Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Уголовный процесс. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
ВЛИЯНИЕ НАСТАВНИКА НА КАЧЕСТВО РАБОТЫ СЛЕДОВАТЕЛЯ
В.О. ЗАХАРОВА
На протяжении ряда лет актуальной темой для дискуссий является повышение качества следственной деятельности <1>. Наиболее часто ошибки допускаются молодыми сотрудниками и, как это ни странно, лицами с большим стажем следственной деятельности. Если в первом случае все достаточно очевидно, то во втором случае эта негативная тенденция, на наш взгляд, напрямую зависит от ослабленного за ними контроля и надзора. "Медвежью услугу" опытным следователям оказывает их репутация "аксакалов" следственной деятельности, солидный возраст, должности, звания.
--------------------------------
<1> См., например: Баев О.Я. Уголовно-процессуальное исследование преступлений. М., 2009; Гаврилов Б.Я. Институт дополнительного расследования: видение законодателя и правоприменительная практика // Уголовное судопроизводство. 2022. N 4. С. 6 - 11; Гаврилов Б.Я. Современное досудебное производство по уголовным делам требует реформирования // Вестник экономической безопасности. 2022. N 2. С. 47 - 56; Назаров А.Д. Феномен ошибки в уголовном судопроизводстве и ее причины: монография. М., 2014; Цветков Ю.А. О феномене следственной ошибки // Журнал прикладных исследований. 2021. N 3 - 4. С. 48 - 57.
Но, к сожалению, и "на старуху бывает проруха": они так же (как их более молодые коллеги) устают, могут не знать последних изменений в законе, способны необоснованно рисковать при принятии уголовно-процессуальных решений <2>. Поэтому, сколько бы лет лицо ни занималось уголовным преследованием, это не повод ослаблять в отношении него осуществление ведомственного и судебного контроля, а также прокурорского надзора.
--------------------------------
<2> См.: Захарова В.О. О следственных ошибках на стадии досудебного производства // Расследование преступлений: проблемы и пути их решения. 2015. N 3 (9). С. 55 - 58.
Что же делать с молодыми специалистами, которые только со студенческой скамьи начали свой профессиональный путь следователя. Как помочь тем, кто на следующий день после получения диплома о высшем образовании будет решать уже не учебные, а профессиональные, зачастую - судьбоносные вопросы, на которых нет готовых ответов. Здесь им в помощь должен прийти не только руководитель следственного органа, надзирающий прокурор, а иногда даже и судья. Не менее важная роль отведена наставнику следователя.
Наставничество осуществляется руководителями и наиболее опытными сотрудниками в целях:
- оказания следователям помощи в профессиональном становлении;
- приобретения ими профессиональных навыков для качественного выполнения служебных обязанностей <3>.
--------------------------------
<3> См., например: Организация работы следственного отдела Следственного комитета Российской Федерации по району (городу) / под ред. А.М. Багмета. М., 2019.
Дискуссионным является вопрос: осуществляют ли наставники так называемый непроцессуальный <4> ведомственный контроль или ограничиваются:
адаптацией следователей к службе;
обучением формам и методам следственной работы;
развитием их способности самостоятельно и качественно выполнять возложенные на них служебные обязанности;
формированием у следователей необходимых морально-психологических качеств, высокой сознательности, дисциплинированности, трудолюбия, приверженности службе, чувства ответственности за порученное дело и свои поступки, уважительного отношения к людям;
оказанием моральной и психологической поддержки следователям в преодолении возникающих профессиональных трудностей;
реализацией мер по ранней профилактике профессиональной деформации личности следователей.
--------------------------------
<4> Мы понимаем под ним неурегулированную уголовно-процессуальным законом деятельность по контролю за качеством расследования.
Может ли молодой специалист просить и даже требовать от наставника помогать ему в осуществлении следственных и иных процессуальных действий, в принятии решений по уголовному делу, подсказывать процессуальные и тактические моменты, оценивать правильность и обоснованность действий или бездействия следователя.
