Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Финансовое право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
К ВОПРОСУ ОБ ИСЧИСЛЕНИИ БЮДЖЕТНО-ПРАВОВЫХ СРОКОВ
Н.В. КРАСНОВА
Юридические сроки играют важную роль в механизме правового регулирования, упорядочивая действия субъектов правоотношений во времени и обеспечивая своевременную реализацию ими предоставленных прав и возложенных обязанностей. Реализуя указанные задачи, сроки в бюджетном праве имеют конечной целью поддержание финансовой стабильности государства.
Бюджетно-правовыми сроками являются закрепленные в нормах бюджетного права или устанавливаемые в соответствии с ними решениями органов государственной власти определенные периоды и моменты времени, в пределах которых возможно или обязательно принятие решений, совершение действий или воздержание от них (бездействие), а их наступление или истечение влечет возникновение, изменение или прекращение соответствующих правоотношений.
Бюджетно-правовые сроки разнообразны и многочисленны: только в Бюджетном кодексе Российской Федерации <1> содержится более 110 норм, устанавливающих те или иные сроки, количество же сроков в бюджетном законодательстве и иных нормативных правовых актах, содержащих нормы бюджетного права, превышает указанное число в несколько раз. Вместе с тем одного лишь факта установления срока недостаточно для обеспечения надлежащей регламентации правоотношений, необходимо также определить соответствующие правила исчисления сроков.
--------------------------------
<1> Далее - БК РФ.
В отличие от течения срока, представляющего собой объективный процесс и характеризующий срок как часть временного потока, изменяемую в соответствии с физическими правилами <2>, исчисление срока является субъективной деятельностью по установлению во временном потоке условных координат (день, месяц, год и т.д.) для упорядочения юридически значимой человеческой деятельности.
--------------------------------
<2> См.: Лебедева К.Ю. Исчисление гражданско-правовых сроков. Цивилистические исследования // Ежегодник гражданского права. М.: Статут, 2006. Вып. 2. С. 454.
До настоящего времени ни бюджетное законодательство, ни наука бюджетного права не выработали правил исчисления бюджетно-правовых сроков. Отметим, что проект нового Бюджетного кодекса Российской Федерации, который в силу ряда причин не был принят и не вступил в силу, как предполагалось, с 1 января 2016 года, содержит специальную норму (ст. 6 указанного проекта), устанавливающую правила исчисления сроков в бюджетном праве. Единственное же исследование, посвященное необходимости установления таких правил и некоторым особенностям исчисления сроков в бюджетном праве, проведено начальником юридического управления Федерального казначейства С.Н. Сауль <3>.
--------------------------------
<3> См.: Сауль С.Н. Сроки в бюджетном законодательстве (Подготовлен для системы "КонсультантПлюс", 2014) // СПС "КонсультантПлюс".
Полагаем, что в целях усовершенствования норм бюджетного права, регулирующих сроки, необходимо критически рассматривать предлагаемые в проекте нового Бюджетного кодекса правила исчисления сроков исходя при этом не просто из цели установить хоть какие-нибудь правила, но из необходимости определения правил, учитывающих как специфику правовой природы сроков в общем и бюджетно-правовых сроков в частности, так и особенности норм бюджетного права, в которых соответствующие сроки установлены.
Правила исчисления сроков, установленные в ряде отраслей права и рассмотренные теоретической юриспруденцией <4>, во многом схожи, но, несомненно, обладают спецификой, обусловленной особенностями общественных отношений, которые та или иная отрасль регулирует. Вместе с тем даже в отсутствие специального регулирования применять к бюджетно-правовым срокам правила исчисления, установленные другими отраслями права, не представляется возможным исходя из положений ст. ст. 2 и 3 БК РФ. При этом целесообразно провести анализ таких правил, действующих в других отраслях права, для выработки наиболее приемлемых для применения вариантов и устранения имеющихся пробелов в бюджетном законодательстве Российской Федерации.
