Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Уголовный процесс. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
ПОЛОЖЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНЫХ МЕНЬШИНСТВ В СИСТЕМЕ УГОЛОВНОГО ПРАВОСУДИЯ
А.Г. МУСЕИБОВ, А.В. БОРБАТ
Правовое положение лиц, относящихся к национальным, этническим, религиозным или иным меньшинствам, в российском уголовно-процессуальном законодательстве и практика обеспечения их прав в уголовном судопроизводстве в последние годы являются предметом пристального интереса ряда международных организаций, которыми ежегодно готовятся специальные доклады по данным вопросам. В определенной мере подготовка этих докладов обусловлена недостаточным освещением в литературе особенностей правового регулирования национальных, этнических, религиозных, языковых отношений в системе российского законодательства. В этой связи раскрытие основных положений принципа равенства всех перед законом и судом и недопустимости дискриминации по национальным, религиозным и иным каким-либо признакам как общеправового принципа в законодательстве России приобретает особую актуальность.
Вызывает интерес, в частности, вопрос о правовых гарантиях равноправного обращения с лицами, принадлежащими к этническим, религиозным, языковым или национальным меньшинствам при отправлении уголовного правосудия в России.
Принцип равенства всех перед законом и судом и недопустимости дискриминации по национальным или каким-либо иным признакам в каких бы то ни было сферах отношений или деятельности, в том числе в сфере уголовного судопроизводства, закреплен в Конституции Российской Федерации.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации все равны перед законом и судом (ч. 1 ст. 19). Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности (ч. 2 ст. 19).
Положения Конституции Российской Федерации служат гарантиями равноправного обращения с подозреваемыми, обвиняемыми, потерпевшими и иными участниками уголовного судопроизводства независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и других обстоятельств.
Принципы равенства всех перед законом и судом и недопущения дискриминации закреплены также в уголовном, уголовно-процессуальном и уголовно-исполнительном законодательстве Российской Федерации.
В соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации (далее - УПК РФ) в ходе уголовного судопроизводства запрещаются осуществление действий и принятие решений, унижающих честь участника уголовного судопроизводства, а также обращение, унижающее его человеческое достоинство либо создающее опасность для его жизни и здоровья (ч. 1 ст. 9 УПК РФ). Никто из участников уголовного судопроизводства не может подвергаться насилию, пыткам, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению (ч. 2 ст. 9 УПК РФ). Никто не может быть задержан по подозрению в совершении преступления или заключен под стражу при отсутствии на то законных оснований (ч. 1 ст. 10 УПК РФ).
Федеральным конституционным законом от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" (в ред. от 05.02.2014) <1> равенство всех перед законом и судом закреплено в качестве принципа деятельности судебной системы, в соответствии с которым суды не отдают предпочтения каким-либо органам, лицам, участвующим в процессе сторонам по признакам их государственной, социальной, половой, расовой, национальной, языковой или политической принадлежности либо в зависимости от их происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, места рождения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а равно и по другим, не предусмотренным Федеральным законом, основаниям (ст. 7).
--------------------------------
<1> См.: СЗ РФ. 1997. N 1. Ст. 1.
В соответствии с Федеральным законом от 15 июля 1995 г. N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" (в ред. от 22.12.2014) <2> содержание под стражей осуществляется в соответствии с принципами законности, справедливости, презумпции невиновности, равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства и не должно сопровождаться пытками, иными действиями, имеющими целью причинение физических или нравственных страданий подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, содержащимся под стражей.
--------------------------------
<2> См.: СЗ РФ. 1995. N 29. Ст. 2759.
Уголовный кодекс Российской Федерации (далее - УК РФ) определяет, что лица, совершившие преступления, равны перед законом и подлежат уголовной ответственности независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств (ст. 4 УК РФ).
Совершение преступления по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы признается УК РФ обстоятельством, отягчающим наказание (п. "е" ч. 1 ст. 63 УК РФ), которое относится ко всем преступлениям, совершенным по данным мотивам, в том числе преступлениям против правосудия, таким как: привлечение заведомо невиновного к уголовной ответственности (ст. 299 УК РФ), незаконные задержание, заключение под стражу или содержание под стражей (ст. 301 УК РФ), вынесение заведомо неправосудных приговора, решения или иного судебного акта (ст. 305 УК РФ).