В первую очередь, от наставника требуется поддержать внутреннюю мотивацию молодого сотрудника к профессии; ориентировать на достижение высоких результатов в служебной деятельности; своевременно вникать в проблемы профессионального и личного характера молодых специалистов и способствовать их своевременному решению; при выстраивании межличностных отношений ориентироваться на гибкий стиль поведения; обязательно учитывать индивидуально-психологические особенности.
Но не просто же так наставник назначается из числа сотрудников, имеющих стабильные показатели в служебной деятельности; обладающих высокими профессиональными качествами и жизненным опытом; проявляющих склонность к воспитательной работе и пользующихся уважением в коллективе; не имеющих дисциплинарных взысканий; имеющих следственный стаж не менее трех лет <5>.
--------------------------------
<5> Это, конечно, идеал наставника, к чему надо стремиться. Но и нельзя допускать значительного отклонения от данных требований.
Хотя это и не урегулировано уголовно-процессуальным законом, на практике зачастую наставник является тем, у которого молодой следователь может спросить совет по: квалификации, проблемам применения уголовно-процессуального закона, даче юридической оценки деянию и принятию итогового решения в целом. Как на эти просьбы о помощи должен реагировать наставник? На наш взгляд, однозначно поддержать в трудную минуту, в тот момент, когда следователь оказывается один на один с какой-то проблемой, дать совет или оказать иную посильную помощь. Настроить на то, что безвыходных ситуаций не бывает, нужно только плодотворно работать и жить в мире со своей совестью. А в случае недоступности руководителя следственного подразделения или его заместителя, если складывающая следственная ситуация требует безотлагательного принятия решения, на наш взгляд, наставник должен оказать и так называемое правовое консультирование по вопросам расследования преступления.
Наставник необходим большинству впервые назначаемых на должность следователя лиц. Однако в ряде случаев является обоснованным не назначать наставников для вновь принятых на должности следователей сотрудников, имеющих значительный опыт следственной работы в других органах, осуществляющих предварительное расследование. Так, например, в СУ СК России по Новгородской области в 2018 - 2020 гг. на должности следователей принят 31 кандидат. Семь из вновь принятых на должности следователей сотрудников имели опыт следственной работы в подразделениях МВД и в органах прокуратуры России, но вместе с тем для более успешной адаптации к службе в системе СК России шести из них были назначены наставники. Одному сотруднику наставник не назначался в связи с имеющимся у него значительным опытом работы в органах прокуратуры, в том числе в должности следователя прокуратуры и прокурора района <6>.
--------------------------------
<6> Этот и далее примеры взяты из кадровой практики Следственного комитета Российской Федерации. Официально опубликованы не были.
В СУ СК России по Магаданской области в 2019 г. впервые на должности следователей межрайонных следственных отделов назначены сотрудники, ранее замещавшие должности помощников следователей и имевшие общий стаж работы в системе СК России более 9 лет каждый. Но поскольку в служебные обязанности по ранее замещаемой должности не входило проведение доследственных проверок и расследование преступлений, принято решение о назначении указанным сотрудникам наставников. Правильность этого решения подтвердили хорошие показатели в следственной деятельности и успешно пройденная аттестация.
При производственной необходимости, в исключительных случаях, могут быть назначены одному следователю два наставника, например, когда молодой специалист направляется в командировку для выполнения задач в составе следственной или постоянно действующей следственно-оперативной группы <7>.
--------------------------------
<7> См., например: Захарова В.О. Коллективные формы расследования: от принятия решения до рекомендаций // Российский следователь. 2021. N 9. С. 3 - 7.
Больше всего молодые специалисты нуждаются в помощи и поддержке первые три месяца работы. Восприятие ими этого сложного периода отразится на всей дальнейшей следственной деятельности. Именно в это время закладываются основы их дисциплинированности и профессионализма. Организация работы по осуществлению наставничества возлагается на руководителя следственного органа и руководителя подразделения следственного органа. Для них правильно выбрать наставника - задача не из легких, и цена ошибки может быть очень высокой.
