Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Уголовный процесс. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЛЕДОВАТЕЛЯ И ОПЕРАТИВНОГО СОТРУДНИКА В РАССЛЕДОВАНИИ И РАСКРЫТИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ
В.Ю. НИЗАМОВ
Психологический аспект взаимодействия следователя и оперативного сотрудника имеет существенное значение как в ходе общей организации расследования и раскрытия преступления, так и при производстве отдельных следственных действий. Криминалистами обоснованно исследуется в качестве общей тенденции развития криминалистической тактики ее "психологизация" <1>. Действительно, изучение закономерностей, выбора линии поведения в конфликтной ситуации, способов рефлексивного управления - интересное и важное направление научных исследований в области криминалистической тактики, которое не может обойти процессы психологического взаимодействия следователя и оперативного сотрудника. О.С. Бабаев указал, что такая тенденция требует новых подходов к профессиональной подготовке следователей и оперативных сотрудников, к формированию у них необходимых психологических качеств и умений, открываются перспективы совершенствования тактики общения следователя и оперативного сотрудника с различными категориями участников процесса раскрытия и расследования преступлений <2>.
--------------------------------
<1> Степаненко Д.А. Психологическое воздействие в уголовном судопроизводстве: понятие и критерии допустимости // Российский следователь. 2014. N 9. С. 52 - 46.
<2> Бабаев О.С. Концептуальные основы и тенденции развития криминалистической тактики: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 1998. С. 129.
Производство следственных действий в условиях взаимодействия следователя и органа, осуществляющего ОРД, подразумевает собой такую важную сторону человеческой жизнедеятельности, как общение. Общение - один из существенных факторов сложного процесса социальной детерминации поведения человека, в том числе и в следственной, и оперативной работе. Оно является одним из важнейших условий формирования сознания, стимулятором ее развития, включается в рефлексию и мотивационно-побудительный процесс. В общении осуществляется разностороннее взаимовлияние и взаимопонимание людей. Безусловно, данные аспекты и функции общения изучаются общей и социальной психологией, однако в следственной деятельности имеют свою специфику. В субъективных отношениях следователя и оперативного сотрудника выявляется, насколько соответствуют личные качества каждого занимаемому им в правоохранительной системе месту и как каждый из них справляется с отведенной в обществе ролью. Эти отношения выражаются в мотивах, оценке чувств, настроениях, жизненных установках, стереотипах восприятия <3>. Закономерным результатом такого взаимодействия является общая характеристика следственной и оперативной работы, как эффективной или неэффективной.
--------------------------------
<3> Буева Л.П. Человек: деятельность и общение. М.: Мысль, 1978. С. 114.
Исходя из вышесказанного, определим отправные психологические проблемы общения следователя и работников органов, осуществляющих ОРД в ходе следственной работы.
Прежде всего следует обратить внимание на нормативность взаимодействия следователя и оперативного сотрудника, что напрямую влияет на тон их общения. Порядок, форма, распределение ролей регулируются ведомственными актами и инструкциями. Во взаимодействии приоритетными являются не личные симпатии, а служебные интересы. Изначально необходимо четкое определение роли, функций и задач каждого из участников взаимодействия. Однако условия современной оперативной работы, которую часто называют "палочной системой", вносят коррективы в процесс объединения усилий. Оперативные сотрудники, действительно установив событие преступления и изобличив виновного, заполняя соответствующие статистические документы и составляя рапорты, не имеют профессиональной заинтересованности в реализации судебной перспективы уголовного дела, что сказывается и на качестве передаваемых следователю материалов. Таким образом, теряется сама идея групповой деятельности и, соответственно, ее эффективности.
В следственно-оперативной практике имеет место и аспект лидерства в групповой деятельности. Закономерно, что официальным лидером (а точнее, руководителем) должен быть следователь, поскольку на нем лежит ответственность за направление расследования <4>, последовательность изложения доказательств и оформление уголовного дела и в конце концов судебную перспективу уголовного дела. Впрочем, на практике часто бывает так, что неформальное лидерство берет оперативный сотрудник, как правило, с большим опытом и лучшими личными и деловыми качествами.
