Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Административное право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ МЕХАНИЗМ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ТОРГОВЛИ СПИРТНЫМИ НАПИТКАМИ В УСЛОВИЯХ АКЦИЗНОЙ СИСТЕМЫ ИХ ОБЛОЖЕНИЯ: К ВОПРОСУ ОБ ЭФФЕКТИВНОСТИ АЛКОГОЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ АЛЕКСАНДРА III
Г.А. ЖОЛОБОВА
Либеральные реформы второй половины XIX в., начатые в условиях дефицита государственного бюджета, потребовали поиска дополнительных источников их финансирования. Александр II возлагал надежды на питейную реформу, необходимость которой также диктовалась несоответствием существовавшей откупной системы <1> духу либеральных преобразований, многочисленными злоупотреблениями откупщиков <2> и накопившимися недоимками по питейным сборам. Законом от 4 июля 1861 г. <3> существовавшая система питейных откупов была упразднена и заменена обложением спирта акцизом (по мере обращения вина в продажу), а питейных заведений - патентным сбором. С 1863 г. в европейской части России и в Сибири <4> в действие были введены правила о раздробительной продаже крепких напитков, основанные на принципе свободной торговли.
--------------------------------
<1> При откупной системе выручка от продажи спиртных напитков (водки, пива, меда) и харчевых припасов в питейных домах предоставлялась откупщикам взамен предварительно выплаченной ими в казну откупной суммы. Откупа отдавались целыми уездами и губерниями. См.: Фридман М.И. Винная монополия. Т. II: Винная монополия в России. Пг., 1916. С. 9.
<2> Подробнее см.: Терский Н.С. Питейные сборы и акцизная система в России. Исторический очерк и настоящее положение. СПб., 1890. С. 58 - 63; Фридман М.И. Указ. соч. Т. II. С. 25 - 31.
<3> Высочайше утвержденное Положение о питейном сборе: Именной указ, данный Сенату 4 июля 1861 г. // Полное собрание законов Российской империи. Собрание второе (ПСЗ-II). Т. XXXVI. N 37197. С. 39 - 70.
<4> Акцизная система взимания питейного дохода в Российской империи вводилась постепенно: с 1 января 1863 г. - в Европейской России и Сибири, с 1866 г. - в губерниях Царства Польского, в 1869 г. - в Туркестанском крае, в 1873 г. - в Закавказье. С присоединением к России Карской, Батумской областей и части Бессарабии акцизная система была введена и на этих территориях, а с 1887 г. ее действие распространилось на Закаспийский край. См.: Терский Н.С. Указ. соч. С. 78.
Однако 20-летний опыт правового регулирования торговли спиртными напитками в условиях акцизной системы обложения выявил ряд проблем, неотложность разрешения которых была признана с воцарением Александра III. Оптимизация механизма правового регулирования торговли алкогольными напитками в начале 80-х гг. XIX в. в условиях сохранения начал свободной торговли была призвана, с одной стороны, увеличить питейный доход государства и обеспечить развитие отечественного виноделия и сельскохозяйственного винокурения, а с другой - противодействовать усилившейся алкоголизации населения, оградить народную трезвость и народную нравственность.
При этом правительство ставило следующие задачи:
1) противодействовать контрабанде, нелегальному производству и беспатентной торговле спиртными напитками;
2) ограничить свободу открытия питейных заведений, обеспечив правильное их распределение сообразно пространству или численности населения;
3) предотвратить установление частных монополий, способствовать сохранению конкуренции виноторговцев;
4) урегулировать потребление алкоголя, сократить распивочную торговлю, заменив ее выносной, чтобы приучить сельское население к домашнему потреблению вина;
5) способствовать облегчению реализации продукции отечественного виноделия и пивоварения;
6) установить эффективный контроль не только за торговлей алкогольными напитками, но и за действиями местных властей, регулирующих эту торговлю.
