Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Административное право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
СТАНОВЛЕНИЕ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
А.А. ОВОДОВ
Гарантированные Конституцией Российской Федерации <1> единство экономического пространства, свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свободы экономической деятельности; признание и защита равным образом частной, государственной, муниципальной собственности в России явились предпосылкой для развития рыночных форм хозяйственной деятельности в России.
--------------------------------
<1> См.: Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30 декабря 2008 г. N 6-ФКЗ и от 30 декабря 2008 г. N 7-ФКЗ). Официальный текст Конституции РФ с внесенными в нее поправками от 30 декабря 2008 г. опубликован в изданиях "Российская газета" N 7 от 21 января 2009 г.; Собрание законодательства РФ. 2009. N 4. Ст. 445; Парламентская газета. N 4. 23 - 29 января 2009 г.
"Главный признак экономики рыночного типа - раскрепощение от внешнего вмешательства, подчинение законам и воле людей формы и способы экономической деятельности, дающие в полной мере проявиться хозяйственной самостоятельности и инициативе" <2>. Хозяйственная инициатива и самостоятельность может проявиться в полной мере лишь при обеспечении свободной конкуренции, минимизации монополистических тенденций на рынке. В связи с этим с началом рыночных реформ в России появилась необходимость правового обеспечения нормального рыночного развития, а также необходимость в создании органов, обеспечивающих реализацию правовых норм, защищающих конкуренцию.
--------------------------------
<2> Курс экономики / Под ред. Б.А. Райзберга. М.: Инфра-М, 1997. С. 79.
"Начало созданию в России антимонопольных органов положил Федеральный закон "О республиканских министерствах и государственных комитетах РСФСР", принятый Верховным Советом РСФСР 14 июля 1990 г. Во исполнение этого Закона осенью 1990 г. был сформирован Государственный комитет РСФСР по антимонопольной и поддержке новых экономических структур, а затем, в течение 1991 - 1992 гг., образованны и его территориальные органы" <3>.
--------------------------------
<3> URL: http://mordovia.fas.gov.ru/page.php?id=9.
Становление антимонопольных органов России совпало с процессами модернизации российской экономики, приватизации государственной собственности. Перед новой структурой была поставлена задача активного содействия формированию рыночных отношений, возрождению свободного предпринимательства и частной собственности, развитию добросовестной конкуренции в предпринимательском сообществе.
Основополагающим нормативным актом, установившим статус и полномочия государственного антимонопольного органа и определившим цели проводимой им политики, стал Закон РСФСР от 22 марта 1991 г. N 948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках".
На протяжении существования антимонопольных органов менялись структура, полномочия, название антимонопольного ведомства (Государственный комитет РСФСР по антимонопольной и поддержке новых экономических структур, Государственный антимонопольный комитет РФ, Министерство по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства).
На каждом этапе антимонопольной деятельности решалась поставленная государством задача, для реализации последующих приоритетов государственной политики в области сдерживания роста монополизма в стране.
В марте 2004 г. Указом Президента Российской Федерации "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" <4> Министерство по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства было упразднено и создана Федеральная антимонопольная служба (ФАС России), которую возглавил Игорь Юрьевич Артемьев.
--------------------------------
<4> См.: Указ Президента Российской Федерации от 12 мая 2008 г. N 724 "Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти" (в ред. Указов Президента России от 30 мая 2008 г. N 863, от 24 июля 2008 г. N 1114, от 6 сентября 2008 г. N 1315, от 7 октября 2008 г. N 1445, от 14 октября 2008 г. N 1476, от 3 декабря 2008 г. N 1715, от 25 декабря 2008 г. N 1847, от 31 декабря 2008 г. N 1883, от 11 сентября 2009 г. N 1033, от 5 октября 2009 г. N 1107, от 19 января 2010 г. N 82) // Российская газета. N 100. 2008. 13 мая; Собрание законодательства РФ. 2008. N 20. Ст. 2290.
ФАС России является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов и контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, законодательства в сфере деятельности субъектов естественных монополий (в части установленных законодательством полномочий антимонопольного органа), рекламы, контролю за осуществлением иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства, а также по контролю в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд (за исключением полномочий по контролю в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг по государственному оборонному заказу, а также в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд, не относящихся к государственному оборонному заказу, сведения о которых составляют государственную тайну).
Особо важным событием не только для антимонопольной службы, но и для всего гражданского общества является принятие нового Федерального закона "О защите конкуренции" <5>, позволяющего эффективно влиять на развитие конкуренции.
--------------------------------
<5> См.: Федеральный закон от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (в ред. Федеральных законов от 1 декабря 2007 г. N 318-ФЗ, от 29 апреля 2008 г. N 58-ФЗ, от 30 июня 2008 г. N 108-ФЗ, от 8 ноября 2008 г. N 195-ФЗ, от 17 июля 2009 г. N 164-ФЗ, от 17 июля 2009 г. N 173-ФЗ, от 27 декабря 2009 г. N 374-ФЗ, от 27 декабря 2009 г. N 379-ФЗ, с изм., внесенными Федеральным законом от 18 июля 2009 г. N 181-ФЗ) // Российская газета. N 162. 2006. 27 июля; Собрание законодательства РФ. 2006. N 31 (ч. 1). Ст. 3434; Парламентская газета. N 126 - 127. 2006. 3 авг.; URL: http://nalog.yuga.ru/news/economic/?id=2632.
По Федеральному закону "О защите конкуренции" антимонопольными органами в Российской Федерации являются также территориальные органы ФАС.
