Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Уголовный процесс. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ИНСТИТУТА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЗАЩИТЫ ПОТЕРПЕВШИХ, СВИДЕТЕЛЕЙ И ИНЫХ УЧАСТНИКОВ УГОЛОВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА
Т. БОРОДКИНА
В России институт государственной защиты участников уголовного судопроизводства находится пока еще в стадии становления. Однако можно с уверенностью утверждать, что нормативно-правовая база в целом уже сформирована.
Так, уголовно-процессуальное законодательство Российской Федерации (ч. 3 ст. 11, п. 21 ч. 2 ст. 42, п. 7 ч. 4 ст. 56, ч. 9 ст. 166, ч. 2 ст. 186, ч. 8 ст. 193, п. 4 ч. 2 ст. 241, ч. 5 ст. 278) содержит нормы, обеспечивающие сохранение в тайне данных о потерпевшем или свидетеле. Федеральный закон от 20 августа 2004 г. N 119-ФЗ "О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства" заложил основы системы государственной защиты потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства.
В рамках реализации данного Федерального закона Правительством Российской Федерации был принят ряд постановлений, утверждена Государственная программа "Обеспечение безопасности потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства на 2009 - 2013 годы" <1>. Также правоохранительными органами были приняты ведомственные нормативные правовые акты по непосредственной реализации положений Федерального закона и постановлений Правительства Российской Федерации.
--------------------------------
<1> Ранее в России действовала Государственная программа "Обеспечение безопасности потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства на 2006 - 2008 годы" // Официальный сайт Правительства Российской Федерации. URL: www.government.ru.
Кроме того, в декабре 2008 г. Президент Российской Федерации подписал Федеральный закон "О ратификации Соглашения участников Содружества Независимых Государств по защите участников уголовного судопроизводства", который позволил вести совместную работу по их защите в рамках межгосударственного сотрудничества.
Таким образом, полагаем, что государственную защиту потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства можно определить как комплексный межотраслевой институт, урегулированный различными нормативными правовыми актами.
В целях обеспечения безопасности органами государственной власти применяются процессуальные и непроцессуальные меры защиты в отношении потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства. Так, процессуальные меры закреплены в уголовно-процессуальном законодательстве Российской Федерации и обеспечивают сохранение в тайне данных о потерпевшем или свидетеле. Непроцессуальные меры защиты (например, предоставление личной охраны, выдача специальных средств самообороны, смена места жительства и др.) регламентированы Федеральным законом от 20 августа 2004 г. N 119-ФЗ "О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства" и различными ведомственными нормативно-правовыми актами.
Так, за 11 месяцев 2009 г. за государственной защитой в правоохранительные органы обратились более 1200 свидетелей и потерпевших, а в 2008 г. таких граждан было всего 349 <2>. Полагаем, что эту цифру можно увеличить, поскольку треть свидетелей имеют семьи, поэтому защита необходима и их близким. Кроме того, наряду с потерпевшими, свидетелями и иными участниками уголовного судопроизводства в защите нуждаются судьи, а также сотрудники прокуратуры Российской Федерации.
--------------------------------
<2> Полетаев В. Милиция защитит свидетеля и потерпевшего // Российская газета. 2009. 2 декабря. N 5053.
Потерпевшие, свидетели все чаще отказываются от участия в уголовном судопроизводстве, боясь мести со стороны преступников. Некоторые свидетели меняют свои показания, получив за это вознаграждение. Согласно статистическим данным, "ежегодно в России в ходе расследования уголовных дел гибнут от 5 до 8 свидетелей преступлений. В ходе судебного процесса из 10 миллионов свидетелей 2,5 миллиона меняют показания" <3>.
--------------------------------
<3> Смолин А. Защитой свидетелей займется особое подразделение. 24.06.2009. URL: http://www.pravo.ru.
Преступники используют различные средства и способы воздействия в отношении потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства: подкуп, шантаж, угрозы убийством, причинением вреда здоровью, уничтожением или повреждением имущества. Как отмечает А. Шаров, "в нашей стране ежегодно около 10 миллионов человек привлекаются в качестве свидетелей по уголовным делам, и примерно на каждого четвертого из них преступники оказывают давление" <4>.
--------------------------------
<4> Шаров А. Секретный свидетель. // Российская газета. Федеральный выпуск. 2009. 24 декабря. N 5072 (248).
Кроме того, с каждым годом в России усиливается влияние организованных и транснациональных преступных групп, что еще больше усугубляет создавшуюся ситуацию в сфере защиты потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства.
Как известно, от показаний потерпевших и свидетелей зависят: раскрытие ранее не раскрытых преступлений, качество и полнота расследования уголовных дел, справедливое наказание виновных, возмещение причиненного ущерба. Поэтому имеющиеся проблемы в сфере государственной защиты потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства являются актуальными на сегодняшний день.
