Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Уголовный процесс. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
К ВОПРОСУ О ПРАВОВОМ РЕГУЛИРОВАНИИ ОТДЕЛЬНЫХ УСЛОВИЙ ПРОВЕДЕНИЯ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОГО МЕРОПРИЯТИЯ "ПРОСЛУШИВАНИЕ ТЕЛЕФОННЫХ ПЕРЕГОВОРОВ" И ПЕРСПЕКТИВЫ ЕГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
В.В. ИВАНОВ
В свете последних событий, связанных с терактами в Париже и Брюсселе, вновь разгорелись споры о необходимости ужесточения норм, регулирующих ограничение прав отдельных граждан в интересах всего общества.
Первая волна внимания к приватности в телекоммуникационной сфере была связана с деятельностью Эдварда Сноудена. Именно благодаря его разоблачительным выступлениям и публикациям защита данных для многих потребителей стала не дополнительным, а ключевым фактором в принятии решения о выборе мобильного устройства.
В современных условия агрессии международного терроризма существующие правовые нормы, регламентированные Всеобщей декларацией прав человека <1>, Международным пактом о гражданских и политических правах (ст. 17) <2>, оспариваются и ставятся под сомнение самим обществом.
--------------------------------
<1> См.: Всеобщая декларация прав человека: принята 10.12.1948 Генеральной Ассамблеей ООН // Рос. газ. 1995. 5 апр.
<2> См.: Международный пакт "О гражданских и политических правах" от 16.12.1966 // Бюллетень Верховного Суда РФ. 1994. N 12.
Так, в ходе социологического опроса более 63% граждан США заявили, что расследование террористических угроз для них важнее неприкосновенности частной жизни, а отказ Apple от выполнения решения суда Лос-Анджелеса обеспечить техническую помощь ФБР для получения доступа к заблокированному iPhone террориста Сайеда Фарука, застреленного при совершении теракта в калифорнийском Сан-Бернардино в декабре 2015 г., лишь увеличивает число сторонников данных взглядов.
В свете данной проблемы исследование и совершенствование правового механизма реализации принципа уважения прав и свобод человека и гражданина с позиции идеологии правового демократического государства во многом зависит от процедурно-процессуального механизма его правового регулирования, в том числе прописанного в нормативных правовых актах, регламентирующих оперативно-розыскную деятельность.
В данной статье предпринята попытка рассмотрения проблемных вопросов правового регулирования ОРМ "прослушивание телефонных переговоров" (далее - ОРМ "ПТП") и перспективы его совершенствования в российском законодательстве.
Важным направлением совершенствования правового регулирования проведения ОРМ "прослушивание телефонных переговоров" является устранение противоречий между отдельными нормами Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности" (далее - Закон) <3>.
--------------------------------
<3> См.: Федеральный закон от 12.08.1995 N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" (ред. от 29.06.2015) // СЗ РФ. 1995. N 33. Ст. 3349.
Так, в п. 10 ч. 1 ст. 6 Закона предусмотрено прослушивание только телефонных переговоров, а в ч. 4 ст. 8 допускается прослушивание телефонных и иных переговоров только в отношении лиц, подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений средней тяжести, тяжких или особо тяжких преступлений, а также лиц, которые могут располагать сведениями об указанных преступлениях.
Использование в Законе термина "иные переговоры", с одной стороны, можно признать вполне закономерным, поскольку средства связи, используемые для переговоров, постоянно совершенствуются и появляются новые их виды. Выделяя иные переговоры, законодатель тем самым оставляет открытым перечень возможных каналов связи, которые он не запрещает контролировать. Однако, с другой стороны, в криминалистической и уголовно-процессуальной литературе возникает проблема определения содержания понятия "иные переговоры".
С точки зрения Л.И. Ивченко, в настоящее время ни один ведомственный акт в области связи не содержит исчерпывающего перечня электронных коммуникаций, по которым могут осуществляться переговоры <4>.
--------------------------------
<4> См.: Ивченко Л.И. Тактика контроля и записи переговоров и использование результатов этого следственного действия в расследовании преступлений. М.: Юрлитинформ, 2005. С. 23.
