Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Уголовный процесс. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ПЛАНИРОВАНИЯ РАССЛЕДОВАНИЯ ПРИ МЕЖДУНАРОДНОМ СОТРУДНИЧЕСТВЕ В СФЕРЕ УГОЛОВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА
А.Г. ВОЛЕВОДЗ
В соответствии с нормами уголовно-процессуального права большинства стран мира и широкого круга международных договоров в настоящее время основной уголовно-процессуальной формой международного сотрудничества в сфере уголовного судопроизводства является направление и исполнение запросов о правовой помощи по уголовному делу <1>. В зависимости от реализуемого вида международного сотрудничества это может быть запрос об оказании взаимной правовой помощи, запрос о выдаче, запрос об осуществлении уголовного преследования и т.д.
--------------------------------
<1> Документ запрашивающей стороны, направляемый за границу для получения правовой помощи по уголовным делам, на практике и в ряде теоретических работ именуется: ходатайство, просьба, запрос, требование, международное следственное поручение и т.д. Все они равнозначны и не влияют на состояние международного сотрудничества в сфере уголовного судопроизводства.
Данное обстоятельство во многом предопределяет две проблемы, сопутствующие этому направлению уголовно-процессуальной деятельности.
Первой из них является уже неоднократно отмечавшаяся нами длительность исполнения запросов о правовой помощи, которая в зависимости от конкретных условий взаимодействия и участвующих может составлять: для стран - членов СНГ и государств Балтии - до 2,5 месяца; для стран Европы - от 6 (Швейцария и Германия) до 10 - 12 месяцев (Великобритания); для США и других государств, расположенных на американском континенте, - от 12 - 14 до 20 и более месяцев <2>.
--------------------------------
<2> Волеводз А.Г. Международный розыск, арест и конфискация полученных преступным путем денежных средств и имущества (правовые основы и методика) / Науч. редактор проф. А.Б. Соловьев. М.: Юрлитинформ, 2000. С. 227; Волеводз А.Г., Соловьев А.Б. Международный розыск, арест, конфискация и передача иностранным государствам денежных средств и имущества, полученных преступным путем, а также вещественных доказательств по уголовным делам. М.: Юрлитинформ, 2007. С. 358.
Второй проблемой является неполнота исполнения запросов о правовой помощи. В значительной мере она обусловленная тем, что должностные лица компетентных органов иностранных государств четко основывают и ограничивают свою деятельность по таким запросам пределами и информацией, обозначенными в них, но руководствуются при этом внутригосударственным законодательством собственного государства <3>.
--------------------------------
<3> Напомним, что исполнение запросов по правилам национального уголовного процесса является одним из основных условий оказания взаимной правовой помощи по уголовным делам, если иное не предусмотрено международным договором. Данное правило, в частности, содержится в ст. 457 УПК РФ, согласно которой при исполнении запроса по общему правилу применяются положения УПК РФ. Однако может быть применено законодательство иностранного государства в соответствии с международными договорами РФ, международными соглашениями или на основе принципа взаимности, если это не противоречит законодательству и международным обязательствам России.
Данные проблемы, представляющиеся многим правоприменителям характерными исключительно для международного сотрудничества в сфере уголовного судопроизводства и в силу этого труднопреодолимыми <4>, на самом деле отечественному уголовному процессу и криминалистике известны давно, а лежащие в их основе причины - исследованы наукой. Но применительно к иной форме процессуального взаимодействия - направлению и исполнению поручений о производстве следственных или разыскных действий в порядке ч. 1 ст. 152 УПК РФ. Несмотря на четкость и лаконичность данного нормативного предписания, общеизвестность тактических приемов и методики этих действий, а также многолетний опыт использования на практике <5>, их эффективность и особенно результативность исполнения таких поручений невысоки. Как отмечают исследовавшие этот вопрос специалисты, в сложных расследованиях и при необходимости выполнения процессуальных действий в других регионах страны этот способ "эффективен лишь в очень ограниченных пределах, пока число поручений невелико и взаимосвязь между содержанием ожидаемых данных и теми, которые уже накоплены, несущественна. В противном случае производство по делу превращается в бесконечную переписку людей, плохо понимающих друг друга" <6>.
