Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Финансовое право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ПРАВОВОЙ РЕГЛАМЕНТАЦИИ И ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ В СФЕРЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБОРОННОГО ЗАКАЗА
П.В. СЛАВИНСКИЙ
С давних пор перманентное противостояние Российского государства иноземным захватчикам послужило основной причиной формирования высокого уровня национальной обороноспособности путем создания регулярной армии и флота и обеспечения их необходимым провиантом, обмундированием и вооружением, что предопределило потребность в создании специального механизма закупок продукции для данных нужд - государственного оборонного заказа.
Применение метода сравнительно-исторического анализа в исследовании системы правовой регламентации государственного оборонного заказа и государственного финансового контроля за данной областью правоотношений позволяет выделить три этапа их поступательного и взаимосвязанного развития.
Царский период. Первые свидетельства правовой регламентации порядка проведения государственного оборонного заказа встречаются в XVII веке в эпоху правления царя Алексея Михайловича Романова - инициатора создания национальной регулярной армии, обеспечение которой необходимым объемом боеприпасов было поручено соответствующим Указом: "...торговому человеку Лучке Жукову. Ехать ему в Хатунскую волость в деревню Бовыкину и в Довыдову пустынь по реке Лопасне для того, что в нынешнем во 7158 году октября в 11 день уговорился он, Лучка, в Розряде поставить пищального доброго кременья пятьсот тысяч" <1>.
--------------------------------
<1> Кобяков Ю.А., Ракитин А.С. Государственный оборонный заказ в XVII веке // Национальная оборона. 2011. URL: http://www.oborona.ru/includes/periodics/defense/2011/0905/22057305/detail.shtml.
С развитием публичных финансов и детализацией правовой регламентации государственных закупок появилась потребность в создании государственного финансового контроля за эффективным расходованием казенных денежных средств, что предопределило учреждение в 1655 году Счетного приказа, осуществлявшего ведение "счетных дел" (осуществление ревизионной деятельности), "сыскных дел" (ведение "доимочной книги", в которой записывалось, с кого и сколько надо было получить государственных заемных и "доимочных" денег и взыскание этих денег) и "описных дел" (проведение описи имущества, которое подлежало продаже в возмещение долга казне) <2>.
--------------------------------
<2> См.: Грачева Е.Ю. Правовое регулирование финансового контроля в Российской Федерации: проблемы и перспективы: Монография / Л.Л. Арзуманова, О.В. Болтинова, О.Ю. Бубнова и др.; отв. ред. Е.Ю. Грачева. М.: НОРМА; ИНФРА-М, 2013.
О подробной правовой регламентации государственных закупок, конечно, говорить пока рано, но появляются характерные признаки организации их проведения: публичная потребность, условия поставки и определение поставщика.
Следующий шаг в развитии системы правовой регламентации и государственного финансового контроля в сфере государственного оборонного заказа предпринял Петр I, правление которого ознаменовалось практически непрерывным участием Российского государства в различных военных конфликтах, обусловивших необходимость четкого правового регулирования процесса поставок военной продукции.
Как отмечает в этой связи А.В. Телепнева, в этот период формируются основы государственного финансового контроля, что обусловлено необходимостью централизации управления публичными финансами, наведения порядка в учете государственных ресурсов, складывающимися приемами ревизии представляемой отчетности и попытками законодательного определения функций органов финансового контроля <3>.
--------------------------------
<3> См.: Телепнева А.В. Возникновение и развитие ревизии в системе государственного контроля России // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2006. N 4. С. 86 - 92.
Указом Сената от 1712 года "О заключении подрядов на поставку для войска амуничных вещей, оружейных снарядов и провианта" был установлен круг государственных заказчиков, уполномоченных на проведение закупок по государственному оборонному заказу, - Провиантская, Подрядная, Артилерная и Мундирная конторы Адмиралтейской коллегии.
В соответствии с Указом Петра I от 1714 года "О вызове подрядчиков для делания пороха" устанавливалась процедура отбора поставщиков, напоминающая один из современных способов размещения государственных закупок - запрос предложений: "...Для нынешнего военного случая... пороху сделать сколько возможно с поспешанием. И для того порохового дела объявить Его Великого Государя указ по всем воротам, чтобы явились подрядчики всех чинов люди в Канцелярию Правительствующего Сената, и уговоры б свои записывали, кто сколько и как и по какой цене может пороху сделать..." <4>.
