающих обширными знаниями и любовью к наукам" (§ 26 - 27). В соответствии с положениями главы III Регламента президент пользовался всей полнотой власти в решении организационных, хозяйственных, кадровых, дисциплинарных вопросов (за исключением находящихся в компетенции Академического собрания).
Ответственный (непременный) секретарь избирался из числа академиков на Академическом собрании большинством голосов (§ 39). Он являлся ближайшим помощником председателя в организации деятельности Академии, на секретаря также возлагалась ответственность за ведение делопроизводства и архива (§ 40 - 43).
Комитет правления состоял из президента, двух академиков (избираемые Академическим собранием) и двух советников - чиновников, знающих законы и делопроизводство (§ 127). На комитет возлагались функции внутрихозяйственного управления и контроля за соблюдением порядка во всех подразделениях Академии, за сохранностью и целостностью имущества, финансов, оборудования, за безопасностью помещений и зданий, их ремонтом, благоустройством и использованием по назначению (§ 129).
Согласно Регламенту в состав Академии входили ординарные академики (18 человек), экстраординарные академики, адъюнкты (20 человек), а также российские и иностранные почетные члены и члены-корреспонденты. Первые три категории образовывали Академическое собрание. При этом адъюнкты могли участвовать в его дискуссиях, но не имели права голосовать (§ 67).
Ординарные академики избирались Академическим собранием и утверждались в должности императором по представлению министра народного просвещения. Следует заметить, что главными у них были обязанности по "усовершенствованию своей науки, к обогащению ее новыми открытиями и к умножению таким образом познаний человеческих" (§ 67) и научной подготовке своего помощника - адъюнкта к занятию должности академика (§ 68).
Должности экстраординарных академиков были установлены Регламентом 1803 г. как переходная степень между адъюнктом и ординарным академиком. Количество должностей экстраординарных академиков не лимитировалось, на них избирались Академическим собранием адъюнкты после 6 лет отличного выполнения обязанности по должности (§ 71). Избрание экстраординарным академиком не изменяло научного статуса адъюнкта, а рассматривалось как поощрение, влекущее прибавку в жаловании и предоставляющее право голоса на выборах (§ 74).
Адъюнкты должны были оказывать всяческое содействие ординарным академикам в ведении научной и учебной работы, проводить под их руководством свои исследования, перенимать опыт и знания, чтобы впоследствии претендовать на замещение должностей академиков (§ 65). Адъюнкты назначались из воспитанников Академии или при отсутствии достойных кандидатов избирались Академическим собранием из числа российских ученых по итогам открытого конкурса (§ 68).
Большое внимание в Регламенте 1803 г. было уделено совершенствованию административно-правового статуса академиков и адъюнктов как государственных служащих. Если не имелось более высокого чина, то в соответствии с § 22 Регламента Академии ординарному академику присваивался чин коллежского советника (6 класс), экстраординарному академику - надворного советника (7 класс), адъюнкту - коллежского асессора (8 класс). При этом надо отметить, что вплоть до 1856 г. чин коллежского асессора давал право на потомственное дворянство <6>.
--------------------------------
<6> Александр II Указом от 9 декабря 1856 года право получения потомственного дворянства ограничил получением чина 4-го класса (действительный статский советник).
Все работники Академии имели право на государственную пенсию: академик при выслуге 20 лет в размере половины жалованья, а при выслуге свыше 25 лет - полного жалованья (§ 19); остальные категории работников - после 35 лет службы в размере половины жалованья. Также пенсия выплачивалась вдовам и малолетним детям академиков и адъюнктов, прослуживших более 10 лет (§ 20).
Нами достаточно подробно проанализирован Регламент 1803 г., т.к. его основные положения образовали Устав Санкт-Петербургской Академии наук 1836 г. <7>, а позднее вошли в Свод уставов ученых учреждений и учебных заведений ведомства Министерства народного просвещения 1893 г. (далее - Свод уставов) <8>.
