Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Финансовое право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
ИНСТИТУТ НАЛОГОВЫХ РАСХОДОВ БЮДЖЕТА В СИСТЕМЕ РЕАЛИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНЫХ ФУНКЦИЙ ГОСУДАРСТВА
И.В. БИТ-ШАБО
Одной из базовых задач Российской Федерации в сложившихся условиях, осложнившихся санитарно-эпидемиологической обстановкой, следует признать эффективную реализацию социальной политики, инструментами которой является предоставление комплекса различных налоговых льгот (послаблений, преференций) различным субъектам общественных отношений. При этом с точки зрения бюджетной деятельности они рассматриваются как налоговые расходы бюджета, которые должны учитываться в процессе бюджетного планирования и, как думается, стать объектом пристального контроля со стороны уполномоченных органов.
Следовательно, можно констатировать прямую зависимость удовлетворения потребностей социально незащищенных групп населения, защиты финансовой устойчивости отдельных категорий юридических лиц от деятельности государства по управлению институтом налоговых расходов бюджета. Более того, целесообразно сформировать их унифицированную практику применения как по территориальному признаку, так и по субъектному составу.
Институт налоговых расходов бюджета получил свое нормативное закрепление в Бюджетном кодексе Российской Федерации (далее - БК РФ), а вот его составляющие регламентируются в большинстве нормативно-правовыми актами, составляющими законодательство о налогах и сборах.
При формировании эффективной национальной системы управления институтом налоговых расходов следует обратить внимание на имеющийся зарубежный опыт, в том числе и в целях предотвращения создания "ошибочной" системы оценки, которая окажет негативное воздействие на реализацию социальной функции государства.
Еще с середины XX в. налоговые расходы получили свое закрепление в законодательстве зарубежных государств и стали предметом острых научных дискуссий. Одна из них касалась формулировки понятия "налоговые расходы" и создания системы признаков, позволяющих отнести к ним те или иные положения налогового законодательства. Так, в качестве подобных признаков назывались:
- наличие в налоговом законодательстве общего правила, в отношении которого норма, закрепляющая налоговые расходы, являлась бы исключением из него;
- возможность создания расходной программы, цель которой была бы идентичной цели нормы о налоговых расходах <1>.
--------------------------------
<1> Fiekowsky S. The Relation of Tax Expenditures to the Distribution of the Fiscal Burden // Canadian Taxation. 1980 Vol. 2. No. 4.
Анализ законодательных налоговых норм в США позволяет констатировать налоговые расходы по категории потери дохода, которые содержат специальные исключения или вычеты из валового дохода либо обеспечивают перспективы использования специального кредита, через использование налоговой ставки либо отсрочки обязательства <2>.
--------------------------------
<2> Congressional budget. P. 508. URL: https://www.govinfo.gov/content/pkg/GPO-RIDDICK-1992/pdf/GPO-RIDDICK-1992-34.pdf (дата обращения: 15.06.2021).
В общем определения налоговых расходов в зарубежном законодательстве можно разделить на две группы:
- определение формулируется сквозь призму налоговых льгот (например, Австралия <3>);
- определение формулируется посредством использования понятия государственные расходы либо потери бюджета (например, Франция либо Голландия <4>).
--------------------------------
<3> Tax Expenditures Statement. 2008. P. 1. URL: https://treasury.gov.au/sites/default/files/2019-03/TES_2008_Combined.pdf (дата обращения: 15.06.2021).
<4> Малинина Т. Оценка налоговых льгот и освобождений: зарубежный опыт и российская практика. М.: Ин-т Гайдара, 2010. С. 39 - 40.
В российское законодательство понятие "налоговые расходы" введено в БК РФ Федеральным законом от 25 декабря 2018 г. N 494-ФЗ <5>. Соответствующая норма закрепляет, что в ведении Правительства РФ находятся закрепление перечня налоговых расходов, а также оценка налоговых расходов. В 2019 г. Правительством РФ утверждены Правила формирования перечня налоговых расходов Российской Федерации и оценки налоговых расходов Российской Федерации (далее - Правила).
--------------------------------
<5> См.: Федеральный закон от 27 декабря 2019 г. N 494-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" // СЗ РФ. 2019. Ч. I. Ст. 7812.
