Свяжитесь с нами:
ICQ: 197839245
e-mail: justicemaker@yandex.ru
Вернуться к списку статей по юриспруденции
ОСОБЕННОСТИ ДОКАЗЫВАНИЯ ПРИ РАССЛЕДОВАНИИ ПРЕВЫШЕНИЯ ДОЛЖНОСТНЫХ ПОЛНОМОЧИЙ С ПРИМЕНЕНИЕМ ФИЗИЧЕСКОГО И ПСИХИЧЕСКОГО НАСИЛИЯ, СПЕЦИАЛЬНЫХ СРЕДСТВ ИЛИ ОРУЖИЯ
М.Ю. ГРИГОРЬЕВ
В средствах массовой информации нередко сообщается о фактах превышения сотрудниками различных правоохранительных органов своих должностных полномочий, совершенных с применением насилия или с угрозой его применения, а также с применением оружия или специальных средств (п. п. "а" и "б" ч. 3 ст. 286 УК РФ).
Выявление и раскрытие каждого из таких преступлений вызывает широкий общественный резонанс, становится событием в местах, где это произошло. Подобные преступления серьезно подрывают авторитет других сотрудников, добросовестно исполняющих свои профессиональные обязанности. В качестве примера можно привести массовые избиения, издевательства и даже факты убийств граждан в отделе полиции "Дальний" УМВД России по г. Казани Республики Татарстан <1>. К сожалению, такие факты не единичны.
--------------------------------
<1> См.: Общественный совет при МВД обсудит, как не допустить нарушение прав граждан полицейскими. URL: http://voiga.rla.ru/lncldents/20120327/82069905.htmi; В Татарстане возбуждены еще три уголовных дела по факту избиения граждан сотрудниками полиции // http://www.siedcom.ru/news/96252.htmi; СКР расследовал дело о полицейских пытках в Казани, из-за которого ушел в отставку глава МВД Татарстана // http://pravo.ru/news/vlew/77525/htmi.
Общественная опасность рассматриваемых преступлений заключается в том, что должностные лица, наделенные большим объемом властных полномочий, совершая их, грубо нарушают гарантированные Конституцией РФ и международными правовыми актами права человека, законные интересы организаций, охраняемые законом интересы общества и государства.
В информационном письме Генеральной прокуратуры РФ от 13 августа 2009 г. N 36-27-2009 указано, что факты ненадлежащего обращения должностных лиц правоохранительных органов с подследственными порой являются предметом рассмотрения в Европейском суде по правам человека, что негативно отражается на международном престиже России.
Европейский суд по правам человека в своих решениях, касающихся РФ, отмечает, что расследование по уголовным делам этой категории находится на низком уровне, является неэффективным, следователи допускают волокиту, неоднократно принимают однотипные незаконные решения (например, неоднократное прекращение уголовного дела на протяжении нескольких лет по факту применения насилия и пыток сотрудниками милиции г. Нижний Новгород в отношении Михеева в целях принуждения его к даче признательных показаний в совершении несуществующих преступлений) <2>.
--------------------------------
<2> См.: По делу Менешевой О.Е. (Menesheva) против Российской Федерации: Постановление Европейского суда по правам человека от 09.03.2006 // Бюллетень Европейского суда по правам человека. 2006. N 11; По делу Михеева А.Е. (Mikheyev) против Российской Федерации: Постановление Европейского суда по правам человека от 26 января 2006 г. // Бюллетень Европейского суда по правам человека. 2006. N 6.
Изложенное прямо указывает на необходимость повышения качества расследования рассматриваемых в настоящей статье преступлений.
В результате изучения уголовных дел, опросов следователей Следственного комитета РФ и прокурорских работников выявлены некоторые трудности, проблемы и закономерности, возникающие в процессе доказывания при расследовании этих преступлений. Это позволило разработать соответствующие рекомендации и предложить необходимые организационно-правовые мероприятия, направленные на повышение эффективности этого процесса.
Так, на сложность в добывании доказательств по рассматриваемой категории уголовных дел указали 30% опрошенных следователей и 37% опрошенных прокуроров, на сложность в доказывании неправомерности действий должностных лиц - соответственно 43% следователей и 51% прокуроров <3>. При этом 47% опрошенных прокуроров в качестве основного недостатка в расследовании указали на непринятие следователем своевременных мер к поиску, обнаружению и фиксации следов преступления, установлению свидетелей и очевидцев преступления, сбору максимального количества доказательств.
--------------------------------
<3> Здесь и далее по тексту приведены статистические данные, полученные в ходе проведения автором статьи анкетирования 140 следователей СК РФ и 140 прокуроров из 10 субъектов РФ.