В нашей стране защитой участников уголовного судопроизводства занимается самостоятельное специализированное подразделение, которое создано в структуре МВД РФ, - Управление по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите. Кроме того, образована комиссия Общественной палаты по общественному контролю за деятельностью правоохранительных органов и реформированием судебно-правовой системы.
Интересно отметить, что, согласно статистическим данным, в 2006 - 2008 гг. правоохранительными органами преимущественно применялись следующие меры безопасности: личная охрана, охрана жилища и имущества и обеспечение конфиденциальности сведений о защищаемом лице. В большинстве случаев (63,2%) государственная защита требовалась свидетелям, реже - потерпевшим (23%), подозреваемым и обвиняемым (3,12%). Меры государственной защиты применены до возбуждения уголовного дела в 1079 случаях, среди которых абсолютное большинство - это обеспечение конфиденциальности защищаемого лица <5>.
--------------------------------
<5> Резолюция от 1 декабря 2009 г. по итогам слушаний на тему: "Система защиты потерпевших и свидетелей в Российской Федерации. Проблемы и перспективы" // Официальный сайт Общественной палаты Российской Федерации. URL: www.oprf.ru.
Однако если меры безопасности и применяются к потерпевшим и свидетелям, то они носят разовый характер, а не являются систематическими. В большей степени это относится к тем, которые требуют значительных затрат и усилий. Например, как отметил начальник Управления по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите, МВД РФ О. Зимин, "сегодня отсутствует четкий механизм переселения потерпевших и свидетелей на безопасное место жительства. Такие меры защиты пока носят разовый характер" <6>. По мнению экспертов, сегодня в личной охране нуждаются около 5 тыс. важных очевидцев. Трети из них после судебных процессов необходимо менять не только место жительства, но и внешний вид <7>.
--------------------------------
<6> Полетаев В. Указ. соч.
<7> Смолин А. Указ. соч.
Как отмечено в Государственной программе "Обеспечение безопасности потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства на 2009 - 2013 годы", "ежегодно только по особо тяжким преступлениям около 10 миллионов человек выступают в качестве потерпевших и свидетелей, и каждый пятый из них получает угрозы с целью изменения либо отказа от даваемых показаний" <8>. Таким образом, применение мер идет в отношении всего лишь 0,5% от общего количества подзащитных.
--------------------------------
<8> Государственная программа "Обеспечение безопасности потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства на 2009 - 2013 годы" // Официальный сайт Правительства Российской Федерации. URL: www.government.ru.
Возникает вопрос: почему правоохранительные органы применяют меры безопасности в недостаточной степени? Представляется, что применение многих мер безопасности требует большого финансирования <9>. Однако, как правильно отмечает В.Т. Томин, "чудовищно, если в уголовном процессе станут пренебрегать интересами личностей, в него вовлекаемых, но не менее чудовищно, если уголовное судопроизводство как одна из отраслей правоохранительной деятельности уйдет от своей обязанности защищать не только интересы, но и самую жизнь законопослушных граждан" <10>.
--------------------------------
<9> Так, на Государственную программу "Обеспечение безопасности потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства на 2006 - 2008 годы" Правительством Российской Федерации было выделено 949 млн. руб. На программу, рассчитанную на 2009 - 2013 гг., уже, по словам О. Зимина, будет выделено более полутора миллиардов рублей. Однако, например, в США на подобную программу тратится около 100 млн. долл. ежегодно. См.: Смолин А. Указ. соч.
<10> Томин В.Т. Острые углы уголовного судопроизводства. М., 1991. С. 24.
На недостатки в сфере обеспечения безопасности указал и Президент Российской Федерации Д.А. Медведев. Так, по его словам, "правоохранительная и судебная системы должны обеспечивать действенную защиту лиц, пострадавших от преступлений", "уголовное наказание, как на уровне закона, так и на стадии его применения судами, должно быть адекватным совершенному преступлению и лучше защищать интересы общества и интересы потерпевшего" <11>.
--------------------------------
<11> Резолюция от 1 декабря 2009 г. по итогам слушаний на тему: "Система защиты потерпевших и свидетелей в Российской Федерации. Проблемы и перспективы" // Официальный сайт Общественной палаты Российской Федерации. URL: www.oprf.ru.
Полагаем, что в настоящее время назрела необходимость в совершенствовании законодательства в сфере обеспечения государственной защиты потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства.
