Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Финансовое право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ПОНИМАНИЯ МИССИИ ФИНАНСОВОГО ПРАВА КАК ОТРАСЛИ НАЦИОНАЛЬНОГО ПРАВА
Е.А. БОЧКАРЕВА, А.Д. СЕЛЮКОВ, Б.Г. БАДМАЕВ
Востребованность определения и анализа миссии <1> финансового права обусловлена необходимостью учета и использования потенциала финансового права для решения стратегических задач национального общества. Адекватное понимание миссии финансового права требует сочетания учета неизменных и изменяющихся признаков финансового права в процессе исторического развития отрасли права в условиях меняющейся социальной действительности.
--------------------------------
<1> Термин "миссия" понимается нами как предназначение объекта, вида деятельности или организации. Как правило, миссия связана с наличием основного свойства, ради проявления которого таковой объект был получен. Миссия всегда означает возможность использования объекта для достижения практического результата, реализации поставленной цели.
См.: Словарь русского языка: в 4 т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; под ред. А.П. Евгеньевой. М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999 // Электронная версия: Фундаментальная электронная библиотека. URL: https://kartaslov.ru/значение-слова/миссия.
Следует принимать во внимание, что миссия названной отрасли предопределена сущностью финансового права как правового явления и одновременно влиянием окружающей действительности. Сущность, как внутреннее содержание объекта, связана с явлением, отражающим внешние формы существования сущности <2>. Мы согласны с Е.Ю. Грачевой в том, что сущность финансового права неизменна и отражает следующие признаки: "это упорядочение, стабилизация и воспроизводство общественных отношений в сфере финансов, финансовой деятельности государства и муниципальных образований, осуществляемые в нормативной форме и охраняемые средствами государственного принуждения" <3>.
--------------------------------
<2> Новая философская энциклопедия. Т. III: Н - С. М., 2010. С. 681.
<3> Грачева Е.Ю. К вопросу о сущности финансового права // Вестник Университета им. О.Е. Кутафина (МГЮА). 2020. N 9. С. 32.
Следуя логике вышеприведенной цитаты, можно отметить, что сущность финансового права отражает его правовую природу как правового инструмента управленческой деятельности государства, показывает, как государство воздействует на финансовые отношения, для того чтобы упорядочить их, облечь их в правовую форму на стабильной, постоянной основе.
Само государство в научной литературе трактуется как основной институт политической системы, наделенный правом принимать законы и обязывать членов общества следовать их предписаниям. Как социальное явление, государство есть политическая целостность, созданная национальной или многонациональной общностью на определенной территории. Государство под воздействием политической элиты устанавливает юридический правопорядок, обеспечивает одновременно потребность всех граждан в установлении единого порядка общежития. Из сказанного можно сделать вывод о том, что первичной задачей государства является удовлетворение запросов правящей элиты, но одновременно с этим оно служит сохранению и развитию всего социума в границах государства.
При таком подходе миссия финансового права видится в том, чтобы обеспечивать государство финансовыми ресурсами в каждый момент его существования и в том объеме, в котором их может предоставить ему общество без ущерба для своего существования.
Миссия финансового права включает в себя, во-первых, его сущность и, во-вторых, аспект целеполагания, увязывая финансовое право с задачами управленческой деятельности государства. Миссия финансового права на любом этапе его развития нацеливает государство на разрешение стратегических, глубинных проблем национального общества посредством различных финансово-правовых инструментов. Если понятие сущности финансового права отражает его способность юридизировать финансовые отношения, определить статус их субъектов, порядок их деятельности и ответственность за нарушения предписанного порядка, то учет миссии названной отрасли права придает его правовым нормам нацеленность на достижение социально пролонгированного результата. Исходя из сказанного, следует считать понятие миссии финансового права шире, чем понятие сущности финансового права.
Таким образом, если сущность финансового права связана с этой отраслью как совокупностью правовых норм - правовым явлением, элементом системы права, то миссия финансового права, сохраняя его содержательные аспекты, дополнительно учитывает цели и предназначение финансовой деятельности государства. Оправданность такого толкования вытекает из того факта, что финансовая деятельность государства является причиной появления правовых норм и реализуется в процессе всего периода функционирования правоотношений, является проявлением вовне воли государства, в свою очередь направленной на реализацию сущности государства <4>.
--------------------------------
<4> Селюков А.Д. Финансовая деятельность государства как категория финансового права // Государство и право. 2016. N 4. С. 73 - 80.
Исходя из сказанного, миссия финансового права реализуется государством в процессе его финансовой деятельности, которая, в свою очередь, выступает как управленческая деятельность, нацеленная на получение с помощью финансово-правового механизма регулирования конкретных результатов. Об этом же, применительно к налоговой сфере, писал Н.И. Тургенев в работе "Опыт теории налогов": "Налоги суть средства к достижению цели общества или государства, т.е. той цели, которую люди себе предполагают при соединении своем в общество или при составлении государств" <5>. Другими словами, определение статуса субъектов и порядка их деятельности недостаточно, дополнительно требуются меры к указанию и последующему достижению целей государства и общества.