--------------------------------
<4> Карагодин В.Н. Следователь как руководитель процесса раскрытия преступления // Российский следователь. 2015. N 24. С. 6 - 9.
Нельзя не отметить в проблеме лидерства вопрос принятия групповых решений, поскольку ситуация группового решения может повышать активность каждого члена группы, а может подавлять ее, может обострять индивидуальное внимание, а может рассеивать его <5>. Потеря следователем инициативности в случае утраты лидерства, безусловно, отрицательно сказывается на качестве следствия. Недопустимы и "перегибы" в лидерстве. Подчас следователь избирает жесткую позицию: "Я начальник, ты подчиненный", что и с точки зрения закона является необоснованным. Оперативный сотрудник не находится в прямом подчинении у следователя, поэтому такая позиция следователя вызывает, как правило, личную антипатию, что не замедлит сказаться на качестве предварительного расследования. Недопустима и обратная ситуация, когда оперативный сотрудник неуважительно относится к следователю и высказывает критические замечания с явным или скрытым выпадом либо выполняет поручение следователя не просто без усердия, а формально отписываясь о невозможности исполнения такого поручения.
--------------------------------
<5> Лупинская П.А. Решения в уголовном судопроизводстве. Их виды, содержание и формы. М., 1976. С. 60.
В психологии является распространенным дихотомическое деление всех возможных видов взаимодействий на два противоположных вида: кооперацию и конкуренцию. Психологи обозначают эти два основных вида различными терминами. Кроме кооперации и конкуренции говорят о согласии и конфликте, приспособлении и оппозиции, ассоциации и диссоциации и т.д. За всеми этими понятиями ясно виден принцип выделения различных видов взаимодействия. В первом случае анализируются такие его проявления, которые способствуют организации совместной деятельности, являются "позитивными" с этой точки зрения. Во вторую группу попадают взаимодействия, так или иначе "расшатывающие" совместную деятельность, представляющие собой определенного рода препятствия для нее <6>. Очевидно, что правильным типом взаимодействия следователя и оперативного сотрудника является кооперация. Однако выбор данной формы взаимодействия зависит от многих факторов.
--------------------------------
<6> Андреева Г.М. Социальная психология: Учеб. М.: Аспект Пресс, 1998. С. 106.
Кооперация означает координацию единичных сил участников, упорядочивание, комбинирование, суммирование этих сил. Кооперация - необходимый элемент совместной деятельности, порожденный ее особой природой, она предусматривает разделение единого процесса деятельности между участниками с определением роли (объема работы) каждого. Но разница в задачах и оценке эффективности работы оперативного сотрудника и следователя приводит к дезорганизации взаимодействия.
Еще одной немаловажной характеристикой общения следователя и оперативного сотрудника является стрессовая ситуация, вызванная негативностью переживаний о преступлении, ответственностью, высокой нагрузкой, и, как следствие, чрезмерным эмоциональным напряжением. Поэтому нередки и конфликтные ситуации между следователем и оперативным сотрудником. Поводов для конфликтов бывает достаточно много, но причина, как правило, одна - несовпадение интересов. Конфликт между следователем и сотрудником по своему характеру является социальным. Для социального конфликта всегда необходимы по меньшей мере две противодействующие стороны. Их поступки обычно направлены на достижение взаимоисключающих интересов и, следовательно, сталкиваются. Всем конфликтам свойственно сильное напряжение, которое побуждает людей так или иначе изменить поведение, приспособиться либо оградиться от данной ситуации.
