Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Финансовое право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
БУДУЩЕЕ ФИНАНСОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ.
ДЖОН Д. МОРЛИ, РОБЕРТА РОМАНО <*>
М. ЗАЙЦЕВА
--------------------------------
<*> The future of financial regulation by John D. Morley, Roberta Romano // John M. Olin Center for Studies in Law, Economics, and Public Policy. Research Paper N 386.
Зайцева М., юридический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова <1>.
--------------------------------
<1> Научный консультант - к.ю.н. А.Е. Молотников.
Тринадцатого февраля 2009 г. в Школе права Йельского университета прошел Круглый стол под названием "Будущее финансового регулирования". Были затронуты вопросы развития ипотечного кризиса, повлекшего за собой кризис кредитования и финансовую панику 2007 - 2008 гг., реакция правительства на проявления кризиса, а также были предложены варианты выхода из затруднительного положения для различных финансовых учреждений и организации выплат по ипотечному кредитованию. Круглый стол состоял из нескольких тематических заседаний с различными докладчиками, среди которых были не только представители юридической науки, но и специалисты в области экономики и финансов.
Первое заседание носило название "Кризис: истоки и исторический анализ". Второе заседание было посвящено причинам кризиса ("Причины кризиса: конфликты, компенсация и репутация"). Третья часть Круглого стола затронула вопросы дальнейшего развития государственного регулирования финансовой системы США. На четвертом заседании обсуждались проблемы реформирования кредитной системы.
Анализируя первое заседание, авторы пытаются выяснить, какие уроки мы можем извлечь из кризиса 2007 - 2008 гг., а также провести некоторые исторические параллели.
Действительно, масштабная кредитная политика в банковской сфере привела к настоящему буму в области купли-продажи недвижимости. Низкие проценты по кредитам (по мнению авторов статьи, своего низшего предела они достигли в 2002 - 2005 гг.), поддерживаемые государством и сопровождаемые программами доступного жилья, послужили тому, что кредиты стали выдаваться всем без исключения, в том числе гражданам с небезупречной кредитной историей. Такие компании, как Fannie Mae и Freddy Mac, заключили 1,6 трлн. (из 3 трлн. обращений в США) кредитных договоров с неблагоприятными заемщиками. Главным просчетом, по мнению авторов статьи, стало повсеместное умышленное занижение риска. Даже если риск и учитывался в финансовой и бухгалтерской отчетности кредиторов, он не получал реальных гарантий. Кризис ликвидности показал, что в такой ситуации люди будут стремиться обналичить все свои сбережения в ожидании изменений на рынке. Новизной этого кризиса является его длительность. Исторический опыт свидетельствует о том, что обычно кризисы измерялись неделями или месяцами, современный же кризис длится уже более полутора лет. Авторы статьи считают, что подобная протяженность во времени вызвана политическими проблемами. Для выхода из кризиса государству потребуется повысить стоимость реальных активов банков, а также их инвестиционную привлекательность и котируемость на фондовых рынках. К сожалению, в настоящее время банки не пользуются популярностью у населения.
Основополагающие экономические теории всегда рождались после кризисов. Авторы считают, что в настоящее время для государства актуальнее всего будет заняться вопросами использования кредитов для совершения финансовых сделок. Анализ государственного регулирования финансовой системы США за последние несколько лет позволяет сделать вывод о том, что основное внимание уделялось процентной ставке по кредитам. На мой взгляд, целесообразнее было бы уделить внимание гарантиям (поручительствам) по кредитам и использованию заемного капитала для увеличения прибыли. Гибкое кредитование позволяет занимать все больше, что приводит к росту цен на недвижимое имущество.
Анил Кашьяп предлагает обратиться к опыту Японии в деле борьбы с кризисом. Острая фаза кризиса в Японии началась с падения множества институтов, плюс ко всему эта ситуация была неожиданной. Сначала "обвалились" торговые площадки, за ними последовали банки. Но самым невероятным было то, что правительство Японии разрешило банкам выбирать, какие активы оценивать по балансовой стоимости, а какие по рыночной стоимости. Затем последовала частичная рекапитализация, в которой все кредиты предоставлялись на одинаковых условиях. После этого в Японии прошли выборы, был избран г-н Обучи (и тут автор проводит параллель с избранием президента Обамы). И теперь США оказываются на второй стадии кризиса - стадии необходимости реформирования законодательства. Правительство Японии национализировало некоторые банки, которым 7 - 8 месяцев назад оно же оказывало финансовую помощь. И наконец, в Японии прошел второй этап рекапитализации. Министр финансов заявил, что кризис закончится через две недели после того, как будут приняты поправки в законодательство. И в скором времени рынок произвел самоочистку и ситуация начала налаживаться. Г-н Кашьяп обращает внимание на то, что на деле Японию из кризиса вывели не две волны рекапитализации, а сама экономика, которая самостоятельно преобразовалась и с 2003 г. стала показывать стабильный рост.