--------------------------------
<5> Тургенев Н.И. Опыт теории налогов. С. 129 // В кн.: У истоков финансового права / М.М. Сперанский, Н.И. Тургенев, М.Ф. Орлов; под ред. А.Н. Козырина; сост. А.А. Ялбулганов. М.: Статут, 1998. Т. 1 (Серия "Золотые страницы финансового права России").
Близкими по содержанию к термину "миссия" являются термины "роль" <6> и "функция" <7>, которые активно используются в правовом лексиконе. Однако указанные термины чаще всего упоминаются в связке с определенным объектом (группой объектов), временем и местом, тогда как термин "миссия" отражает более глубокие и долговременные взаимосвязи ее носителя с системой объектов. Можно сказать, что в рамках определенной миссии реализуется роль и осуществляются функции, которые в той или иной степени ей соответствуют и могут трансформироваться под воздействием различных обстоятельств, но миссия остается неизменной на всем протяжении времени существования объекта - носителя миссии. Поэтому использование термина "миссия" представляется нам более точным для определения предназначения финансового права как отрасли права.
--------------------------------
<6> Данный термин означает характеристику деятельности субъекта в системе конкретных отношений, направлен на выявление степени участия субъекта в существовании и функционировании социальной системы. См.: Словарь русского языка: в 4 т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; под ред. А.П. Евгеньевой // Электронная версия: Фундаментальная электронная библиотека. URL: https://kartaslov.ru/значение-слова/роль.
<7> Термин "функция", согласно философской энциклопедии, означает "способ поведения, присущий к.-л. объекту и способствующий сохранению существования этого объекта или той системы, в к-рую он входит в качестве элемента". См.: Новая философская энциклопедия: в 4 т. / под ред. В.С. Степина. М.: Мысль, 2001. URL: https://rus-philosophical-enc.slovaronline.com/8907-ФУНКЦИЯ.
Миссия финансового права указывает не только на роль и функции финансового права, которые в процессе генезиса названной отрасли претерпевали определенные изменения. Важно отметить, что она - миссия - отражает обусловленность бытия финансового права как правового инструмента необходимостью обеспечения развития национального общества в границах государства.
Кроме того, миссия финансового права указывает не только на неизменность сущности финансового права как отрасли права, но и на невозможность замены его другой сопредельной отраслью. В этой связи считаем ошибочной периодически озвучиваемую в литературе точку зрения о том, что необходимо заменить финансовое право административным правом, так как обе названные отрасли призваны обеспечивать управленческую деятельность государства. В данном случае делается попытка проигнорировать тот факт, что основная задача административного права - регулировать организацию и функционирование системы исполнительной власти государства, а финансовое право обеспечивает функционирование сферы финансов с позиции защиты публичных интересов. Мы поддерживаем точку зрения К.С. Вельского о том, что "финансовое право, каким оно видится сегодня, отличается от других отраслей права тем, что тесно связано с феноменом денег" <8>.
--------------------------------
<8> См.: Актуальные проблемы финансового права: учебник / коллектив авторов; под ред. А.Д. Селюкова, И.А. Цинделиани. М.: Юстиция, 2019. С. 16.
Анализ финансового права через призму выявления его миссии требует не просто выявления особенностей регулируемых отношений и установления характера воздействия правовых норм на общественные отношения. Он должен включать оценку влияния ряда внешних факторов, детерминирующих изменения финансового права как совокупности правовых норм. К таковым факторам можно отнести состояние национальной безопасности, задачу сохранения народонаселения, разрешение экологических проблем, сбережение природных богатств и др.
Отметим, что в правовой литературе исследование отрасли финансового права проводится, как правило, с упором на выявление особенностей предмета, метода, принципов, системы отрасли, разграничения ее с другими отраслями права <9>. Однако при таком подходе вне исследовательского внимания остается задача правового обеспечения и защиты интересов государства, а само финансовое право нередко рассматривается как относительно изолированное явление, существующее "вне места и времени".
--------------------------------
<9> См.: Запольский С.В., Бочкарева Е.А., Кожушко С.В. Общетеоретические проблемы финансового права: обзор научных исследований // Государство и право. 2020. N 11. С. 58 - 71.
Между тем анализ многообразных внешних и внутренних причин, обусловливающих изменения финансового права, необходим и перспективен. Дело в том, что в отличие от теории права, где правовые объекты - это явления, абстрактные для целей исследования (что вполне оправданно), результативность исследований финансово-правовых явлений предполагает не только оценку особенностей правовых норм, но и учет особенностей финансовых объектов, выступающих объектом правового обеспечения.