--------------------------------
<4> Указ 1714 г. "О вызове подрядчиков для делания пороха" // Российский государственный архив древних актов. URL: http://www.nlr.ru/e-res/law_r/show_page.php?page=81&root=1/5.
В 1715 году при Сенате создается специальное подразделение, выполняющее сбор и обработку информации о закупках (своего рода мониторинг): "...где и что подряжено сделать или поставить, причины с торга отдан подряд или нет, сроки и цены". Особое внимание уделялось сообщениям о "стачках" подрядчиков и "подставах" их ради повышения цены <5>. Современное российское законодательство квалифицирует подобные неправомерные действия участников закупок как сговор на торгах, запрещенный статьей 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" <6>.
--------------------------------
<5> См.: Гончаров Е.Ю. Кто отвечал за подряды в XVIII веке // Конкурсные торги. 1999. N 4. С. 39 - 45.
<6> См.: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" // Собрание законодательства Российской Федерации. 2006. N 31 (ч. 1). Ст. 3434.
Создание в 1719 году Ревизион-коллегии - первого полноценного государственного органа финансового контроля - свидетельствует о повышении роли данного института в рамках проводимой государственной, в том числе финансовой политики.
Важным эволюционным звеном в развитии системы государственного финансового контроля в сфере закупок для нужд государственного оборонного заказа явилось решение Сената 1721 года "О борьбе с подложными ценами и подкупом в деле поставок и подрядов", предусматривавшее штраф в размере "переплаченных" денег при завышении стоимости подрядов <7>. Данная мера наказания коррелируется с предусмотренным статьей 8 Федерального закона от 29.12.2012 N 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе" <8> (далее - Закон о государственном оборонном заказе) запретом на установление экономически, технологически или иным образом необоснованной цены на продукцию.
--------------------------------
<7> См.: Гончаров Е.Ю. История торгов в России. XX в. (до 1917 г.) // Конкурсные торги. 1998. N 14. С. 42.
<8> См.: Федеральный закон от 29.12.2012 N 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе" // Собрание законодательства Российской Федерации. 2012. N 53 (ч. 1). Ст. 7600.
Во время правления Александра I система правовой регламентации проведения государственных закупок расширяется, а осуществление государственного финансового контроля существенно совершенствуется. Принятый в 1802 году Устав о провианте для продовольствия войск установил необходимость определения "справочной цены" закупки, именуемой в настоящее время российским законодательством как начальная (максимальная) цена контракта (НМЦК) <9>.
--------------------------------
<9> См.: История государственных закупок государства Российского в лицах (специальный выпуск) // Citizen.Seldon. 2014. N 4.
Для проведения ревизий расходов бюджетных средств в 1811 году в преддверии Отечественной войны (1812 - 1814 гг.) по указу императора создается Главное управление ревизии государственных счетов, состоявшее из департаментов ревизии счетов по гражданской и военной частям, что, возможно, способствовало повышению уровня контроля за эффективностью использования бюджетных денежных средств и, как следствие, повлияло на снабжение российской армии и привело к сокрушительной победе над войсками Наполеона Бонапарта.
Однако уже через некоторое время подведение итогов Крымской войны (1853 - 1856 гг.) позволило обнаружить большое количество правонарушений при расходовании бюджетных средств по государственному оборонному заказу, в результате чего было принято решение о создании ведомственного финансового контроля, осуществлявшегося полевыми генерал-контролерами и полевыми контролерами, проверявшими правильность и целевой характер использования денежных средств, а также присутствие на торгах о поставке всех предметов войскового довольствия.
В 1900 году при Николае II было опубликовано Положение о подрядах и поставках, действовавшее до октября 1917 года и предусматривавшее детальную правовую регламентацию порядка проведения трех различных типов закупок: изустные торги (аукцион в современном понимании), торги посредством запечатанных объявлений и смешанные торги.