--------------------------------
<4> См., например: Архипов А.А. Сроки в налоговом праве: Монография. М.: Статут, 2011. 199 с.; Вострикова Л.Г. Сроки осуществления и защиты гражданских прав: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2000. 159 с.; Гаджиев В.А. Сроки в наследственном праве: Дис. ... канд. юрид. наук. Рязань, 2006. 163 с.; Карташов А.А. Сроки в конституционном праве РФ: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2008. 172 с.; Кузакова О.В. Сроки в трудовом праве: Дис. ... канд. юрид. наук. Ижевск, 2008. 163 с.; Маликов С.В. Сроки в уголовном праве: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2009. 215 с.
Отметим, что правила исчисления сроков необходимо устанавливать применительно к определению моментов начала и окончания сроков-периодов, поскольку сроки-моменты такой характеристикой, как длительность, не обладают и, следовательно, не нуждаются в установлении порядка их исчисления.
Сроки-периоды, в свою очередь, по критерию их соотношения с календарными единицами исчисления времени могут быть классифицированы на сроки календарные и некалендарные. Как правило, ни в теории, ни в правоприменительной практике спорных вопросов исчисления календарных сроков не возникает. Кроме того, основные темпоральные величины, применяемые в бюджетном праве (текущий финансовый год, плановый период и др.), являются производными от бюджетно-правового срока-дефиниции "финансовый год", продолжительность которого в соответствии со ст. 12 БК РФ совпадает с продолжительностью календарного года (с 1 января по 31 декабря).
Некалендарные сроки представляют собой периоды времени, которые начинаются не с первого числа месяца или года, а с любого другого. Начало сроков-периодов в бюджетном праве определяется путем указания на совершение действия, наступление события или на календарную дату.
В целях упрощения процедур подсчета времени целесообразно, чтобы первый день течения срока был полными сутками. В законодательстве ряда отраслей права содержатся аналогичные по смыслу правила, в соответствии с которыми начало течения срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты, наступления события или совершения действия, которым определено его начало. Рассматриваемое правило буквально означает, что момент возникновения юридического факта, с которым закон связывает начало срока-периода, не совпадает по времени с началом его течения и не засчитывается в общий период <5>.
--------------------------------
<5> См.: Архипов А.А. Указ. соч. С. 45.
Несмотря на отсутствие аналогичного правила в бюджетном законодательстве, БК РФ содержит ряд норм, из смысла которых следует вывод о применении именно такого порядка определения начала срока-периода (например, положения ст. 98.1 БК РФ).
Вместе с тем законодательству также известен ряд случаев, когда при определении начала течения срока учитывается и неполный день (например, ч. 1 ст. 14 Трудового кодекса Российской Федерации, ч. 9 ст. 109 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, п. 7 ст. 76 Налогового кодекса Российской Федерации). Специальные положения, которые носят императивный характер и являются примерами исключений из общего правила определения начала течения срока, установлены и бюджетным законодательством (например, п. 1 ст. 5 БК РФ).
Таким образом, полагаем обоснованным и подлежащим включению в нормы БК РФ следующее правило: течение бюджетно-правового срока начинается на следующий день после календарной даты или наступления события (совершения действия), которым определено его начало, если иное не предусмотрено бюджетным законодательством и нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения.
Следующим подлежащим рассмотрению вопросом является вопрос об определении моментов окончания течения сроков, который решается отдельно в зависимости от продолжительности соответствующего периода (в бюджетном праве сроки-периоды исчисляются годами, кварталами, месяцами, декадами, днями и сутками). Соответствующие нормы ряда отраслей права позволяют утверждать, что законодатель выработал единообразный подход к определению моментов окончания течения некалендарного срока-периода. Так, срок, исчисляемый месяцами, истекает в соответствующий день последнего месяца срока (при этом если окончание срока, исчисляемого месяцами, приходится на такой месяц, в котором нет соответствующего числа, то срок истекает в последний день этого месяца); годами - в соответствующие месяц и число последнего года срока.
Указанные правила могут применяться и в отношении бюджетно-правовых сроков с учетом некоторых особенностей.