Урегулирование торговли крепкими напитками было возложено на административные органы, в первую очередь на губернские и уездные по питейным делам присутствия, права и компетенция которых постепенно расширялись при одновременном усилении власти губернских присутствий. Разрешалось открывать заведения для раздробительной продажи напитков вне городских поселений, однако не допускалось излишнее их число. Количество питейных заведений регулировалось с помощью повышения или понижения патентного сбора. При этом важно было избежать излишнего стеснения питейной торговли, чтобы не допустить подпольной беспатентной продажи, а также предотвратить установление частных монополий и сохранить конкуренцию виноторговцев. Новые Правила о раздробительной продаже напитков 1885 г. <1> установили пределы и условия ограничения числа винных и ведерных лавок исходя из численности проживавшего в данной местности населения. Методом проб и ошибок определялись способы эффективного контроля не только за торговлей алкогольными напитками, но и за действиями местных органов, регулирующих эту торговлю.
--------------------------------
<1> Высочайше утвержденные Правила о раздробительной продаже напитков. Мнение Государственного Совета, Высочайше утвержденное 14 мая 1885 г. // Полное собрание законов Российской империи. Собрание третье (ПСЗ-III). Т. V. N 2946. С. 199 - 209.
Для защиты интересов фиска правительство уделяло большое внимание противодействию беспатентной торговле спиртными напитками, стремясь привлечь широкую общественность к раскрытию правонарушений в этой сфере. За нарушение правил питейной торговли устанавливалась юридическая ответственность.
Законодатель расширил круг субъектов, которым запрещалось производить питейную торговлю. Этот вопрос был изъят из ведения городского общественного управления и передан в ведение уездных питейных присутствий, которые были облечены безапелляционным дискреционным правом не допускать к открытию питейных заведений, а также к исполнению обязанностей приказчиков и сидельцев претендентов, от которых нельзя было ожидать правильного и согласного с интересами народной нравственности производства торговли, т.е. лиц, признанных неблагонадежными. От всякого участия в торговле спиртными напитками были отстранены также евреи вне черты общей еврейской оседлости <1>.
--------------------------------
<1> Подробнее см.: Жолобова Г.А. Торговая правоспособность евреев в России во 2-й половине XIX - начале XX века // Известия высших учебных заведений. Правоведение. СПб., 2004. N 2. С. 189 - 203.
Ограничения свободы питейной торговли, производившиеся с помощью законодательства и локального нормативно-правового регулирования, состояли: в определении тех местностей, в которых не дозволялось открывать заведения с раздробительной продажей крепких напитков исходя не только из нравственных побуждений, но и из соображений безопасности транспортной инфраструктуры и военных объектов, а также особой защиты интересов августейших особ; в установлении времени торговли спиртными напитками и особенностей устройства питейных заведений того или иного вида; в запрещении торговли в винных лавках разнородными товарами. Регламентировались нормы и меры разрешенного отпуска спиртных напитков из тех или иных питейных заведений и требования к таре; запрещалась перепродажа питей из заведений для распивочной торговли в другие торговые места. Локальными нормативными правовыми актами вводились дополнительные меры, которые должны были обеспечить, чтобы заведения для продажи только на вынос не производили распивочной торговли и питейные заведения каждого рода соответствовали своему назначению согласно выданному патенту.
Для борьбы с неумеренным потреблением спиртных напитков в питейных заведениях поощрялось домашнее потребление (под бдительным надзором домочадцев). Питейный дом (кабак) как заведение, признанное наиболее вредным, был упразднен на всей территории действия Закона 1885 г. Пивные лавки, наоборот, пользовались более льготными условиями, чем другие питейные заведения, и по размеру патентного сбора, и по порядку открытия. Распивочная торговля крепкими алкогольными напитками на большей части России отныне допускалась лишь в заведениях трактирного типа, на временных выставках, а также в станционных домах и буфетах железнодорожных станций. Продажа для дегустации на месте легких спиртных напитков разрешалась в пивных лавках и в погребах для торговли исключительно русскими виноградными винами. Кроме ренсковых погребов и погребов для выносной торговли исключительно русскими виноградными винами, появились два новых вида питейных заведений с выносной торговлей: ведерные и винные лавки.
Надзор за производством розничной торговли алкогольными напитками возлагался на местные присутствия по делам о питейной торговле и на городские думы, а также на акцизные управления и полицию. В станционных домах и буфетах железнодорожных станций к надзору привлекались также почтовое начальство и инспекторы дорог со своими помощниками. Общества трезвости, приходские попечительства и братства, церковные советы, а также частные лица, желающие содействовать обнаружению нарушений, допускаемых виноторговцами, могли заявлять о них в указанные органы надзора.
