Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Финансовое право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
ОБЛИГАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАЙМОВ КАК ОБЪЕКТ ФИНАНСОВО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
И.М. ЖМУРКО
Облигации внутреннего выигрышного займа 1982 года представляют собой ценные бумаги на предъявителя, размещение которых осуществлялось на территории бывшего СССР. В рамках Соглашения о принципах и механизме обслуживания внутреннего долга бывшего СССР (заключено в Москве 13.03.1992) Российская Федерация признала себя правопреемником СССР и приняла на себя обязанность по переводу указанных облигаций в свои долговые обязательства, которые подлежали обмену на наличные средства после определения стоимости первых.
Вопросы государственных внутренних заимствований, выпуска ценных бумаг подлежат отражению в программе государственных внутренних заимствований Российской Федерации. Законодателем предусмотрено, что государственные ценные бумаги, выпущенные от имени государства, составляют структуру долговых обязательств Российской Федерации.
Институт ценных бумаг регулируется нормами гражданского права, а государственный контроль за участниками рынка ценных бумаг - положениями финансового права. Б.Н. Иванов не отрицает присутствие гражданско-правового элемента в отношениях государственного долга, отмечает их подчиненный финансово-правовым нормам характер [1].
Важную роль в формировании правовой основы управления государственным долгом сыграл Федеральный закон от 13.11.1992 N 3877-1 "О государственном внутреннем долге Российской Федерации" [3], регулировавший определение порядка, условия выпуска и др. В настоящее время вопросы, связанные с регулированием института государственного долга, систематизированы в Бюджетном кодексе РФ.
Финансовое право в сфере заемной политики устанавливает целевой характер государственных заимствований, способы, порядок, условия выпуска долговых ценных бумаг, их погашение и назначение специально уполномоченных органов в качестве заемщиков (ст. 94, 103, 104, 114 БК РФ). Основная роль в правовом регулировании указанного института отводится органам исполнительной власти.
Финансовое законодательство также устанавливает требования к информации о долговых обязательствах, в том числе порядок внесения в Государственную долговую книгу Российской Федерации и орган, осуществляющий такие полномочия, т.е. институт государственного заимствования, с помощью которого реализуется финансовая деятельность государства. Положения БК РФ включают обязательства по займам и по представлению гарантий, несмотря на то что природа правоотношений займа отличается от правоотношений, связанных с институтом гарантий.
Вопрос относительно правовой природы размещения государственных займов вызывает неоднозначную оценку ученых из-за регламентирования отношений государственного займа нормами не только финансового, но и гражданского права. На основное отличие в правовом регулировании государственного займа, которое состоит в предмете регулирования вышеназванных отраслей, указывает С.Д. Цыпкин [10].
В нормах финансового права государственный заем рассматривается как форма государственного кредита, а в гражданском законодательстве выделяется его разновидность. С.Д. Сафина формулирует вывод, "что гражданское законодательство определяет соотношение понятий "кредит" и "заем" как род и вид, а финансовое право, напротив, как вид и род" [9].
Порядок, способы и источники финансирования расходов по обслуживанию обязательств, возникших в результате эмиссии государственных займов, - это сфера правового регулирования бюджетного законодательства.
Юридическая конструкция правоотношений, возникающих в сфере государственных внутренних займов, имеет свою специфику, так как условия их осуществления (выпуск определенных видов займов, порядок размещения, объем привлекаемых средств и т.п.) определяются государством и принятием правовых актов в соответствии с требованиями бюджетного законодательства.
К исключительным полномочиям Правительства РФ [7] можно отнести рассмотрение и установление объемов выпуска государственных ценных бумаг; утверждение генеральных условий эмиссии и обращения государственных ценных бумаг; подготовку заключений на законопроекты о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства.
Названные полномочия Правительства РФ осуществляются во взаимодействии с Министерством финансов РФ в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 329 "О Министерстве финансов Российской Федерации" [5]. Минфин России совместно с Центральным банком РФ (Банк России) проводит выпуск государственных внутренних займов Российской Федерации, регулирует их обращение и обеспечивает обслуживание государственного внутреннего долга Российской Федерации.
Таким образом, участие государства в сфере государственных внутренних займов просматривается через полномочия Правительства РФ, Минфина России, Банка России, однако деликтоспособностью в таких отношениях обладает Российская Федерация или ее субъекты.
Анализ работы М.В. Карасевой [2] позволяет выделить среди финансовых отношений те, которые возникают в сфере осуществления государственных внутренних займов, и установить наличие статуса должника по этим обязательствам. Таким образом, правоотношения в указанной сфере возникают, изменяются и прекращаются в соответствии с нормативными правовыми актами, принятыми в результате деятельности органов государственной власти, которые служат основанием заключения договоров государственного займа, что подпадает под регулирование Гражданского кодекса РФ. Порядок, условия эмиссии, размещение, учет в бюджете, выплата доходов, а также полномочия соответствующих органов по обслуживанию государственного внутреннего долга регулируются нормами финансового права.