--------------------------------
<4> Из числа проинтервьюированных нами: 38 респондентов (95%) указали на то, что две описанные проблемы характерны в совокупности только для международного сотрудничества в сфере уголовного судопроизводства, а 40 (100%) - что как первая, так и вторая, на их взгляд, в условиях современного уголовно-процессуального регулирования при необходимости получения правовой помощи из-за рубежа не могут быть преодолены без ущерба разумному сроку уголовного судопроизводства, а также полноте собранных доказательств.
<5> Михайлов А.И. Отдельное поручение следователя. М.: Юридическая литература, 1971.
<6> Организация и планирование деятельности следственных бригад: Методическое пособие / Авт. кол.: В.И. Бенджашев, Л.Н. Викторова, М.Я. Розенталь и др.; под рук. А.А. Эйсмана; Всесоюзный научно-исследовательский институт проблем укрепления законности и правопорядка. М., 1990. С. 4.
Обратим внимание на то, что такая оценка дана эффективности способа взаимодействия, заключающегося в направлении и исполнении поручений о производстве следственных или розыскных действий, который по сути своей и форме не отличается от направления и исполнения запросов о правовой помощи по уголовному делу при международном сотрудничестве в сфере уголовного судопроизводства. Принципиальная разница между ними состоит лишь в том, что в первом случае субъекты взаимодействия действуют в едином правовом поле, наделены примерно равным правовым статусом, являются представителями одного государства, в силу чего обладают (или - в идеале - должны обладать) примерно одинаковыми компетенциями, полученными ими в ходе профессионального образования и практической деятельности. А при международном сотрудничестве единство всех этих составляющих отсутствует.
Между тем, как показывает изучение автором материалов конкретных уголовных дел и анализ следственной практики, правильная реализация норм УПК РФ и международных договоров, обеспечение надлежащего порядка оформления запросов, соблюдение установленного порядка сношений с компетентными органами иностранных государств и использования полученных в результате этого доказательств отнюдь не являются достаточными для повышения оперативности и качества международного сотрудничества по конкретным уголовным делам. Это лишь обеспечивает надлежащую процессуальную форму.
Отмеченные выше проблемы международного сотрудничества в сфере уголовного судопроизводства предъявляют повышенные требования к оптимальной организации мер, направленных на установление фактических оснований для направления запроса о правовой помощи, по его надлежащей подготовке и организации исполнения с тем, чтобы эффективно решить задачи и достичь целей уголовного судопроизводства по конкретному уголовному делу.
Согласно широко известным криминалистическим рекомендациям оптимизации предварительного расследования служат тактические приемы, называемые планированием, которое в процессе расследования применяется в виде:
- планирования расследования уголовного дела;
- планирования расследования по отдельному эпизоду уголовного дела;
- планирования производства отдельного следственного действия;
- использования "вспомогательных" видов планирования;
- планирования расследования по группе уголовных дел ("календарное планирование").
Нам представляется, что и связанные с международным сотрудничеством в сфере уголовного судопроизводства действия и решения следователя также подлежат обязательному самостоятельному планированию.
Необходимость такого планирования определяется сложностью этой деятельности, большим объемом подготовительной работы, а также тем, что запросы должны содержать конкретные просьбы о выполнении разыскных и следственных действий. Прежде чем запрос об их выполнении будет оформлен и направлен зарубежным правоохранительным органам, их перечень, порядок выполнения и круг подлежащих разрешению вопросов должны быть детально определены органами предварительного следствия.
Игнорирование этого правила предопределяет направление за границу запросов, в которых не определены перечень и объем разыскных и процессуальных действий для решения интересующих предварительное расследование задач, что влечет за собой представление компетентными органами иностранных государств материалов, которые не имеют доказательственного значения при расследовании уголовного дела.