Примечательным является тот факт, что в 1909 году государством планировалось выделить до 32% расходов на военные нужды, в то время как на общественные потребности (просвещение, связь, землеустройство, торговлю) предполагалось израсходовать всего 12% бюджетных средств <10>. Такие обстоятельства свидетельствуют о повышении значения государственного оборонного заказа как одного из приоритетных направлений бюджетных расходов.
--------------------------------
<10> См.: Стенографические отчеты Государственной думы. Созыв III. Сессия 2. Ч. 2. Ст. 1831 - 1847.
Анализируя правовую регламентацию и государственный финансовый контроль в сфере государственного оборонного заказа в царский период, нельзя не согласиться с мнением Н.В. Кандыбко о том, что "выбор поставщиков продукции для нужд вооруженных сил на конкурсной основе имеет глубокие исторические корни" <11>.
--------------------------------
<11> Кандыбко Н.В. Трансформация организационно-экономического механизма размещения государственного оборонного заказа в современных условиях // Вестник Военного университета. 2010. N 1 (21). С. 92 - 98.
Что касается системы организации и проведения государственного финансового контроля, то в рассматриваемый царский период она носила преимущественно ведомственный характер, так как исполнительные органы (заказчики) контролировали, по сути, сами себя, а эффективность и целевое использование денежных средств, как показывают определенные сведения, оставляло желать лучшего.
Кроме того, финансовый контроль осуществляли различные органы, что отражалось на его бессистемном характере и излишней горизонтальной бюрократизации.
Как отмечает Е.Ю. Грачева, созданный независимый Государственный контроль так и не стал государственным институтом, а выступал еще одним ведомством по отношению к другим ревизионным учреждениям <12>.
--------------------------------
<12> См.: Грачева Е.Ю. Финансовый контроль: Учеб. пособие. М.: Камерон, 2004. С. 34.
Советский период. После образования СССР последовательно формировавшаяся в течение нескольких веков система проведения государственных закупок и государственного финансового контроля в этой области финансовых правоотношений претерпела кардинальные изменения.
Непродолжительный период развития правовой регламентации государственных закупок просуществовал во время реализации курса новой экономической политики (НЭП), в ходе которого применялись акты, предусматривавшие порядок проведения закупок: Положение "О государственных подрядах и поставках" (утверждено Декретом СНК РСФСР от 30.09.1921), Положение "О государственных подрядах и поставках" (утверждено Декретом ЦИК СССР, СНК СССР от 07.08.1923) и Положение "О государственных подрядах и поставках" (утверждено Постановлением ЦИК СССР, СНК СССР от 11.05.1927).
При этом важным нововведением последнего из указанных положений являлось отхождение от критерия определения наименьшей цены - отныне при выборе победителя государственный заказчик имел право руководствоваться также сведениями о кредитоспособности участника и наличием у него необходимого опыта.
Одновременно с правовой регламентацией государственных закупок развивались и механизмы организации и проведения государственного финансового контроля. В 1923 году в составе главного контрольного органа СССР - Наркомфина было образовано финансово-контрольное управление, на которое возлагались полномочия по проведению документальных проверок расходов бюджета и оборотов денежных средств в подотчетных ему организациях и предприятиях.
Однако с 1930 года закупки перестали проводиться, так как оказались не востребованы в административно-плановой экономике <13>. Государство отказалось от гражданских и оборонных закупок, установив новый подход обеспечения отечественных вооруженных сил необходимой продукцией - систему государственного снабжения.
--------------------------------
<13> См.: Смирнов В.И., Нестерович Н.В. Становление рыночной системы государственных закупок в России. Казань: НПО БизнесИнфомСервис, 2000. С. 21.
В этой связи полномочия по осуществлению государственного финансового контроля были возложены на Наркомат обороны СССР, получивший доступ к отчетно-сметной документации предприятий и наркоматов, выполнявших военные заказы, а численность военных представителей на промышленных предприятиях к 1940 году увеличилась в полтора раза <14>.
--------------------------------
<14> См.: Симонов Н.С. Военно-промышленный комплекс СССР в 1920 - 1950-е годы: темпы экономического роста, структура, организация производства и управление. М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 1996. С. 132.