Примечательно, что авторы статьи резко критикуют правительство США за бездействие в течение последних двух лет. Тем не менее, отмечая, что США имеют лучшую систему предупреждения, имея в виду хорошо функционирующие рынки, авторы говорят о том, что за последние 1,5 года государство не понесло серьезных убытков - люди не остались на улице, они до сих пор живут в собственных домах.
Затем авторы переходят ко второму заседанию. Выступления докладчиков и дискуссии, последовавшие за ними, позволяют назвать следующие причины кризиса: конфликты, излишняя самонадеянность, игнорирующая риски, усложненность финансовых инструментов и алчность.
Однако Эдвард Кейн отмечает, что процесс развития кризиса принял следующую форму: большие деньги постепенно вытесняли слабые финансовые институты. И в это время власти США упустили из-под контроля одну деталь - сокращение совокупной рыночной ликвидности, а также резкий рост начинающихся банкротств. Помимо того что государство не восполнило существующие пробелы в государственном регулировании, кредиторы и заемщики так и не получили ответов на свои вопросы: каковы все-таки возможные убытки? Кто будет платить по кредитам?
Кейн также приводит свою теорию, согласно которой каждому кризису присущи два взаимосвязанных элемента, которые должны быть учтены правительством. Первый элемент - экономический. Он касается уже понесенных убытков и возможных будущих потерь. Кризис длится столько, сколько остаются открытыми вопросы: каков реальный масштаб понесенных потерь и кто будет их покрывать? Второй элемент, политический, решает задачу по восполнению существующих несовершенств. Цель состоит в том, чтобы вернуть доверие населения к государству и убедить граждан в том, что новая программа управления рисками эффективна и приносит реальный доход.
По мнению автора, на сегодняшний день власти США потерпели фиаско в обоих направлениях.
Следующая часть предлагает пути реформирования государственного регулирования финансовой системы США. Изменения основаны на плане секретаря Казначейства США Гейтнера. Эта система основана на скупке проблемных активов. Гейтнер предлагает создавать партнерства государства и частных лиц, которые в дальнейшем должны будут выкупить проблемных активов на 1 трлн. долл. США. Авторы статьи критикуют данную схему, так как, по их мнению, оценка активов государством будет необъективной, стоимость может быть занижена. В данном случае решением проблемы будет привлечение управленцев из частного сектора, а не частного капитала. Однако из статьи не ясно, каким образом будет осуществляться привлечение частного сектора в названные выше партнерства. Думается, что государство предложит привлекательные условия, включающие в себя низкие ставки по кредитам и выгодное долговое финансирование. Кроме того, для повышения привлекательности проблемных активов необходимо создать конкурентную среду как в части участия в государственной программе, так и в части покупки активов.
В данной части статьи упоминается так называемая Базельская система. Она имеет следующие отличительные черты:
- Форум финансовой стабильности;
- роль данного Форума как клуба для всех центральных банков;
- стандарты банковской деятельности, основанные на риск-менеджменте.
Форум финансовой стабильности малоизвестен, это комитет, проводящий заседания в Базеле и определяющий основные направления в международной банковской и финансовой системе. Он основывается на следующих принципах: основной задачей центральных банков является стабильная ценовая политика, независимость центральных банков от политических сил в национальном государстве. Кроме того, данная система отрицает опору на капитал, которой придерживается правительство США.
Г-н Херринг указывает, что выход из кризиса - это собственность. Она необходима по многим причинам. Он отмечает, что в последнее время и правительство, и финансисты отказались от традиционных финансовых механизмов и принципов. Он утверждает, что США не требуется развитие законодательства о защите прав потребителей, а нужен возврат к традиционному банкингу и финансовым моделям, основанным на собственности, на реальных активах. "Да здравствует собственность!" - провозглашает г-н Херринг.
Наконец, итоговая часть Круглого стола. На ней были затронуты вопросы предстоящего лавинного процесса обращения имущества должников в собственность кредитора. Авторы считают, что деньги были предоставлены ненадежным людям. И в результате мы имеем ситуацию, в которой многие кредиторы оказались, как в ловушке, они не имеют авансовых средств, но и ждать возврата сумм по кредиту в течение 18 месяцев также не могут.
В этой связи требуется проведение серьезной работы в законодательной сфере. Необходимо отменить некоторые условия кредитных договоров, ущемляющие права должников, а также определить, в чью компетенцию будет входить новация долговых обязательств либо же реструктуризация долгов.
Резюмируя вышесказанное, можно отметить, что ипотечный кризис был вызван просчетами как государственных финансовых институтов, так и частных финансистов. Масштабная кредитная политика привела к тому, что возврат заемных сумм не получал никакой реальной гарантии, а также к тому, что лица с небезупречной кредитной историей также получили доступ к заемным денежным средствам. По сути, возможные риски попросту не учитывались.
Сложившаяся ситуация также затрудняет выход из кризиса. На мой взгляд, он потребует серьезных структурных изменений в финансовой системе как на мировом уровне, так и на уровне каждого отдельного государства.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Финансовое право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.