В отдельных запросах о правовой помощи по той же причине просьбы о выполнении каких-либо следственных действий не излагаются вообще или указываются с нарушением норм уголовно-процессуального права. Так, по ряду изученных автором уголовных дел, расследуемых в связи с совершением преступлений экономической направленности, в результате которых на счета заграничных банков перечислялись полученные преступным путем денежные средства, в запросах о правовой помощи (целью которых являлось установление доказательств о принадлежности или подконтрольности этих счетов конкретным подозреваемым и обвиняемым, а также о перечислении с них денежных средств) вместо просьб о проведении выемок всего комплекса необходимых банковских документов, характеризующих операции по конкретным клиентским счетам в иностранных банках, инициаторами запросов о правовой помощи предлагалось "проверить принадлежность счета и законность проводимых по нему операций с денежными средствами, поступающими из запрашивающего государства". При этом следователями явно не было учтено то обстоятельство, что ни УПК РФ, ни уголовно-процессуальным законодательством запрашиваемых государств и международными договорами в перечни следственных действий не включены подобные проверки <7>. Кроме того, подразумеваемая под этим необходимость принятия иностранными правоохранительными органами конкретных процессуальных решений является формой недопустимого вмешательства в деятельность органов предварительного следствия и, соответственно, в государственный суверенитет и внутренние дела запрашивающего государства.
--------------------------------
<7> Волеводз А.Г. Правовые и методические основы деятельности органов предварительного следствия России по розыску, аресту и обеспечению конфискации за рубежом денежных средств и имущества, полученных преступным путем: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 1999. С. 199.
В соответствии с формальным характером просьб ответы носили столь же формальный характер, не имеющий значения для расследования конкретных уголовных дел.
Существо планирования рассматриваемой деятельности состоит в определении задач, которые предстоит решать при международном сотрудничестве по конкретному уголовному делу, и в выработке системы действий, совокупность которых обеспечит их решение и достижение целей такого сотрудничества. Это планирование должно вестись с соблюдением разработанных криминалистической тактикой принципов индивидуальности, динамичности, конкретности, реальности и оптимальности.
Как свидетельствует практика, нет и не может быть двух одинаковых следственных ситуаций, предопределяющих необходимость обращения за правовой помощью к компетентным органам иностранного государства. Каждая такая следственная ситуация уникальна, имеет свои особенности, круг субъектов взаимодействия, индивидуальный характер запрашиваемой правовой помощи и неповторимость полученных результатов.
К настоящему времени нет опубликованных результатов исследований типичных ситуаций обращения за правовой помощью, в связи с чем представляется весьма затруднительным рекомендовать при планировании исходить из их учета.
Однако с высокой степенью достоверности следует отметить, что при организации международного сотрудничества по конкретному уголовному делу изначально подлежат выдвижению версии о наличии или отсутствии за пределами Российской Федерации уголовно-релевантной информации и доказательств об обстоятельствах, подлежащих доказыванию при производстве по уголовному делу, а также иных обстоятельствах, имеющих значение для его расследования и надлежащего разрешения по существу.
Для выдвижения версий в рамках международного сотрудничества в сфере уголовного судопроизводства необходимо использовать информацию, полученную не только из процессуальных источников, но и из непроцессуальных, поскольку все эти источники "находятся в связи и взаимно дополняются. Это вполне нормально, потому что выдвижение версий является познавательной деятельностью, а не деятельностью по доказыванию" <8>.
--------------------------------
<8> Павлов Х. Характеристика процесса мышления, связанного с выдвижением и проверкой следственных версий // Российский следователь. 2012. N 6. С. 44.
Учитывая уникальный характер каждого обращения за правовой помощью, при выдвижении версий следует исходить из того, что при всем широком разнообразии возможных ситуаций, складывающихся в процессе расследования, организация международного сотрудничества всегда является проблемной ситуацией, что вызывает большие трудности, в силу чего выдвижение версий серьезно усложнено.