В УК РФ предусмотрена уголовная ответственность за ряд преступлений, посягающих на принцип равноправия граждан перед законом и судом, в том числе направленных на унижение национального достоинства, оскорбление религиозных чувств верующих, пропаганду исключительности, превосходства или неполноценности граждан по признаку расовой, национальной или социальной принадлежности либо отношения к религии. В частности, в нем предусмотрена уголовная ответственность за дискриминацию, то есть нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям или каким-либо социальным группам, совершенное лицом с использованием своего служебного положения (ст. 136 УК РФ), публичные действия, выражающие явное неуважение к обществу и совершенные в целях оскорбления религиозных чувств верующих, незаконное воспрепятствование деятельности религиозных организаций или проведению богослужений, других религиозных обрядов и церемоний (ст. 148 УК РФ), действия, направленные на возбуждение ненависти либо вражды, а также на унижение достоинства человека либо группы лиц по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, а равно принадлежности к какой-либо социальной группе, совершенные публично или с использованием средств массовой информации либо информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети Интернет (ст. 282 УК РФ), организацию экстремистского сообщества для подготовки и совершения преступлений по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы и участие в экстремистском сообществе (ст. 282.1 УК РФ). При этом за совершение многих из них лицом с использованием своего служебного положения предусмотрена повышенная ответственность.
В соответствии с Федеральным законом от 25 июля 2002 г. N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности" (в ред. от 23.11.2015) <3> высказывания должностного лица, а также иного лица, состоящего на государственной или муниципальной службе, о необходимости, допустимости, возможности или желательности осуществления экстремистской деятельности, сделанные публично, либо при исполнении должностных обязанностей, либо с указанием занимаемой должности, а равно непринятие должностным лицом в соответствии с его компетенцией мер по пресечению экстремистской деятельности влечет за собой установленную законодательством Российской Федерации ответственность (ст. 14).
--------------------------------
<3> См.: СЗ РФ. 2002. N 30. Ст. 3031.
В Уголовно-исполнительном кодексе Российской Федерации равенство осужденных перед законом предусмотрено в качестве одного из принципов уголовно-исполнительного законодательства (ст. 8).
В соответствии с Федеральным законом от 30 апреля 1999 г. N 82-ФЗ "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации" (в ред. от 13.07.2015) <4> коренные малочисленные народы Российской Федерации - это народы, проживающие на территориях традиционного расселения своих предков, сохраняющие традиционные образ жизни, хозяйствование и промыслы, насчитывающие в Российской Федерации менее 50 тысяч человек и осознающие себя самостоятельными этническими общностями (ст. 1).
--------------------------------
<4> См.: СЗ РФ. 1999. N 18. Ст. 2208.
Единый перечень коренных малочисленных народов Российской Федерации утверждается Правительством Российской Федерации по представлению органов государственной власти субъектов Российской Федерации, на территориях которых проживают эти народы. В настоящее время такой перечень определен в Постановлении Правительства Российской Федерации от 24 марта 2000 г. N 255 "О Едином перечне коренных малочисленных народов Российской Федерации" (в ред. от 25.08.2015) <5>.
--------------------------------
<5> См.: СЗ РФ. 2000. N 14. Ст. 1493.
Правительство Российской Федерации, Федеральное агентство по делам национальностей, образованное Указом Президента Российской Федерации от 31 марта 2015 г. N 168 "О Федеральном агентстве по делам национальностей", другие государственные органы исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, так же как и органы государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с закрепленными в нормативных правовых актах их функциями обзоры, доклады и отчеты о состоянии преступности не составляют.
Полномочия по анализу состояния преступности, в том числе среди должностных лиц, совершивших преступления, нарушающие принцип равноправия граждан в сфере уголовного судопроизводства, предоставлены нормативными правовыми актами Генеральной прокуратуре Российской Федерации и Верховному Суду Российской Федерации, а также федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим функции по выявлению, расследованию, пресечению и предотвращению преступлений, в том числе Министерству внутренних дел Российской Федерации и Следственному комитету Российской Федерации. Состояние законности, соблюдения должностными лицами прав и свобод человека и гражданина при осуществлении правоохранительной деятельности, в том числе обеспечения ими принципа равенства всех перед законом и судом рассматривается на заседаниях коллегий указанных органов и заседаниях действующих при них общественных советов систематически, по результатам которых принимаются решения о мерах, направленных на предупреждение совершения правонарушений, предотвращение ограничения прав и дискриминации по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. При этом в соответствии с принципом равенства всех перед законом лица, пострадавшие от правонарушений, не дифференцируются по признакам их социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности, и обобщенные данные о национальной, языковой, религиозной или иной их принадлежности в обзорах, докладах или отчетах о состоянии преступности и правонарушений, в том числе в сфере уголовного судопроизводства, не отражаются из-за отсутствия правовых оснований и правового значения такой классификации.