Согласно Правилам, налоговые расходы делятся на социальные, стимулирующие и технические. Думается, что основой такого деления могли стать разработки в области налогового стимулирования, дифференцирующие налоговые стимулы на льготы, поощрения и т.д. Однако в соответствии с Правилами социальные налоговые расходы государства осуществляются исключительно в отношении отдельных групп населения (граждан), а стимулирующие - в отношении субъектов предпринимательской деятельности. Целесообразным видится отказ от столь категоричного разделения налоговых расходов по субъектному составу, поскольку стимулирующий потенциал налоговых льгот, предоставляемых социально незащищенным слоям населения, наукой доказан достаточно давно <6>.
--------------------------------
<6> Беликов Е.Г. Финансовое право и его институты: проблемы социальной эффективности: монография / под ред. докт. юрид. наук, проф. Е.В. Покачаловой. М.: Юрлитинформ, 2016; Лайченкова Н.Н. Стимулы в налоговом праве. Саратов: Саратовский государственный социально-экономический университет, 2009.
Научные исследования идут по пути рассмотрения социальных налоговых расходов в контексте подоходного налогообложения <7>.
--------------------------------
<7> Богачева О.В., Фокина Т.В. Оценка эффективности социальных налоговых расходов в странах ОЭСР // Финансовый журнал. 2017. N 3. С. 23.
Анализ главы 23 Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ) свидетельствует о целом арсенале социальных налоговых расходов, перечень которых систематически расширяется исходя из потребностей времени. Так, например, в марте 2020 г. в соответствии с правилами, закрепленными за государственной программой, утвержденной Правительством РФ, к доходам, не подлежащим налогообложению, были отнесены доходы, полученные медицинскими и педагогическими работниками в виде единовременных компенсационных выплат.
Сложившаяся санитарно-эпидемиологическая обстановка предопределила введение в апреле 2020 г. п. 81 ст. 217 НК РФ, закрепляющего освобождение от НДФЛ доходов в виде денежной выплаты стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования федерального бюджета.
А вот п. 70 ст. 217 НК РФ подтверждает ранее озвученное положение о наличии стимулирующего потенциала в социальных налоговых расходах. При этом освобождение от НДФЛ доходов лиц, осуществляющих определенные виды деятельности, указанные в данном пункте, стимулирует как экономическую активность лиц, так и их правомерное поведение.
Стимулирующие налоговые расходы ориентированы на улучшение инвестиционного климата в публично-территориальных образованиях, создание дополнительных рабочих мест, проведение эффективных мероприятий по улучшению экологической ситуации и т.д.
Говоря о стимулирующих налоговых расходах, следует обратить внимание на институт инвестиционного налогового кредита, основанием предоставления которого в соответствии со ст. 67 НК является инвестиционная деятельность налогоплательщика (п. 5 ч. 1 ст. 67 НК РФ); деятельность, направленная на создание рабочих мест для инвалидов, повышение энергоэффективности производства товаров и пр. (п. 1 ч. 1 ст. 67 НК РФ) и т.д.
Но именно институт инвестиционного налогового кредита обнажает проблему эффективности налоговых расходов бюджета. К принципам эффективности налоговых расходов относят востребованность налоговых льгот налогоплательщиком в течение пятилетнего периода <8>. Раздел 2.1.2 Письма Минфина России от 24 сентября 2019 г. N 15-07-06/73914 "Выдержка из разъяснений по применению положений Правил формирования перечня налоговых расходов Российской Федерации и оценки налоговых расходов Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2019 г. N 439 "Об утверждении Правил формирования перечня налоговых расходов Российской Федерации и оценке налоговых расходов Российской Федерации" демонстрирует порядок и примеры оценки востребованности налоговых расходов.
--------------------------------
<8> Письмо Минфина России от 28 апреля 2018 г. N 23-05-07/29126 "Методические рекомендации по проведению оценки эффективности налоговых льгот (налоговых расходов) субъектов Российской Федерации и муниципальных образований" (далее - Методические рекомендации). URL: https://m.minfin.ru/ru/document/?id_38=122613-pismo_minfina_rossii_ot_28.04.2018_23-05-0729126_v_subekty_rf_o_dorabotke_perechnya_nalogovykh_lgot_nalogovykh_raskhodov_subekta_rossiiskoi_federatsii_i_provedenii_otsenkij (дата обращения: 15.06.2021).