Таким образом, в ч. 4 ст. 8, на наш взгляд, законодатель использует определение ОРМ, которого не существует, а также вступает в противоречие в вопросах регулирования вопросов использования и уничтожения фонограмм и других материалов, полученных в результате прослушивания таких переговоров.
Исходя из вышеизложенного, на наш взгляд, следует устранить противоречие в ч. 7 ст. 5, ч. 5 ст. 8 Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности", содержащее упоминание "прослушивание телефонных и иных переговоров" при отсутствии такого оперативно-розыскного мероприятия.
Касаясь условий проведения вышеуказанного мероприятия, следует обратить внимание еще на одну проблему, требующую совершенствования правового регулирования проведения ОРМ "ПТП".
В статье 2 Закона отдельно выделена задача розыска без вести пропавших лиц. Проблемы безвестного исчезновения граждан, знакомые нам в основном как часть проблемы борьбы с насильственными видами преступлений <5>, в том числе и лиц, допущенных к сведениям, составляющим государственную тайну, в настоящее время приобрели особую актуальность в связи с появлением "нового для нас типа внешней агрессии международного терроризма и прямой попытки перенести эту угрозу внутрь страны" <6>.
--------------------------------
<5> См.: Гринева Д.А. Розыск без вести пропавших лиц (правовой, оперативно-розыскной и криминалистический аспекты): Дис. ... канд. юрид. наук. Калининград, 2006.
<6> Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 08.07.2000 // Рос. газ. 2000. 11 июля.
С учетом обеспечения безопасности в условиях ведущейся против России террористической войны необходима полноценная система мер, адекватная обстановке и готовая отразить угрозу террора в любой ее форме. Как отметил Президент Российской Федерации В.В. Путин, "в России необходима организация работы системы национальной безопасности, которая способна не только пресекать теракты и преодолевать их последствия, но и работать на предотвращение вылазок террористов, организуемых ими диверсий и техногенных катастроф" <7>.
--------------------------------
<7> Рос. газ. 2004. 14 сент.
Для достижения своих целей международный терроризм не только проводит террористические акты, но и оказывает воздействие в информационной сфере на массовое сознание мирового сообщества для пополнения своих рядов. Масштаб агитации террористов стал поистине беспрецедентным. Помимо людей, традиционно исповедующих ислам, большие массы граждан России откликнулись на призывы через Интернет и отправились воевать на Ближний Восток, тем самым значительно увеличив количество без вести пропавших лиц.
Реализация задачи оперативно-розыскной деятельности по розыску без вести пропавших лиц предусмотрена Законом, но по смыслу ст. 8 Закона проведение ОРМ, которые ограничивают конституционные права человека и гражданина на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, а также право на неприкосновенность жилища, недопустимо при наличии информации или сведений о без вести пропавшем.
Таким образом, отсутствие в ст. 8 Закона регламентирующих предписаний по указанному вопросу не только ограничивает субъектов ОРД в проведении всего комплекса ОРМ при решении задач розыска указанной категории лиц, но и не позволяет предотвращать готовящиеся преступления террористического характера.
Наличие криминальных обстоятельств при соответствующей процедуре получения судебной санкции на проведение ОРМ "ПТП" будет способствовать реальной защите прав и свобод без вести пропавшего лица и всего общества, а не являться нарушением конституционных прав и свобод человека и гражданина.
Исходя из изложенного, представляется целесообразным дополнить ч. 2 ст. 8 Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности" предписанием, позволяющим осуществлять весь комплекс ОРМ при розыске пропавших без вести лиц при криминальных обстоятельствах, в том числе затрагивающих конституционные права и свободы граждан.
Отдельным проблемным вопросом правового регулирования ОРМ "ПТП" является отсутствие законодательного закрепления сохранения и использования его результатов, полученных в отношении лиц, не являющихся объектами дел оперативного учета.