Год является самой продолжительной используемой в праве единицей исчисления, равной следующим подряд 12 месяцам или 365 (366 в високосный год) дням. Как мы ранее отметили, календарному году в бюджетном праве соответствует срок-дефиниция "финансовый год" и производные от него сроки, особые правила исчисления которых установлены бюджетным законодательством. Дату окончания иных бюджетно-правовых сроков, исчисляемых годами, возможно определять как соответствующий день соответствующего месяца последнего дня срока.
По распространенному в законодательстве правилу, к сроку, исчисляемому кварталами года, применяются правила для сроков, исчисляемых месяцами, при этом квартал считается равным трем месяцам, а отсчет кварталов ведется с начала года. Таким образом, законодатель придерживается позиции, в соответствии с которой квартал является календарным сроком, в связи с чем не вызывает трудностей определение моментов начала и окончания такого срока-периода, в том числе и в бюджетном праве.
Следующей единицей исчисления времени в праве является месяц, который также может быть календарным (то есть любой месяц в году) и некалендарным. Поскольку в соответствии с григорианским календарем продолжительность календарных месяцев может составлять 28 (29), 30 и 31 день, для определения продолжительности некалендарного месяца применяется правило об истечении срока, исчисляемого месяцами, в последний день соответствующего месяца срока, а если в таком месяце соответствующего числа нет, то в последний день этого месяца.
Кроме того, всего в двух нормах БК РФ установлен срок-период, равный полутора месяцам. Как было отмечено выше, в используемых в Российской Федерации календарных месяцах содержится разное количество дней, что обосновывает необходимость выработки особого правила для исчисления срока, равного половине месяца.
Только в гражданском законодательстве установлено такое правило: так, согласно п. 3 ст. 192 ГК РФ срок, определенный в полмесяца, рассматривается как срок, исчисляемый днями, и считается равным пятнадцати дням. Полагаем, что при решении вопроса о корректном исчислении равных полутора месяцам сроков, установленных бюджетным законодательством (п. 6 ст. 149 БК РФ и п. 3 ст. 264.4 БК РФ), отсутствуют препятствия для применения рассмотренного выше правила. В то же время исходя из смысла положений указанных норм БК РФ и целей установления полуторамесячных сроков в этих нормах полагаем, что целесообразнее использовать другой метод установления срока применительно к рассмотренным нормам. Так, принимая во внимание, что в обоих случаях речь идет о совершении действия, которое должно завершиться к определенной дате - 1 июня, полагаем возможным внести соответствующие изменения в указанные нормы БК РФ путем установления непродолжительности срока для совершения определенного действия - полтора месяца, а указания конкретного дня окончания такого срока - не позднее 1 июня.
Отдельным и традиционно дискуссионным является вопрос о том, что надлежит понимать под соответствующим днем при определении момента окончания срока, исчисляемого некалендарными годами и месяцами. Законодатель, используя формулировку "соответствующий день", не дает каких-либо разъяснений о том, является ли этот день днем, которым определено начало течения срока, или первым днем течения срока. Ни теоретическая юриспруденция, ни практика применения законодательства до настоящего времени также не выработали единого подхода к определению этого дня.
Согласно одной из позиций такой день должен предшествовать названию или числу первого дня срока, а не предыдущему дню: таким образом, срок, начало которого определено датой, например, 18 марта, истечет 19 апреля, поскольку по правилам этот срок начнет течь с 19 апреля <6>. Но в таком случае с неизбежностью одно и то же число месяца будет учтено дважды.
--------------------------------
<6> См., например: Телюшкин М. Исчисление сроков по отдельным видам обязательств // Советская юстиция. 1975. N 6. С. 20; Бойцов Г.В., Долгова М.Н., Бойцова Г.М. Постатейный комментарий к части первой Налогового кодекса Российской Федерации. М.: ГроссМедиа, 2006; СПС "КонсультантПлюс".