Особый правовой режим торговли алкогольными напитками в 80 - 90-х гг. XIX в. был сформирован в отношении заведений трактирного промысла. Под этим промыслом понималось содержание открытого для публики заведения, где продавались кушанья и напитки для потребления на месте. Трактиры на территории действия Закона 1885 г. имели право продавать спиртные напитки распивочно и на вынос, а на остальной территории Российской империи - только распивочно. Запрещалась продажа крепких напитков в учреждениях иного назначения: чайных, кофейных, пирожных, съестных или закусочных лавках, харчевнях, подворьях и меблированных комнатах.
Первоначально согласно Закону 1885 г. для производства питейной торговли в городских трактирах не требовалось особых разрешений. Новое Положение о трактирном промысле от 8 июня 1893 г. <1>, урегулировавшее деятельность трактирных заведений на всей территории Российской империи, за исключением губерний Царства Польского, ввело разрешительный порядок открытия питейной продажи для всех заведений трактирного промысла. Это решение мотивировалось тем, что трактиры как почти единственные места распивочной торговли алкоголем в России должны подлежать усиленному надзору как в отношении устройства, так и в отношении благонадежности их содержателей.
--------------------------------
<1> Высочайше утвержденное Положение о трактирном промысле. Мнение Государственного Совета, Высочайше утвержденное 8 июня 1893 г. // ПСЗ-III. Т. XIII. N 9738. С. 404 - 410.
Правила о внутреннем устройстве заведений трактирного промысла устанавливались местными нормативными правовыми актами (обязательными постановлениями городских дум или губернаторов). Эти правила обеспечивали соответствие таких заведений их назначению и соблюдение в них благочиния и благоустройства. В подобных актах также определялись местности в городе, где такие заведения вовсе не должны были открываться.
Закон снизил минимально допустимый возраст торговых служащих. Если по общему правилу для питейных заведений с раздробительной продажей он ограничивался 21 годом, то в заведениях трактирного промысла с продажей крепких напитков дозволялось иметь прислугу старше 15 лет; при этом в помещениях, открытых для публики, где продавались спиртные напитки, - только старше 18 лет.
Нередко в трактирных заведениях нарушались нормы Закона 1885 г. о времени торговли алкогольными напитками. Причины этого губернаторы видели в слабости и малоуспешности надзора. Однако объективная необходимость в открытии трактиров в более раннее время в ряде мест действительно существовала. Потому в 1893 г. решение вопроса о предоставлении отдельным трактирным заведениям исключительных прав в отношении времени торговли было передано от центральных органов управления в ведение местной администрации. При этом для специальной торговли алкогольными напитками, т.е. предназначенной исключительно для удовлетворения потребностей лиц, проживающих или временно пребывающих в гостиницах, станционных домах, буфетах, постоялых дворах и корчмах, законодательством предусматривался особый режим.
Права на продажу крепких напитков предоставлялись в зависимости от того, по каким документам содержалось заведение (по гильдейским свидетельствам или по свидетельствам на мелочный торг): продажа крепких напитков произвольными мерами и в налив из графинов дозволялась только в трактирных заведениях, содержащихся по гильдейским документам, а также в станционных домах и буфетах. Заведения же трактирного промысла, содержащиеся по свидетельствам на мелочный торг, могли продавать оклеенные бандеролями водочные изделия и напитки, оплаченные акцизами, не иначе как в цельных помещениях (бутылках, полубутылках и пр.) определенной казенной меры. В большинстве трактирных заведений была разрешена продажа разнообразных крепких напитков как отечественного, так и иностранного производства. Но в постоялых дворах и корчмах можно было торговать только отечественным алкоголем; прежние ограничения на торговлю некоторыми продуктами питания, в том числе запрет на торговлю чаем и кофе, были отменены. Заведения трактирного промысла облагались особым трактирным сбором, шедшим в доход земств и городов.
На основе положений Законов от 28 мая 1883 г. <1>, 14 мая 1885 г. <2>, 8 января <3>, 23 мая <4> и 24 ноября 1886 г. <5> в 1887 г. был издан новый Устав о питейном сборе в составе Свода законов Российской империи (Т. V). В 1893 г. с учетом изменений и дополнений, внесенных Законами от 5 мая 1892 г. <6>, восстановившими роль сельских обществ в допуске питейной торговли, и от 8 июня 1893 г. <7>, он получил новую редакцию.