Под предметом конфликта понимается, как правило, объективно существующая или воображаемая проблема. Каждая из сторон заинтересована в разрешении этой проблемы в свою пользу. Предмет конфликта - это и есть то основное противоречие, из-за которого и ради разрешения которого субъекты вступают в противоборство. Это может быть проблема власти, обладания теми или иными ценностями, проблема первенства или совместимости (в когнитивном конфликте это и есть то, что называют предметом дискуссии). Поиск путей разрешения конфликта, как правило, начинается с определения его предмета, и сделать это часто оказывается весьма трудно <7>. Нередко линия поведения одного человека противоречит нравственным и юридическим воззрениям и установкам другого, в связи с чем имеет место попытка принудить изменить линию поведения. Все это вызывает конфронтацию и межличностную напряженность <8>.
--------------------------------
<7> Юридическая конфликтология / А. Дмитриев, В. Кудрявцев, С. Кудрявцев. М., 1993. Ч. 1. С. 51.
<8> Егидес А.П. Психологическая коррекция конфликтного общения // Психологический журнал. 1984. Т. 5. N 5. С. 52.
Путей решения проблем психологического диссонанса в отношениях следователя и оперативного сотрудника, конечно, много, но их эффективность зависит, прежде всего, от личностных качеств каждого. Вместе с тем считаем возможным определить основные направления организации взаимодействия следователя и оперативного сотрудника, способные сформировать правильный психологический климат.
Достижение целей расследования преступления нередко зависит от того, кто проявляет инициативу в организации взаимодействия. На практике часто инициатива взаимодействия принадлежит оперативно-разыскным органам, получившим в ходе выполнения своих функций такую информацию об обстоятельствах совершенного преступления. Отдельные поручения, которые выполняют оперативно-разыскные органы по распоряжению следователя, бывают нечетко сформулированы и не способствуют правильной организации выполнения поручения. При выполнении отдельных поручений или участии в проведении следственных действий оперативно-разыскные органы иногда сосредотачивают свои усилия на сущности поручения, игнорируя задачу установления причин и условий, способствующих совершению преступлений. Поэтому для наиболее полного расследования преступления следует особое внимание при организации взаимодействия следователей и оперативных сотрудников обращать на установление причин и условий, способствующих совершению преступлений.
Следователь всегда должен четко определить характер поручения, не входя в детали и способы его осуществления. Это способствует лучшей их организации.
В любом коллективе (как формальном, так и неформальном) важная роль принадлежит его лидеру, т.е. руководителю. Направляя деятельность всех членов группы, руководитель, несомненно, осуществляет и воспитательные функции. Такое воспитание носит и общий, и профессиональный характер. Если общий характер воспитания заключается в привитии общих правил деятельности, связанной с расследованием, то профессиональный характер воспитания состоит в овладении приемами и средствами отдельных следственных и оперативно-разыскных действий, а также их организации.
В формировании микроколлектива большое значение имеет психологическая совместимость, которая предполагает такой уровень психологической настроенности, такое сочетание характеров и темпераментов, при котором наиболее эффективно осуществляется совместная деятельность. Обычно принято считать, что психологическая совместимость играет чрезвычайно важную роль в тех случаях, когда отдельные микроколлективы изолированы от привычной среды и общения с иными людьми (например, пребывание за границей, на корабле, находящемся в длительном плавании, в космосе и т.п.) <9>. Однако, признавая это положение правильным, нельзя отрицать значение психологической совместимости в коллективах, выполняющих следственные функции, независимо от того, достаточно ли они стабильны или их существование во времени ограничено выполнением конкретных следственных задач.
--------------------------------
<9> См.: Кузьмин Е.С. Основы социальной психологии. Л.: Изд-во ЛГУ, 1967. С. 101 - 102.
