Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Уголовный процесс. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
О РОЛИ СЛЕДСТВЕННЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ В ПРОФИЛАКТИКЕ ПРЕСТУПЛЕНИЙ
Р.Р. ГУМЕРОВА
Одним из социально значимых направлений правоохранительной деятельности по успешному противостоянию преступности является предупреждение преступлений. Как совершенно справедливо отметил Президент России В.В. Путин, важно "последовательно добиваться снижения уровня преступности, в повседневной работе ориентироваться на самые жесткие стандарты и требования, чтобы граждане России были уверены, что, обращаясь к сотрудникам органов внутренних дел, они встретят понимание, человеческое отношение, а их права и свободы будут надежно защищены" <1>. Принятие различных предупредительных мер, проведение профилактической работы, в том числе во взаимодействии с подразделениями и службами органов внутренних дел, органов прокуратуры, органов власти и местного самоуправления, усиливают эффективность и результативность противодействия преступности, что особенно актуально среди молодого поколения. В контексте сказанного следует привести позицию Генпрокурора РФ И.В. Краснова, который обратил внимание на серьезность ситуации с незаконным оборотом наркотиков, особенно среди молодежи <2>.
--------------------------------
<1> Путин В.В. Расширенное заседание коллегии МВД России 28 февраля 2019 года. URL: https://www.kremlin.ru/events/president/news/59913 (дата обращения: 23.06.2023).
<2> Расширенное заседание коллегии Генеральной прокуратуры. URL: https://www.kremlin.ru/events/president/transcripts/70678 (дата обращения: 21.06.2023).
Профилактическая работа в органах внутренних дел осуществляется в процессуальной и непроцессуальной формах.
В соответствии с ч. 2 ст. 73 УПК РФ и Инструкцией о деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений <3> выявленные в ходе расследования уголовного дела, способствовавшие совершению преступления причины и условия должны быть своевременно устранены. Такая деятельность подразумевает внесение следователем представлений с соответствующими предложениями в адрес должностных лиц организаций либо граждан (ч. 2 ст. 158 УПК РФ). Практика принятия данного процессуального решения затрагивает практически каждое расследуемое уголовное дело. Способствовавшие совершению преступления обстоятельства устанавливаются путем проведения следственных действий по уголовному делу.
--------------------------------
<3> Приказ МВД России от 17 января 2006 г. N 19 (ред. от 29.09.2022) "О деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений" (вместе с "Инструкцией о деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений") // СПС "КонсультантПлюс".
Представление о принятии мер по устранению причин и условий совершения преступления имеет властный характер и обязательно для исполнения всеми без исключения должностными лицами и гражданами, вовлеченными в орбиту уголовного процесса. Вместе с тем внесенное следователем представление может не достичь своей цели, если лица, в адрес которых оно направлено, формально подойдут к его исполнению. Эффективность во многом зависит от организации контроля за своевременным рассмотрением представлений и принятием по ним необходимых мер.
Профилактическую работу можно оценить положительно только в том случае, если обстоятельства, способствовавшие совершению преступления, действительно были устранены и получен ответ о принятых мерах реагирования. Далее поступившая информация следственными органами подвергается анализу и проверке, позволяя гарантировать достижение цели рассматриваемой деятельности - фактического предупреждения преступлений.
Примером должного реагирования на критику со стороны следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Тамбовской области являются действия руководства организации, где в результате нарушения требований промышленной безопасности опасных производственных объектов произошел несчастный случай, повлекший ампутацию части правой нижней конечности у одного из работников. В ходе производства расследования по уголовному делу следователем в адрес генерального директора данной организации в том числе было вынесено представление о принятии мер по устранению обстоятельств, повлекших трагические последствия, по результатам рассмотрения которого проведен значительный объем работы: документация по производственной безопасности объекта переработана и приведена в соответствие с требованиями действующего законодательства, разработаны и утверждены соответствующие инструкции, проведены внеплановые инструктажи с работниками, проведена техническая модернизация цехов, привлечены к строгой дисциплинарной ответственности работники, ответственные за соблюдение требований производственной безопасности и охраны труда <4>.
--------------------------------
<4> Представление следователя как мера профилактики преступлений / Следственное управление Следственного комитета Российской Федерации по Тамбовской области // Официальный сайт. URL: https://tambov.sledcom.ru/news/item/1523585/ (дата обращения: 27.06.2023).
В случаях несвоевременного реагирования руководителей на поступившие представления и непринятия должных мер органами предварительного следствия направляются напоминания.
Эффективность данной деятельности не может быть достигнута без применения в отношении должностных лиц, пренебрегающих исполнением законных требований следователей об устранении обстоятельств, способствовавших совершению преступлений, принципиальных мер. В этом случае следователь направляет материалы участковому уполномоченному для проведения проверки и возбуждения административного производства за нарушение требований ст. 17.7 КоАП. Так, например, в 2021 г. по инициативе следователя следственного отдела МО МВД России "Унечский" за указанное правонарушение к ответственности привлечено 7 должностных лиц; с них взысканы штрафы <5>. Стоит отметить, что возможность применения мер административного воздействия не влияет на характер рассматриваемого акта, а является лишь мерой воздействия, которая обеспечивает обязательность его исполнения.
--------------------------------
<5> Радькова Л.И. Профилактическая деятельность следователя / Межмуниципальный отдел Министерства внутренних дел Российской Федерации "Унечский" // Официальный сайт. URL: https://унечский.32.мвд.рф/news/item/27345597/ (дата обращения: 15.06.2023).
