Свяжитесь с нами:
ICQ: 197839245
e-mail: justicemaker@yandex.ru
Вернуться к списку статей по юриспруденции
НЕКОТОРЫЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ О СОЗДАНИИ МЕТОДИКИ РАССЛЕДОВАНИЯ СЕРИЙНЫХ УБИЙСТВ
В.С. ИШИГЕЕВ
Небольшой сибирский городок на берегах Ангары, где, по разным подсчетам, проживает 230 - 240 тыс. жителей, окруженный со всех сторон пятью колониями всех видов режима, каждый местный житель или его родственники имеют судимость, в 90-х годах был охвачен ужасом, когда в окрестностях города были обнаружены изуродованные трупы женщин. По городу поползли зловещие слухи о маньяке-убийце, таком же, как В. Кулик, державший в страхе в 80-х годах город Иркутск, который был осужден и расстрелян.
В конце XIX века австрийский ученый-криминалист Ганс Гросс писал, что в расследовании преступлений величайшее усилие следует прилагать к установлению личности виновного <1>, иными словами - установить истину по делу и способствовать достижению принципа неотвратимости наказания и восстановления социальной справедливости для потерпевших и их близких. Иногда данные обстоятельства воплощаются в жизнь спустя годы.
--------------------------------
<1> Гросс Г. Руководство для судебных следователей, чинов общей и жандармской полиции. Смоленск, 1895. Вып. 1. С. 33.
Так произошло и в городе Ангарске Иркутской области, когда 14 января 2015 г., спустя 18 лет после обнаружения первой жертвы, был вынесен приговор Иркутским областным судом ангарскому маньяку Михаилу Попкову; он был осужден к пожизненному лишению свободы, признан виновным в 22 эпизодах убийств и покушений на женщин.
Бывшему милиционеру Попкову посвящены десятки телевизионных репортажей и документальных фильмов, о нем написаны самые разные статьи в газетах и журналах, даны десятки интервью сотрудников полиции и следствия как работавших по делу, так и знающих дело понаслышке, но слышавших о маньяке <2>. Но, что поделаешь, у победы много отцов, а у поражения - ни одного.
--------------------------------
<2> Прим. автора - Чего стоит только передача у А. Малахова по "Перовому каналу", когда бывший начальник отделения милиции договорился до того, что он знал о Попкове и проводил его разработку.
В публицистике достаточно подробно описаны причины бездействия по раскрытию преступлений, совершенных Попковым. Но если подойти к данной проблеме с точки зрения методики расследования отдельных видов преступлений, то можно сделать вывод, что в криминалистической литературе в должной мере нет разработок по методике раскрытия и расследования серийных убийств на сексуальной почве, что также является одной из причин бездействия правоохранительных органов в течение многих лет. А те работы и рекомендации, которые сделаны рядом ученых-криминалистов <3> по делам о серийных убийцах, совершивших преступления на сексуальной почве, не воспринимались и не реализовывались практиками, т.е. каждая сторона шла своим путем. Ученые предлагают, а практика не воспринимает, т.е. происходит разрыв между теорией и практикой. Но такого быть не должно, так как криминалистика - прежде всего прикладная наука, которая должна развивать и совершенствовать практическую деятельность по раскрытию и расследованию преступлений.
--------------------------------
<3> См.: Китаев Н.Н., Тельцов А.П. Проблемы расследования умышленных убийств. Иркутск: Издательство ИГУ, 1992. 168 с.; Старушкевич А.В. Криминалистическая характеристика сексуальных убийств: понятие, содержание: Дис. ... канд. юрид. наук. Киев, 1958. 246 с.; Тележникова В.Н. Криминолого-психологическая характеристика лиц, виновных в многоэпизодных убийствах и изнасилованиях: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 1999. 145 с.
Совершенно правильно профессор В.П. Бахин пишет, что в XX веке сложилась система служения этому через подготовку и реализацию диссертационных работ, но все дальше и дальше юридические диссертации превращались в теоретические рассуждения <4>.
--------------------------------
<4> Бахин В.П. Материалы к изучению практики борьбы с преступностью. Киев, 2007. С. 442.
Профессор В.Я. Колдин подчеркивает, что большинство диссертационных работ по криминалистике посвящены науковедческим и теоретическим проблемам, непосредственно не связаны с решением конкретных практических задач <5>. И в принципе уважаемый профессор прав, так как это можно подчеркнуть из рекомендаций соискателя по криминалистике, видевших преступления в сериалах.
--------------------------------
<5> Колдин В.Я. Служебная роль криминалистики // Криминалистика XXI века: Материалы научно-практической конференции 25 - 29 сентября 2001. М., 2001. С. 20 - 23.
Профессор В.П. Бахин выявил три причины такого негативного отношения к науке со стороны практических работников.