Следует учитывать, что у следственного и оперативного аппарата различные методы работы. Н.И. Порубов отметил: "Общность целей и различие в методах работы требуют координации усилий следственных и оперативных аппаратов. Они должны в полной мере использовать определенные законом возможности для раскрытия преступлений" <10>. Взаимодействие следователя и оперативного сотрудника не строится на соподчинении. При всем этом следователь - координатор совместных усилий. Он самостоятельно решает, какие следственные действия необходимо совершить, а орган дознания в рамках своей компетенции определяет методы и средства решения поставленных следователем задач. Немаловажную функцию выполняет начальник органов дознания, организующий взаимодействие со стороны оперативно-разыскного аппарата. Он определяет состав группы оперативных сотрудников, направляемых в помощь следователю, исходя из следующих условий:
--------------------------------
<10> Порубов Н.И. Допрос в советском уголовном судопроизводстве. Минск: Вышэйшая школа, 1973. С. 140.
1) профессиональная подготовка оперативного сотрудника;
2) опыт оперативного сотрудника в данном направлении;
3) возможность оперативного сотрудника быть ранее знакомым с некоторыми материалами дела, например, ранее оперативный сотрудник принимал участие в осмотре места происшествия и др. следственных действиях, что делает оперативного сотрудника более информированным;
4) загруженность оперативного сотрудника и возможность направить его в помощь следователю без ущерба другим делам;
5) психологическая совместимость.
Учет психологических и управленческих особенностей следователей и оперативных сотрудников обязательно должен присутствовать при организации взаимодействия как работниками органов предварительного следствия, так и органов дознания. Особенно важным указанное представляется при создании и организации деятельности временных или постоянных оперативно-следственных групп.
С точки зрения психологических показателей следственная работа - наименее изученная область профессиональной деятельности человека. Изучение же во многом способствует решению проблем, связанных с научной организацией труда. К числу таких проблем наряду с профессиональной подготовкой и профессиональным отбором лиц, которые могут работать в этой отрасли <11>, относятся проблемы, связанные с созданием психологически совместимых коллективов следователей в масштабе конкретного следственного отдела соответствующего следственного органа, с возможностями быстрой профессиональной ориентации в решении мыслительных следственных задач, с необходимой оперативностью в осуществлении намеченных планов, с преодолением возможностей профессиональной деформации.
--------------------------------
<11> См.: Шиханцов Г.Г. О формировании следственных способностей в процессе обучения / Вопросы судебной психологии. Минск: Изд-во БГУ, 1970. С. 15 - 16.
Резюмируя изложенное, отметим, что наличие здорового межличностного общения с учетом рекомендаций психологии в следственной работе позволит повысить стрессоустойчивость сотрудников, будет влиять на эффективность деятельности по расследованию и раскрытию преступлений и, как следствие, может снизить "текучесть кадров", обеспечивая планомерность борьбы с преступностью в целом.
Литература
1. Андреева Г.М. Социальная психология: Учеб. М.: Аспект Пресс, 1998. С. 106.
2. Егидес А.П. Психологическая коррекция конфликтного общения // Психологический журнал. 1984. Т. 5. N 5. С. 52.
3. Бабаев О.С. Концептуальные основы и тенденции развития криминалистической тактики: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 1998.
4. Буева Л.П. Человек: деятельность и общение. М.: Мысль, 1978.
5. Карагодин В.Н. Следователь как руководитель процесса раскрытия преступления // Российский следователь. 2015. N 24. С. 6 - 9.
6. Кузьмин Е.С. Основы социальной психологии. Л.: Изд-во ЛГУ, 1967.
7. Лупинская П.А. Решения в уголовном судопроизводстве. Их виды, содержание и формы. М., 1976.
8. Порубов Н.И. Допрос в советском уголовном судопроизводстве. Минск: Вышэйшая школа, 1973.
9. Степаненко Д.А. Психологическое воздействие в уголовном судопроизводстве: понятие и критерии допустимости // Российский следователь. 2014. N 9. С. 52 - 46.
10. Шиханцов Г.Г. О формировании следственных способностей в процессе обучения // Вопросы судебной психологии. Минск: Изд-во БГУ, 1970. С. 15 - 16.
11. Дмитриев А., Кудрявцев В., Кудрявцев С. Юридическая конфликтология. М., 1993. Ч. 1.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Уголовный процесс, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.