Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Уголовный процесс. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
ПРЕДЕЛЫ ОЗНАКОМЛЕНИЯ ЗАЩИТЫ С МАТЕРИАЛАМИ, ПРЕДСТАВЛЕННЫМИ В СУД ДЛЯ РЕШЕНИЯ ВОПРОСА О ПРИМЕНЕНИИ МЕРЫ ПРЕСЕЧЕНИЯ В ВИДЕ ЗАКЛЮЧЕНИЯ ПОД СТРАЖУ
Н.В. АЗАРЕНОК, А.А. ДАВЛЕТОВ
Заключение под стражу является самой суровой мерой процессуального принуждения, существенно ограничивающей права и свободы личности. Несмотря на постоянное совершенствование порядка применения данной меры пресечения, остается ряд проблем, к числу которых относится вопрос, вынесенный в заголовок настоящей публикации.
Придя к выводу о необходимости заключения подозреваемого, обвиняемого под стражу, следователь представляет в суд материалы, доказывающие правомерность изоляции уголовно преследуемого лица от общества. Эти документы необходимы суду для принятия законного и обоснованного решения о применении либо неприменении заключения под стражу. Поскольку судебное заседание проходит в условиях состязательности сторон, то защита <1> (подозреваемый, обвиняемый и его адвокат) должна быть своевременно информирована об аргументах следователя с тем, чтобы противостоять им и выдвигать свои доводы. Однако действующий УПК РФ не содержит ни одной нормы, закрепляющей право уголовно преследуемого лица и его защитника знакомиться с материалами, представленными следователем в суд, с ходатайством о применении в качестве меры пресечения заключения под стражу.
--------------------------------
<1> Изложенное наряду с защитой относится и к другим участникам данной судебной процедуры, отстаивающим по делу свой правовой интерес: к потерпевшему, к его представителю, к законным представителям.
Впервые, еще в 2000 году, этот вопрос был рассмотрен Конституционным Судом Российской Федерации, который признал право защитника знакомиться с документами, которые подтверждают законность и обоснованность применения к подозреваемому или обвиняемому меры пресечения в виде заключения под стражу <2>.
--------------------------------
<2> Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 27 июня 2000 г. N 11-П "По делу о проверке конституционности положений части первой статьи 47 и части второй статьи 51 Уголовно-процессуального кодекса РСФСР в связи с жалобой гражданина В.И. Маслова" // СПС "Гарант".
Позже данная проблема стала предметом рассмотрения Верховного Суда Российской Федерации. В своих решениях от 29 октября 2009 г. и 19 декабря 2013 г. Верховный Суд Российской Федерации указал на обязательность удовлетворения ходатайства подозреваемого, обвиняемого и его защитника об ознакомлении с материалами, представленными в суд для заключения под стражу <3>.
--------------------------------
<3> См.: п. 26 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19 декабря 2013 г. N 41 "О практике применения судами законодательства о мерах пресечения в виде заключения под стражу, домашнего ареста и залога" // Российская газета. 2013. 27 дек.; см. также: п. 16 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 октября 2009 г. N 22 "О практике применения судами мер пресечения в виде заключения под стражу, залога и домашнего ареста" // Российская газета. 2009. 11 нояб.
Такова позиция высших судов России. Вызывает удивление, что до сегодняшнего дня у нашего законодателя не дошли руки до внесения в УПК РФ соответствующих норм. В результате на практике сложились разные подходы к разрешению рассматриваемой проблемы.
В одних случаях обвиняемый и его защитник вообще не допускаются к материалам, представленным в суд с ходатайством следователя о применении меры пресечения. В других - защите дается возможность ознакомиться со всеми документами, а в-третьих - ознакомление ограничивается лишь их частью, тогда как судье они представляются в полном объеме.