В соответствии с Положением о территориальном органе федеральной антимонопольной службы <6> территориальный орган Федеральной антимонопольной службы осуществляет функции по контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, законодательства в сфере деятельности субъектов естественных монополий (в части установленных законодательством полномочий антимонопольного органа), рекламы, а также по контролю в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд (за исключением полномочий по контролю в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг по государственному оборонному заказу).
--------------------------------
<6> См.: Утверждено Приказом Федеральной антимонопольной службы от 15 декабря 2006 г. N 324 "Об утверждении Положения о территориальном органе федеральной антимонопольной службы", зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 24 января 2007 г. N 8842 (в ред. Приказов ФАС России от 27 июня 2007 г. N 194, от 1 августа 2007 г. N 243, от 21 ноября 2007 г. N 387, от 13 февраля 2008 г. N 47, от 12 мая 2008 г. N 160, от 3 июня 2008 г. N 196, от 21 ноября 2008 г. N 496 (в ред. от 4 декабря 2009 г.) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2007. N 11.
Большое влияние на развитие антимонопольного регулирования оказало принятие "второго антимонопольного пакета" <7>, в июле 2009 г. изменения были внесены в Федеральный закон "О защите конкуренции", Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и ст. 178 Уголовного кодекса РФ.
--------------------------------
<7> URL: http://www.fas.gov.ru/competition/20349.shtml.
В соответствии с нововведениями были установлены различные правовые возможности, в том числе возможность: определения параметров правил недискриминационного доступа к товарам и услугам, производимым (реализуемым) субъектами естественных монополий; применения в качестве меры административной ответственности дисквалификации в отношении государственных и муниципальных служащих; фиксировать факт нарушения антимонопольного законодательства решением Комиссии антимонопольного органа, а не протоколом об административном правонарушении; определять порядок проведения антимонопольными органами проверок соблюдения антимонопольного законодательства; установления административной ответственности за нарушение органами государственной или муниципальной власти антимонопольного законодательства.
Учитывая, что в соответствии с ч. 2 ст. 13 Федерального конституционного закона от 28 апреля 1995 г. N 1-ФКЗ "Об арбитражных судах в Российской Федерации" <8> "по вопросам своего ведения Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации принимает постановления, обязательные для арбитражных судов в Российской Федерации", Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30 июня 2008 г. N 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства" <9> имеет важное значение для административно-правового регулирования антимонопольной деятельности в Российской Федерации.
--------------------------------
<8> Собрание законодательства РФ. 1995. N 18. Ст. 1589; Российская газета. N 93. 1995. 16 мая.
<9> Вестник ВАС РФ. 2008. N 8; 2008. N 10.
Впервые административная ответственность за нарушение антимонопольного законодательства была установлена Законом РСФСР от 22 марта 1991 г. N 948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" <10>. В дальнейшем в результате принятия других правовых актов, устанавливающих административную ответственность за нарушение антимонопольного законодательства, сфера его действия расширилась. "К концу 90-х гг. законодательство об административной ответственности за нарушение антимонопольных правил представляло собой совокупность нормативно-правовых актов, регулирующих как материальные, так и процессуальные отношения, но не являлось упорядоченной системой законодательства" <11>. В связи с этим многие вопросы административной ответственности в указанных актах решались по-разному (так, например, в правовых актах, за одинаковые составы правонарушений антимонопольных правил предусматривались разные меры административного наказания; в одних случаях юридические лица являлись субъектами административной ответственности, в других, например в КоАП РСФСР, - нет и т.д.) либо оставались неурегулированными (например, некоторые вопросы, касающиеся общих правил и порядка привлечения к административной ответственности; вопросы вины юридического лица; установления гарантий для лиц, привлекаемых к административной ответственности, и т.д.).
--------------------------------
<10> Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РФ. 1991. N 16. Ст. 499.
<11> См.: Куншина Л.В. Административная ответственность за нарушения антимонопольного законодательства: Автореф. дис. ... к.ю.н. Специальность 12.00.14 - "Административное право; Финансовое право; Информационное право". М., 2002. С. 31.
Таким образом, отсутствие единообразия в установлении и применении административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства вызвало необходимость кодификации указанного законодательства. Вместе с тем принятие нового Кодекса об административных правонарушениях <12> от 30 декабря 2001 г., с одной стороны, завершило многолетний процесс систематизации всего действующего законодательства об административной ответственности за нарушение антимонопольных правил, а с другой - поставило перед наукой административного права новые задачи, направленные на устранение правовых пробелов и противоречий.
--------------------------------
<12> Российская газета. N 256. 2001. 31 дек.; Парламентская газета. N 2 - 5. 2002. 5 янв.; Собрание законодательства РФ. 2002. N 1 (ч. 1). Ст. 1.
Полагаем, что необходимо увеличить размер санкций за совершение административных правонарушений, направленных на ограничение конкуренции с целью защиты функционирования рыночных механизмов.
Кроме того, имеет смысл, проанализировав опыт работы Министерства по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства, дать оценку деятельности Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации на предмет эффективности ее работы.
Руководитель Федеральной антимонопольной службы И.Ю. Артемьев в официальном интервью заявил о возможности принятия в будущем "третьего антимонопольного пакета", который "будет нести изменения в законодательствах о естественных монополиях" <13>. Считаем, что данные изменения должны способствовать установлению более строгого контроля за качеством предоставляемых услуг "естественными монополиями" и соответствию цен на эти услуги требованиям времени.
--------------------------------
<13> URL: http://www.rg.ru/2009/09/15/fas.html.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Административное право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.