По мнению А. Смирнова, в приведенном примере месячный срок будет длиться на день больше, причем без учета времени дня, определяющего начало срока, и независимо от того, полный он или нет. В обоснование своей точки зрения он приводит пример календарных сроков: календарный год длится с 1 января по 31 декабря, а месяц - с 1 по 30 (или 31) число. Таким образом, очевидна следующая закономерность: последний день по своему числу месяца или названию дня недели всегда предшествует числу (названию) первого дня, а водоразделом этих периодов является полночь. Представляется, что такой же естественный календарный принцип заложен законодателем в нормах отраслевых кодексов при определении последнего дня указанных периодов, начинающихся с любого другого, не первого числа месяца или дня недели <7>.
--------------------------------
<7> См.: Смирнов А. Спорные вопросы исчисления сроков // Законность. 2009. N 9. С. 31.
Вместе с тем в приводимых А. Смирновым примерах 1 января является первым учитываемым днем годичного срока, а первое число месяца - первым учитываемым днем месячного срока. Таким образом, если событие, с которым закон связывает начало течения месячного срока, произошло 31 марта, то месячный срок по правилам начнет течь с 1 апреля и закончится 30 апреля в 24 часа 00 минут.
Полагаем, что предложенный А. Смирновым подход к определению термина "соответствующий день окончания срока", то есть день, который по своему названию дня недели или числу месяца является таким же, что и день, предшествующий первому учитываемому дню срока <8>, является верным, подтверждается судебной практикой <9> и должен найти отражение в нормах законодательства, в том числе бюджетного.
--------------------------------
<8> См.: Там же. С. 34.
<9> См.: Постановление Президиума ВАС РФ от 5 марта 1996 г. N 7816/95 // Вестник ВАС РФ. 1996. N 5.
Термин "декада" (от греч. dekas - десяток) является устоявшимся в русском языке, имеет несколько значений, но применительно к видам сроков традиционно означает промежуток времени в 10 дней <10>. Декада как единица исчисления используется в бюджетном законодательстве крайне редко: так, БК РФ содержит единственную норму, закрепленную в п. 8 ст. 242 БК РФ, в которой установлен временной период, равный декаде. В приведенном примере законодатель с очевидностью имеет в виду временной промежуток с 1 января по 10 января. Вместе с тем использование рассматриваемого срока-периода в дальнейшем может повлечь неопределенность, поскольку, как было отмечено выше, календарные месяцы имеют разную продолжительность, в зависимости от которой третья декада некоторых месяцев может составлять 11 дней или - в феврале - 8 (9 в високосный год). В связи с чем полагаем, что применительно к положениям п. 8 ст. 242 БК РФ целесообразно определить продолжительность установленного срока другим образом - указав на период времени с 1 по 10 января текущего финансового года, а также дополнить БК РФ нормами об определении порядка исчисления срока-периода, равного декаде.
--------------------------------
<10> См.: Егорова Т.В. Указ. соч. С. 190.
Различают два способа исчисления таких сроков-периодов, как день - в календарных и в рабочих днях. В бюджетном праве день является самой короткой единицей исчисления времени. Бюджетное законодательство установило как сроки, исчисляемые в календарных днях, так и сроки, исчисляемые в рабочих днях. Кроме того, большинство сроков, исчисляемых днями, установлены без конкретизации, календарными или рабочими такие дни являются, а также в одном случае установлен срок, равный одним суткам (п. 2 ст. 194 БК РФ).
Отметим, что всего две нормы БК РФ содержат указание, что установленные в них сроки-периоды исчисляются в календарных днях (п. 5 ст. 242 и п. 6 ст. 306.2). Во избежание неопределенности необходимо в соответствующих нормах бюджетного законодательства конкретизировать, идет ли речь о рабочих или календарных днях в тех случаях, когда такая конкретизация отсутствует. В то же время, учитывая количество норм, которые в таком случае будут подлежать изменениям, более приемлемым будет исключить из текста вышеуказанных норм БК РФ уточнение о том, что установленные в них дни являются календарными, но дополнить БК РФ нормой, что сроки, исчисляемые в днях, надлежит исчислять в календарных днях, если в отдельных нормах бюджетного законодательства и иных нормативных правовых актах, регулирующих бюджетные правоотношения, не установлено, что такой срок исчисляется в рабочих днях.
