Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Административное право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
ВЫСОКАЯ КУРИЯ КАК ОСНОВА СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ЛАТИНО-ИЕРУСАЛИМСКОГО КОРОЛЕВСТВА (1099 - 1187)
П.В. ЛАПО
Исследование структуры и функций государственного аппарата Иерусалимского королевства (1099 - 1187) невозможно себе представить без изучения его важнейшего элемента - Высокой Курии, или королевского совета. Интерес к изучению данного института вызван следующими обстоятельствами. Во-первых, будучи во многом схожим по структуре и функциям с аналогичными органами управления, существовавшими в Английском и Французском королевствах, он значительно превосходил их по объему полномочий и влияния на государственные дела. Во-вторых, в Иерусалимском королевстве Высокая Курия окончательно сформировалась уже к середине XII в. Складывание же Английской и Французской королевских курий завершается только к началу XIII в. Таким образом, представляется необходимым всесторонне рассмотреть структуру и функции иерусалимского королевского совета и сравнить его с родственным институтом, существовавшим во Франции в XII в.
Первые попытки исследования Высокой Курии были предприняты в конце XIX в. французским ученым Г. Додю в работе "История монархических институтов в Латино-Иерусалимском королевстве" <1>. Он описал ее основные функции и отметил то значительное влияние, которое она оказывала на короля. В историографии XX в.: работах Дж. Ла Монта <2>, Ж. Ришара <3>, С. Рансимэна <4>, Дж. Правера <5>, Дж. Райли-Смита <6> и С. Тиббла <7> - данный властный институт рассматривался в контексте изучения феодального строя Иерусалимского королевства. Однако авторы этих исследований занимались изучением прежде всего политической истории, лишь кратко и зачастую непоследовательно упоминая о процессе возникновения, становления и развития, а также структуре и функциях Высокой Курии. Данное исследование призвано не только объединить, но и дополнить материал предыдущих работ, опираясь на соответствующие правовые и исторические источники.
--------------------------------
<1> Dodu G. Histoire de Institutions monarchiques dans le royaume latin de . Paris, 1894.
<2> La Monte J. Feudal monarchy in the Latin Kingdom of Jerusalem (1100 - 1291). Cambridge, 1932.
<3> Richard J. Le royaume latin de . Paris, 1953.
<4> Runciman S. A History of the Crusades. Vol. II. The Kingdom of Jerusalem and the Frankish East, 1100 - 1187. Cambridge, 1953.
<5> Prawer J. The world of the Crusaders. London, 1972; Id. Crusader institutions. Oxford, 1980.
<6> Riley-Smith J. The Feudal Nobility and the Kingdom of Jerusalem (1174 - 1277). London, 1973.
<7> Tibble S. Monarch and Lordships in the Latin Kingdom of Jerusalem. Oxford, 1989.
Время возникновения Высокой Курии на основании сохранившихся источников не может быть установлено с точностью. Согласно Жану Ибелину, который приводит в "Книге Ассиз" распространенную легенду <8>, после взятия Иерусалима в 1099 г. первый правитель королевства Готфрид Бульонский учредил две курии, первой из которых надлежало управлять и вершить правосудие <9> в отношении всех, имевших держания и правомочных приносить оммаж <10>. Нельзя с уверенностью утверждать, что первый правитель Иерусалимского королевства действительно являлся основателем Высокой курии, поскольку сведения о его правлении уже к середине XII в. приобрели полулегендарный характер. В связи с этим представляется уместным обратиться к составу Курии. Известно, что в нее входили первые оффисье короны - сенешаль, коннетабль, канцлер, кравчий, наиболее ранние упоминания о которых относятся к 1100 - 1115 гг. <11>. На этом основании можно заключить, что процесс становления данного института проходил в контексте формирования государства крестоносцев в целом.
--------------------------------
<8> John of Ibelin. Le Livre des Assises / ed. P.W. Edbury. Leiden, 2003. P. 51 - 54.