В настоящее время инвестиционный налоговый кредит, к сожалению, не самая востребованная налоговая льгота, что подтверждается отчетной информацией отдельных Управлений ФНС России. Так, например, в сведениях по Республике Хакасия о предоставленных налогоплательщикам отсрочках, рассрочках, инвестиционных налоговых кредитах на 1 января 2019 г. указано, что количество налогоплательщиков, которым предоставлен инвестиционный налоговый кредит до 1 января 2019 г. и на отчетную дату действие не прекращено, составляет 0 (ноль) <9>.
--------------------------------
<9> URL: https://www.nalog.ru/rn19/taxation/debt/delay/8310962/ (дата обращения: 16.06.2021).
Несмотря на то, что ранее была отмечена устойчивая связь социальных налоговых расходов с подоходным налогообложением, в рамках НДФЛ имеет место вычет, который следует причислить к стимулирующим налоговым расходам. В данном случае речь идет об инвестиционном налоговом вычете, регламентированном положениями ст. 219.1 НК РФ, отнесенном Минфином России к социальным налоговым расходам <10>.
--------------------------------
<10> Перечень налоговых расходов Российской Федерации на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов. URL: https://www.minfin.ru/ru/document/?id_4=128284-perechen_nalogovykh_raskhodov_rossiiskoi_federatsii_na_2020_god_i_planovyi_period_2021_i_2022_godov (дата обращения: 15.06.2021).
Думается, данный вычет скорее представляет собой поощрение государства за инвестиционную деятельность, чем льготу, предоставляющую ее получателю определенные блага и преимущества социальной направленности.
Сущность технических налоговых расходов может быть исследована посредством анализа нормативно-правовых актов, закрепляющих на различных уровнях перечень налоговых расходов. Так, к техническим налоговым расходам в 2020 г. Гулынского сельского поселения Старожиловского муниципального района Рязанской области <11> относится освобождение от уплаты земельного налога.
--------------------------------
<11> URL: https://star.ryazangov.ru/invest/otsenka-effektivnosti-realizatsii-munitsipalnykh-programm-i-nalogovykh-lgot/ukaz-prezidenta-rf-ot-07-05-2018-g-606-o-merakh-po-realizatsii-demograficheskoy-politiki-rossiskoy-f/ (дата обращения: 15.06.2021).
В документах рекомендательного характера технические налоговые расходы получили наименование финансовых льгот (расходов) <12>.
--------------------------------
<12> Письмо Минфина России от 28 апреля 2018 г. N 23-05-07/29126 "Методические рекомендации по проведению оценки эффективности налоговых льгот (налоговых расходов) субъектов Российской Федерации и муниципальных образований" (далее - Методические рекомендации). URL: https://m.minfin.ru/ru/document/?id_38=122613-pismo_minfina_rossii_ot_28.04.2018_23-05-0729126_v_subekty_rf_o_dorabotke_perechnya_nalogovykh_lgot_nalogovykh_raskhodov_subekta_rossiiskoi_federatsii_i_provedenii_otsenkij' (дата обращения: 15.06.2021).
Несмотря на относительную новизну института налоговых расходов бюджета, наблюдается его всестороннее регулирование посредством подзаконных актов. Так, только Министерством финансов РФ определены в соответствии с п. 3 Правил перечень налоговых расходов Российской Федерации <13>; правила формирования информации о нормативных, целевых и фискальных характеристиках налоговых расходов Российской Федерации, подлежащей включению в паспорта налоговых расходов Российской Федерации <14>, и пр. Такое многообразие норм и правил зачастую усложняет управление указанным институтом и не позволяет достигнуть последним искомых результатов.
--------------------------------
<13> Перечень налоговых расходов Российской Федерации на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов. URL: https://www.minfin.ru/ru/document/?id_4=128284-perechen_nalogovykh_raskhodov_rossiiskoi_federatsii_na_2020_god_i_planovyi_period_2021_i_2022_godov (дата обращения: 12.09.2020).
<14> Приказ Минфина России от 29 августа 2019 г. N 136н "Об утверждении Правил формирования информации о нормативных, целевых и фискальных характеристиках налоговых расходов Российской Федерации, подлежащей включению в паспорта налоговых расходов Российской Федерации" // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 15.06.2021).
Одной из базовых характеристик института налоговых расходов называют их эффективность, составляющими элементами которой являются целесообразность и результативность.