Проведенными исследованиями выявлено, что "следственным версиям, возникающим в ситуациях семантической неопределенности (проблемных ситуациях), присущи следующие особенности: изначально низкий объем исходной информации, ее крайняя противоречивость; невозможность мгновенной практической проверки принятых решений, что приводит к комбинаторной осложненности в процессах как выдвижения версионных предположений, так и их проверки; если в случаях простой (непроблемной) ситуации для целей расследования достаточно логических средств поиска необходимой информации, для выдвижения версий в условиях информационной неопределенности (проблемной ситуации) зачастую задействуется технология т.н. "случайного поиска", представляющая собой внелогический, интуиционно-обусловленный механизм определения направлений информационного поиска по делу" <9>.
--------------------------------
<9> Бахтеев Д.В. Характеристика некоторых особенностей версионного процесса в проблемных ситуациях расследования // Правовое государство: теория и практика. 2014. N 3 (37). С. 110.
С учетом этого на первом этапе организации международного сотрудничества в сфере уголовного судопроизводства версионная деятельность следователя сводится прежде всего к осуществлению поиска и систематизации исходной информации:
- о сведениях, на основе которых суд, прокурор, следователь, дознаватель могут достоверно предположить наличие или отсутствие за пределами Российской Федерации обстоятельств, подлежащих доказыванию при производстве по уголовному делу, а также иных обстоятельств, имеющих значение для уголовного дела и его надлежащего разрешения по существу;
- о механизме совершения преступления, что является необходимым условием для определения на этой основе четкого круга обстоятельств, подлежащих доказыванию по расследуемому уголовному делу путем частичной передачи компетенции должностным лицам правоохранительных органов иностранного государства путем направления соответствующего запроса о правовой помощи;
- об особенностях организации, функционирования и возможностях действующих на территории иностранного государства институтов, в распоряжении которых могут находиться те или иные источники доказательств, иной информации ориентирующего характера;
- правового характера (правовой информации), представляющей собой нормативные акты, сведения, которые содержатся в нормах различных отраслей отечественного, зарубежного и международного права, а также сведения о различных юридических событиях, фактах, явлениях и связанных с ними процессах (например, сведения о результатах правоприменительной практики, судебных решениях, прецедентах), использование которой необходимо для правильного процессуального формирования запроса о правовой помощи.
При этом целесообразно расчленять указанные основные задачи на отдельные (несовместимые полностью или частично) следственные версии и осуществлять их поэтапную проверку, что является главным и наиболее существенным аспектом деятельности следователя в условиях проблемных ситуаций организации международного сотрудничества. Проверка таких версий позволит определить алгоритм дальнейших действий следователя и составит содержание дальнейших этапов выдвижения и проверки необходимых версий, что в конечном итоге должно обеспечить качественную подготовку и направление соответствующего запроса о правовой помощи.
Выдвижение версий всегда должно предшествовать планированию, поскольку составляет его логическую основу. Версии и логические следствия из них обязательно должны включаться в план проведения мероприятий, необходимых для их проверки.
Изначально самым ответственным моментом планирования расследования является выбор основных направлений расследования - круга обстоятельств, на первоочередном установлении которых должны быть сосредоточены следственные действия, оперативно-разыскные и организационные мероприятия, а также средства установления этих обстоятельств. Имеющаяся практика свидетельствует, что при наличии минимальных сведений о возможном наличии "иностранного элемента" - планирование подготовки к международному сотрудничеству должно осуществляться в первоочередном порядке.
На основе выдвигаемых для проверки версий при международном сотрудничестве по конкретному уголовному делу непосредственному планированию подлежат:
- порядок получения данных об особенностях организации, функционирования и возможностях действующих на территории иностранного государства институтов, в распоряжении которых могут находиться те или иные источники доказательств;
- установление круга информации о применимом иностранном законодательстве и источниках международного права, деятельность по их получению, изучение;
- получение консультативной помощи сведущих лиц;
- порядок получения необходимой ориентирующей информации;
- информация обо всех вопросах, подлежащих разрешению в порядке получения правовой помощи, перечень допустимых по условиям международных договоров и намечаемых к выполнению следственных действий для этого;
- порядок и сроки подготовки запроса о правовой помощи, обеспечения его перевода;
- порядок и сроки установления связи, ведения переписки и иного взаимодействия с представителями запрашиваемой стороны;
- порядок, привлекаемые силы и средства для перевода поступивших в ответ на запрос о правовой помощи исполненных материалов;
- иные мероприятия и действия по мере необходимости.
