Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Административное право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ В ВОПРОСАХ РЕГУЛИРОВАНИЯ МИГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ
Т.М. ЧАПУРКО, С.М. ШАДРИН
В условиях роста миграционных потоков и особенностей модернизационного вектора развития современной России возрастает необходимость качественного обновления государственной миграционной политики.
Одним из важнейших рискогенных факторов в отношении восприятия трудовой миграции практически во всех странах мира является ментальность коренного населения. Миграционная политика имеет как краткосрочные, так и долгосрочные последствия для национальной безопасности. В этом отношении достаточно показательно, что погромы во Франции были организованы не мигрантами, а молодыми гражданами Франции, потомками мигрантов в третьем поколении, которые тем не менее находились под влиянием паттернов поведения делинквентно ориентированной части мигрантского сообщества.
Миграция представляет собой "процесс перемещения населения через границы страны или ее территориальных подразделений, связанный с постоянной или временной переменой места жительства либо с регулярным возвращением к нему" [1, с. 161].
В соответствии со ст. 27 Конституции РФ: "Каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства" [2].
Передвижение населения имеет временные позиции - краткосрочную и долгосрочную, и именно временные миграции в последние годы приобретают все большее значение в социально-экономическом и социально-культурном отношении. Кроме того, именно временная миграция имеет особое криминологическое значение как преступность приезжих.
Многие годы миграция выступала как преимущественно позитивное явление, способствующее развитию и расширению производства, культурному обмену и т.д. Но в настоящее время "стимулируемая в ряде регионов политикой дискриминации русских и других некоренных этносов миграция приобрела характер вынужденных переселений. При этом большое число мигрантов прибывают на новое место жительства, оставляя жилье и основную часть нажитого имущества, избегая официальной регистрации по месту прибытия. Все это негативно влияет на криминологическую ситуацию регионов, куда прибывает значительное количество вынужденных и неорганизованных мигрантов" [3, с. 345].
Модернизация социальных и экономических структур, демократизация политического режима в России возможны только при одновременной существенной трансформации менталитета российских граждан, обретения ими способности к самоорганизации, мирному и цивилизованному отстаиванию своих прав и интересов.
В первую очередь необходимо модернизировать главные требуемые изменения глубинных фреймов российского менталитета: "свое/чужое", "ближний круг/государство", "высшие идеалы/польза" и "Россия/Запад" [4, с. 7 - 21].
И одним из актуальных направлений модернизации сознания должно стать изменение восприятия трудовой миграции, в том числе и в части ее этнической составляющей. Речь идет не столько о трансформации ментальности граждан, но и об этнополитическом развитии государства. Тот факт, что у трудовых мигрантов нет политических прав, а лишь ограниченные юридические права, совсем не означает отсутствия потенциала протестной активности со стороны мигрантов, способного нарушить существующий в стране социальный и политический порядок.
При определенных условиях мигрантские сообщества вносят существенные коррективы в цивилизационную идентичность управления страной, приводя к ее деформации в пользу иных цивилизационных систем, что может быть отнесено к числу угроз национальной безопасности.
К ключевым дисфункциям государственной миграционной политики необходимо отнести:
игнорирование при разработке политической линии государства факторов, возникающих в связи с социальной и демографической динамикой миграционных процессов;
игнорирование факторов, связанных с непредвиденными последствиями глобализации - миграционные потоки между Севером и Югом, а также экономическим неравенством государств в контексте международного сотрудничества.
Даже вышеприведенные факты свидетельствуют, что теорию миграции населения нельзя вывести из эмпирических наблюдений путем их обобщения, требуется основанный на междисциплинарном дискурсе метатеоретический подход, который необходимо разработать в рамках общественных наук.
Отличительной особенностью новой экономики является то, что государства помимо их воли включаются в глобальные процессы или, точнее, глобальные процессы захватывают их таким образом, что они оказываются в положении страны, зависимой от глобальной структуры производства, распределения и управления. Это прямо и непосредственно отражается на миграционных потоках рабочей силы.
Если существует глобальная экономика, то существует и глобальный рынок труда, который обеспечивает трансграничное передвижение трудовых ресурсов, а значит, имеются и соответствующие высоко обобщенные правила соответствующих социальных и политических взаимодействий.