Структурой государственного долга являются обязательства, возникшие в форме облигаций государственного внутреннего выигрышного займа. Возникновению внутренних долговых обязательств государства в форме выпуска ценных бумаг послужили Постановление Совета Министров СССР от 30.12.1980 N 1220 "О выпуске Государственного внутреннего выигрышного займа 1982 года" и Инструкция Министерства финансов СССР и Госбанка СССР от 30.07.1981 "О порядке размещения сберегательными кассами Государственного внутреннего выигрышного займа 1982 года и выплаты выигрышей по облигациям этого займа".
Из анализа указанных актов следует, что Минфин СССР и Госбанк СССР обязаны были разместить облигации и выплатить по ним выигрыши. Министерство торговли СССР должно было выделить необходимое количество легковых автомобилей для продажи лицам, выигравшим по облигациям, и обеспечить возможность внеочередной покупки автомобиля в установленный срок. Облигации внутреннего выигрышного займа 1982 года охватываются сферой действия гражданского и финансового законодательства.
Во-первых, суды приравнивают правовой режим облигаций к правовому режиму денежных средств в финансово-кредитных учреждениях (банках). Такой подход основан на том, что облигации Государственного внутреннего выигрышного займа 1982 года в настоящее время не являются объектами гражданского оборота именно как ценные бумаги. На практике имеют место случаи, когда экспертами производятся расчеты денежной суммы как вложенной под проценты.
В соответствии со ст. 834 ГК РФ по договору банковского вклада (депозита) одна сторона (банк), принявшая поступившую от другой стороны (вкладчика) или поступившую для нее денежную сумму (вклад), обязуется возвратить сумму вклада и выплатить проценты на него на условиях и в порядке, которые предусмотрены договором. Статья 208 ГК РФ определяет, что исковая давность не распространяется на требования вкладчиков к банку о выдаче вкладов.
Во-вторых, облигации внутреннего выигрышного займа 1982 года приравниваются к долговым товарным обязательствам. При удовлетворении требований граждан в части выплат по облигациям внутреннего выигрышного займа 1982 года суды применяют нормы Федерального закона от 01.06.1995 N 86-ФЗ "О государственных долговых товарных обязательствах" [4] (далее - Закон N 86-ФЗ). Однако Закон N 86-ФЗ не распространяется на выигрыши, не полученные владельцами выигрышных облигаций займа 1982 года, поскольку в соответствии со ст. 1 Федерального закона от 12.07.1999 N 162-ФЗ "О порядке перевода государственных ценных бумаг СССР и сертификатов Сберегательного банка СССР в целевые долговые обязательства Российской Федерации" (далее - Закон N 162-ФЗ) данные облигации относятся к гарантированным сбережениям граждан, определенным Федеральным законом от 10.05.1995 N 73-ФЗ "О восстановлении и защите сбережений граждан Российской Федерации" (далее - Закон N 73-ФЗ). Указанный вывод подтверждается позицией Минфина России, изложенной в письме от 19.11.2002 N 19-06-14/6366 "О некоторых вопросах, связанных с рассмотрением судебных споров о ценных бумагах" [6].
В-третьих, требование по облигациям определяется как имущество лица, что следует из правоприменительной практики Европейского суда по правам человека (далее - ЕСПЧ) (Постановление ЕСПЧ от 02.12.2010 по жалобе N 15578/03 "Юрий Лобанов против Российской Федерации") <1>. ЕСПЧ установил, что поскольку заявитель решил инвестировать свои сбережения в облигации Государственного выигрышного займа 1982 года, то в соответствии с условиями займа он приобрел право требовать погашения облигаций государством с выплатой процентов в любое время на протяжении всего периода действия займа.
--------------------------------
<1> Бюллетень Европейского суда по правам человека. 2011. N 10.
Такой подход ЕСПЧ корреспондирует с положениями ст. 128 ГК РФ, где законодателем предусмотрено, что к числу объектов гражданских прав относится имущество, в том числе ценные бумаги.
Согласно ст. 6 БК РФ государственный долг Российской Федерации - это обязательства, возникающие из государственных заимствований, гарантий по обязательствам третьих лиц, другие обязательства в соответствии с видами долговых обязательств, установленными БК РФ, и принятые на себя Российской Федерацией.
Долговые обязательства в структуре внутреннего государственного долга, сформированного по дореформенным сбережениям граждан, обладают особой правовой природой:
- это долговые обязательства, образовавшиеся в результате принятия Российской Федерацией на себя обязанности восстановить сбережения граждан в виде вкладов в государственные ценные бумаги, размещение которых производилось на территории РСФСР до января 1992 года;
- отличительная особенность государственных ценных бумаг, входящих в группу целевых долговых обязательств Российской Федерации, заключается в том, что фиксируемая в них величина государственного долга выражается в условных денежных единицах - долговых рублях (сокращенное название - дор). Дор "привязан" к рублю СССР, т.е. в получаемых вкладчиком целевых долговых обязательствах должна быть зафиксирована сумма доров, равная сумме рублей СССР, вложенной вкладчиком в гарантированные сбережения (плюс проценты);
- соответствующие долговые обязательства предназначены для оформления новации "старой задолженности" - государственного долга по обесцененным гарантированным сбережениям.