1. Сложность поиска и выделения рекомендаций.
2. Неконкретность рекомендаций.
3. Сложность восприятия рекомендаций <6>.
--------------------------------
<6> Бахин В.П. Следственная практика: проблемы изучения и совершенствования. Киев, 1991. С. 39.
И в принципе все это верно, и яркое подтверждение тому - дело ангарского маньяка Попкова, когда практика на первоначальном этапе полностью проигнорировала предложения науки по организации розыска серийного убийцы.
В отечественной криминалистике в 80-х годах прошлого века была сформулирована теория криминалистического моделирования. Так, профессор Г.А. Густов называл объекты, изучаемые с помощью моделирования: событие преступления, орудие, место, время, способ совершения преступления, личность виновного, погибшего, процессы, предметы, прямо и косвенно связанные с совершением преступления <7>. Фактически все, что касается расследования.
--------------------------------
<7> См.: Густов Г.А. Моделирование в работе следователя. Л., 1980. С. 12.
В другом случае И.М. Лузгин к криминалистическому моделированию подошел с точки зрения деятельности при раскрытии и расследовании преступлений. Такими объектами при расследовании служат различные предметы, подвергшиеся деформации при преступной акции: обстановка на месте происшествия, криминальные ситуации, внешний облик подозреваемого, свидетеля <8>.
--------------------------------
<8> См.: Лузгин И.М. Моделирование при расследовании преступлений. М., 1981. С. 7.
Именно с учетом положений И.М. Лузгина, Г.А. Густова в 1998 году по заданию прокурора области кандидатом юридических наук Н.Н. Китаевым был составлен психолого-разыскной портрет серийного убийцы, орудовавшего в г. Ангарске.
В справке, с которой были ознакомлены все оперативники и следователи, работающие по делу, было отмечено, что предполагаемый убийца имеет отношение к милиции, в связи с чем предлагался легендированный отбор биологических образцов как у действующих сотрудников милиции, так и находящихся в отставке, а также и уволенных. На тот момент М. Попков служил в дежурной части.
Одновременно Н.Н. Китаевым в представленной справке в 1998 году приведены примеры разоблачения убийц, работников милиции по образцам ДНК, выявленным по биоматериалам с места обнаружения трупов.
Психолого-разыскной портрет, составленный в 1998 году, почти полностью совпал с милиционером Михаилом Попковым, задержанным в 2012 году, т.е. спустя 14 лет после составления психолого-разыскного портрета.
В 2012 году было установлено, что Михаил Попков в период совершения убийств в г. Ангарске работал в милиции, имел автомашину "Нива" (следы протектора автомашины "Нива" неоднократно были на местах обнаружения трупов). В марте 2012 года на основании рекомендации от 1998 года у Попкова были взяты образцы слюны, а в результате проведенной экспертизы в июне 2012 г. было установлено совпадение генотипа убийцы с образцами Попкова на трех трупах женщин.
Фактически расследование и доказывание убийств по серийным убийствам осуществляется от обвиняемого к совершенному убийству. Так, по делу Михаила Попкова биоматериал совпал только по трем эпизодам, во всех других случаях изъятые образцы спермы были просто утеряны или были непригодны к идентификации.
И ведь, несмотря на это, следствием была доказана его причастность и к другим эпизодам убийств, где не были установлены образцы его ДНК, что позволило осудить Попкова к пожизненному лишению свободы, а ведь если бы он замкнулся, признал бы только три эпизода, где был установлен образец его ДНК, и не сотрудничал со следствием, добровольно рассказывая и показывая места совершения других убийств, то вряд ли бы его осудили к пожизненному лишению свободы.
Традиционно вина серийных убийц доказывается показаниями подозреваемого в присутствии назначенного адвоката, проверкой показаний на месте, подтверждающих его показания (хорошо, если при проведении следственных действий оперативная группа обнаружит останки трупа) отдельными экспертизами и все доказательства имеются.
Аналогичное дело было и с другим серийным убийцей из Иркутска Василием Куликом, совершавшим убийства детей и старушек в 80-е годы прошлого века.
По данному делу также была низкая эффективность оперативно-разыскных мероприятий по поиску и задержанию Кулика, а когда же он был задержан гражданами, то признался в убийствах детей и старушек, а после ознакомления с материалами уголовного дела отказался от признания. И суд был вынужден вернуть дело на доследование, во время которого были собраны доказательства вины Кулика, позволившие суду приговорить его к высшей мере наказания.
Все особенности дополнительного расследования по делу Кулика описаны в публицистической литературе, за исключением работ В.А. Образцова <9>, а программ расследования (алгоритмов) преступлений, совершенных серийными убийцами в криминалистической литературе, фактически нет, за исключением отдельных публикаций Н.Н. Китаева <10>.