Практический опыт следственной работы автора, анализ изучения материалов проверок и уголовных дел, опрос следователей и прокуроров показали, что еще на стадии рассмотрения сообщений о преступлениях целесообразно установить специализацию следователей СК по расследованию указанной категории преступлений, а также преступлений, совершаемых в отношении должностных лиц (например, ст. ст. 318 - 319 УК).
Следователи СК и прокуроры на вопрос об эффективности введения специализации следователей либо создания подразделений в следственных органах, специализирующихся на расследовании должностных преступлений, в том числе и на расследовании указанной категории преступлений, ответили, что это:
- существенно повысит эффективность процесса расследования указанной категории преступлений (72% следователей, 62% прокуроров);
- не повлияет на расследование (21% следователей, 29% прокуроров);
- окажет негативное влияние на деятельность следственного органа в целом (7% следователей, 9% прокуроров).
Представляется, что такая специализация поможет следователю избежать зависимости от тех должностных лиц, с которыми может происходить сотрудничество при расследовании других категорий преступлений (например, оперуполномоченных уголовного розыска полиции при расследовании убийств). В таком случае следователь будет объективен при рассмотрении материала, у него не будет никакой заинтересованности "помочь коллегам", оказывающим оперативное сопровождение по другим категориям уголовных дел (например, по убийствам) из чувства "ложного товарищества". Во-вторых, это поможет следователю сосредоточиться именно на определенной категории преступлений, что значительно повысит качество расследования. В-третьих, специализированные следователи очень быстро будут "знать в лицо" тех должностных лиц, чьи действия обжалуются. В-четвертых, это приведет к более тесному сотрудничеству следователя с оперативными работниками подразделений собственной безопасности правоохранительных органов.
При наличии такой специализации следователей представляется целесообразным ведение ими определенного учета или базы с отражением в них сведений о должностных лицах, чьи действия обжалуются, о способах совершения ими своих действий и т.п. Такая накапливаемая информация в дальнейшем при ее анализе поможет следователю установить виновных лиц, а также проанализировать, чьи действия обжалуются чаще всего, выявить закономерности и лиц, склонных к совершению указанных преступлений, схожие способы совершения преступлений и способы сокрытия следов. О необходимости выявления при проведении доследственных проверок сведений о поданных ранее аналогичных жалобах на лиц, подозреваемых в применении противоправного воздействия на людей, выявлении похожих методов и способов воздействия, указанных в этих жалобах, говорится и в различных методических рекомендациях органов прокуратуры <4>.
--------------------------------
<4> Методические рекомендации по изучению материалов проверок по заявлениям граждан о совершении в отношении их насильственных действий сотрудниками правоохранительных органов: информационное письмо прокуратуры Новгородской области от 4 апреля 2011 г. N 15-16-2011.
Вместе с тем аккумулирование подобных сведений в подразделениях собственной безопасности соответствующих правоохранительных органов будет также полезным и эффективным.
Так, следователь прокуратуры выявил и успешно расследовал факт избиения и ограбления мужчины работниками милиции. Этому способствовали изучение и анализ других уголовных дел о подобных преступлениях, проведенные с целью выявления характерных способов их совершения на территории Новгородской области <5>.
--------------------------------
<5> См.: Григорьев М.Ю. Расследование преступления, совершенного в условиях неочевидности сотрудниками органов внутренних дел. Следственная практика. Академия Генеральной прокуратуры Российской Федерации. М., 2010. Выпуск N 182. С. 80 - 84.
Помимо этого, при расследовании преступлений, предусмотренных п. п. "а", "б" ч. 3 ст. 286 УК, следователи должны более активно применять возможности полиграфа, что будет способствовать не только повышению качества расследования уголовных дел и установлению истины, но и получению новых видов доказательств (заключение психофизиологической экспертизы с использованием полиграфа). При этом полиграф может применяться не только в отношении должностных лиц, но также в отношении потерпевших. Анализ изучения уголовных дел исследуемой категории показал, что полиграф в процессе расследования применялся следующим образом <6>: проводились опросы с использованием полиграфа как оперативно-розыскные мероприятия, полученные результаты приобщались к материалам уголовного дела (например, в виде справки) - 10%; назначалась комплексная психофизиологическая экспертиза с использованием полиграфа в отношении лиц, чьи показания проверялись, - 0%; полиграф не применялся - 90%. Следователь может использовать полиграфолога как из органов СК (при его наличии там), так и дать поручение подразделению собственной безопасности соответствующего правоохранительного органа о проведении опросов их полиграфологом.
--------------------------------
<6> Здесь и далее по тексту приведены статистические данные, полученные в ходе изучения автором 90 уголовных дел о преступлениях, предусмотренных п. п. "а", "б" ч. 3 ст. 286 УК, в 5 субъектах РФ.