--------------------------------
<1> Высочайше утвержденное мнение Государственного Совета от 28 мая 1883 г. "Правила о взысканиях за нарушения постановлений о питейном сборе и порядке производства дел по нарушениям означенных постановлений и Правил об акцизе с сахара" // ПСЗ-III. Т. III. N 1608. Ст. 22. С. 265.
<2> Высочайше утвержденные Правила о раздробительной продаже напитков. Мнение Государственного Совета, Высочайше утвержденное 14 мая 1885 г.
<3> Высочайше утвержденное положение Комитета Министров от 8 января 1886 г. "О некоторых изменениях в действующих правилах о производстве питейной торговли" // ПСЗ-III. Т. VI. N 3450. С. 12.
<4> Высочайше утвержденное положение Комитета Министров от 23 мая 1886 г. "О разъяснении и дополнении, Высочайше утвержденных 14 мая 1885 года, Правил о раздробительной продаже напитков" // ПСЗ-III. Т. VI. N 3722. С. 228 - 229.
<5> Высочайше утвержденное мнение Государственного Совета от 24 ноября 1886 г. "О дозволении отпускать в винные лавки и из винных лавок вино и спирт в посуде емкостью до 1/100 ведра" // ПСЗ-III. Т. VI. N 4043. С. 497 - 498.
<6> Высочайше утвержденное мнение Государственного Совета от 5 мая 1892 г. "О некоторых изменениях в правилах питейной торговли" // ПСЗ-III. Т. XII. N 8576. С. 229 - 332.
<7> Высочайше утвержденное Положение о трактирном промысле. Мнение Государственного Совета, Высочайше утвержденное 8 июня 1893 г.; Высочайше утвержденное мнение Государственного Совета от 8 июня 1893 г. "О патентном сборе с заведений для продажи крепких напитков" // ПСЗ-III. Т. XIII. N 9739. С. 410 - 411.
Министерство финансов официально главные задачи Закона 1885 г. определяло так: "Если, как показал опыт и в России, и повсеместно в Западной Европе, нельзя рассчитывать на искоренение пьянства мерами законодательства, точно так же как нельзя надеяться на искоренение пороков и преступлений, то вообще несомненно, что меры для устранения соблазна, обуздания пьянства и противодействия пороку и преступлению, применяемые разумно и добросовестно, могут в значительной степени ослабить зло и способствовать нравственному развитию народа и его благосостоянию, составляющему основу благоустроенных финансов... В этих видах правительство, вполне сознавая возможность понижения дохода казны как от акцизного, так и в особенности от патентного сбора, издало новый закон, ставящий питейную торговлю в более правильные условия..." <1>. Достижение этих целей представлялось вполне выполнимым.
--------------------------------
<1> Циркуляр Министра финансов от 28 сентября 1885 г. N 1865 управляющим акцизными сборами о применении Правил 14 мая 1885 года о питейной торговле. Цит. по: Правила о торговле крепкими напитками / издание Ал. Левицкого. СПб., 1892. С. 132.
В условиях акцизной системы доходы казны от продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции росли весьма значительно: за 30 лет (с 1865 по 1894 г.) они более чем удвоились. А если сравнить доход казны в последние годы существования откупа с доходом за последнее время действия акцизной системы, окажется, что поступления в казну увеличились почти втрое <1>.
--------------------------------
<1> Смолич М.Н. Вред и польза вина и питейная реформа. СПб., 1902. С. 82; Быкова А.Г. Алкогольный вопрос в Российской империи во второй половине XIX - начале XX века: Дис. ... д-ра истор. наук. Омск, 2012. С. 61 - 62.
Однако следует признать, что принятое в период правления Александра III законодательство, внеся в соответствии с поставленными задачами значительные коррективы в систему правового регулирования торговли алкогольными напитками, тем не менее не разрешило существовавшие проблемы.