--------------------------------
<7> См.: Устав Санкт-Петербургской Академии наук 1836 г. // Уставы Академии наук / отв. ред. Г.К. Скрябин. М., 1975. С. 92 - 119.
<8> См.: Свод уставов ученых учреждений и учебных заведений ведомства Министерства народного просвещения 1893 г. // Свод законов Российской империи. Т. 11. Ч. 1. СПб.: Русское книжное товарищество "Деятель", 1912 / Свод законов Российской империи: подарочное издание // СПС "КонсультантПлюс", 2008.
С начала XIX века в связи со становлением отечественных университетов наука обретает второе направление своего развития. В Университетском уставе от 5 ноября 1804 г. <9> подчеркивалось: "Польза Университета требует быть в сношении с учеными обществами" (§ 41). Статья 164 Университетского устава от 26 июля 1835 г. <10> предоставила университетам право учреждать особые ученые общества "для усовершенствования совокупными изысканиями какой-либо определенной части наук" (общество российских древностей, общества минералогические и т.п.). Уставы ученых обществ подлежали утверждению министром народного образования (ст. 166).
--------------------------------
<9> См.: Университетский устав от 5 ноября 1804 г. URL: http://музейреформ.рф/content/ustavy-uchebnyh-zavedenii.
<10> См.: Университетский устав от 26 июля 1835 г. // Полное собрание законов Российской империи. Собр. 2. Т. 10. Отд. 1. СПб., 1836. N 8337. С. 841 - 855.
Университетский устав от 18 июня 1863 г. <11> не только подтвердил право университетов на создание ученых обществ для проведения научных исследований, но и установил их финансирование. При этом тематика исследований определялась университетским советом, а "уставы ученых обществ и правила, определяющие порядок назначения задач и выдачи премий за решение их" утверждались министром народного просвещения (§ 119 - 120).
--------------------------------
<11> См.: Университетский устав от 18 июня 1863 г. URL: http://музейреформ.рф/content/ustavy-uchebnyh-zavedenii.
Свод уставов (1893 г. с изм.) закрепил структуру научных организаций России, сложившуюся к концу XIX века и фактически просуществовавшую до 1917 г., и обозначил схему государственного управления ими. Анализ положений данного документа позволяет выделить четыре вида субъектов, которые в это время осуществляли научную деятельность:
1) ученые учреждения, находящиеся в ведении Министерства народного просвещения, - Имперская Академия наук, Николаевская главная астрономическая обсерватория, Императорская публичная библиотека, Императорский археологический институт и др. (ст. 6);
2) ученые учреждения, находящиеся в ведении иных министерств, - например, МВД - Императорский институт экспериментальной медицины (ст. 1296) и Ортопедический институт в г. Санкт-Петербурге (ст. 1339), Министерство сельского хозяйства - Императорский Санкт-Петербургский ботанический сад (ст. 2345), Сельскохозяйственно-бактериологическая лаборатория в Санкт-Петербурге (ст. 2355) и др.;
3) ученые общества при университетах (ст. 386) - Общество археологии, истории и этнографии при Казанском университете, Московское математическое общество при Московском университете, Русское физико-химическое общество при Санкт-Петербургском университете и др.;
4) самостоятельные ученые общества (ст. 386) - Императорское вольное экономическое общество, Императорское русское географическое общество, Императорское русское археологическое общество и др.
Создание всех указанных организаций было инициировано или поддержано государством, которое также осуществляло полное или частичное финансирование их деятельности, а также контроль. Так, руководство Академией наук и большинством других "ученых" учреждений непосредственно осуществлял министр народного просвещения (ст. 6), он же разрешал открытие ученых обществ и утверждал их уставы (ст. 386). Различные императорские научные учреждения и общества создавались с согласия царской династии и затем находились под ее патронатом. В Министерстве народного просвещения с 1863 по 1917 г. действовал совет министра, который определял основные направления развития научных организаций страны и разрешал текущие вопросы их деятельности.