<9> "...y establi.ii. cours secuilliers: l'une la haute court, de quei il fu governeor et justisier... Et establi a estre juges de la haute court ses homes chevaliers, qui li estoient tenus de foi par l'omage que il li avoient fait..." - "И основал он две мирских курии: Высокую Курию, которой надлежало управлять и вершить суд... И постановил он, чтобы в Высокой Курии судили те рыцари, которые принесли ему оммаж...". John of Ibelin. Le Livre des Assises. P. 52.
<10> "Et establi que lui et ses homes et lor et tos chevaliers fucent par la haute court..." - "И постановил он, чтобы его люди, рыцари и все, что касается фьефов, подлежали суду Высокой Курии...". John of Ibelin. Le Livre des Assises. P. 52.
<11> Willelmi Tyrensis Archiepiscopi Chronicon / ed. R.B.C. Huygens. Vol. I. Corpus Christianorum Contunuatio Medievalis. 63 - 63 A. Turnholt, 1986. X, 10. P. 432; X, 21. P. 480.
Состав Курии на протяжении восьмидесяти восьми лет существования королевства постоянно расширялся. С момента основания и до 1120 г. в нее входили только крупнейшие вассалы короля и первые оффисье короны <12>. В 1120 г. на Наблусском соборе в принятии первых законов королевства участвовали церковные прелаты <13>, тем самым расширив круг тех, кто имел право заседать в королевском совете. В 1163 г. король Амори I (1163 - 1174), стремясь ослабить власть баронов, путем принятия Ассизы Верности, согласно которой все феодалы королевства обязаны были принести ему оммаж, ввел их в состав королевского совета <14>. Таким образом, с формальной точки зрения численность Курии достигла нескольких тысяч человек, хотя, разумеется, на деле в заседаниях принимали участие лишь немногие.
--------------------------------
<12> Ришар Ж. Латино-Иерусалимское королевство. СПб., 2002. С. 99.
<13> Willelmi Tyrensis Archiepiscopi Chronicon. XII, 13. P. 563; La Monte J. Feudal Monarchy in the Latin Kingdom of Jerusalem. P. 90.
<14> Livre de Philippe de Novarre / Publ. par le comte Beugnot. Recueil des Historiens des Croisades. Lois. T. I. Assises de Jerusalem ou Recueil des ouverges de jurisprudence composes pendant le XIII-e dans les royaumes de Jerusalem et de Chypre. T. I. Assises de Haute Cour. Ch. L. P. 525 - 526; John of Ibelin. Le Livre des Assises. Ch. 126. P. 307 - 308.
Членство в королевском совете было связано с обладанием фьефом в земельной или денежной форме. Король, будучи лишь председателем, первым среди равных, не мог исключить кого-либо из Курии <15>. Состав ее никогда не был постоянным. Обычно он составлял от двенадцати до двадцати человек, и только перед началом военной кампании его численность существенно возрастала <16>. Даже монарх и первые оффисье короны не всегда принимали участие в заседаниях, не говоря уже о королевских вассалах <17>, особенно в 1163 - 1187 гг. Среди примеров можно назвать период 1099 - 1100 г. между смертью Готфрида Бульонского и воцарением Балдуина I <18>, пленение короля Балдуина II в 1122 - 24 гг. <19>, поездки коннетабля Гильома де Бюра в Европу с поручениями того же Балдуина II <20> в 1129 и 1131 гг., поездку короля Амори I с несколькими баронами ко двору византийского императора Мануила I Комнина в 1171 г. <21>.
--------------------------------
<15> La Monte J. Feudal Monarchy in the Latin Kingdom of Jerusalem. P. 90.
<16> Ibid. P. 91.
<17> La Monte J. Feudal Monarchy in the Latin Kingdom of Jerusalem. P. 92.
<18> Willelmi Tyrensis Archiepiscopi Chronicon. X, 6. P. 458 - 461.