В законодательстве Российской Федерации понятие этнических, религиозных, лингвистических и иных меньшинств не определяется и не используется, за исключением понятия малочисленных народов, которое определяется только в целях обеспечения гарантий самобытного социально-экономического и культурного развития таких народов, защиты их исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов.
Федеральный закон от 17 июня 1996 г. N 74-ФЗ "О национально-культурной автономии" (в ред. от 04.11.2014) <6> определяет понятие национально-культурной автономии в Российской Федерации как форму национально-культурного самоопределения, представляющую собой объединение граждан Российской Федерации, относящих себя к определенной этнической общности, находящейся в ситуации национального меньшинства на соответствующей территории, на основе их добровольной самоорганизации в целях самостоятельного решения вопросов сохранения самобытности, развития языка, образования, национальной культуры, укрепления единства российской нации, гармонизации межэтнических отношений, содействия межрелигиозному диалогу, а также осуществления деятельности, направленной на социальную и культурную адаптацию и интеграцию мигрантов (ст. 1).
--------------------------------
<6> См.: СЗ РФ. 1996. N 25. Ст. 2965.
Реестр национально-культурных автономий ведет Министерство юстиции Российской Федерации в соответствии с Положением о нем, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. N 1313 "Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации" (в ред. от 31.12.2015) <7> (п. 30.27). Однако данный реестр не тождествен перечню национальных меньшинств и не может рассматриваться в качестве критерия выделения в самостоятельную группу представителей данных меньшинств при анализе состояния преступности.
--------------------------------
<7> См.: СЗ РФ. 2004. N 42. Ст. 4108.
Конституция Российской Федерации гарантирует каждому право на получение квалифицированной юридической помощи и устанавливает, что в случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается бесплатно (ст. 48).
В соответствии с УПК РФ подозреваемому и обвиняемому обеспечивается право на защиту, которое они могут осуществлять лично либо с помощью защитника и (или) законного представителя (ч. 1 ст. 16 УПК РФ). В случаях, предусмотренных УПК РФ, обязательное участие защитника и (или) законного представителя подозреваемого или обвиняемого обеспечивается должностными лицами, осуществляющими производство по уголовному делу (ч. 3 ст. 16 УПК РФ). Уголовное судопроизводство ведется на русском языке, а также на государственных языках входящих в Российскую Федерацию республик (ч. 1 ст. 18 УПК РФ). Участникам уголовного судопроизводства, не владеющим или недостаточно владеющим языком, на котором ведется производство по уголовному делу, должно быть разъяснено и обеспечено право делать заявления, давать объяснения и показания, заявлять ходатайства, приносить жалобы, знакомиться с материалами уголовного дела, выступать в суде на родном языке или другом языке, которым они владеют, а также бесплатно пользоваться помощью переводчика в порядке, установленном настоящим Кодексом (ч. 2 ст. 18 УПК РФ). Если в соответствии с УПК РФ следственные и судебные документы подлежат обязательному вручению подозреваемому, обвиняемому, а также другим участникам уголовного судопроизводства, то указанные документы должны быть переведены на родной язык соответствующего участника уголовного судопроизводства или на язык, которым он владеет (ч. 3 ст. 18 УПК РФ). Если подозреваемый, обвиняемый не владеют языком, на котором ведется производство по уголовному делу, участие защитника в уголовном судопроизводстве обязательно (п. 4 ч. 1 ст. 51 УПК РФ). В случаях, когда участие защитника в уголовном судопроизводстве обязательно, защитник не приглашен самим подозреваемым, обвиняемым, его законным представителем, а также другими лицами по поручению или с согласия подозреваемого, обвиняемого, то дознаватель, следователь или суд обеспечивают участие защитника в уголовном судопроизводстве (ч. 3 ст. 51 УПК РФ). В случае если адвокат участвует в производстве предварительного расследования или судебном разбирательстве по назначению дознавателя, следователя или суда, расходы на оплату его труда компенсируются за счет средств федерального бюджета (ч. 5 ст. 50 УПК РФ).