Лишь такой подход к планированию позволит обеспечить должную эффективность международного сотрудничества в сфере уголовного судопроизводства и сокращение сроков получения правовой помощи, о чем свидетельствуют и полученные нами результаты социологического исследования. В ходе проведенного интервьюирования 100% респондентов утвердительно ответили на вопрос о том, планируют ли они расследование по находящимся у них в производстве делам, но лишь 15% указали, что в ходе расследования ими осуществлялось конкретное планирование необходимого международного сотрудничества по расследуемым делам. На вопросы интервью о том, в какие сроки было осуществлено направление запросов о правовой помощи, 85% респондентов ответили, что запросы были направлены на 11 - 22-м месяцах следствия, а 15% указали сроки в пределах 4 - 6 месяцев. Данные результаты косвенно свидетельствуют о том, что сокращение сроков подготовки и направления запросов о правовой помощи коррелирует с планированием или отсутствием такового при их подготовке.
Изучение уголовных дел дало несколько иные результаты: лишь по 10% из них запросы о правовой помощи были направлены в первые 6 месяцев расследования, по остальным делам - на 16 - 28-м месяцах расследования. По мнению автора, сложившемуся в результате изучения массива уголовных дел, более чем по половине из них (28 из 40) достаточные данные о необходимости организации международного сотрудничества имелись уже к исходу двух месяцев следствия, что при надлежащем планировании расследования позволяло обеспечить направление запросов о правовой помощи в первые 6 месяцев расследования. В результате именно отсутствие своевременного и динамичного планирования международного сотрудничества, которое и само по себе характеризуется длительными сроками получения результатов, привело к тому, что в материалах 35% изученных дел на момент их представления с обвинительным заключением прокурору отсутствовали исполненные материалы запросов о правовой помощи.
Планирование расследования является организующим началом в деятельности следователя, а отдельное планирование международного сотрудничества по конкретному уголовному делу, логически правильно построенное, динамично и последовательно осуществляемое, может способствовать высокой эффективности, позволит обеспечить его результативность и разумные сроки.
Литература
1. Бахтеев Д.В. Характеристика некоторых особенностей версионного процесса в проблемных ситуациях расследования // Правовое государство: теория и практика. 2014. N 3 (37). С. 109 - 112.
2. Волеводз А.Г. Правовые и методические основы деятельности органов предварительного следствия России по розыску, аресту и обеспечению конфискации за рубежом денежных средств и имущества, полученных преступным путем: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 1999.
3. Волеводз А.Г. Международный розыск, арест и конфискация полученных преступным путем денежных средств и имущества (правовые основы и методика) / Науч. редактор проф. А.Б. Соловьев. М.: Юрлитинформ, 2000.
4. Волеводз А.Г., Соловьев А.Б. Международный розыск, арест, конфискация и передача иностранным государствам денежных средств и имущества, полученных преступным путем, а также вещественных доказательств по уголовным делам. М.: Юрлитинформ, 2007.
5. Лисин Н.С. Планирование как форма взаимодействия следователя с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, при расследовании преступлений, составляющих молодежную организованную преступность // Российский следователь. 2013. N 2. С. 9 - 10.
6. Михайлов А.И. Отдельное поручение следователя. М.: Юридическая литература, 1971.
7. Организация и планирование деятельности следственных бригад: Методическое пособие / Авт. кол.: В.И. Бенджашев, Л.Н. Викторова, М.Я. Розенталь и др.; под рук. А.А. Эйсмана; Всесоюзный научно-исследовательский институт проблем укрепления законности и правопорядка. М., 1990.
8. Павлов Х. Характеристика процесса мышления, связанного с выдвижением и проверкой следственных версий // Российский следователь. 2012. N 6. С. 43 - 46.
9. Сулейман С.Х.И. Классификация следственных версий // Российский следователь. 2011. N 1. С. 17 - 20.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Уголовный процесс, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.