1. Количество легальных кабаков в России серьезно сократилось за счет их уничтожения на территории действия Закона 1885 г. Но на их месте зачастую появлялись беспатентные подпольные кабаки, усмотреть за которыми у чиновников не было никакой возможности. Не случайно Могилевская питейная комиссия указывала, что "в каждой деревне, на всех перекрестках, на постоялых дворах, в лесных местностях, одним словом, везде, где это сколько-нибудь выгодно, производится беспатентная продажа питей". Нормы, сулящие вознаграждение "открывателям" нарушений питейной торговли, не оправдывали возлагаемых ожиданий законодателя. Управляющий акцизными сборами Тульской губернии удостоверял, что "крестьяне никогда не выдают лиц, тайно торгующих вином, а, напротив, всегда их скрывают". Ему вторила Тамбовская питейная комиссия: "Практика показывает... несмотря на приманку 521 ст. пит. устава, по которой половина денежных взысканий выдается открывателям и поимщикам, доносителей из числа крестьян бывает вообще очень мало" <1>. Как свидетельствовал М.И. Фридман, "если даже акцизный накроет в избе крестьян, распивающих водку, купленную у хозяина, ему объяснят, что это просто хозяин по тому или иному случаю угощает зашедших гостей. В этих тайных местах иногда водка даже дешевле, чем в патентованном кабаке; но зачастую она ниже процентов на десять, да, кроме того, со сквернейшими и вреднейшими примесями: табаку, перцу, купороса и проч." <2>.
--------------------------------
<1> Фридман М.И. Указ. соч. Т. II. С. 86.
<2> Там же. С. 75.
2. За время действия Закона 1885 г., по официальным сведениям, в 46 губерниях, кроме прибалтийских, привислинских, сибирских и областей казачьих войск, были составлены десятки тысяч приговоров о запрещении в селениях питейной торговли. "Но на вкоренение в населении привычек к воздержанию от потребления вина приговоры эти или вовсе не имели значения, или имели значение весьма слабое, так как душевое потребление вина несколько понизилось лишь в первый год действия означенных правил, упав с 0,61 ведра на душу в 1885 г. до 0,58 ведра на душу в 1886 г., но затем на этой цифре потребление оставалось подряд три года" <1>.
--------------------------------
<1> Краткий очерк 50-летия акцизной системы взимания налога с крепких напитков и 50-летия деятельности учреждений, заведывающих неокладными сборами. СПб., 1913. С. 39.
3. Недостаточно эффективным оказалось и усиление ответственности за противоправные действия виноторговцев, "привязывающие" беднейшую часть населения к питейному заведению и способствующие спаиванию народа. В отчете Департамента неокладных сборов за 1893 г. значилось: "...виноторговец нынешнего типа, в видах наибольшего сбыта вина, охотно ссужает населению таковое под заклад всевозможных предметов, под будущий урожай и даже под будущий заработок... Преследовать этого рода нарушения постановлений о питейном сборе представляется крайне затруднительным. Между тем легкая возможность, даже при отсутствии наличных средств, иметь вино для лиц, приверженных к его неумеренному потреблению, является вредным соблазном и приводит к полному разорению... Нельзя упускать из виду также и того обстоятельства, что виноторговец является обыкновенно посредником по сбыту всевозможных сельских произведений и, привлекая к себе соблазнительным для мало просвещенного населения винным кредитом продавцов этих произведений - сельское крестьянское население, держит его в полной кабале..." <1>.
--------------------------------
<1> Фридман М.И. Указ. соч. Т. II. С. 76.
4. Стремление законодателя к ограничению числа виноторговцев и привлечению к занятию винным промыслом наиболее благонадежного элемента также не принесло ощутимых результатов. Ограничение числа торговцев вело к утверждению частных монополий со всеми вытекающими последствиями, а также к тайной продаже. Да и о нравственности содержателей питейных заведений, по свидетельству современников, нельзя было сказать ничего хорошего: "...питейные заведения бывают притонами разврата и местами для сбыта краденого, приютом для разного люда, вынужденного скрываться, и т.п." <1>.
--------------------------------
<1> Там же. С. 89.