Построенная таким образом система государственного финансового контроля в оборонно-промышленном секторе, функционировавшая в рамках финансовой политики Советского государства, позволила максимально эффективно и рационально использовать бюджетные денежные средства, выделявшиеся на построение мощного военно-экономического потенциала СССР.
Современный период. Применение рыночных механизмов управления экономикой потребовало от государства плавного изменения подходов в осуществлении финансово-бюджетной политики, в том числе по вопросам формирования правил осуществления государственных закупок, а также организации и проведения государственного финансового контроля за расходованием бюджетных средств в этой области правоотношений.
Указом Президента РФ от 25.07.1996 N 1095 "О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в Российской Федерации" <15> были установлены общие положения о контрольно-финансовой деятельности, определившие ее цели и задачи, а также круг субъектов, уполномоченных на осуществление контрольно-проверочных мероприятий.
--------------------------------
<15> См.: Указ Президента РФ от 25.07.1996 N 1095 "О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. N 31. Ст. 3696.
Подписание Президентом РФ Указа от 08.04.1997 N 305 "О первоочередных мерах по предотвращению коррупции и сокращению бюджетных расходов при организации закупки продукции для государственных нужд" <16> и утверждение Положения об организации закупки товаров, работ и услуг для государственных нужд явилось важным звеном в развитии механизма государственного финансового контроля в области государственных закупок.
--------------------------------
<16> См.: Указ Президента РФ от 08.04.1997 N 305 "О первоочередных мерах по предотвращению коррупции и сокращению бюджетных расходов при организации закупки продукции для государственных нужд" // Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. N 15. Ст. 1756.
Следующим шагом в развитии данного вопроса стало принятие Федерального закона от 06.05.1999 N 97-ФЗ "О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд" <17>, содержавшего многочисленные конструкционные юридические пробелы, а также предусматривавшего процедуру размещения государственного заказа исключительно федеральными органами исполнительной власти, ограничивая тем самым круг потенциальных государственных заказчиков.
--------------------------------
<17> См.: Федеральный закон от 06.05.1999 N 97-ФЗ "О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд" // Собрание законодательства Российской Федерации. 1999. N 19. Ст. 2302.
Комплексное регламентирование правоотношений по размещению и выполнению заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд были установлены с принятием Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд" <18>, а затем пришедшим ему на смену более проработанным Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" <19>, позволившим построить четкую правовую регламентацию и систему государственного финансового контроля в сфере государственных закупок, в том числе осуществляемых в рамках государственного оборонного заказа.
--------------------------------
<18> См.: Федеральный закон от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд" // Собрание законодательства Российской Федерации. 2005. N 30 (ч. 1). Ст. 3105.
<19> См.: Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" // Собрание законодательства Российской Федерации. 2013. N 14. Ст. 1652.
Особое системообразующее место в указанной системе контроля занимает Бюджетный кодекс РФ, содержащий в главе 26 "Основы государственного (муниципального) финансового контроля" <20> общие положения о порядке организации и проведения финансового контроля.
--------------------------------
<20> См.: Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. N 31. Ст. 3823.
На отношения, складывающиеся в рамках проведения государственных закупок для нужд обороноспособности государства, распространяются положения Закона о государственном оборонном заказе, закрепляющего права и обязанности участников финансовых правоотношений, протекающих в ходе проведения размещения и выполнения закупок, осуществляемых в рамках государственного оборонного заказа, а также порядок проведения уполномоченным органом проверок по вопросу соблюдения законодательства в данной области.
Детализация установленных указанными федеральными законами положений производится в большом количестве утверждаемых Правительством РФ актах о порядке планирования, размещения и проведения закупок по государственному оборонному заказу:
- Приказ Министерства промышленности и энергетики РФ от 23.08.2006 N 200 "Об утверждении Порядка определения состава затрат на производство продукции оборонного назначения, поставляемой по государственному оборонному заказу" <21>;
--------------------------------
<21> См.: Приказ Минпромэнерго России от 23.08.2006 N 200 "Об утверждении Порядка определения состава затрат на производство продукции оборонного назначения, поставляемой по государственному оборонному заказу" // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2007. N 7.