Данная процессуальная ситуация начинается с определения следователем того объема материалов уголовного дела, который надлежит представить суду. В ч. 3 ст. 108 УПК РФ указано, что это "материалы, подтверждающие обоснованность ходатайства". Но ранее здесь же закреплено важное положение - "в постановлении о возбуждении ходатайства излагаются мотивы и основания, в силу которых возникла необходимость в заключении подозреваемого или обвиняемого под стражу и невозможно избрание иной меры пресечения". Правило применения заключения под стражу при невозможности применения иной, более мягкой, меры пресечения названо одним из обязательных условий изоляции уголовно преследуемого лица от общества (ч. 1 ст. 108 УПК РФ).
На этой ключевой норме основана деятельность трех субъектов, участвующих в процедуре судебного разрешения вопроса о применении заключения под стражу: следователя, адвоката-защитника, суда.
Задача следователя - убедить суд не только в наличии формальных условий и оснований применения заключения под стражу, но и в том, что иная, более мягкая мера пресечения, например залог или домашний арест, в данном случае нецелесообразна. Адвокат в интересах подзащитного направляет свои усилия на неприменение заключения под стражу. Для этого он заявляет суду ходатайство о применении вместо заключения под стражу залога либо домашнего ареста. В соответствии с ч. 2 ст. 106 УПК РФ такое ходатайство "обязательно для рассмотрения судом наряду с ходатайством следователя, дознавателя об избрании в отношении того же подозреваемого либо обвиняемого иной меры пресечения".
При данных обстоятельствах суд не разрешает собственно вопрос о применении заключения под стражу, а рассматривает ситуацию шире - как проблему конкуренции и выбора одной меры пресечения из двух, а то и трех: заключения под стражу, залога, домашнего ареста. В своем постановлении судья должен разъяснить, по каким причинам он счел необходимым избрать именно данную меру пресечения и, соответственно, почему иная мера пресечения не подлежит применению.
Зная о таком порядке рассмотрения ходатайства о заключении под стражу, следователь и защита представляют суду максимум имеющихся у них материалов, рассчитывая на то, что количество предъявленных доводов перевесит аргументы противоположной стороны.
Представление следователем в суд фактически всего имеющегося на данный момент обвинительного материала, который может оказаться доступным для уголовно преследуемого лица и его адвоката-защитника, когда по закону такое право появляется у них лишь по окончании предварительного расследования, ставит вопрос о правомерности ограничения права этих участников уголовного дела на ознакомление с документами, приобщенными к ходатайству следователя о применении заключения под стражу.
Принципиальный ответ на данный вопрос был сформулирован в решениях высших судов России. Конституционный Суд Российской Федерации в одном из своих Определений указал, что ч. 2 ст. 24 Конституции Российской Федерации обязывает органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностных лиц обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом. Из этого правила, по мнению Конституционного Суда Российской Федерации, есть исключение, под которое подпадают сведения, содержащие государственную тайну, сведения о частной жизни, а также конфиденциальные сведения, связанные со служебной, коммерческой, профессиональной и изобретательской деятельностью. Речь идет о конституционных принципах, обосновывающих необходимость и соразмерность ее особой защиты <4>.
--------------------------------
<4> Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 12 мая 2003 г. N 173-О "По жалобе гражданина Коваля Сергея Владимировича на нарушение его конституционных прав положениями статей 47 и 53 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации" // СПС "Гарант".
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в упомянутом Постановлении от 19 декабря 2013 г. определил, что ограничение прав и свобод личности может быть оправдано публичными интересами, если такие ограничения отвечают требованиям справедливости, являются пропорциональными, соразмерными и необходимыми для целей защиты конституционно значимых ценностей <5>.
--------------------------------
<5> Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 19 декабря 2013 г. N 41 "О практике применения судами законодательства о мерах пресечения в виде заключения под стражу, домашнего ареста и залога" // Российская газета. 2013. 27 дек.