В соответствии с Федеральным законом от 15 июля 1995 г. N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" (в ред. от 22.12.2014) <8> подозреваемые и обвиняемые, находящиеся под стражей, имеют право отправлять религиозные обряды в помещениях места содержания под стражей, иметь при себе религиозную литературу, предметы религиозного культа - при условии соблюдения правил внутреннего распорядка и прав других подозреваемых и обвиняемых (п. 14 ст. 17).
--------------------------------
<8> Собрание законодательства РФ. 1995. N 29. Ст. 2759.
Дифференцированное применение мер принуждения в отношении лица по признакам его принадлежности к определенной социальной, религиозной, этнической, национальной или иной группе населения в Российской Федерации не только не допускается, но и преследуется законом.
Меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении: доставление, административное задержание, личный досмотр, досмотр вещей, транспортного средства, находящихся при физическом лице, изъятие вещей и документов и другие меры уголовно-процессуального принуждения: привод, задержание, содержание под стражей, домашний арест и другие применяются только по основаниям и при наличии условий, установленных законом, и со строгим соблюдением конституционного принципа равенства всех перед законом. Следственные действия принудительного характера, такие как личный обыск, выемка предметов и документов и другие, производятся в соответствии с теми же правилами и с соблюдением того же принципа. Точно также регламентируется в законодательстве применение физической силы, специальных средств и оружия при пресечении преступлений, исполнении постановлений о задержании, приводе, доставлении и других мерах обеспечения производства по делам об административных правонарушениях или по уголовным делам.
Так, Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ "О полиции" (в ред. от 14.12.2015) <9> предоставляет полиции право проверять документы, удостоверяющие личность граждан, если имеются данные, дающие основания подозревать их в совершении преступления или полагать, что они находятся в розыске, либо если имеется повод к возбуждению в отношении этих граждан дела об административном правонарушении, а равно если имеются основания для их задержания в случаях, предусмотренных федеральным законом (п. 2 ч. 1 ст. 13), а сотруднику полиции - право на применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия лично или в составе подразделения (группы) в случаях и порядке, предусмотренных федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами (ч. 1 ст. 18).
--------------------------------
<9> См.: СЗ РФ. 2011. N 7. Ст. 900.
Основания и условия задержания лица по подозрению в совершении преступления предусмотрены УПК РФ, в соответствии с которым такими основаниями являются случаи, когда: 1) лицо застигнуто при совершении преступления или непосредственно после его совершения; 2) потерпевшие или очевидцы укажут на данное лицо как на совершившее преступление; 3) на этом лице или его одежде, при нем или в его жилище будут обнаружены явные следы преступления.
Чрезмерное или необоснованное применение физической силы, специальных средств, оружия при исполнении должностным лицом правоохранительного органа своих служебных обязанностей в соответствии с уголовным законодательством Российской Федерации квалифицируется при наличии всех признаков состава как преступление против правосудия или интересов государственной службы, а должностное лицо, его совершившее, в том числе при превышении им мер, необходимых для задержания лица, совершившего преступление, привлекается к уголовной ответственности.
Предвзятое отношение в ходе уголовного судопроизводства к участникам процесса по признакам национальной или иной принадлежности образует состав преступления против правосудия. Должностные лица, совершившие такое преступление, подлежат уголовной ответственности. При этом в уголовной и судебной статистике потерпевшие от данных, как и всех иных, преступлений не дифференцируются по признакам национальной, религиозной, языковой или иной принадлежности, поскольку это не имеет значения для применения норм права и реализации участниками процесса своих процессуальных прав.
Ведение статистики в отношении представителей национальных и иных меньшинств, в отношении которых совершены должностные преступления, нормативными правовыми актами не предусмотрено в связи с отсутствием перечня таких меньшинств и критериев отнесения к ним определенных лиц, а также в связи с конституционным принципом равенства всех, не предполагающим дифференциацию граждан, в том числе участников уголовного судопроизводства, по национальным или иным признакам, не имеющим отношения к применению закона.
В соответствии с конституционным принципом равенства всех перед законом в законодательстве Российской Федерации не существует дифференциации граждан на меньшинства и отсутствует перечень национальных или иных меньшинств. Ведение статистики в отношении представителей национальных и иных меньшинств нормативными правовыми актами не предусмотрено. Ведению такой статистики препятствует также конституционное установление о праве каждого самостоятельно определять и указывать свою национальную принадлежность.