- Постановление Правительства РФ от 25.01.2008 N 29 "Об утверждении Правил формирования цен на российские вооружение и военную технику, которые не имеют российских аналогов и производство которых осуществляется единственным производителем" <22>;
--------------------------------
<22> См.: Постановление Правительства РФ от 25.01.2008 N 29 "Об утверждении Правил формирования цен на российские вооружение и военную технику, которые не имеют российских аналогов и производство которых осуществляется единственным производителем" // Собрание законодательства Российской Федерации. 2008. N 5. Ст. 401.
- Постановление Правительства РФ от 05.12.2013 N 1119 "Об утверждении Положения о государственном регулировании цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу" <23>;
--------------------------------
<23> См.: Постановление Правительства РФ от 05.12.2013 N 1119 "Об утверждении Положения о государственном регулировании цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу" // Собрание законодательства Российской Федерации. 2013. N 49 (часть VII). Ст. 6450.
- Постановление Правительства РФ от 26.12.2013 N 1255 "О правилах разработки государственного оборонного заказа и его основных показателей" <24>;
--------------------------------
<24> См.: Постановление Правительства РФ от 26.12.2013 N 1255 "О Правилах разработки государственного оборонного заказа и его основных показателей" // Собрание законодательства Российской Федерации. 2014. N 2 (часть I). Ст. 90.
- Постановление Правительства РФ от 28.04.2015 N 407 "О порядке определения начальной (максимальной) цены государственного контракта, а также цены государственного контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), при осуществлении закупок товаров, работ, услуг по государственному оборонному заказу" <25> и т.д.
--------------------------------
<25> См.: Постановление Правительства РФ от 28.04.2015 N 407 "О порядке определения начальной (максимальной) цены государственного контракта, а также цены государственного контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), при осуществлении закупок товаров, работ, услуг по государственному оборонному заказу" // Собрание законодательства Российской Федерации. 2015. N 19. Ст. 2821.
Применяемый подход позволяет государству максимально детально, четко и сбалансированно регламентировать и проконтролировать весь спектр финансовых правоотношений, складывающихся в процессе формирования, размещения и выполнения государственного оборонного заказа.
Таким образом, проведенный в настоящей статье детальный анализ основных этапов развития системы правовой регламентации порядка проведения закупок по государственному оборонному заказу и государственного финансового контроля в данной области финансово-бюджетных правоотношений позволяет сделать следующие выводы.
1. Государственный оборонный заказ, являясь одним из наиболее важных направлений государственных закупок, изначально играл ведущую роль в развитии системы правовой регламентации закупок и государственного финансового контроля за данной областью финансово-бюджетных правоотношений, генерируя наиболее эффективные механизмы их функционирования.
2. Сравнительно-исторический анализ этапов становления и развития системы правовой регламентации и финансового контроля в сфере закупок, осуществляемых в рамках государственного оборонного заказа, позволяет выявить определенную аналогию между дореволюционным и современным периодами их развития в разрезе отдельных способов проведения закупок.
3. Несмотря на отсутствие в советский период института государственных закупок, административно-плановый режим путем построения государственного снабжения и эффективной системы государственного финансового контроля позволил сформировать мощный военно-экономический потенциал СССР.
4. Задачи максимальной экономности и результативности использования бюджетных денежных средств при обеспечении потребностей армии и флота, а также борьба с недобросовестным выполнением участниками обязательств государственному оборонному заказу по настоящее время остаются актуальными задачами государства.
5. Сложившийся современный подход к детальной регламентации и эффективному государственному финансовому контролю правоотношений по выполнению государственного оборонного заказа способствует экономии бюджетных денежных средств и развитию военного потенциала отечественных вооруженных сил.
Литература
1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. N 31. Ст. 3823.
2. Федеральный закон от 06.05.1999 N 97-ФЗ "О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд" // Собрание законодательства Российской Федерации. 1999. N 19. Ст. 2302.
3. Федеральный закон от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд" // Собрание законодательства Российской Федерации. 2005. N 30 (ч. 1). Ст. 3105.
4. Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" // Собрание законодательства Российской Федерации. 2006. N 31 (1 ч.). Ст. 3434.
