Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Административное право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАКОННОСТИ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПЕНИТЕНЦИАРНОЙ СИСТЕМЕ РОССИИ
В.А. ПОНИКАРОВ, Т.В. ПОНИКАРОВА
Обеспечить законность в административной деятельности учреждений и органов пенитенциарной системы России можно только при использовании развернутой системы взаимодополняющих друг друга гарантий.
На наш взгляд, нет правовых гарантий в самостоятельном или в "чистом" виде. Для того чтобы любая классификация обладала научной ценностью и практической значимостью, необходимо правильно определить соответствующие критерии. Гарантии в административной деятельности учреждений и органов уголовно-исполнительной (пенитенциарной) системы (далее - УИС) надлежит классифицировать по форме их выражения:
1) нормы, зафиксированные в качестве правовых принципов;
2) нормы, выступающие в виде прав и обязанностей;
3) нормы, приобретающие характер конкретной ответственности;
4) нормы, определяемые как юридические факты;
5) нормы, обозначенные в виде функций контроля и надзора;
6) нормы, зафиксированные в виде запрета.
Правовые нормы, определяющие гарантии законности, могут выступать в виде принципа. Так, ч. 1 ст. 15 Основного Закона России гласит, что "Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации". Данное положение Основного Закона страны распространяется и на сферу административной деятельности.
Правовые нормы, определяющие гарантии законности, могут выступать в виде прав и обязанностей. Заметим, что к нормам, закрепляющим гарантии в виде права, следует отнести следующее:
а) право на обжалование;
б) пределы (границы) компетенции.
Так, например, ст. 30.1 КоАП РФ закрепляет право граждан (в том числе и сотрудников УИС) на обжалование постановления по делу об административном правонарушении. В качестве существенной гарантии можно рассматривать и ст. 62 Положения о службе в органах внутренних дел <1>, которая предоставляет сотрудникам УИС право на обжалование в суд приказа об увольнении.
--------------------------------
<1> Следует сказать, что до сих пор, в связи с реформированием уголовно-исполнительной системы, так и не принят Государственной Думой РФ проект Федерального закона "О правоохранительной службе". Поэтому в настоящее время административно-правовой статус сотрудника УИС определяется указанным выше Положением.
Нормы, определяющие пределы (границы) компетенции <2> должностных лиц УИС, рассматриваются нами также как гарантии законности в виде прав. Например, согласно п. 5 ст. 14 Закона РФ "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" любой начальник исправительного учреждения имеет право возбудить дело об административном правонарушении (т.е. составить протокол), рассмотреть данное дело в соответствии со ст. 23.4 КоАП РФ. Вследствие этого предусмотренные в Законе пределы (границы) прав должностных лиц УИС выступают в качестве гарантий законности.
--------------------------------
<2> Не углубляясь в полемику по данному вопросу, отметим, что данную компетенцию мы рассматриваем как более сложную разновидность юридических прав субъектов в сфере административной деятельности милиции.
Проанализируем нормы-гарантии в виде обязанности.
Часть 2 ст. 29.11 КоАП РФ обязывает должностного лица УИС вручить под расписку копию постановления по делу об административном правонарушении физическому лицу, в отношении которого оно вынесено. В данном примере "обязанность" выступает как гарантия реализации прав и свобод граждан в анализируемой правоохранительной деятельности УИС.
Так, например, ч. 1 ст. 32 Закона РФ "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" прямо закрепила такую важную норму-гарантию, как обязанность граждан и должностных лиц выполнять законные требования сотрудника УИС России. Нормы, закрепляющие ответственность, рассматриваются нами в качестве гарантии. Законодатель в ч. 1 ст. 32 Закона РФ "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" зафиксировал, что "неисполнение законных требований персонала, а также действия должностных лиц и граждан, препятствующие исполнению персоналом своих обязанностей, влекут за собой ответственность в установленном законом порядке". В настоящее время конкретная административная ответственность граждан за неисполнение законных требований работников уголовно-исполнительной (пенитенциарной) системы предусмотрена ст. 19.3 КоАП РФ.
Проанализируем следующую группу. Нормы, определяемые как юридические факты. Точное описание юридических фактов, например, в ст. 24.5 КоАП РФ ("Обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении") ориентирует должностных лиц УИС на правомерную реализацию соответствующих норм, регламентирующих административную деятельность в УИС. Так, например, в ст. 31 Закона РФ "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы", приводится перечень юридических фактов, при наличии которых сотрудники УИС имеют право применять огнестрельное оружие.
Нормы, обозначенные в виде функций контроля и надзора, мы также относим к правовым гарантиям.
В соответствии с Федеральным законом от 17 января 1992 г. N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" прокуратура осуществляет надзор за законностью во всех сферах и областях управленческой деятельности. Этот надзор распространяется и на диапазон административной деятельности в УИС. В качестве гарантии следует причислить и п. 2 ч. 1 ст. 25.11 КоАП РФ, который предусматривает участие прокурора в рассмотрении дел об административных правонарушениях.
Установленные юридическими нормами запреты мы тоже относим к правовым гарантиям законности. В качестве таковой, например, выступает ч. 2 ст. 32 Закона РФ "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы". Согласно данной правовой норме "никто, кроме государственных органов и должностных лиц, прямо уполномоченных на то законом, не вправе вмешиваться в служебную деятельность персонала". Кроме того, ч. 2 ст. 33 анализируемого нормативно-правового акта устанавливает запрет на обнародование в средствах массовой информации сведений о месте жительства сотрудников уголовно-исполнительной системы. Сведения о прохождении службы сотрудниками уголовно-исполнительной системы могут предоставляться только с разрешения начальников учреждений, исполняющих наказания, и следственных изоляторов. Следовательно, можно заключить, что все запреты в отношении сотрудников УИС одновременно выполняют и функции правовых гарантий законности.
Таким образом, можно констатировать, что обеспечить законность в административной деятельности учреждений и органов УИС можно только при использовании развернутой системы взаимодополняющих друг друга гарантий. Чем больше будет правовых гарантий, тем выше станет степень обеспечения законности в административной деятельности пенитенциарных учреждений России.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Административное право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.