Более конкретный ответ на рассматриваемый вопрос содержится в УПК РФ. Согласно ряду норм Кодекса участники, отстаивающие по делу свой правовой интерес, - обвиняемый, его защитник, потерпевший, гражданский истец, гражданский ответчик, их представители допускаются к ознакомлению со всеми материалами с момента окончания предварительного расследования (ст. ст. 215 - 217, п. 12 ч. 4 ст. 47, п. 7 ч. 1 ст. 53 и др. статьи УПК РФ). До этого момента указанные субъекты получают "дозированную" информацию о материалах формируемого следователем уголовного дела. Осуществляется данный процесс двумя способами: 1) вручением следователем участнику дела в случаях, предусмотренных УПК РФ, копии процессуальных документов, например, обвиняемому и его защитнику вручается копия постановления о привлечении в качестве обвиняемого; 2) предоставлением для ознакомления также в случаях, предусмотренных УПК РФ, некоторых процессуальных документов, например постановления о назначении экспертизы и заключения эксперта.
Все иные материалы дела остаются тайной следствия и становятся известными уголовно преследуемому лицу и его защитнику по завершении предварительного расследования.
В данной конструкции нашли отражение те условия допуска участников уголовно-процессуальной деятельности к материалам незавершенного предварительного расследования, которые были сформулированы в решениях высших судов Российской Федерации. Обвиняемому, подозреваемому и его защитнику предоставляется возможность знакомиться с теми процессуальными документами, которые непосредственно затрагивают права и свободы уголовно преследуемого лица. Иные же документы остаются тайной следствия до его окончания, что оправдано публичными интересами предварительного расследования, направленными на защиту более значимых конституционных ценностей, чем частный интерес подозреваемого, обвиняемого.
Изложенное позволяет сделать три существенных вывода. Во-первых, следователю надлежит представить в суд в обоснование своего ходатайства о применении заключения под стражу весь объем доказательственного материала. Во-вторых, подозреваемый, обвиняемый и его адвокат-защитник вправе до начала судебного заседания знакомиться с материалами, представленными следователем в обоснование своего ходатайства. В-третьих, следователь правомочен ограничить ознакомление защиты лишь теми документами, к которым уголовно преследуемое лицо и его защитник в соответствии с УПК РФ допущены на данный момент предварительного расследования.
Определившись с принципиальной стороной вопроса, рассмотрим процессуальный порядок ознакомления защиты с материалами следствия, представленными в суд, для принятия решения о заключении под стражу.
Вопрос о "закрытии" части материалов уголовного дела встает перед следователем в период подготовки документов, представляемых в суд с ходатайством о применении меры пресечения. Если среди необходимых суду материалов оказываются не подлежащие ознакомлению участниками процесса, то следователю надлежит вынести об этом свое процессуальное решение. Таковым может быть отдельное постановление, но, на наш взгляд, целесообразно излагать указанное решение в ходатайстве следователя суду о заключении под стражу, поскольку ознакомление участников с представленными материалами является частью той судебной процедуры, которая проводится в связи с обращением следователя в суд с ходатайством о применении меры пресечения. В этом случае следователю удобнее вписать свое решение о "закрытии" ряда документов в текст постановления о возбуждении ходатайства, а суду и участвующим лицам - получить из него цельное представление о позиции органа уголовного преследования в предстоящем судебном заседании.
Следующим шагом является формирование пакета документов, прилагаемых к ходатайству. Следователь изготавливает заверенные копии материалов уголовного дела и делит их на две группы: "открытые" и "закрытые" для участвующих лиц. Вторая часть с описью помещается в конверт и опечатывается. Конверт подписывается следователем с отметкой, что в нем находятся копии процессуальных документов, прилагаемых к ходатайству о применении меры пресечения, доступные для ознакомления лишь судье и лицам, осуществляющим уголовное преследование.
Затем следователь сшивает все материалы, в том числе и конверт, в единое дело, нумерует его листы и заверяет их количество. Дело начинается с описи, в которой перечисляются не только документы открытого доступа, но и помещенные в конверт. В описи не указываются персональные данные участников и другие сведения, раскрывающие содержание материалов, находящихся в конверте. Перечень "закрытых" документов необходим для того, чтобы участвующие в предстоящем судебном заседании лица, во-первых, знали, на основе каких материалов судья вынес свое решение по мере пресечения, во-вторых, могли в дальнейшем сверить наличие данных документов в материалах уголовного дела при ознакомлении с ними по окончании предварительного расследования. Подготовленное таким образом дело передается в суд и становится доступным всем лицам, правомочным участвовать в судебном заседании в порядке ст. 108 УПК РФ.
