Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Административное право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
УПРАВЛЕНИЕ КАЗАЧЬИМИ ШКОЛАМИ ЗАПАДНОЙ СИБИРИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX - НАЧАЛЕ XX В.
В.С. СУЛИМОВ
Во второй половине XIX в. Сибирское казачье войско входило в состав двух областей степного генерал-губернаторства - Акмолинской и Семипалатинской, частью в состав Томской губернии - Бийская линия. Станицы войска распределялись по 10 уездам областей и по двум уездам Томской губернии. Забота о развитии народного образования среди казачьего населения принадлежала Военному министерству. Учебное начальство в лице директоров и инспекторов народных училищ руководило только учебно-воспитательной частью, посещая казачьи школы - поселковые и станичные наравне с училищами МНП.
С 1861 г. началась реформа войска. Реформа ввела две меры по развитию образования, с целью открыть детям возможность приобретения познания больше получаемого ими в станичных школах. Во-первых, было разрешено посылать до шести стипендиатов в гражданские средние и высшие учебные заведения. Во-вторых, предоставлено содержать в каждом из 10 полковых округов по одному трехклассному окружному училищу, на 30 пансионеров каждое. Курс в них был пятилетним, приблизительно подходящим к приходским и уездным училищам МНП. В школах обучались дети всех чинов войска. Дети могли поступать в школу по желанию родителей или их заместителей. В каждой станице учреждались станичные школы, содержащиеся за счет населения. От Сибирского войска станичным учителям отпускалось жалованье из войсковых сумм по 21 руб. 45 коп. Обучение в этих школах было обязательным.
Школы состояли в непосредственном заведовании станичного начальства, под наблюдением почетного смотрителя окружного училища. Однако меры эти не принесли заметного результата. Стипендиаты иногда посылались в гражданские учебные заведения, но курса не оканчивали.
В окружных училищах не хватало учителей. По этой причине вместо десяти училищ войско смогло открыть только два: в Павлодаре и Кокчетаве для приходящих учеников. В связи с ограниченностью штатных сумм на организацию пансионов, последние не были устроены, что препятствовало допуску в окружные училища детей из удаленных от них станиц. Организация учебной части в данных училищах страдала значительными недостатками. В дальнейшем эти училища были преобразованы в городские <1>.
--------------------------------
<1> ГАТО (Государственный архив Томской области). Ф. 126. Оп. 2. Л. 2150. Л. 184.
В 1869 г. генерал-губернатор Западной Сибири сделал необходимые изменения в устройстве учебной части, с учетом местных обстоятельств и средств. Обо всех изменениях было своевременно сделано представление Военному министерству. После чего ближайшее заведование школами возлагалось на губернаторов и уездных начальников, которым с 1870 г. подчинялось казачье население в административном отношении. С 1875 г. началась подготовка за войсковой счет молодых людей в Омской учительской семинарии для замещения учительских вакансий в станичных школах. В этом же году начали появляться в станицах и поселках заводимые на общественный счет училища для девочек. Положением, утвержденным царем 7 мая 1877 г., вводились поселковые школы. При этом на содержание станичных и поселковых школ снова устанавливалось пособие от войска. Из войскового капитала выделялось по 12000 руб. в год, с предоставлением ближайшего распоряжения этой суммой войсковому хозяйственному правлению. Из этой суммы 1000 руб. тратилась на содержание 10 стипендиатов в Омской учительской семинарии. Положением 1877 г. также определялось учреждение отдельных школ для каждого казачьего поселения. Вместе с тем предоставлялось право устраивать общие школы для ближайших соседних поселений, при условии соглашения войскового начальства с дирекцией народных училищ Западной Сибири <2>.
--------------------------------
<2> ГАТО. Ф. 126. Оп. 2. Л. 2150. Л. 184 об. - 185.