Кроме того, следует отдельно уточнить, какие именно дни являются рабочими, учитывая при этом, что однозначного ответа на данный вопрос действующее законодательство не содержит. Так, в соответствии со ст. 111 Трудового кодекса Российской Федерации общим выходным днем является воскресенье, а второй выходной день при пятидневной рабочей неделе устанавливается коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка. Вместе с тем трудовым законодательством установлена и иная продолжительность рабочей недели: шестидневная с одним выходным днем рабочая неделя с предоставлением выходных дней по скользящему графику, неполная рабочая неделя (ст. 100 Трудового кодекса Российской Федерации).
Законодательство некоторых отраслей права определяет рабочий день как день, который не признается в соответствии с законодательством Российской Федерации выходным и (или) нерабочим праздничным днем (п. 6 ст. 6.1 Налогового кодекса Российской Федерации, п. 6 ст. 4 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования").
Анализ соответствующих норм бюджетного законодательства, в том числе в части специфики обязательств, для исполнения которых установлены исчисляемые в рабочих днях сроки, а также анализ ряда служебных распорядков органов власти, участвующих в процедурах бюджетного процесса, позволяют сделать вывод, что для целей надлежащего исчисления бюджетно-правовых сроков, во-первых, рабочими днями являются дни, не признающиеся в соответствии с законодательством Российской Федерации выходными и (или) нерабочими праздничными днями, а во-вторых, выходными днями являются суббота и воскресенье.
Одним из общих правил в праве является правило об окончании срока, исчисляемого днями, в 24 часа последнего дня срока. По утверждению П.И. Жигалкина, если действие должно быть совершено на предприятии, в учреждении, организации, то срок истекает в тот час, когда в них по установленным правилам прекращаются соответствующие операции <11>. Таким образом, рассматриваемое правило носит, скорее, декларационный характер, вместе с тем совершение действия за пределами срока окончания рабочего дня, но до 24 часов этого дня (последнего дня срока) будет совершено в срок.
--------------------------------
<11> См.: Жигалкин П.И. Исчисление сроков по советскому трудовому праву // Проблемы социалистической законности: Республиканский межведомственный тематический научный сборник. Харьков: Вища школа: Изд-во при Харьк. ун-те, 1988. Вып. 21. С. 34.
БК РФ (п. 1 ст. 194) содержит единственное указание на окончание срока в 24 часа соответствующего дня - проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период считается внесенным в срок, если он доставлен в Государственную Думу до 24 часов 1 октября текущего года. Единственная норма БК РФ, как было отмечено выше, устанавливающая срок-период продолжительностью одни сутки, содержится в п. 2 ст. 194 БК РФ. Известно, что сутки равны 24 часам и представляют собой интервал времени с 00 часов до 24 часов одного дня. Законодателем в обоих рассмотренных случаях поддерживается тенденция, согласно которой указанные действия должны быть выполнены не позднее определенного часа конкретной даты, а точнее - не позднее окончания конкретного дня, вне зависимости от установленных в действующих рабочих графиках правил и наличия необходимых для этого ресурсов.
Кроме того, в связи с развитием систем электронного документооборота, в том числе и при реализации процедур в рамках бюджетного процесса, полагаем целесообразным дополнить БК РФ положением, согласно которому документы, подтверждающие исполнение предписанного БК РФ действия, сданные в организацию связи или направленные с помощью системы электронного документооборота до 24 часов последнего дня срока, считаются сданными в срок.
Таким образом, в отношении большого количества сроков, установленных бюджетным законодательством и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, надлежит законодательно определить и правила их исчисления, например, путем дополнения БК РФ статьей, содержащей вышеперечисленные правила.
Вместе с тем определить порядок исчисления сроков, то есть моментов начала и окончания того или иного срока, означает установить только общие правила их исчисления. Ранее мы обратили внимание, что юридические сроки имеют объективно-субъективную природу: будучи производными от времени и являющимися частью временного потока, сроки в праве устанавливаются волеизъявлением людей и, кроме того, в отличие от течения времени, которое бесконечно и непрерывно, в отношении сроков существуют особые средства изменения их течения.