5. Трактиры оставались по сути теми же кабаками. Например, в Богородском уезде, по утверждению Распопова, из 169 трактиров лишь в 44 имелась кухня для приготовления кушаний, в 26 не было даже куба для кипячения воды. Антисанитария, царившая в таких заведениях, была удручающей. "Мне самому, - писал Распопов, - приходилось наблюдать, как мокрые валенки и сапоги с комьями грязного снега, промокшие юбки и зипуны вешались для просушки над плитой и капавшая с них вода и грязь попадали в кушанья, готовившиеся для посетителей. В баках для воды я находил утонувших крыс и мышей, множество мертвых тараканов, кочерыжки от капусты и т.п." <1>.
--------------------------------
<1> Там же. С. 88.
6. Нарушение правил о торговле было обычным явлением. Трактиры имели право торговать в праздники во время литургии лишь чаем, "но результаты их торговли чаем всегда можно наблюдать в виде пьяных, шатающихся и валяющихся по улицам с самого раннего утра всякого праздничного и воскресного дня" <1>. По словам Распопова, "в Богородском уезде трактирная жизнь охватывает собою большую часть населения и наполняет все его свободное время. В питейных заведениях сплошь и рядом можно встретить женщин, даже девушек и детей. Кроме того, во многих трактирных заведениях есть так называемые кабинетики, наглухо отгороженные друг от друга помещения с дверями, запирающимися изнутри на крючок... Они служат рассадниками разврата и болезней. В некоторых трактирах, где нет таких кабинетиков, хозяева отдают за плату для этих же целей одну из своих жилых комнат, обыкновенно находящуюся в связи с питейными заведениями" <2>. В больших городах торговцы открывали пивные лавки рядом с ренсковыми погребами. Б.И. Гладков свидетельствовал, что "большей частью оба такие заведения содержатся одним хозяином и имеют общую прислугу; устраивается такое соседство с целью распивочной торговли водкою в пивной лавке, и, при постоянных сообщениях с ренсковым погребом, такая незаконная торговля производится настолько ловко, что обнаруживается в весьма редких случаях" <3>. И подобных ухищрений в торговле алкогольной продукцией, зачастую не соответствующей выданному патенту, при этом трудно выявляемых на практике, было множество.
--------------------------------
<1> Там же. С. 89.
<2> Там же. С. 88.
<3> Устав о питейном сборе и Положение о трактирном промысле. Вып. 1 // Систематическое изложение и разъяснение законов и административных распоряжений (действующих во всех губерниях и областях России, кроме Царства Польского, Кронштадта и С.-Петербурга) о раздробительной продаже крепких напитков и трактирном промысле / Сост. Б.И. Гладков. СПб., 1894. С. 149.
В итоге безотрадная картина алкоголизма, которую современники наблюдали в начальный период существования акциза, в последующем не стала привлекательней.
7. В отчете Департамента неокладных сборов за 1893 г. сделан вывод: "При таком положении дела вино достается населению по чрезмерно дорогой цене, особенно если принять во внимание дороговизну предоставляемого ему винного кредита, а также вредное влияние пьянства на народное хозяйство. Ввиду всех указанных неблагоприятных условий частной торговли, как она сложилась у нас, нельзя не прийти к заключению, что затраты на вино населения далеко не соответствуют извлекаемому ныне казною доходу с питей, почему и в финансовом отношении нельзя признать удовлетворительным существующий способ извлечения этого дохода".
