Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Административное право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
ОБ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ В ОБЛАСТИ ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА
Е.И. АНДРЕЕВА, А.В. КУШНИРЕНКО, Н.И. КИМ
В соответствии с ч. 1 ст. 2.1 КоАП России административным правонарушением признается противоправное, виновное действие либо бездействие физического или юридического лица, за которое КоАП России установлена административная ответственность. Таким образом, действующее административное законодательство предусматривает, что к ответственности может быть привлечен как гражданин, так и организация.
В то же время ст. 2.4 КоАП России установлен специфический субъект административного правонарушения - должностное лицо. В отношении указанных лиц установлены специальные размеры ответственности. При этом, как следует из примечания к ст. 2.4 КоАП России, указанные лица подразделяются на две категории:
- должностные лица, т.е. лица, осуществляющие полномочия представителя власти, а также лица, выполняющие административно-хозяйственные и организационно-распорядительные функции в государственных органах, государственных и муниципальных организациях;
- руководители и работники иных организаций, а также индивидуальные предприниматели, несущие административную ответственность в размерах, установленных для должностных лиц.
Вместе с тем КоАП России не раскрывает правовую природу должностного лица как субъекта административной ответственности. Таким образом, на сегодняшний день не представляется возможным однозначно определить, какие именно физические лица могут быть привлечены к административной ответственности в связи с исполнением ими административно-хозяйственных либо организационно-распорядительных функций.
Действующий КоАП России (ч. 3 ст. 2.1) закрепляет принцип двусубъективности административной ответственности: назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо.
Применительно к производству по делам об административных правонарушениях, совершенных в сфере хозяйственной деятельности (правонарушения в промышленности, строительстве, в области предпринимательской деятельности, таможенного дела, финансов, налогов, сборов и пр.), данный принцип означает, что совершение административного правонарушения юридическим лицом влечет ответственность не только этого лица, но и виновного физического лица (руководителя или иного работника организации), управленческие решения которого (в соответствии с представленными организационно-распорядительными и административно-хозяйственными полномочиями) повлекли совершение юридическим лицом административного правонарушения.
Вместе с тем в настоящее время отсутствует единая практика толкования положений ч. 3 ст. 2.1 КоАП России. Так, в ряде регионов России сложилась практика, при которой к ответственности за административные правонарушения в области таможенного дела, совершенные юридическими лицами, привлекаются только работники указанных лиц, которыми непосредственно совершены действия, повлекшие нарушение требований таможенного законодательства (специалист по таможенному оформлению организации-декларанта, водитель организации-перевозчика). Такой подход противоречит положениям КоАП России, так как, по сути, означает оставление без наказания юридического лица, однако находит широкую поддержку как среди должностных лиц таможенных органов, так и среди представителей судейского корпуса, поскольку среди указанной категории субъектов административной ответственности незначительна доля лиц, обращающихся с жалобами на постановления о назначении наказания.
При этом в настоящее время отсутствует единый подход к рассмотрению стороны правонарушений в области таможенного дела, совершаемых должностными лицами, и виновности указанных субъектов административной ответственности.
Так, например, согласно примечанию 1 в ст. 16.1 КоАП России за административные правонарушения, предусмотренные главой 16 КоАП России "Административные правонарушения в области таможенного дела (нарушения таможенных правил)", лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность, как и юридические лица.
Данная формулировка дает основание ряду таможенных органов при производстве по делам о таких административных правонарушениях формулировать вину граждан-предпринимателей не по ст. 2.2 КоАП России (в форме умысла или неосторожно), а по ч. 2 ст. 2.1 КоАП России, т.е. по вине юридического лица, которое признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Считаем данный подход ошибочным в силу следующего.
Указанное примечание к ст. 16.1 КоАП России необходимо толковать в системной связи правовых норм рассматриваемого Кодекса, согласно правовой позиции, закрепленной Конституционным Судом Российской Федерации в Определении N 171-О от 22 апреля 2004 г.
Так, согласно ч. 2.1 КоАП России за административное правонарушение настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Следовательно, административная ответственность - это мера государственного принуждения, применяемая к правонарушителю, выражаемая в определенных санкциях.
Вместе с тем субъективная сторона правонарушения, характеризуемая виной лица, привлекаемого к административной ответственности, как его отношением к совершенному правонарушению, ни при каких условиях не может отождествляться с понятием юридической ответственности за совершенное деяние, применяемой соответствующими органами государственной власти в пределах предоставленных им полномочий.
Так, согласно ч. 1 ст. 3.1 КоАП России, административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения.
Следовательно, возложение в примечании к 1 ст. 16.1 КоАП России на предпринимателей обязанности нести юридическую ответственность как юридическим лицам означает лишь выбор конкретного вида наказания, предусмотренного статьями главы 16 КоАП России для юридических, а не для должностных лиц.
Резюмируя вышеизложенное, можно сделать вывод, что необходимо провести комплексный анализ проблем привлечения должностных лиц к административной ответственности за нарушения таможенных правил с целью выработки рекомендаций для правоприменительной практики при производстве по делам об административных правонарушениях для дел данной категории.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Административное право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.