Анализ полномочий следователя показал, что целесообразно расширить круг обязанностей этого должностного лица за счет наделения его обязанностью по выявлению причин и условий, способствующих совершению преступления, поскольку привлечение его к этой работе существенно повысит ее эффективность. Это вполне логично, ведь, выявляя обстоятельства совершенного преступления, следователь, даже не стремясь к этому, находит ответы на вопросы: почему совершено преступление; что послужило причиной преступного поведения лица; что послужило поводом к определенным действиям (бездействию); что могло исправить ситуацию, помочь избежать трагических последствий. Указание в ст. 158 УПК РФ на то, что следователь вправе внести представление о мерах по устранению способствующих совершению преступления обстоятельств, на наш взгляд, оставляет принятие решения за следователем, который с учетом своей нагрузки не всегда выносит соответствующее представление. По изученным нами уголовным делам только 37% материалов содержали указанные постановления. В этой связи предложение М.Ш. Махтаева о целесообразности более четкой формулировки в УПК РФ обязанности следователя принимать меры к устранению способствовавших совершению преступлений причин и условий как непосредственно, так и через компетентные органы, учреждения и организации считаем обоснованным. Такое уточнение уголовно-процессуального законодательства, несмотря на его кажущийся общий характер, может стать предпосылкой для повышения эффективности следственной профилактики преступлений <6>.
--------------------------------
<6> Махтаев М.Ш. Некоторые проблемы следственной профилактики // Библиотека криминалиста. 2016. N 2 (25). С. 218.
Ряд стран ближнего зарубежья в своих уголовно-процессуальных нормах по умолчанию обязывают следователя внести данный процессуальный документ. Так, в соответствии со ст. 297 УПК Республики Узбекистан если следователем в ходе расследования уголовного дела были установлены причины преступления и условия, способствовавшие его совершению, то он должен внести в соответствующий государственный орган, орган самоуправления граждан, общественное объединение, коллектив или должностному лицу представление о принятии мер к их устранению <7>. Аналогичное положение предусмотрено и ч. 2 ст. 242 УПК Туркменистана <8>.
--------------------------------
<7> Уголовно-процессуальный кодекс Республики Узбекистан (принят 22.09.1994, по состоянию на 15.06.2023). URL: https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=31344376 (дата обращения: 20.07.2023).
<8> Уголовно-процессуальный кодекс Туркменистана (принят 18.04.2009, по состоянию на 03.06.2023). URL: https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=31344376 (дата обращения: 21.07.2023).
На наш взгляд, более правильный подход предложил законодатель Республики Молдова, где необходимость органа уголовного преследования о внесении в соответствующий орган или должностному лицу представления о принятии мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению преступления, выражена уже как обязанность (ч. 1 ст. 217) <9>.
--------------------------------
<9> Уголовно-процессуальный кодекс Республики Молдова (принят 14.03.2003, по состоянию на 02.02.2023). URL: https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=31344376 (дата обращения: 15.07.2023).
В связи с изложенным считаем необходимым внести изменения в ч. 2 ст. 158 УПК РФ, заменив слово "вправе" на слово "обязаны".
Также сотрудники органов внутренних дел осуществляют деятельность по устранению причин и условий, способствовавших совершению преступлений, и в непроцессуальных формах. Например, сотрудниками полиции города Уфы и Республики Башкортостан при отделах полиции (ОМВД) на регулярной основе используются такие меры, как: выступления с лекциями и докладами в трудовых коллективах организаций и учреждений различных форм собственности; при отработке жилого сектора, баз и магазинов организована раздача памяток (в кабинах лифта, а также на квитанциях об оплате ЖКХ размещена информация профилактического характера о дистанционных преступлениях).
Кроме того, как дополнительную профилактическую составляющую можно рассматривать Закон "О народных дружинниках в Республике Башкортостан". Дружинники совместно с сотрудниками патрульно-постовых нарядов осуществляют охрану общественного порядка в составе почти четыреста пеших патрулей. При их участии пресечено свыше пятисот административных правонарушений <10>.
--------------------------------
<10> Министерство внутренних дел по Республике Башкортостан // URL: https://02.мвд.рф/ (дата обращения: 15.01.2023).
Не менее интересен опыт Ставропольского края, где при поддержке органов государственной власти проводятся мероприятия правоохранительной направленности, способствующие профилактике правонарушений, незаконного потребления и оборота наркотических средств и психотропных веществ, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и др. <11>.
--------------------------------
<11> Главное управление МВД России по Ставропольскому краю // URL: https://26.мвд.рф/Dejatelnost/otcheti_o_dejat/otch_gumvd/итоги-2022-года (дата обращения: 28.06.2023).
Подводя итог, следует отметить, что в условиях непростых и стремительных событий общественной и политической жизни страны - небывалого внешнего давления на экономику, проведения специальной военной операции, роста числа беженцев - важно своевременно и в полной мере защитить права граждан. Для создания должного противовеса преступности, предупреждения дальнейшей криминализации общественных отношений необходимо продолжать работу по дальнейшему совершенствованию не только путем внесения изменений в нормы права, но и последовательной реализации этих задач на практике. Наделение следственных органов профилактической функцией позволит уменьшить количество совершенных преступлений, что положительно отразится на криминогенной обстановке на обслуживаемой территории и позволит снизить нагрузку по уголовным делам, находящимся в производстве следователя.
Литература
1. Махтаев М.Ш. Некоторые проблемы следственной профилактики / М.Ш. Махтаев // Библиотека криминалиста. 2016. N 2 (25). С. 212 - 221.
2. Радькова Л.И. Профилактическая деятельность следователя / Л.И. Радькова // Межмуниципальный отдел Министерства внутренних дел Российской Федерации "Унечский". URL: https://унечский.32.мвд.рф/news/item/27345597/ (дата обращения: 15.06.2023).
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Уголовный процесс, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.