Депутатское собрание в декабре 1882 г. возбудило перед войсковым наказным атаманом генерал-лейтенантом Колпаковским ходатайство о необходимости коренного преобразования школьного дела в войске. Во всеподданнейших отчетах о состоянии войска Колпаковский неоднократно отмечал "непростительное равнодушие" гражданских властей к состоянию казачьих школ: "Занятые более делами кочевников, как преобладающего населения в крае, они мало уделяли внимания интересам жителей войскового сословия, управление которыми они считали второстепенною своею обязанностью" <3>.
--------------------------------
<3> ГАТО. Ф. 126. Оп. 2. Л. 2150. Л. 185 - 185 об.
Надеясь оживить дело народного образования в войске, генерал Колпаковский в 1884 г. решил изъять начальные казачьи училища из ведения областной и уездной администрации, подчинив их администрации войсковой. Он руководствовался в переустройстве школьного дела положениями, принятыми в Оренбургском казачьем войске. В результате школы поступили в непосредственное ведение атаманов военных отделов войска. Им было предложено озаботиться о скорейшем благоустройстве школ, как в плане материального обеспечения, так и с учебной стороны. Общий контроль по всему войску за ходом преподавания сосредоточился в высшей инстанции - в войсковом хозяйственном правлении, продолжавшем ведать всей финансовой стороной школьного дела. 6 ноября 1884 г. по отделам войска были разосланы следующие нормативные документы: "План обучения в начальных училищах", "Инструкция для двухклассных училищ" и "Инструкция учителям и указания попечителям школ о их обязанностях". Через два дня присутствием правления был заслушан доклад советника данного учреждения есаула Кирьянова "Об улучшении учительского персонала в Сибирском казачьем войске и о мерах поддержания в учащих стремления совершенствоваться в учебном отношении, а также и об улучшении материальной обстановки учащих". Этот доклад был отослан на заключение атаманов отделов. Заключения и обзоры были получены от атаманов отделов в отчетах о состоянии школ на 1 января 1885 г. Эти отчеты заслушивались правлением 21 февраля 1885 г., где определился план реформы, включающий в себя определенные положения:
1) увеличение объема преподавания предметов начальной школы наравне с начальными училищами Министерства народного просвещения;
2) учреждение одноклассных школ во всех казачьих поселениях и школ двухклассных там, где, по свидетельству атаманов отделов, явится к тому возможность;
3) привлечение к обучению всех детей школьного возраста;
4) побуждение священников местных приходских церквей к оказанию на учащихся духовно-нравственного воздействия;
5) привлечение более отвечающего своему назначению учительского персонала и улучшение материального его положения;
6) увеличение войсковых стипендий в Омской учительской семинарии с 10 до 20, с увеличением отпуска из войсковых сумм ежегодно по 1150 руб.;
7) организация съезда учащихся для прохождения ими педагогических курсов;
8) устройство библиотек учительских и ученических;
9) устройство школьных помещений;
10) снабжение школ удобной классной мебелью, а также классными пособиями и руководствами;
11) увеличение денежных отпусков из войсковых и общественных сумм на улучшение материальной части в школах;
12) учреждение школьных попечителей и организаций контроля школ в учебном, административном и хозяйственном отношении <4>.
--------------------------------
<4> ГАТО. Ф. 126. Оп. 2. Л. 2150. Л. 186 - 187.