<19> Ibid. XII, 17. P. 567; XIII, 15. P. 603.
<20> Ibid. XIII, 24. P. 618; XIV, 2. P. 633.
<21> Ibid. XX, 2. P. 940 - 946.
На заседаниях Высокой Курии могли присутствовать, помимо ее постоянных членов, представители западных общин, имевших в Иерусалимском королевстве свои владения <22>. Предводители крестовых походов также принимали участие в собраниях. Одно из них, например, состоялось во время Второго Крестового Похода в 1148 г. перед началом атаки на Дамаск <23>.
--------------------------------
<22> La Monte J. Feudal Monarchy in the Latin Kingdom of Jerusalem. P. 90.
<23> Willelmi Tyrensis Archiepiscopi Chronicon. XVII, 3. P. 763.
Отдельного внимания заслуживают функции королевского совета. Хотя "Высокая Курия, как и везде в христианском мире, в первую очередь выполняла судебные функции, что более важно, она была высшим советом королевства. Изначально представляя собой лишь собрание советников короля, со временем Курия стала решающей политической силой королевства. Несмотря на то, что король обладал правом созыва и решал, какие вопросы должно обсуждать, внешняя политика, объявление войны и мира, приказы о мобилизации и введение чрезвычайных налогов - все это решалось после обсуждения в Курии" <24>. Как пример можно привести решение Высокой Курии, принятое в отсутствие короля <25>, о заключении договора между королевством и венецианцами от 1123 г., касавшегося их привилегий в Тире, который союзники собирались захватить <26>. Это соглашение также иллюстрирует тот факт, что решения Курии не подлежали пересмотру или обжалованию, распространяясь на всех ее членов,- при этом король мог принять решение единолично <27>, хотя и рисковал столкнуться с противодействием своего совета <28>. Итак, в 1123 г. на совете баронов было решено внести в договор, заключаемый с венецианцами, соответствующее условие: если король не подтвердит заключение договора с венецианцами, ему не позволят вернуться на трон, и ни один наследник, не признавший сей договор, не займет его место. Однако это условие должны были соблюдать и сами бароны, а также их потомки <29>. Помимо всего прочего, данный пример показывает, что Высокая Курия располагала значительной властью уже в первые десятилетия существования королевства.
--------------------------------
<24> Prawer J. The world of the crusaders. P. 77.
<25> Willelmi Tyrensis Archiepiscopi Chronicon. XII, 17. P. 567.
<26> Willelmi Tyrensis Archiepiscopi Chronicon. XII, 25. P. 577 - 581.
<27> Ришар Ж. Латино-Иерусалимское королевство. С. 91.
<28> La Monte J. Feudal Monarchy in the Latin Kingdom of Jerusalem. P. 87, 95.
<29> Willelmi Tyrensis Archiepiscopi Chronicon. XII, 25. P. 580.
Королевский совет обладал и законодательными функциями <30>. Уже упоминавшийся собор в Наблусе - один из примеров его деятельности подобного рода <31>. На этом соборе были приняты двадцать пять канонов, касавшихся как церковных, так и светских дел. Большинство из них (каноны с 4 по 15, а также 17 - 19 <32>) устанавливали наказания за различные преступления сексуального характера, некоторые касались клира. В частности, служителям церкви разрешалось использовать оружие для самообороны. В последних канонах речь шла о разного рода кражах <33>. Таким образом, положения, закрепленные в канонах, относились сразу к нескольким отраслям права.
--------------------------------
<30> La Monte J. Feudal Monarchy in the Latin Kingdom of Jerusalem. P. 101.