--------------------------------
<9> Образцов В.А., Богомолова Н.Н. Криминалистическая психология. М., 2002. 448 с.
<10> Китаев Н.Н., Тельцов А.П. Проблемы расследования отдельных видов умышленных убийств. Иркутск, 1998. С. 168.
Можно прямо сказать, что в настоящее время научные рекомендации и возможности совершенных экспертиз широкому кругу практических работников неизвестны. Иначе невозможно объяснить то, что с 1998 по 2012 г. никакого движения по биоматериалам с трупов женщин в г. Ангарске по делу Попкова не было.
Что делать? Есть ли реальный выход из создавшейся ситуации с раскрытием и расследованием серийных убийств?
Считаю необходимым в первую очередь обобщить положительный опыт И. Костоева, Н.Н. Китаева, В.Е. Костырева, В. Калиниченко и других криминалистов и оперативников, расследовавших реальные дела конкретных серийных убийц-маньяков, так как их опыт будет гораздо полезней "кабинетных криминалистов".
Покойный профессор Р.С. Белкин отмечал, что "криминалистическая характеристика" - это фантом, миф, созданный в воображении их создателей <11>. Вместе с тем если открыть любую работу по методике расследования или учебник по криминалистике, то все они содержат данную категорию.
--------------------------------
<11> См.: Белкин Р.С. Криминалистика, проблемы сегодняшнего дня. М.: Норма, 2001. С. 222.
Между тем в настоящее время в местах лишения свободы содержится достаточное количество серийных убийц, в связи с чем группе соискателей можно провести исследование корреляционных связей между отдельными структурными элементами криминалистической характеристики серийных убийц на сексуальной почве аналогично работе Л.Г. Видонова <12>, но уже по раскрытым и расследованным преступлениям для выявления закономерностей и построения типичных версий, лишь только тогда можно сделать вывод о "фантоме" или реальности в криминалистике.
--------------------------------
<12> Видонов Л.Г. Система типовых версий о лицах, совершивших убийство. Горький, 1978.
В 90-е годы В.А. Гавло предложил теорию криминалистической характеристики расследования <13>, послужившей основой разработки методик расследования отдельных видов преступлений, которые совместно с работами И.А. Возгрина были воплощены в различные диссертационные исследования, включавшие в себя как первоначальные, так и последующие этапы расследования, которые в основном практические работники не читали. Поэтому в настоящее время стоит пересмотреть теорию криминалистической характеристики расследования и на ее базе разработать алгоритмы (программы) расследования серийных убийств на сексуальной почве. С опытом отработанных в практическом расследовании реальных уголовных дел, с учетом применяемых научно-технических средств, тактических приемов, разрешения тех или иных ситуаций, складывающихся во время следствия, а также легализации оперативных данных в расследовании серийных убийств, что безусловно скажется на эффективности раскрытия и расследования дел данной категории.
--------------------------------
<13> См.: Гавло В.А. О предмете криминалистики в сфере приложения ее научного потенциала // Актуальные проблемы уголовного процесса и криминалистики. Одесса, 1993. С. 112.
Литература
1. Бахин В.П. Материалы к изучению практики борьбы с преступностью. Киев, 2007. С. 442.
2. Бахин В.П. Следственная практика проблемы изучения и совершенствования. Киев, 1991. С. 39.
3. Белкин Р.С. Криминалистика, проблемы сегодняшнего дня. М.: Норма, 2001. С. 222.
4. Гавло В.А. О предмете криминалистики в сфере приложения ее научного потенциала // Актуальные проблемы уголовного процесса и криминалистики. Одесса, 1993. С. 112.
5. Гросс Г. Руководство для судебных следователей, чинов общей и жандармской полиции. Смоленск, 1895. Вып. 1. С. 33.
6. Густов Г.А. Моделирование в работе следователя. Л., 1980. С. 12.
7. Китаев Н.Н., Тельцов А.П. Проблемы расследования умышленных убийств. Иркутск: Изд-во ИГУ, 1992. 168 с.
8. Китаев Н.Н., Тельцов А.П. Проблемы расследования отдельных видов умышленных убийств. Иркутск, 1998. С. 168.
9. Колдин В.Я. Служебная роль криминалистики // Криминалистика XXI века: Материалы научно-практической конференции 25 - 29 сентября. М., 2001.
10. Лузгин И.М. Моделирование при расследовании преступлений. М., 1981. С. 7.
11. Образцов В.А., Богомолова Н.Н. Криминалистическая психология. М., 2002. 448 с.
12. Старушкевич А.В. Криминалистическая характеристика сексуальных убийств: понятие, содержание: Дис. ... канд. юрид. наук. Киев, 1958. 246 с.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Уголовный процесс, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.
Звонки бесплатны.
Работаем без выходных