Тактически верно - назначение наставника из числа заместителей руководителя следственного подразделения (потому что он относится к руководящему составу, но зачастую освобожден от расследования уголовных дел и занимается их ведомственным контролем).
Иной, на наш взгляд, правильный вариант - включить молодого специалиста в состав следственной группы, а руководителя данной следственной группы назначить его наставником.
В связи с отсутствием в отдельных случаях в территориальных следственных отделах кандидатов в наставники в ряде субъектов Российской Федерации (например, в СУ СК России по Новгородской области) реализована практика назначения наставниками сотрудников аппарата управления. Анализ показал, что данная мера недостаточно эффективна, так как не обеспечивает непрерывного обучения и воспитания наставником молодого специалиста, а подготовка последнего фактически осуществляется руководителем и следователями межрайонного следственного отдела.
В СУ СК России по Пензенской области существует положительная практика назначения ряда наставников из числа лучших следователей-криминалистов, предрасположенных к воспитательной работе.
В ряде следственных управлений (например, в СУ СК России по Калининградской области, СУ СК России по Республике Алтай) имелись факты назначения наставниками должностных лиц, имеющих дисциплинарные взыскания, а равно получение наставником дисциплинарного взыскания в период осуществления наставнической деятельности, что не повлияло на качество предаттестационной подготовки молодого специалиста и осуществление наставнической работы в целом, о чем, в свою очередь, свидетельствует отсутствие фактов получения дисциплинарного взыскания за ненадлежащую работу наставника.
В Майминском межрайонном следственном отделе СУ СК России по Республике Алтай наставничество в отношении следователя А. осуществлялось руководителем отдела К., имеющим дисциплинарные взыскания. При этом иного, более опытного сотрудника, способного полноценно осуществлять наставническую деятельность, в отделе не имелось <8>.
--------------------------------
<8> Вместе с тем настоятельно не рекомендуется назначать наставниками сотрудников, периодически привлекаемых к дисциплинарной ответственности.
В целях качественного осуществления своей деятельности за наставником надлежит закреплять не более 3 человек. В СУ СК России по Волгоградской области были проблемы с назначением надлежащих наставников. Так, один из наставников одновременно осуществлял наставническую деятельность в отношении четырех следователей, что было вызвано отсутствием в подразделении лиц, имеющих стаж службы в системе Следственного комитета более трех лет. По этой же причине один сотрудник был назначен наставником, не имея трехлетнего стажа службы в органах Следственного комитета, однако его стаж службы в следственных органах других ведомств составлял более 10 лет.
Однако все эти случаи должны быть исключением из правил, применяться только при острой нехватке иных наставников, а не входить в постоянную практику. Это связано с тем, что, несмотря на отсутствие в уголовно-процессуальном законе такого субъекта, как наставник следователя, на практике это лицо, которое в отсутствие или временной доступности лиц, осуществляющих ведомственный контроль, должно в кратчайший срок прийти на помощь молодому сотруднику, что напрямую влияет на качество осуществления следственной деятельности.
Институт наставничества должен стать "обоюдовыгодным": молодой сотрудник получает знания, умения, навыки, а наставник получает управленческий опыт, становится руководителем-специалистом-педагогом. Он должен уметь обучать других и хотеть этим заниматься, проявляя терпение и настойчивость. Хороших руководителей не так и много, а тех из них, которые умеют обучать, еще меньше. Встречаются случаи, когда наставники не желают качественно обучать и воспитывать, чтобы не вырастить конкурента, некоторые неохотно делятся опытом, полученным "потом и кровью". Частично эти проблемы решает назначение наставником руководителей, которые заинтересованы в здоровой конкуренции своих сотрудников и в том, чтобы у них работали высококвалифицированные кадры. Один из опытных руководителей следственного органа на вопрос, не опасается ли, что обучит новых сотрудников и они быстро пойдут вверх по карьерной лестнице, ответил, что боится, что не обучит молодых сотрудников и они, никому не нужные, останутся работать у него.