<31> "Eodem anno, qui erat ab incarnatione domini millesimus centesimus vicesimus... dominus Gormundus Ierosolimorum patriarcha, vir religiosus ac timens deum, una cum domino rege Balduino, prelatis quo-que ecclesiarum et regni principibus apud Neapolim urbem io Samarie convenientes conventum publicum et curiam generalem ordinaverunt" - "В год от воплощения Господня тысяча сто двадцатый... господин Гормонд, патриарх Иерусалимский, муж религиозный и богобоязненный, вместе с господином королем Балдуином, а также церковными прелатами и баронами королевства подле Наблуса, что в Самарии, созвали народное собрание и Высокую Курию". Willelmi Tyrensis Archiepiscopi Chronicon. XII, 13. P. 563.
<32> Kedar B.Z. On the origins of the earliest laws of Frankish Jerusalem // The Crusades. Critical Concepts in Historical Studies. Vol. IV. Crusading Cultures / ed. A. Jotischky. London and New York, 2008. P. 146 - 147.
<33> Ibid. P. 147 - 148.
Наиболее важные функции Высокой Курии - выбирать короля <34> (в XII в. такое имело место только после смерти Балдуина I, когда оказалось два претендента на престол, и во время конфликта между королевой Мелизендой и Балдуином III) и назначать регента в его отсутствие <35>. В 1123 г. в после пленения Балдуина II регентом был избран коннетабль королевства Евстахий Гранье <36>, в 1174 г. - Раймунд III Триполийский, в связи с малолетством и болезнью Балдуина IV <37>, в 1183 г., по той же причине - Ги де Лузиньян <38>.
--------------------------------
<34> John of Ibelin. Le Livre des Assises. Ch. 219, 220. P. 569 - 576.
<35> La Monte J. Feudal Monarchy in the Latin Kingdom of Jerusalem. P. 9.
<36> Willelmi Tyrensis Archiepiscopi Chronicon. XII, 17. P. 567 - 568.
<37> "Eodem quoque tempore convocatis regni principibus et ecclesiarum prelatis dum esset Ierosolimis, comes Tripolitanus rum rediit, auditurus super petitionibus suis, quas porrexerat prius, responsum, iteratoque verbo dum eisdem insisteret, habita rex per continuum biduum deliberatione, novissime de communi omnium coniventia in capitulo Dominici Sepulchri tradita est ei universa regni post dominum regem, populo acclamante, procuratio et potestas" - "Тогда собрались бароны королевства и прелаты церкви в Иерусалима, и граф Триполийский прибыл, и выслушали прошение его, о котором уже говорилось, и король после двухдневного размышления, со всеми своими людьми собравшись в капитуле Гроба Господня, передал ему все управление и власть после королевской, при великой радости народа". Willelmi Tyrensis Archiepiscopi Chronicon. XXI, 5. P. 965 - 966.
<38> "Febre igitur, ut premissum est, correptus et de vita desperans, convocatis ad se principibus suis, presente matre et domino patriarcha Guidonem de Liziniaco, sororis sue maritum, comitem Ioppensem et Ascalonitanum, de quo in superioribus sepissimam fecimus mentionem, regni constituens procuratorem..." - "В феврале, как уже говорилось, утомленный и уставший от жизни, созвав к себе своих баронов, в присутствии матери и патриарха Ги де Лузиньяна, мужа своей сестры, графа Яффы и Аскалона, о котором уже многократно упоминалось, выбрал регентом королевства..." Willelmi Tyrensis Archiepiscopi Chronicon. XXII, 26. P. 1049.
Наконец, в ведении Высокой Курии находились все дела, которые не могли быть рассмотрены в Курии Горожан или в церковной курии <39>, например касающиеся фьефов <40>.
--------------------------------
<39> E.g.: "L'on peut plaideer en la haute cort de toutes choses que de sa foy, ce est de sa creance, et de mariage et de testament et des autres choses de quei l'on est tenus de respondre ne faire droit qu'en la court de l'iglise, et de borgesie de quei l'on ne doit plaideer qu'en la cort de la borgesie" - "Должно вести в Высокой Курии все дела, касающиеся клятв, долгов, женитьб и завещаний и всего прочего, что не может быть, согласно обычаю, рассмотрено в церковной курии, а также горожан, дела которых не могут быть рассмотрены в Курии Горожан". John of Ibelin. Le Livre des Assises. Ch. 15. P. 80.