Оценку эффективности созданного механизма правового регулирования торговли спиртными напитками в рамках акцизной системы взимания налога с питей дал в Государственном Совете в 1893 г. С.Ю. Витте. При обсуждении вопроса о винной монополии Министр финансов сказал: "С... 1864 г. правительство, усмотрев непримиримость принципа свободы торговли по отношению к вину, было вынуждено предпринять целый ряд мер к сокращению числа мест продажи для ограничения народного пьянства и отстранения вредных последствий этого бедствия. В прошедшее с того времени 30-летие было издано более десяти капитальных законодательных актов, имевших целью ограничить торговлю вином и оградить народонаселение от кабацкого промысла. Узаконения эти постепенно все более и более расширяли права администрации по упорядочению питейной торговли. К той же цели были направлены многочисленные административные распоряжения. Но все эти меры не привели к желательному результату. Сила кабатчиков осталась непоколебленной. Они продолжают спаивать, обирать и развращать народ всеми средствами: заманиванием, продажею в кредит под залог самых необходимых вещей, обманом, спаиванием вредными продуктами и т.д. Жалобы на такое положение питейного дела, никогда не прекращавшиеся, особенно усилились во время неурожая 1891 года. Настойчивость их с ясностью указывает на крайнюю необходимость принятия каких-либо мер для прекращения ненормального положения питейной торговли. Между тем никакие меры в прежнем направлении не могли привести к упорядочению питейного дела, ибо дело это, как оно было поставлено, содержит в себе непримиримые противоречия. Свобода кабацкого промысла несовместима с значением в государственном и народном хозяйстве вина, составляющего предмет сего промысла. Интересы фиска и народного здравия требуют правильного развития потребления вина и уничтожения злоупотреблений в потреблении этого продукта. Но свободный промысел в лице кабатчика очевидно, не может в какой бы то ни было степени удовлетворить этому последнему условию. Кабатчики заинтересованы лишь в том, чтобы в данное время народ выпил возможно больше, и не только с той целью, чтобы таким образом продать в данный момент большее количество вина, но в особенности для того, чтобы обезумленное и надорванное население обратить в своих рабов. Они властвуют над ним и высасывают из него все производительные соки. Вот почему невозможно придумать такие постановления, которые, при свободе промысла на всем обширном пространстве Империи, ограничивали бы пьянство, не подрывая интересов фиска и не препятствуя здоровому потреблению вина" <1>.
--------------------------------
<1> Краткий очерк 50-летия акцизной системы взимания налога с крепких напитков и 50-летия деятельности учреждений, заведывающих неокладными сборами. С. 107 - 108.
Хотя министра финансов, заинтересованного в установлении казенной винной монополии, нельзя признать абсолютно беспристрастным арбитром, опровергнуть сформулированные им выводы о недостаточной эффективности в тех исторических условиях механизма правового регулирования торговли алкогольными напитками довольно трудно. Несмотря на то что акцизная система вводилась продуманно - как способ увеличения доходов казны и одновременной борьбы с кабаком, в котором гибли благосостояние, здоровье и духовные силы народа, - созданный механизм не привел к достижению поставленных целей в борьбе с народным пьянством. На наш взгляд, основной причиной этого было отношение самого населения, не стремившегося к воздержанию от пьянства, саботировавшего реформу и повсеместно игнорировавшего чужие нарушения или прямо нарушавшего питейное законодательство. Причиной также можно назвать неспособность властей обеспечить должный надзор на местах за деятельностью виноторговцев. Последнее во многом было связано с тем, что желание властей упорядочить употребление вина и уменьшить пьянство шло рука об руку с заботой о сохранении или даже увеличении размеров питейного сбора, что порождало некоторую двойственность законодательных и административных мер.
Думается, акцизная система не исчерпала в тот период все свои возможности. Не случайно представители либеральной общественности, в том числе Н.С. Терский, признавали, что, несмотря на то что искоренить пьянство не удалось, "сама по себе акцизная система теоретически является едва ли не лучшим из всех известных способов взимания налога с крепких напитков" <1>, что подтверждает и российская практика, и выступали противниками введения винной монополии. Достаточно авторитетным представляется мнение профессора Петербургского университета В.А. Лебедева, который в 1898 г. писал: "...в мерах по предмету питейного благоустройства, предупреждения, пресечения и преследования злоупотреблений не было недостатка и до введения монополии... Ничто не препятствует расширять и усиливать эти меры в случае надобности. Так что если вольная торговля крепкими напитками сопровождается различными злоупотреблениями и нарушениями установленных правил, способствует распространению пьянства и упадку нравственности, то не по недосмотру закона, а по нерадению и потворству со стороны тех, кому поручено наблюдение за его исполнением... Такие же результаты могут оказаться и при казенной продаже. В случае ослабления надзора заведения трактирного промысла легко могут обратиться в питейные дома..." <2>. Следует отметить, что уже при существовании акцизной системы стали приниматься меры к поощрению сельскохозяйственного винокурения и были достигнуты определенные успехи в этом направлении. Вероятно, можно было бы идти по этому пути и дальше (по примеру Германии и Австрии) и с помощью налоговых мероприятий регулировать винокурение.
--------------------------------
<1> Терский Н.С. Указ. соч. С. 252.
<2> Лебедев В.А. Питейное дело. СПб., 1898. С. 69 - 70.