При проведении данного ОРМ нередко прослушиваются переговоры граждан, не причастных к противоправным посягательствам. Это могут быть разговоры на сугубо бытовые темы с членами семьи разрабатываемого лица, пришедшими к ним в гости и звонящими своим знакомым, и т.д. Тем самым невольно затрагиваются права этих лиц на тайну телефонных переговоров, носящих личный, деловой или иной, не представляющий оперативного интереса, характер и касающихся частной жизни и некоторых других вопросов, скрываемых этими гражданами от посторонних лиц.
Согласно ч. 8 ст. 5 Закона сведения, полученные в результате прослушивания таких переговоров, без согласия этих граждан разглашены быть не могут.
Вместе с тем в практической деятельности возникают ситуации, когда "перехваченные" телефонные переговоры лица, не являющегося объектом или связью объекта ДОУ, содержат сведения, являющиеся основаниями для проведения ОРМ, а также в них содержится информация о совершении лицом средней тяжести, тяжких или особо тяжких преступлений. Согласно российскому законодательству, несмотря на их значимость, они не могут быть использованы в качестве доказательств по уголовному делу и подлежат уничтожению.
Однако примеры законодательного расширения действия правового режима при использовании сведений, полученных в результате прослушивания таких переговоров, имеются в международном праве.
Так, в законодательстве Финляндии в случае, когда среди полученной благодаря "перехвату телекоммуникаций" информации получены сведения, которые не имеют отношения к расследуемому преступлению, но они затрагивают находящееся в расследовании преступление или если оно может расследоваться с применением принудительных мер того же типа, что и принятые, то запись может быть сохранена, а соответствующая информация внесена в картотеку организации, проводящей досудебное расследование. Если полученная информация необходима для предотвращения преступлений, предусмотренных ст. 119 гл. 16 Уголовного кодекса (в их число входят государственная измена, убийство, непреднамеренное убийство, взятие заложников, грабеж при отягчающих обстоятельствах, профессиональная скупка краденого, угон самолета, диверсия против воздушного судна и т.д.), то запись также может быть сохранена, а информация включена в картотеку. Записи подлежат хранению в течение пяти лет со дня, когда по делу было принято окончательное решение или дело было закрыто.
Настоятельная потребность в сохранении указанных результатов ОРМ "ПТП" в деятельности органов, осуществляющих ОРД, предопределяется состоянием современной оперативной обстановки.
В контексте данной проблемы уместно вспомнить слова римского философа Л.А. Сенеки: "Кто, имея возможность предупредить преступление, не делает этого, тот ему способствует".
Таким образом, представляется целесообразным рассмотреть возможность внесения изменений в действующее законодательство относительно вопросов проведения и использования результатов ОРМ "ПТП", основываясь на зарубежном опыте в данной сфере.
Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что допустимы следующие направления совершенствования правового регулирования организации и проведения ОРМ "прослушивание телефонных переговоров":
- устранить противоречие в ч. 7 ст. 5, ч. 5 ст. 8 Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности", содержащее упоминание "прослушивание телефонных и иных переговоров" при отсутствии такого оперативно-розыскного мероприятия;
- дополнить ч. 2 ст. 8 Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности" предписанием, позволяющим осуществлять весь комплекс ОРМ при розыске лиц, пропавших без вести, при криминальных обстоятельствах, в том числе затрагивающих конституционные права и свободы граждан;
- внести изменения в правовое регулирование проведения и использования результатов ОРМ "ПТП" в отношении лиц, не являющихся объектом или связью объекта дела оперативного учета, в действиях которых содержится информация о совершении лицом средней тяжести, тяжких или особо тяжких преступлений. Если полученная информация необходима для выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия вышеуказанной категории преступлений, то запись может быть сохранена, а информация включена в картотеку организации, проводящей досудебное расследование.
Литература
1. Гринева Д.А. Розыск без вести пропавших лиц (правовой, оперативно-розыскной и криминалистический аспекты): Дис. ... канд. юрид. наук. Калининград, 2006.
2. Ивченко Л.И. Тактика контроля и записи переговоров и использование результатов этого следственного действия в расследовании преступлений. М.: Юрлитинформ, 2005. С. 23.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Уголовный процесс, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.