<40> La Monte J. Feudal Monarchy in the Latin Kingdom of Jerusalem. P. 95.
Одной из особенностей функционирования Высокой Курии было отсутствие строго регламентированного места ее заседания. Оно могло состояться в любом месте, как на территории королевства, так и за его пределами. Однако чаще всего Высокая Курия собиралась в Иерусалиме или Наблусе - главных городах королевского домена <41>.
--------------------------------
<41> Boas A.J. Jerusalem in the time of the Crusades. Society, landscape and art in the Holy City under Frankish rule. London and New York, 2001. P. 20.
Сравнение французской и иерусалимской Курий XII в. представляется необходимым в силу того, что вторая во многом являлась наследницей первой. Связано это с тем, что после окончания Первого Крестового Похода среди крестоносцев, оставшихся в Палестине, численно преобладали выходцы из Северной Франции, возглавляемые герцогом Готфридом Бульонским. Именно поэтому система центральных государственных органов и отдельные должности в них были заимствованы из государственного аппарата Капетингской Франции конца XI в.
В процессе сравнения вышеуказанных властных институтов были выявлены некоторые существенные различия. В Курию Капетингов входили сенешаль, коннетабль, камерарий (управляющий государственными финансами - в это время королевская казна и государственные финансы во Франции еще составляли единое целое <42>) и кравчий. В Высокую Курию Иерусалимского королевства - королевский совет, высший суд и орган вотирования налогов <43> - вошли вассалы короля, представители церкви, сенешаль, коннетабль и кравчий - управляющий королевским дворцом, а не просто ответственный за его снабжение вином, как во Франции <44>. Вместе с тем воссозданная в администрации иерусалимского короля должность камерария утратила свое влияние, не войдя в состав Высокой Курии <45>. Полномочия королевских советов также значительно различаются. Если французский представлял собой, скорее, совещательный орган при короле и не оказывал существенного влияния на политику государства, то иерусалимский, в свою очередь, эту политику определял и направлял, оставляя короля в качестве первого среди равных, но никак не единоличного главы государства. Объяснить это можно тем, что в условиях постоянной угрозы со стороны мусульманских государств Иерусалимскому королевству была необходима сильная центральная власть, в то же время не сосредоточенная в одних руках, поскольку всегда существовала опасность гибели ее обладателя.
--------------------------------
<42> Стукалова Т.Ю. Французский королевский двор при Филиппе I и Людовике VI (1060 - 1137) // Двор монарха в средневековой Европе: явление, модель, среда / под ред. Н.А. Хачатурян. Вып. I. М.; СПб., 2001. С. 74.
<43> Ришар Ж. Латино-Иерусалимское королевство. С. 99.
<44> La Monte J. Feudal Monarchy in the Latin Kingdom of Jerusalem. P. 122; Стукалова Т.Ю. Французский королевский двор при Филиппе I и Людовике VI. С. 74.
<45> La Monte J. Feudal Monarchy in the Latin Kingdom of Jerusalem. 121 - 122; Richard J. The Political and Ecclesiastical Organization of the Crusader States // A History of the Crusades. Vol. V. The Impact of the Crusades on the Near East / ed. K.M. Setton. Milwakee; London, 1985. P. 225.
Высокая Курия - центральный орган власти Иерусалимского королевства, созданный в начале XII в. - представлял собой успешную адаптацию французских традиций государственного управления к сиро-палестинским условиям. В перспективе он оказался настолько эффективным органом управления, насколько это было возможно для подобного института в XII в. Потенциал, заложенный в его структуре, раскрылся уже на этапе формирования Иерусалимского королевства благодаря объединению в рамках одной структуры монарха, феодальной знати и оффисье, в чьих руках находилась вся полнота центральной власти.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Административное право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.