В уголовно-процессуальном законодательстве Российской Федерации не существует дифференциации участников процесса на меньшинства по каким-либо признакам, поскольку это не влияет на реализацию норм права в сфере уголовного судопроизводства. Ведение уголовной и судебной статистики в отношении национальных и иных меньшинств нормативными правовыми актами не предусмотрено. В связи с этим правоохранительные органы такими сведениями не располагают.
Основные показатели преступности в России постоянно меняются в соответствии с изменениями социальной среды, состоянием социально-экономической ситуации в стране. В период с 2010 по 2015 г. показатели преступности в России имели тенденцию к снижению. Так, в целом по России было зарегистрировано в 2010 г. - 2628799, 2011 г. - 2404807, 2012 г. - 2302168, 2013 г. - 2206249, 2014 г. - 2190578, 2015 г. - 2388476 преступлений, выявлено лиц, совершивших преступления, соответственно 1111145, 1041340, 1010938, 1012563, 1006003, 1075333, осуждено лиц по приговорам, вступившим в законную силу, - 845071, 782274, 739278, 735605, 719305 <10>.
--------------------------------
<10> См.: Преступность и правонарушения 2010 - 2014 гг.: Стат. сб. / ГИАЦ МВД России. М., 2015; Единый отчет о преступности в России за 2015 г. / ГИАЦ МВД России. М., 2016.
Показатели уровня (коэффициента) преступности имеют различия в определенных регионах России. Так, в 2014 г. коэффициент преступности (число преступлений на 100000 человек населения в возрасте 14 лет и старше) составил в целом по России 1772, в Северо-Кавказском федеральном округе - 924, Крымском - 1195, Южном - 1536, Центральном - 1536, Приволжском - 1595, Северо-Западном - 1711, а в Уральском - 2124, Сибирском - 2459, Дальневосточном - 2501 <11>.
--------------------------------
<11> См.: Преступность и правонарушения 2010 - 2014 гг.: Стат. сб. / ГИАЦ МВД России. М., 2015.
Превышение среднеокружных показателей коэффициента преступности в 2014 г. было зафиксировано в Центральном федеральном округе: в Москве - 1720, Орловской - 1759, Тверской - 1776 и Калужской - 1937 областях; Приволжском федеральном округе: в Удмуртской Республике - 2141, Пермском крае - 2367 и Самарской области - 1837; Уральском федеральном округе: в Тюменской - 2607 и Курганской - 2777 областях; Сибирском федеральном округе: в Республиках Алтай - 2726, Бурятия - 3180, Тыве - 3012, Хакасии - 3191, в Иркутской - 2686 и Кемеровской - 2720 областях; Дальневосточном федеральном округе: в Хабаровском крае - 2605, Сахалинской области - 2786, Приморском крае - 2952; Северо-Западном федеральном округе: в Республиках Карелия - 2355 и Коми - 2863, Калининградской - 2437 и Новгородской - 2407 областях; Южном федеральном округе - в Астраханской области - 1871.
Наименьшие показатели коэффициента преступности в 2014 г. были отмечены в Чеченской Республике - 377, Республике Ингушетия - 492 и Республике Дагестан - 607, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа.
Ниже среднеокружных были отмечены показатели коэффициента преступности в Центральном федеральном округе: в Тульской - 920 и Рязанской - 971 областях; Северо-Западном федеральном округе: в г. Санкт-Петербург - 1248 и Ленинградской области - 1264; Южном федеральном округе: в Республике Адыгея - 1082; Приволжском федеральном округе: в Республике Мордовия - 1137, Пензенской - 1263 и Саратовской - 1266 областях, Республиках Мари Эл - 1285, Чувашия - 1321, Татарстан - 1386; Сибирском федеральном округе: в Омской области - 1748; Дальневосточном федеральном округе: в Республике Саха (Якутия) - 1429 <12>.
--------------------------------
<12> См.: Преступность и правонарушения 2010 - 2014 гг.: Стат. сб. / ГИАЦ МВД России. М., 2015.
Региональные различия преступности в определенной мере связаны с особенностями образа жизни населения того или иного региона, национальными, этническими, религиозными традициями и обычаями, которые могут выступать в роли как криминогенных, так и антикриминогенных факторов.
Вместе с тем никакие показатели преступности не являются основанием для нарушения принципов законности и равенства всех перед законом и судом при производстве по уголовному делу, а учитываются лишь в организации деятельности по предупреждению преступности.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Уголовный процесс, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.