В реализации защиты рассматриваемого права важное значение имеет определение места и времени ознакомления участников с материалами, представляемыми в суд для применения меры пресечения. По этому поводу в УПК РФ ничего не сказано. Лишь в ч. 4 ст. 108 кодекса оговорено, что "неявка без уважительных причин сторон, своевременно извещенных о времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения ходатайства, за исключением неявки обвиняемого".
Кто, когда и как должен извещать участвующих лиц? Где надо проводить ознакомление - у следователя или в суде? Решение этих вопросов представляется следующим.
Сформировав дело для передачи в суд, следователь уведомляет (как правило, телефонограммой или СМС-уведомлением) адвоката-защитника, подозреваемого, обвиняемого (если он на свободе), потерпевшего, представителей о том, что ходатайство о мере пресечения направлено в суд и они имеют право ознакомиться с представленными материалами. Решение об извещении данных лиц необходимо указать в резолютивной части ходатайства следователя о мере пресечения, а в самом деле должна содержаться отметка об уведомлении участников.
Дальнейшие действия по ознакомлению целиком возлагаются на самих заинтересованных лиц, которые по своему усмотрению осуществляют это право. Ответственный адвокат до начала судебного заседания прибывает в суд и изучает материалы, выписывает необходимые сведения, а также снимает копии с представленных документов. Если же адвокат прибыл непосредственно к судебному заседанию, то он заявляет судье ходатайство о предварительном ознакомлении с материалами. Такое же ходатайство нередко заявляет подозреваемый, обвиняемый, доставленный в суд под стражей. Судья практически всегда удовлетворяет такие ходатайства, при необходимости объявляет перерыв в судебном заседании на короткое время (10 - 20 минут) и предоставляет дело для изучения.
Судья, рассматривающий ходатайство о мере пресечения, должен предварительно ознакомиться со всеми представленными документами, и потому он до начала судебного заседания вскрывает конверт и изучает находящиеся в нем документы. До начала заседания судья может ознакомить с этими материалами прокурора, руководителя следственного органа, участвующих в рассмотрении ходатайства о применении меры пресечения.
В судебном заседании должностные лица, представляющие сторону уголовного преследования, могут в обоснование своей позиции ссылаться на "закрытые" материалы, сохраняя при этом тайну следствия. В ходе исследования материалов дела судья называет эти документы в указанных в описи пределах и в этих же пределах ссылается на них в своем решении. По окончании судебного заседания судья помещает "закрытые" документы в конверт, опечатывает его с тем, чтобы в апелляционном производстве, если постановление о мере пресечения будет обжаловано, обеспечить все рассмотренные условия допуска участвующих лиц к материалам дела.
Таким образом, материалы уголовного дела, недоступные участвующим лицам при решении вопроса о применении меры пресечения, остаются "закрытыми" до окончания предварительного расследования, когда в соответствии со ст. ст. 216 - 217 УПК РФ они становятся предметом ознакомления участников, отстаивающих по делу свой правовой интерес, а также их защитников и представителей.
Литература
1. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29 октября 2009 г. N 22 "О практике применения судами мер пресечения в виде заключения под стражу, залога и домашнего ареста" // Российская газета. 2009. 11 нояб.
2. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 19 декабря 2013 г. N 41 "О практике применения судами законодательства о мерах пресечения в виде заключения под стражу, домашнего ареста и залога" // Российская газета. 2013. 27 дек.
3. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 27 июня 2000 г. N 11-П "По делу о проверке конституционности положений части первой статьи 47 и части второй статьи 51 Уголовно-процессуального кодекса РСФСР в связи с жалобой гражданина В.И. Маслов" // СПС "Гарант".
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Уголовный процесс, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.