Опыт бесполезно прятать от других. Да и сам наставник профессионально растет быстрее, когда взаимодействует с коллегами во время обучения. Наставник должен быть позитивным авторитетом для молодого специалиста, должен быть честен и с самим собой, и с наставляемым. Наставник может и не знать ответы на все вопросы, но категорически недопустимо давать заведомо неверный ответ или делать вид, что занят, а потом как будто забыть, о чем спрашивали.
Положительный настрой жизненно необходим, чтобы ориентировать молодого сотрудника на активное обучение и работу. Но самый главный инструмент формирования, поддержания и развития авторитета - это поведение наставника. Надо быть примером во всем: в дисциплине, работе, отношениях с коллегами и гражданами <9>.
--------------------------------
<9> См.: Захарова В.О. Основы эргономики и научной организации следственной деятельности // Юридическая психология. 2015. N 1. С. 18 - 23; Цветков Ю.А. Управление в следственных органах: курс лекций: учеб. пособие / под ред. А.И. Бастрыкина. М., 2016.
В ряде случаев наставник может быть заменен. С одной стороны, это негативное событие, свидетельствующее, например, о психологической несовместимости наставника и следователя. С другой - могли возникнуть и объективные основания, когда промедление с заменой наставника недопустимо (при увольнении наставника либо переводе (назначении) наставника или следователя в другое подразделение, а также на должность, не связанную с расследованием).
Обучение молодых кадров - занятие трудоемкое, но, несомненно, нужное. Ведь чем быстрее сотрудник разберется в сути работы и адаптируется, тем скорее принесет пользу. Но чтобы требовать, надо самому уметь. Поэтому наставник должен быть специалистом с достаточным багажом знаний и опыта, со склонностью к осуществлению наставнической деятельности; не только уметь учить, но и хотеть это делать. Только совокупность этих факторов приведет к повышению качества расследования <10>.
--------------------------------
<10> См.: Новейшие следственные ошибки: учеб. пособие / под ред. Ю.А. Цветкова. М., 2021.
Литература
1. Баев О.Я. Уголовно-процессуальное исследование преступлений / О.Я. Баев. Москва: Юрлитинформ, 2009. 288 с.
2. Гаврилов Б.Я. Институт дополнительного расследования: видение законодателя и правоприменительная практика / Б.Я. Гаврилов // Уголовное судопроизводство. 2022. N 4. С. 6 - 11.
3. Гаврилов Б.Я. Современное досудебное производство по уголовным делам требует реформирования / Б.Я. Гаврилов // Вестник экономической безопасности. 2022. N 2. С. 47 - 56.
4. Захарова В.О. Коллективные формы расследования: от принятия решения до рекомендаций / В.О. Захарова // Российский следователь. 2021. N 9. С. 3 - 7.
5. Захарова В.О. О следственных ошибках на стадии досудебного производства / В.О. Захарова // Расследование преступлений: проблемы и пути их решения. 2015. N 3 (9). С. 55 - 58.
6. Захарова В.О. Основы эргономики и научной организации следственной деятельности / В.О. Захарова // Юридическая психология. 2015. N 1. С. 18 - 23.
7. Назаров А.Д. Феномен ошибки в уголовном судопроизводстве и ее причины: монография / А.Д. Назаров. Москва: Юрлитинформ, 2014. 248 с.
8. Новейшие следственные ошибки: учебное пособие / под редакцией Ю.А. Цветкова. Москва: Юнити-Дана, 2021. 415 с.
9. Организация работы следственного отдела Следственного комитета Российской Федерации по району (городу) / под редакцией А.М. Багмета. Москва: Юнити-Дана, 2019. 229 с.
10. Цветков Ю.А. О феномене следственной ошибки / Ю.А. Цветков // Журнал прикладных исследований. 2021. N 3-4. С. 48 - 57.
11. Цветков Ю.А. Управление в следственных органах: курс лекций: учебное пособие / Ю.А. Цветков; под редакцией А.И. Бастрыкина. Москва: Юнити-Дана, 2016. 335 с.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Уголовный процесс, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.