По справедливому замечанию К.Ю. Лебедевой, "...в процессе правового регулирования общественных отношений могут возникнуть ситуации, когда для достижения эффективного правового регулирования недостаточно предусмотреть общий, универсальный порядок исчисления... сроков, и возникает потребность в установлении определенных исключений" <12>. В связи с этим действующим законодательством предусмотрены следующие способы изменения порядка исчисления сроков: продление, приостановление, перерыв, а также возможность восстановления пропущенного срока.
--------------------------------
<12> Лебедева К.Ю. Указ. соч. С. 459.
Указанные способы применяются к бюджетно-правовым срокам с большими ограничениями, связанными в первую очередь с методом бюджетно-правового регулирования: поскольку большинство сроков являются императивными, только в отношении некоторых из них бюджетное законодательство допускает возможность изменения порядка их исчисления. Рассмотрим некоторые из них.
Возможность продления срока, то есть увеличения его продолжительности, предусмотрена БК РФ только в отношении срока действия ранее утвержденной программы предоставления государственных финансовых и государственных экспортных кредитов, который пролонгируется на очередной финансовый год и плановый период в случае неутверждения Государственной Думой соответствующей программы на очередной финансовый год и плановый период (п. 3 ст. 125 БК РФ).
Приостановление течения срока означает такой способ изменения порядка его исчисления, при котором в период действия обстоятельств, являющихся основаниями для приостановления срока, течение срока останавливается, при этом срок не прекращается, а просто не течет какое-то время до того, как указанные обстоятельства отпадут, после чего течение срока возобновляется в оставшейся части.
Как отмечает А.А. Архипов, целью приостановления срока является увеличение основного срока на приостановленное время с целью компенсировать его <13>.
--------------------------------
<13> Архипов А.А. Указ. соч. С. 61.
В бюджетном законодательстве в указанном смысле отсутствует возможность приостановления сроков. Сам термин "приостановление", используемый БК РФ, означает не приостановление сроков осуществления соответствующих действий, а приостановление самих действий, при этом такое приостановление, скорее, является мерами, стимулирующими соответствующих субъектов к неукоснительному соблюдению требований законодательства.
Вместе с тем бюджетным законодательством установлен специальный срок исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, который составляет три месяца. БК РФ допускает возможность приостановления течения такого срока, но процедура и основания для его приостановления подчиняются правилам, установленным законодательством об исполнительном производстве.
Небезынтересными с точки зрения используемых бюджетным законодательством способов изменения течения срока будут положения п. 6 ст. 192 БК РФ, предусматривающие возможность приостановления действия в очередном финансовом году и плановом периоде отдельных положений федеральных законов, не обеспеченных источниками финансирования в очередном финансовом году и (или) плановом периоде. Проект федерального закона об изменении сроков вступления в силу соответствующих положений федеральных законов Правительство Российской Федерации вносит в Государственную Думу в случае, если в очередном финансовом году и плановом периоде общий объем расходов недостаточен для финансового обеспечения установленных законодательством Российской Федерации расходных обязательств Российской Федерации.
Терминологически правильнее в рассматриваемом случае говорить не о "приостановлении действия" или "изменении сроков вступления в силу", а о переносе момента начала течения срока, поскольку рассматриваемая норма имеет целью не "заморозить" срок действия федерального закона, который уже начал течь к моменту наступления определенных событий, а отсрочить момент его вступления в силу. Это позволяет сделать вывод об использовании в бюджетном праве иного способа изменения порядка течения срока - переноса момента начала его течения.
Еще одной традиционной для российского законодательства формой изменения порядка течения юридического срока является его перерыв, то есть прекращение ввиду особых обстоятельств его течения в установленный законом момент и последующее возобновление его течения заново, без учета прошедшего до момента перерыва времени.