5. Федеральный закон от 29.12.2012 N 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе" // Собрание законодательства Российской Федерации. 2012. N 53 (ч. 1). Ст. 7600.
6. Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" // Собрание законодательства Российской Федерации. 2013. N 14. Ст. 1652.
7. Указ Президента РФ от 25.07.1996 N 1095 "О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. N 31. Ст. 3696.
8. Указ Президента РФ от 08.04.1997 N 305 "О первоочередных мерах по предотвращению коррупции и сокращению бюджетных расходов при организации закупки продукции для государственных нужд" // Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. N 15. Ст. 1756.
9. Постановление Правительства РФ от 25.01.2008 N 29 "Об утверждении Правил формирования цен на российские вооружение и военную технику, которые не имеют российских аналогов и производство которых осуществляется единственным производителем" // Собрание законодательства Российской Федерации. 2008. N 5. Ст. 401.
10. Постановление Правительства РФ от 05.12.2013 N 1119 "Об утверждении Положения о государственном регулировании цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу" // Собрание законодательства Российской Федерации. 2013. N 49 (часть VII). Ст. 6450.
11. Постановление Правительства РФ от 26.12.2013 N 1255 "О Правилах разработки государственного оборонного заказа и его основных показателей" // Собрание законодательства Российской Федерации. 2014. N 2 (часть I). Ст. 90.
12. Постановление Правительства РФ от 28.04.2015 N 407 "О порядке определения начальной (максимальной) цены государственного контракта, а также цены государственного контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), при осуществлении закупок товаров, работ, услуг по государственному оборонному заказу" // Собрание законодательства Российской Федерации. 2015. N 19. Ст. 2821.
13. Приказ Минпромэнерго России от 23.08.2006 N 200 "Об утверждении Порядка определения состава затрат на производство продукции оборонного назначения, поставляемой по государственному оборонному заказу" // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2007. N 7.
14. Гончаров Е.Ю. История торгов в России. XX в. (до 1917) // Конкурсные торги. 1998. N 14.
15. Гончаров Е.Ю. Кто отвечал за подряды в XVIII веке // Конкурсные торги. 1999. N 4.
16. Правовое регулирование финансового контроля в Российской Федерации: проблемы и перспективы: Монография / Л.Л. Арзуманова, О.В. Болтинова, О.Ю. Бубнова и др.; отв. ред. Е.Ю. Грачева. М.: НОРМА; ИНФРА-М, 2013.
17. Грачева Е.Ю., Толстопятенко Г.П., Рыжкова Е.А. Финансовый контроль: Учеб. пособие. М.: Камерон, 2004.
18. История государственных закупок государства Российского в лицах (специальный выпуск) // Citizen.Seldon. 2014. N 4.
19. Кандыбко Н.В. Трансформация организационно-экономического механизма размещения государственного оборонного заказа в современных условиях // Вестник Военного университета. 2010. N 1 (21).
20. Кобяков Ю.А., Ракитин А.С. Государственный оборонный заказ в XVII веке // Национальная оборона. 2011. URL: http://www.oborona.ru/includes/periodics/defense/2011/0905/22057305/detail.shtml
21. Указ 1714 г. "О вызове подрядчиков для делания пороха" // Российский государственный архив древних актов. URL: http://www.nlr.ru/e-res/law_r/show_page.php?page=81&root=1/5.
22. Регламент Благочестивейшего Государя Петра Великого Отца Отечества Императора и Самодержца Всероссийского "О управлении Адмиралтейства и Верфи. И о должностях Коллегии Адмиралтейской и прочих всех чинов при Адмиралтействе обретающихся". СПб.: Тип. Морского шляхетного кадетского корпуса, 1764.
23. Симонов Н.С. Военно-промышленный комплекс СССР в 1920 - 1950-е годы: темпы экономического роста, структура, организация производства и управление. М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 1996.
24. Смирнов В.И., Нестерович Н.В. Становление рыночной системы государственных закупок в России. Казань: НПО БизнесИнфомСервис, 2000.
25. Телепнева А.В. Возникновение и развитие ревизии в системе государственного контроля России // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2006. N 4.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Финансовое право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.
Звонки бесплатны.
Работаем без выходных