В 1900-х гг. появилась новая организационная форма - проблемные научные комиссии, которые создавались как при Академии наук (сейсмическая, магнитная и полярная), так и при ученых комитетах ведомств, например Комиссия по алюминию при геологическом комитете и др. Комиссии были нацелены на решение новых научных проблем, координацию для этого научных исследований. Наиболее известной стала Комиссия по изучению естественных производительных сил России (далее - КЕПС), образованная при Академии наук в 1915 г. Эта Комиссия выдвинула задачу организации и проведения комплексных исследований природных ресурсов страны, объединения в этом направлении усилий ученых, создания новых научных учреждений. В частности, в 1915 - 1917 гг. были выдвинуты проекты институтов физико-химического анализа, чистой и прикладной химии, эфирных масел, платины и других благородных металлов, нефти, центра гидрологических исследований и др. В декабре 1916 г. КЕПС впервые поставила вопрос о необходимости организации в России государственной сети исследовательских институтов <12>.
--------------------------------
<12> См.: Вернадский В.И. О государственной сети исследовательских институтов // Отчеты о деятельности КЕПС. Пгр., 1917. N 8. С. 147 - 195.
Всего к 1917 г. в России действовало около 300 научных организаций и обществ, в которых насчитывалось 10,2 тыс. чел., по другим оценкам научных работников было 11,6 тыс. чел. <13>. При этом единого органа государственного управления в области науки так и не было создано. Отсутствие такого государственного органа не обеспечивало должную степень координации научных исследований, их материально-техническое обеспечение и финансирование, что, в свою очередь, негативно сказывалось как на состоянии науки в целом, так и на решении прикладных научных задач в особенности.
--------------------------------
<13> Цит. по книге: Волков С.В. Интеллектуальный слой в советском обществе. URL: http://belrussia.ru/page-id-1087.html.
Литература
1. Вернадский В.И. О государственной сети исследовательских институтов // Отчеты о деятельности КЕПС. Пгр., 1917. N 8. С. 147 - 195.
2. Волков С.В. Интеллектуальный слой в советском обществе. URL: http://belrussia.ru/page-id-1087.html.
3. Осипов Ю.С. Академия наук в истории Российского государства. М.: Наука, 1999.
4. Отечественная наука и научная политика в конце XX в.: тенденции и особенности развития (1985 - 1999) / под общ. ред. Л.М. Гохберга (Л.М. Гохберг, Н.В. Городникова, Г.А. Китова и др.). М., 2011.
5. Проект положения об учреждении Академии наук и художеств, 1724 г. // Уставы Академии наук / отв. ред. Г.К. Скрябин. М., 1975.
6. Регламент Академии наук и художеств в Санкт-Петербурге, 1747 г. // Уставы Академии наук / отв. ред. Г.К. Скрябин. М., 1975.
7. Регламент Академии наук, 1803 г. // Уставы Академии наук / отв. ред. Г.К. Скрябин. М., 1975.
8. Свод уставов ученых учреждений и учебных заведений ведомства Министерства народного просвещения 1893 г. // Свод законов Российской империи. Т. 11. Ч. 1. СПб.: Русское книжное товарищество "Деятель", 1912 / Свод законов Российской империи: подарочное издание // СПС "КонсультантПлюс", 2008.
9. Университетский устав от 5 ноября 1804 г. URL: http://музейреформ.рф/content/ustavy-uchebnyh-zavedenii.
10. Университетский устав от 26 июля 1835 г. // Полное собрание законов Российской империи. Собр. 2. Т. 10. Отд. 1. СПб., 1836. N 8337.
11. Университетский устав от 18 июня 1863 г. URL: http://музейреформ.рф/content/ustavy-uchebnyh-zavedenii.
12. Устав Санкт-Петербургской Академии наук 1836 г. // Уставы Академии наук / отв. ред. Г.К. Скрябин. М., 1975.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Административное право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.