Вместе с тем, несмотря на то что в большинстве случаев полиграф вообще не применялся, 61% опрошенных следователей и 59% опрошенных прокуроров показали, что его применение в процессе расследования преступлений указанной категории существенно повысит эффективность процесса доказывания и получения новых доказательств. Указанные данные свидетельствуют о том, что применение полиграфа окажет положительное влияние на процесс расследования.
Рекомендуется применение полиграфа еще на стадии доследственной проверки, в том числе и в отношении самого заявителя, что поможет установить истину, например выявить факт оговора должностных лиц. Так, следователи СК следующим образом ответили на вопрос, имели ли место такие случаи оговора: часто - 27%, иногда - 33%, крайне редко - 11%, не было - 29%.
Изложенные доводы свидетельствуют о необходимости принятия в рамках координационной деятельности по борьбе с преступностью совместного организационно-распорядительного документа Генеральной прокуратуры РФ и других правоохранительных органов с установлением в нем обязанности прохождения должностными лицами, чьи действия обжалуются заявителями, психофизиологического исследования с использованием полиграфа по письменному поручению следователя СК (в порядке ст. 38 УПК). Такая мера не только будет способствовать успешному раскрытию и расследованию исследуемых преступлений, но и будет играть большую профилактическую роль по предупреждению их совершения сотрудниками, склонными к использованию незаконных методов воздействия в своей служебной деятельности.
Специфика исследуемых преступлений свидетельствует о сложности взаимодействия следователя с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, в первую очередь с подразделениями собственной безопасности, из-за некоторых факторов, таких как "корпоративное братство", чувство "ложного товарищества" и т.п. Так, отсутствие надлежащего взаимодействия отметили 23% опрошенных следователей и 20% опрошенных прокуроров. По изложенным причинам выбор должностных лиц, которые будут оказывать оперативное сопровождение по уголовному делу, должен быть тщательно обдуман, поэтому следователю нужно самостоятельно выполнять все возможные следственные и иные действия.
Помимо сказанного, в целях успешного расследования и раскрытия превышений должностных полномочий, совершенных с применением психического или физического насилия, специальных средств или оружия, следователю необходимо широко использовать взаимодействие с общественностью, печатными и электронными средствами массовой информации. Так, возможно размещение объявлений в местных СМИ о произошедшем преступлении с просьбой сообщить какие-либо сведения о нем, о его участниках и очевидцах. При этом представляется целесообразным разъяснение следователем возможности применения в отношении сообщивших лиц мер безопасности, предусмотренных законодательством, вплоть до переезда в другую местность или изменения внешности.
Возможно также взаимодействие с различными правозащитными и иными общественными организациями, находящимися в конкретном регионе, о которых следователь должен знать. Это могут быть комитеты против пыток, комитеты солдатских матерей и другие организации, которые зачастую проводят собственные общественные расследования. В них может накапливаться полезная и нужная для следователя информация как общего характера (о жалобах на определенных должностных лиц), так и по конкретному преступлению. Например, большую пользу в расследовании уголовного дела по факту "выбивания показаний" сотрудниками УФСКН России по Республике Башкортостан у задержанных принесло взаимодействие следователей с межрегиональной общественной организацией "Комитет против пыток", проводившей по этому факту свое расследование <7>.
--------------------------------
<7> См.: Спецоперацию УФСКН завершат в суде // http://www.kommersant.ru/doc/1878611; В Башкирии направлено в суд уголовное дело об избиении сотрудниками наркоконтроля трех человек, включая капитана полиции // http://newcpl.wmtest.ru/2012/02/21/19774.
Таким образом, практическое применение следователем в процессе доказывания изложенных в настоящей статье рекомендаций позволит получить новые доказательства и будет способствовать повышению эффективности расследования уголовных дел о превышениях должностных полномочий, совершенных с применением психического или физического насилия, специальных средств или оружия сотрудниками правоохранительных органов.
Пристатейный библиографический список
1. По делу Менешевой О.Е. (Menesheva) против Российской Федерации: Постановление Европейского суда по правам человека от 09.03.2006 // Бюллетень Европейского суда по правам человека. 2006. N 11.
2. По делу Михеева А.Е. (Mikheyev) против Российской Федерации: Постановление Европейского суда по правам человека от 26 января 2006 г. // Бюллетень Европейского суда по правам человека. 2006. N 6.
3. Григорьев М.Ю. Расследование преступления, совершенного в условиях неочевидности сотрудниками органов внутренних дел // Следственная практика. Академия Генеральной прокуратуры Российской Федерации. М., 2010. Вып. N 182.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Уголовный процесс, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.
Звонки бесплатны.
Работаем без выходных