В 1886 г. войсковым хозяйственным правлением при участии атаманов 1 и 2 отделов и инспектора народных училищ Акмолинской области были разработаны "Временные правила по устройству училищной части в Сибирском казачьем войске". Утвержденные войсковым наказным атаманом, данные правила были объявлены приказом по войску в декабре 1886 г. Этими правилами попечение об удовлетворении потребностей населения в начальном образовании и о надлежащем нравственном его направлении возлагалось на войсковое хозяйственное управление, имеющее по отношению к школам права и обязанности губернских и училищных советов по "Положению о начальных народных училищах" от 25 мая 1874 г. Атаманы отделов имели право проводить ревизию школ по хозяйственной части. По учебно-воспитательной стороне дела надзор за школами по "Временным правилам" предоставлялся Акмолинскому и Семипалатинскому инспекторам народных училищ. С ними должны были взаимодействовать атаманы отделов по поводу устранения замечаемых ими при ревизиях различных недостатков, касающихся учебно-воспитательной части. Также совместно решались вопросы при назначении учителей в школы и увольнении их с должности или в отпуск, при перемещении педагога из одной школы в другую. Инспектора, усматривая во время ревизий полное несоответствие учителя занимаемой должности или убедившись в его неблагонадежности, увольняли педагогов немедленно, сообщая об этом атаману отдела. Инспектора также сообщали атаманам или в правление свое заключение по учебной части и руководящие основания. В конце года они представляли подробный отчет Войсковому наказному атаману. "Временные правила" для организации управления начальными школами в войске оставались действующими до начала XX в.
Обучение в станичных и поселковых школах по "Плану обучения" 1884 г. продолжалось до выхода "Примерных программ предметов, преподаваемых в начальных народных училищах Министерства народного просвещения" от 7 февраля 1897 г. Войсковой наказной атаман барон Таубе предложил эти программы принять к руководству в школах войска с начала 1897 - 1898 учебного года. В соответствии с "Инструкцией для учителей и учительниц" 1885 г. в некоторых поселковых школах делались попытки преподавать ремесла и мастерства, огородничество и садоводство. В большинстве случаев попытки оказались неудачными, и лишь привилось обучение мальчиков переплетному делу. Большинство школ были смешанными. Мириться с таким положением казачьи общества заставлял недостаток денежных средств. Симпатии общества были на стороне отдельных школ. Количество девочек в школах было незначительно. Отдельные женские школы имели лишь большие и богатые общества, преимущественно станичные, а не поселковые. Число школьных зданий было менее количества школ, так как в некоторых поселках школы - мужская и женская - размещались в разных половинах одного здания. Семь школ находились в станичных правлениях и при поселковых сборных пунктах, две - в наемных помещениях. Все школы были одноклассные, за исключением Чарышского двухклассного училища <5>. При данном училище на средства, пожертвованные Ю.И. Базановой, был открыт специальный класс теоретического и практического пчеловодства и организована образцовая пасека и пчеловодческая мастерская <6>.
--------------------------------
<5> ГАТО. Ф. 126. Оп. 2. Л. 2150. Л. 189 - 189 об.
<6> ГАТО. Ф. 126. Оп. 2. Л. 2150. Л. 191 об.
В 1897 г. в Западно-Сибирском учебном округе насчитывалось 148 казачьих училищ при 5812 учащихся, в 1906 г. - 175 школ и 7382 учащихся в них. По отношению к населению войскового сословия в 1906 г. одна школа приходилась на 1346 душ обоего пола, а один учащийся - на 32 человека. Содержание казачьих школ и учащихся в них стоило дешевле, чем сельских школ МНП. Это объяснялось скудным обеспечением учителей, получавших от 120 до 240 руб. и в редких случаях 300 руб. Мало выделялось средств на учебники, библиотеки, выписку наглядных учебных пособий <7>.
--------------------------------
<7> ГАТО. Ф. 126. Оп. 2. Л. 2150. Л. 187 - 188 об.
В заключение выделим четыре этапа в организации начального обучения казаков в исследуемый период:
1861 - 1869 гг. - нахождение школ в ведении станичного начальства;
1870 - 1884 гг. - заведование школ губернаторами и уездными начальниками;
1885 - 1896 гг. - подчинение училищ войсковой администрации;
1897 г. - начало XX в. - школы продолжали подчиняться войсковой администрации с переходом на программы начальных училищ Министерства народного просвещения.
Несмотря на довольно частое переподчинение казачьих школ, наблюдался их неуклонный рост. Забота войсковой администрации о начальном образовании способствовала повышению процента грамотности среди казаков.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Административное право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.