Правовое закрепление оценки эффективности налоговых расходов также демонстрирует потребность в правильном использовании терминологии. Так, законодатель видит потребность в проведении оценки бюджетной эффективности налоговых расходов в рамках оценки эффективности налоговых расходов бюджета. Несмотря на то, что сама процедура оценки бюджетной эффективности налоговых расходов значима, поскольку позволяет провести сравнительный анализ результативности предоставления льгот в случае предоставления и/или планируемого предоставления льгот и результативности применения альтернативных механизмов достижения целей государственной программы Российской Федерации и/или целей социально-экономической политики Российской Федерации, не относящихся к государственным программам Российской Федерации, включающий сравнение объемов расходов федерального бюджета в случае применения альтернативных механизмов достижения целей государственной программы Российской Федерации и (или) целей социально-экономической политики Российской Федерации, не относящихся к государственным программам Российской Федерации, и объемов предоставленных льгот в случае предоставления и/или планируемого предоставления льгот (расчет прироста показателя (индикатора) достижения целей государственной программы Российской Федерации и/или целей социально-экономической политики Российской Федерации, не относящихся к государственным программам Российской Федерации, на 1 рубль налоговых расходов Российской Федерации и на 1 рубль расходов федерального бюджета для достижения того же показателя (индикатора) в случае применения альтернативных механизмов), а также оценка совокупного бюджетного эффекта (самоокупаемости) стимулирующих налоговых расходов Российской Федерации, для ее обозначения требуется несколько иное наименование, не имеющее внутри себя смешения до неузнаваемости. В качестве такого наименования можно предложить "оценка сравнительного преимущества альтернативного механизма (расхода)".
При этом сам факт необходимости такого сравнения не подвергается сомнению, поскольку наукой доказано, что одним из условий, подтверждающих необходимость использования налоговых льгот, является обнаружение их эффективности по сравнению с программой прямых расходов <15>.
--------------------------------
<15> Hungerford T. Tax Expenditures: Trends and Critiques. CRS Report for Congress. September 13, 2006. P. 11.
Институт налоговых расходов бюджета - значимый инструмент реализации поэтапного социально-экономического развития, что следует из представленного выше анализа. Действительно, повышение уровня социального благополучия населения, эффективное развитие предпринимательской деятельности на уровне малого и среднего бизнеса, рост инвестиционного потенциала крупных предприятий и территорий - это программные перспективы будущего.
Однако данный институт требует модернизации, как организационной, так и сущностной. Думается, что в рамках подзаконных нормативных актов необходимо продемонстрировать прямую связь между видами налоговых расходов и конкретными налоговыми стимулами (льготами, преференциями). К сожалению, в настоящее время наблюдается некий формализм в формировании перечня налоговых расходов, а также определенное смешение, порой не обоснованное отдельными целями, их видовой принадлежности.
Более того, следует понимать, что ряд налоговых льгот морально устарели и требуют кардинального пересмотра с точки зрения их сумм (например, размер образовательного вычета, предусмотренного ст. 219 НК РФ) или порядка предоставления, что в первую очередь сказывается на имидже Российской Федерации как социального государства. Данное обстоятельство должно стать объектом пристального внимания со стороны законодателя.
Литература
1. Беликов Е.Г. Финансовое право и его институты: проблемы социальной эффективности: монография / Е.Г. Беликов; под редакцией Е.В. Покачаловой. Москва: Юрлитинформ, 2016. 292 с.
2. Богачева О.В. Оценка эффективности социальных налоговых расходов в странах ОЭСР / О.В. Богачева, Т.В. Фокина // Научно-исследовательский финансовый институт. Финансовый журнал. 2017. N 3 (37). С. 22 - 36.
3. Лайченкова Н.Н. Стимулы в налоговом праве / Н.Н. Лайченкова. Саратов: Саратовский государственный социально-экономический университет, 2009. 142 с.
4. Малинина Т. Оценка налоговых льгот и освобождений: зарубежный опыт и российская практика / Т. Малинина // Научные труды. N 146Р. Москва: Ин-т Гайдара, 2010. 210 с.
References
1. Fiekowsky S. The Relation of Tax Expenditures to the Distribution of the Fiscal Burden / S. Fiekowsky // Canadian Taxation. 1980. Vol. 2. Iss. 4. P. 211 - 219.
2. Hungerford T. Tax Expenditures: Trends and Critiques. CRS Report for Congress / T. Hungerford // EveryCRSReport.com. 2006. 13 September.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Финансовое право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.
Звонки бесплатны.
Работаем без выходных