Согласно ст. 6 Закона N 162-ФЗ облигации Государственного внутреннего выигрышного займа 1982 года переводятся в целевые долговые обязательства Российской Федерации;
- особенностью целевых долговых обязательств является зависимость условий их обслуживания от установленных приоритетов.
В соответствии со ст. 9 Закона N 73-ФЗ первоочередное обслуживание целевых долговых обязательств должно производиться в целях обеспечения неотложных социально необходимых нужд граждан России, т.е. первоначально выплаты должны производиться определенным категориям граждан или в связи с особыми жизненными ситуациями (например, в зависимости от возрастного ценза);
- правовое регулирование целевых долговых обязательств Российской Федерации осуществляется в рамках как БК РФ, так и ГК РФ. Таким образом, возникшие обязательственные правоотношения между государством и гражданами урегулированы нормами публичного и частного права.
БК РФ в общих чертах определяет правовой режим долговых обязательств, устанавливая формы государственного долга, порядок управления государственным долгом. Вместе с тем долговые обязательства государства возникают в процессе привлечения денежных средств с применением гражданско-правовых механизмов. ГК РФ устанавливает, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательств, требованиями закона, иных правовых актов (ст. 309).
Отсутствие четкого разграничения между финансово-правовым и гражданско-правовым регулированием негативно сказывается на защите прав держателей облигаций, в связи с чем необходимо определиться с основными функциями и особенностями государственных займов. Займы выступают для правительства как способ покрытия бюджетного дефицита, финансирования дополнительных чрезвычайных расходов. В гражданских правоотношениях отсутствуют властные методы, где гражданский договор на добровольных началах займа и согласии сторон является самостоятельным институтом привлечения денежных средств (с целью обеспечения финансами общественных интересов и потребностей).
В рамках финансового права заем - основа государственного кредита, где размер, условия исходят от государства. Цели, а также переход денежных средств в распоряжение государства и погашение долга производится за счет бюджета. Форма договора государственного займа регулируется нормами гражданского права.
Правовая природа государственных займов в форме облигаций имеет сходство с депозитами в банках. Принцип облигации заключается в том, что она работает аналогично банковскому депозиту. Схожесть в том, что они являются распространенными формами сбережения, их отличие только в процентной ставке.
Тождество облигации и договора займа не позволило бы обосновать особенности, отмеченные выше, а также связанные с осуществлением публичной функции государства, которое принимает ряд особых принудительных мер по отношению к должнику по облигации (проверяет кредитоспособность должника, определяет стоимость принадлежащего ему имущества, накладывает на него определенные запреты и ограничения, устанавливает условия, при которых выпуск облигаций возможен, и др.). Как правило, такие меры устанавливаются императивными нормами и не могут быть изменены соглашением сторон.
Таким образом, соотношение гражданского и финансового права при осуществлении государственных облигационных займов позволяет сделать вывод об их уникальной (смешанной) правовой природе. Их комплексность заключается в применении положений ГК РФ к процедуре заключения, изменения и прекращения отношений в договорной форме и это возможно только в случае непротиворечия предмету, задачам и принципам финансового права.
Предлагаем на законодательном уровне обеспечить права держателей облигаций Государственного внутреннего выигрышного займа 1982 года и закрепить специальный порядок, регулирующий условия исполнения и их погашения.
Список литературы
1. Иванов Б.Н. О системе советского финансового права // Труды ВЮЗИ. М., 1967.
2. Карасева М.В. Финансовое правоотношение. М.: НОРМА, 2001.
3. О государственном внутреннем долге Российской Федерации: Федер. закон от 13.11.1992 N 3877-1 // Российская газета. 1992. 29 дек.
4. О государственных долговых товарных обязательствах: Федер. закон от 01.06.1995 N 86-ФЗ // Доступ из СПС "КонсультантПлюс".
5. О Министерстве финансов Российской Федерации: Постановление Правительства РФ от 30.06.2004 N 329 (ред. от 18.07.2018) // Доступ из СПС "КонсультантПлюс".
6. О некоторых вопросах, связанных с рассмотрением судебных споров о ценных бумагах: письмо Минфина России от 19.11.2002 N 19-06-14/6366 // Доступ из СПС "КонсультантПлюс".
7. О Правительстве Российской Федерации: Федер. конст. закон от 17.12.1997 N 2-ФКЗ // Собрание законодательства РФ. 1997. N 51. Ст. 5712.
8. Решение Дубовского районного суда Волгоградской области от 10.04.2013 по делу N 2-3/20135 // Доступ из СПС "КонсультантПлюс".
9. Сафина С.Д. Государственные внутренние займы (финансово-правовой аспект): Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2006.
10. Цыпкин С.Д. Правовое регулирование государственного кредита в СССР. М.: Знание, 1977.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Финансовое право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.
Звонки бесплатны.
Работаем без выходных