Считаем возможным привести еще несколько аргументов в подтверждение нашей позиции. Право, как способ воздействия на социальную действительность посредством установления обязательных норм, есть вторичное явление по отношению к причинным факторам, обусловливающим необходимость и характер применения правовых норм. Иными словами, наличие финансов и использование их в социальной деятельности порождает потребность установления для них определенных режимов, а также прав и обязанностей сторон, возникающих в этой сфере отношений. Сказанное иллюстрирует потребность учитывать в процессе исследования финансового права не только особенности правовых инструментов регулирования отношений, но и состояние финансовых объектов и имеющиеся общественные и государственные потребности, обеспечение которых есть предназначение финансов. Конечно, такой подход предполагает определенный выход за пределы традиционного правового поля финансово-правовых исследований. Однако, на наш взгляд, именно он позволит установить и осмыслить миссию современного национального финансового права.
В содержательном плане исследования отдельных элементов системы финансового права зачастую направлены на анализ процедурных аспектов их функционирования. В таких работах раскрываются особенности правовых источников регулирования финансовых отношений, правовой статус субъектов правоотношений, порядок их деятельности, контроль и меры ответственности. Такие исследования, безусловно, необходимы для выявления недостатков правового обеспечения и путей их устранения применительно к сфере функционирования финансов. Однако нельзя пренебрегать тем, что сами финансы выступают всего лишь средством для достижения иных, нефинансовых, целей. Следовательно, необходимым критерием оценки эффективности правового регулирования финансовых правоотношений является результат, полученный вследствие использования финансовых средств.
Применяемое в большинстве случаев правило отчета о результатах финансовой деятельности, а также и показателя финансового контроля об объеме освоенных средств (при условии соблюдения предписанного порядка их использования) не направлено на обеспечение интересов государства. Поэтому сама процедура их использования должна быть подчинена достижению цели в виде конечного результата, а сама цель установлена нормами права. В противном случае любой полученный результат будет правомерен, независимо от того, какую пользу он принес обществу.
В связи с этим нельзя признать оправданным сформировавшийся в правоприменении подход к оценке эффективности использования бюджетных средств исходя исключительно из их целевого использования, потому что в приоритете должно быть достижение конечной цели того или иного расхода, проекта, программы <10>.
--------------------------------
<10> На это неоднократно обращалось внимание при реализации полномочий Счетной палаты РФ. См.: Бюллетень Счетной палаты РФ. 2019. N 1. URL: https://ach.gov.ru/statements/byulleten-schetnoj-palaty-1-yanvar-2019-g-937.
Итак, миссия финансового права, помимо обеспечения качества правового регулирования финансовых правоотношений, включает в себя решение задачи реализации интересов государства <11> и стратегических проблем национального общества финансово-правовыми инструментами. В силу неблагополучного состояния экономики, в том числе публичных финансов, а также необходимости учета кризисных явлений в социальной и иных значимых для общества сферах, перед финансовым правом ставятся новые задачи активного участия в разрешении проблем современной повестки государственного и общественного развития. В этом плане особую значимость приобретают вопросы востребованности отрасли финансового права для решения стратегических задач государственного развития и реализации ценностных характеристик России, закрепленных в ст. 75.1 Конституции РФ <12>.
--------------------------------
<11> Государственные интересы являются концентрированной формой публичных интересов, во многом основой их реализации, поскольку призваны отражать сущность в целом государства либо всех его публично-правовых образований как составных элементов единого государства. См.: Селюков А.Д. Учет диалектики публичных и частных интересов в процессе осуществления финансовой деятельности государства // Публичное право сегодня. 2016. N 1. С. 13.
<12> Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993, с изм., одобр. в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru (по сост. на 04.07.2020).
Литература
1. Актуальные проблемы финансового права: учебник / коллектив авторов; под редакцией А.Д. Селюкова, И.А. Цинделиани. Москва: Юстиция, 2019. 482 с.
2. Грачева Е.Ю. К вопросу о сущности финансового права / Е.Ю. Грачева // Вестник Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). 2020. N 9 (73). С. 26 - 32.
3. Запольский С.В. Общетеоретические проблемы финансового права: обзор научных исследований / С.В. Запольский, Е.А. Бочкарева, С.В. Кожушко // Государство и право. 2020. N 11. С. 58 - 71.
4. Новая философская энциклопедия. В 4 томах / под редакцией В.С. Степина. Москва: Мысль, 2010. 774 с.
5. Селюков А.Д. Учет диалектики публичных и частных интересов в процессе осуществления финансовой деятельности государства / А.Д. Селюков // Публичное право сегодня. 2017. N 1. С. 12 - 17.
6. Селюков А.Д. Финансовая деятельность государства как категория финансового права / А.Д. Селюков // Государство и право. 2016. N 4. С. 73 - 80.
7. Словарь русского языка. В 4 томах / под редакцией А.П. Евгеньевой. Москва: Русский язык; Полиграфресурсы, 1999.
8. У истоков финансового права / М.М. Сперанский, Н.И. Тургенев, М.Ф. Орлов; под редакцией А.Н. Козырина; составитель А.А. Ялбулганов. Москва: Статут, 1998. 430 с.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Финансовое право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.
Звонки бесплатны.
Работаем без выходных