Кроме того, в некоторых установленных законодательством случаях пропущенный для совершения того или иного действия срок может быть восстановлен, что означает возможность уполномоченного органа принять решение о неприменении последствий пропуска срока ввиду уважительности причин, по которым произошел пропуск, тем самым предоставляя заинтересованному лицу реализовать свое право за пределами установленного срока <14>.
--------------------------------
<14> См.: Лебедева К.Ю. Указ. соч. С. 484.
Использование такого способа изменения порядка течения бюджетно-правового срока, как его перерыв, а также возможности восстановления пропущенного бюджетно-правового срока, не предусматривается бюджетным законодательством. При этом в ряде случаев закрепляется обязательность применения установленных другими отраслями права сроков и форм изменения порядка их течения. Так, бюджетное законодательство устанавливает ряд особенностей исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Вместе с тем в отношении сроков предъявления исполнительных документов, а также перерыва таких сроков и их восстановления действуют требования законодательства об исполнительном производстве (ст. 242.1 БК РФ).
Руководствуясь изложенным, полагаем, что, во-первых, надлежит в бюджетном законодательстве установить общие правила исчисления сроков в бюджетном праве. При этом, принимая во внимание, что бюджетное право является самостоятельной отраслью права, для целей выработки таких правил допустимо брать в расчет соответствующие нормы иных отраслей права, но в то же время обязательно учитывать специфику бюджетно-правовых сроков.
Во-вторых, особенности бюджетно-правового регулирования не предоставляют широких возможностей для использования в отношении сроков способов изменения порядка их исчисления. В этом проявляется одна из целей бюджетного права: достижение финансовой стабильности государства посредством в том числе своевременного неукоснительного исполнения участниками бюджетных правоотношений возложенных на них обязанностей и реализации предоставленных им прав.
В-третьих, некоторые из установленных бюджетным законодательством сроков являются специальными по отношению к общим срокам, установленным законодательством профильных отраслей права (например, срок исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов). Это, в свою очередь, означает, что способы изменения порядка течения таких сроков в пределах, установленных бюджетным законодательством, могут быть реализованы в порядке, установленном нормами соответствующих законодательных актов.
В-четвертых, полагаем целесообразным дополнить и конкретизировать отдельные положения ст. 6 проекта нового Бюджетного кодекса Российской Федерации, в том числе: указать, что бюджетно-правовые сроки устанавливаются бюджетным законодательством, а не только Бюджетным кодексом; исключить из перечня сроков, установленных бюджетным законодательством, сроки, исчисляемые часами, и дополнить его указанием на сроки, исчисляемые кварталами; установить порядок определения соответствующего дня окончания срока, указав, что таковым признается день, который по числу месяца является таким же, что и день, предшествующий первому учитываемому дню срока.
Литература
1. Архипов А.А. Сроки в налоговом праве: Монография. М.: Статут, 2011. 199 с.
2. Бойцов Г.В., Долгова М.Н., Бойцова Г.М. Постатейный комментарий к части первой Налогового кодекса Российской Федерации. М.: ГроссМедиа, 2006; СПС "КонсультантПлюс".
3. Егорова Т.В. Словарь иностранных слов современного русского языка. М.: Аделант, 2012. 800 с.
4. Жигалкин П.И. Исчисление сроков по советскому трудовому праву // Проблемы социалистической законности: республиканский межведомственный тематический научный сборник. Харьков: Вища школа: Изд-во при Харьк. ун-те, 1988. Вып. 21. С. 27 - 34.
5. Лебедева К.Ю. Исчисление гражданско-правовых сроков. Цивилистические исследования // Ежегодник гражданского права. М.: Статут, 2006. Вып. 2. С. 453 - 490.
6. Сауль С.Н. Сроки в бюджетном законодательстве (Подготовлен для системы "КонсультантПлюс", 2014) // СПС "КонсультантПлюс".
7. Смирнов А. Спорные вопросы исчисления сроков // Законность. 2009. N 9. С. 30 - 34.
8. Телюшкин М. Исчисление сроков по отдельным видам обязательств // Советская юстиция. 1975. N 6. С. 20 - 22.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Финансовое право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.
Звонки бесплатны.
Работаем без выходных