Рассматривая положения УПК РФ о применении мер безопасности, следует отметить, что законодателем детально не регламентированы порядок и сроки принятия решения о мерах безопасности. Так, в ч. 3 ст. 11 УПК РФ закреплено, что при наличии достаточных данных о том, что потерпевшему, свидетелю или иным участникам уголовного судопроизводства, а также их близким родственникам, родственникам или близким лицам угрожают убийством, применением насилия, уничтожением или повреждением их имущества или иными опасными противоправными деяниями, суд, прокурор, следователь, орган дознания и дознаватель принимают в пределах своей компетенции в отношении указанных лиц меры безопасности, предусмотренные ч. 9 ст. 166, ч. 2 ст. 186, ч. 8 ст. 193, п. 4 ч. 2 ст. 241 и ч. 5 ст. 278 УПК РФ.
Представляется, что отсутствие в ч. 3 ст. 11 УПК РФ такого порядка и сроков может повлечь промедление в принятии мер, обеспечивающих безопасность потерпевшего, свидетеля или иных участников уголовного судопроизводства. Поэтому полагаем, что действия суда, прокурора, следователя, органа дознания и дознавателя следует ограничить временным промежутком в 24 часа. Соответствующее решение должно облекаться прокурором, следователем, органом дознания и дознавателем в виде постановления, а суда - в виде определения.
Таким образом, считаем, что ч. 3 ст. 11 УПК РФ необходимо дополнить следующим содержанием: "Меры обеспечения безопасности принимаются не позднее 24 часов с момента получения достаточных данных о наличии угрозы. О соответствующем решении прокурор, следователь, орган дознания и дознаватель выносят постановление, а суд - определение".
Далее, при анализе ч. 2 ст. 186 УПК РФ, закрепляющую, что при наличии угрозы совершения насилия, вымогательства и других преступных действий в отношении потерпевшего, свидетеля или их близких родственников, родственников, близких лиц контроль и запись телефонных и иных переговоров допускается по письменному заявлению указанных лиц, а при отсутствии такого заявления - на основании судебного решения, обращает на себя внимание то, что данная норма не согласована с ч. 3 ст. 11 УПК РФ, являющейся общей по отношению к конкретным мерам безопасности участников уголовного процесса.
Так, в ч. 3 ст. 11 УПК РФ закреплено, что основанием применения мер безопасности является угроза убийством, применения насилия, уничтожение или повреждение имущества либо иные опасные противоправные деяния. Однако ч. 2 ст. 186 УПК РФ содержит положение о том, что основанием для производства контроля и записи телефонных и иных переговоров является наличие угрозы совершения насилия, вымогательства и других преступных действий.
Таким образом, полагаем, что ст. 186 УПК РФ следует привести в соответствие со ст. 11 УПК РФ, изменив редакцию ч. 2 ст. 186 УПК РФ на следующую: "основанием для производства контроля и записи телефонных и иных переговоров является наличие угрозы убийством, применения насилия, уничтожение или повреждение имущества либо иные опасные противоправные действия".
Кроме того, считаем, что органами государственной власти приняты недостаточные организационно-технические меры, применяемые в сфере обеспечения государственной защиты потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства. Так, во многих судах, а также правоохранительных органах отсутствуют специальные помещения, в которых имелись бы условия, исключающие визуальное наблюдение свидетеля другими участниками уголовного судопроизводства. Кроме того, нет специального оборудования для изменения голоса и специалистов по применению такой техники.
Например, в Приморском районном суде г. Новороссийска свидетеля допрашивали по мобильному телефону. Пока шел процесс, он сидел напротив здания суда в машине. В другом случае при рассмотрении одного из уголовных дел Верховным Судом Чеченской Республики допрашиваемый, чтобы не узнали его голос, отвечая на вопросы, держал возле рта пустую банку <12>.
--------------------------------
<12> Шаров А. Указ. соч.
Таким образом, полагаем, что для обеспечения реальной государственной защиты потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства от преступных посягательств следует принять ряд соответствующих мер на законодательном и организационно-техническом уровне.
Во-первых, ч. 3 ст. 11 УПК РФ необходимо дополнить следующим содержанием: "Меры обеспечения безопасности принимаются не позднее 24 часов с момента получения достаточных данных о наличии угрозы. О соответствующем решении прокурор, следователь, орган дознания и дознаватель выносят постановление, а суд - определение".
Кроме того, ч. 2 ст. 186 УПК РФ следует согласовать с ч. 3 ст. 11 УПК РФ, изменив редакцию ч. 2 ст. 186 УПК РФ на следующую: "Основанием для производства контроля и записи телефонных и иных переговоров является наличие угрозы убийством, применения насилия, уничтожение или повреждение имущества либо иные опасные противоправные действия".
Во-вторых, надлежит оборудовать правоохранительные и судебные органы специальными помещениями, в которых имеются условия, исключающие визуальное наблюдение свидетеля другими участниками уголовного судопроизводства, а также оснастить помещения специальным оборудованием для изменения голоса допрашиваемых.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Уголовный процесс, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.