Долгие годы у значительной части элиты принимающих стран существовало убеждение, в соответствии с которым нормативными мерами можно обеспечить интеграцию мигрантов в общество за счет изменения норм поведения и паттернов культуры. На практике выяснилось, что ничего подобного не происходит и мигранты не становятся полноценными политически и социально ответственными гражданами, более того, стремятся навязать базовые постулаты своей культуры коренному населению. С аналогичными процессами сталкивается и Россия.
За последние четверть века, формируемые трудовыми мигрантами диаспоры, все чаще становятся существенными игроками на международной политической арене. От социокультурной формы социального агрегата мигрантов эти объединения гастарбайтеров все больше мигрируют к политическим структурам, оказывающим в принимающих обществах перманентное влияние на власть и политические процессы в социуме.
К примеру, в западной политической науке данная проблематика в силу примата политкорректности долгое время оставалась без научного осмысления. Исключение из социальной и политической областей функционирования окружающего индивида социума на первом этапе вызывает у индивида чувство бессилия.
На втором этапе, когда формируются политически ориентированные группы мигрантов, чувство бессилия может замещаться стремлением к политическому действию, что, по мнению соискателя, и наблюдается исследователями во многих странах мира. Организации трудовых мигрантов могут иметь определенные различия, но коалиции гастарбайтеров ориентированы не на этническую общность, а на решение социально-политических проблем.
Результатом политической рефлексии новых практик сообществ мигрантов стало фундаментальное изменение моделей формирования входящих в диаспоры групп и объединения мигрантов, защищающих свои интересы на не подразумевающей примат национальности политической платформе.
Соответственно, у политических лидеров декларирующих интересы мигрантов, появляются многочисленные варианты для манипуляций как политической коллективной идентичностью мигрантов, так и воздействием на процессы в политической системе принимающего общества.
Периодически возникающие в разных странах волны ксенофобского насилия по отношению к мигрантам способствуют повышению политической активности территориальных сообществ мигрантов.
В общественных науках имеются многочисленные исследования проблематики трудовой миграции, однако существующий корпус текстов не позволяет осуществлять обоснованное прогнозирование соответствующей государственной политики на среднесрочную и долгосрочную перспективу с точки зрения учета многочисленных угроз и рисков национальной безопасности и социальной стабильности принимающего мигрантов общества. Соответственно, встает вопрос о создании метатеории, позволяющей осуществлять научное сопровождение принимаемых правящей элитой решений в вопросах трудовой миграции.
Переход от политики исключительно нормативного регулирования трудовой миграции к опыту изменения правил осуществления власти через социальное конструирование позволит учесть мнение всех заинтересованных сторон. Для этого необходим новый способ осмысления социальных связей со стороны всех политических акторов, а также формируемая через коллективное бессознательное ментальная система, отражающая специфику культуры как принимающей страны, так и трудовых мигрантов.
Существующая система трудовых отношений в настоящее время подвергается коренному изменению под давлением рыночной интернационализации, технологических инноваций и роста диверсификации работников. Поэтому необходим поиск не частных решений, а выявление системных дисфункций реализации миграционной политики не только в России, но и странах с аналогичными политическими проблемами.
Несмотря на многочисленные политические решения по вопросам предотвращения нежелательных миграционных потоков ситуация продолжает оставаться напряженной. С обеих сторон конфликта между мигрантскими сообществами и принимающими государствами в Европе появились межнациональные активисты, которые стремятся политизировать социальный вопрос и субъективность мигрантов в Европейском союзе (ЕС). Группы аналогичной направленности постепенно набирают вес, и в современной России необходимо формирование единой государственной политико-правовой программы.
Литература
1. Статистика населения. М., 1985. С. 219 - 222.
2. Конституция РФ, принятая референдумом 12 декабря 1993 г. // Российская газета. 1993. 25 декабря.
3. Российская криминологическая энциклопедия / Под общ. ред. д.ю.н., проф. А.И. Долговой. М., 2000.
4. Розов Н.С. Императив изменения национального менталитета // Полис. 2010. N 4.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Административное право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.