Итак, свобода торговли спиртными напитками в 1881 - 1894 гг. все более ограничивалась, а контроль со стороны государства все более усиливался, но надзор при этом по-прежнему был недостаточным. Стало распространяться мнение, что наибольшая степень регулирования есть наилучшая система. Вскоре власти признали, что опыт введения акцизной системы оказался неудачным и нужно искать иной выход. Его нашли в приспособлении старого принципа казенной регалии к новым условиям, с 1895 г. правительство начало постепенно вводить казенную продажу питей. При этом оно рассчитывало, во-первых, на увеличение доходов казны, во-вторых, на уменьшение вреда от потребления спиртных напитков в связи с более высоким их качеством и переходом к домашнему распитию в семейной обстановке, в-третьих, на создание благоприятных результатов для поместного землевладения с помощью мер поощрения развития сельскохозяйственного винокурения, в том числе через обеспечение сбыта спирта в казну.
Список литературы
Быкова А.Г. Алкогольный вопрос в Российской империи во второй половине XIX - начале XX века: Дис. ... д-ра истор. наук. Омск, 2012.
Высочайше утвержденное мнение Государственного Совета от 28 мая 1883 г. "Правила о взысканиях за нарушения постановлений о питейном сборе и порядке производства дел по нарушениям означенных постановлений и Правил об акцизе с сахара" // ПСЗ-III. Т. III. N 1608. Ст. 22.
Высочайше утвержденное мнение Государственного Совета от 24 ноября 1886 г. "О дозволении отпускать в винные лавки и из винных лавок вино и спирт в посуде емкостью до 1/100 ведра" // ПСЗ-III. Т. VI. N 4043.
Высочайше утвержденное мнение Государственного Совета от 5 мая 1892 г. "О некоторых изменениях в правилах питейной торговли" // ПСЗ-III. Т. XII. N 8576.
Высочайше утвержденное мнение Государственного Совета от 8 июня 1893 г. "О патентном сборе с заведений для продажи крепких напитков" // ПСЗ-III. Т. XIII. N 9739.
Высочайше утвержденное положение Комитета Министров от 8 января 1886 г. "О некоторых изменениях в действующих правилах о производстве питейной торговли" // ПСЗ-III. Т. VI. N 3450.
Высочайше утвержденное положение Комитета Министров от 23 мая 1886 г. "О разъяснении и дополнении, Высочайше утвержденных 14 мая 1885 года, Правил о раздробительной продаже напитков" // ПСЗ-III. Т. VI. N 3722.
Высочайше утвержденное Положение о питейном сборе: Именной указ, данный Сенату 4 июля 1861 г. // ПСЗ-II. Т. XXXVI. N 37197.
Высочайше утвержденное Положение о трактирном промысле. Мнение Государственного Совета, Высочайше утвержденное 8 июня 1893 г. // ПСЗ-III. Т. XIII. N 9738.
Высочайше утвержденные Правила о раздробительной продаже напитков. Мнение Государственного Совета, Высочайше утвержденное 14 мая 1885 г. // ПСЗ-III. Т. V. N 2946.
Жолобова Г.А. Торговая правоспособность евреев в России во 2-й половине XIX - начале XX века // Известия высших учебных заведений. Правоведение. СПб., 2004. N 2.
Краткий очерк 50-летия акцизной системы взимания налога с крепких напитков и 50-летия деятельности учреждений, заведывающих неокладными сборами. СПб., 1913.
Лебедев В.А. Питейное дело. СПб., 1898.
Правила о торговле крепкими напитками / Издание Ал. Левицкого. СПб., 1892.
Смолич М.Н. Вред и польза вина и питейная реформа. СПб., 1902.
Терский Н.С. Питейные сборы и акцизная система в России. Исторический очерк и настоящее положение. СПб., 1890.
Устав о питейном сборе и Положение о трактирном промысле. Вып. 1 // Систематическое изложение и разъяснение законов и административных распоряжений (действующих во всех губерниях и областях России, кроме Царства Польского, Кронштадта и С.-Петербурга) о раздробительной продаже крепких напитков и трактирном промысле / Сост. Б.И. Гладков. СПб., 1894.
Фридман М.И. Винная монополия. Т. II: Винная монополия в России. Пг., 1916.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Административное право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.